Авторская программа «Экология и творчество» для детей с ОВЗ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Станция юных натуралистов
Сальского района
Рассмотрено: Утверждаю:
на заседании Педагогического Директор МБУ ДО СЮН
совета Сальского района
Протокол №1 __________ И.В.Писанко
от «31»августа 2018г. Приказ № от 01.09.2018г.
Авторская дополнительная общеобразовательная программа
Естественнонаучной направленности
«Экология и творчество»
Объединение «Природа и фантазия»
Срок освоения:1год
Возраст детей: 7-10 лет
Автор:
Каплун Екатерина Владимировна
Педагог дополнительного образования
Сальск
2018г
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………
2.Учебно-тематический план 1 года обучения……………………………
3. Содержание учебного плана………………………………………………
4.Методическое обеспечение программы…………………………..
Методический блок……………………………………………………….
Диагностический блок……………………………………………………
Дидактический блок……………………………………………………….
5. Список литературы
Литература, использованная при работе над программой…………..
Литература, рекомендованная педагогу для работы:
Основная…………………………………………………………………
Дополнительная……………………………………………………………
Литература, рекомендуемая обучающимся и родителям для самостоятельного изучения:
Основная……………………………………………………………………..
Дополнительная……………………………………………………………
Информационная карта общеобразовательной программы
Учреждение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Станция юных натуралистов Сальского района
Объединение: «Природа и фантазия»
Руководитель объединения: Каплун Екатерина Владимировна
Название программы: «Экология и творчество»
Вид программы: общеобразовательная
Направленность: естественнонаучная
Тип программы: модифицированная
Продолжительность освоения программы: 1 год
Возрастной диапазон: 7 – 10лет
Образовательная область: естественнонаучная с художественно - эстетическим уклоном.
Форма организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная, коллективная, творческая мастерская.
Пояснительная записка.
Программа «Экология и творчество» - знакомит детей с окружающим миром Ростовской области, развивает творческие способности, художественный вкус, умственные способности, образное мышление, речь. Работа в объединении не дублирует программный материал по технологии, рисованию, окружающему миру, построена с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.
Работа с природными материалами помогает детям развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Работа с крупой развивает мелкую моторику. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей и представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Работа в объединении «Природа и фантазия» поможет развить, прежде всего, творческие интересы и способности учащихся. У таких детей повышается любознательность, появляется стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развивается мышление, настойчивость, целеустремленность. Все это воспитывает трудолюбие, что способствует формированию волевых черт характера.
Программа «Экология и творчество» будет реализоваться на кружковых занятиях и воспитательных мероприятиях. Кружковые занятия будут включать темы: поведение в природе, флора и фауна Ростовской области, ремесла Дона.
Нормативные документы для разработки программы.
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения, построена на следующих нормативно-правовых документах:
-Федеральным законом от 29.12. 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
- составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Направленность – естественнонаучная.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно в начальных классах, имеют свои психологические особенности. Наиболее значимыми мотивами для них являются:
-неустойчивое внимание;
- малый объем памяти;
- пониженная работоспособность;
-общее недоразвитие речи;
- нарушение эмоционально-волевой сферы.
При составлении тематического плана были предусмотрены возможности и потребности в коррекционной работе каждого воспитанника, предусматривает расширение кругозора обучающихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к работе с природным материалами и интереса к экологическим проблемам окружающей среды.
Актуальность
В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей - инвалидов в лучшую сторону. Большой процент детей школьного возраста, проживающих в нашем городе, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
Для успешной подготовки детей с (ОВЗ) к интеграции в общество требуется разработка новых теоретических подходов к обучению, воспитанию, реабилитации и адаптации в социальную среду. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь.
Назначение программы «Экология и творчество» - помочь детям с ОВЗ развить познавательную активность, любознательность; сформировать правильное отношение к объектам и предметам окружающего мира; освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, художественные, двигательные умения; развить детскую самостоятельность и пробудить стремление к творчеству.
Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для детей с ОВЗ, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих творческих желаний и возможностей.
Педагогическая целесообразность.
Каждый ребёнок талантлив по-своему. Программа доступна для детей любого уровня развития, позволяет развить такие качества, как :
-творческие способности;
- мышление;
- память;
- кругозор;
-воображение;
-художественные навыки, и раскроет лучшие человеческие качества. Важна и комфортная обстановка, исключающая перенапряжение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы; специальная развивающая творческая активность. Занятия с природным материалом увлекательные. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, а самое главное - самовыражаться
Цели и задачи программы.
Цель программы : Создание условий для всестороннего развития личности формирование экологического мировоззрения, создание творческой среды для развития художественно-творческих способностей, обучение учащихся создавать поделки из разного материала.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитание положительных качеств личности учащегося (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, общаться с товарищами, с педагогом);
- воспитание ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами)
-воспитание ответственности к себе и окружающим;
-воспитание умения и желания доводить начатое дело до конца
Общеразвивающие:
-развитие восприятия, мелкой моторики рук, мыслительных процессов;
- развивать у учащихся эстетические чувства и умение любоваться красотой природы через знакомство с художественной литературой, в ходе экскурсий и просмотров презентаций;
- формирование и развитие внимания и памяти.
Общеобучающиеся:
- познакомить учащихся с разнообразием флоры и фауны родного края;
-формировать чувство бережного отношения к природе родного края;
-знакомство с основными видами декоративно-прикладного творчества;
-расширить и углубить знания о различных видах творческой деятельности человека;
-совершенствовать навыки работы с наиболее распространёнными инструментами ручного труда при обработке различных материалов, развитие моторики;
-знакомить с основами знаний в области экологии.
Коррекционные:
-создание условий для самореализации детей;
-развитие навыков самоорганизации, самоконтроля, самоуправления;
-формирование и закрепление эмоционально-позитивных установок в самооценке учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
-преодоление недостатков психического и физического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Отличительные особенности программы
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребёнку познакомиться с основами знаний в области экологии, и попробовать свои силы в разных техниках декоративно-прикладного творчества.
Концептуальные основы:
При реализации программы я ориентировалась на следующие принципы:
- принцип активности и сознательности - польза от занятий может быть только в том случае, когда дети осознают, что и для чего они делают;
- принцип доступности – основывается на том, что все виды подготовительной работы для обучения детей были просты в обращении и доступны;
- принцип взаимосвязи обучения и развития - носит развивающий характер и способствует эстетическому, нравственному, и интеллектуальному развитию детей:
- принцип индивидуального подхода - основан на личностно-ориентированном взаимодействии;
-принцип от простого к сложному - программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объёма сведений. Такой позволяет повторять, закреплять и дополнять полученные знания и умения в течении первого года обучения.
- принцип наглядности -выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
- принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка;
- принцип успешности -создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося на каждом занятии, с целью поддержания интереса к работе.
Основные принципы обучения:
-сотворчество и ответственность;
-индивидуализация и дифференциация;
-доброжелательность и достоинство;
учет возрастных особенностей.
Психолого - педагогическая характеристика развития детей с ОВЗ младшего школьного возраста.
Особенности развития детей с ОВЗ не препятствуют освоению ими общеобразовательных программ, но обуславливают необходимость их определенной адаптации с учетом психологических особенностей детей данной категории. Следует отметить, что дети с ОВЗ обладают достаточными компенсаторными возможностями, однако для включения компенсаторных механизмов необходимо наличие определенных условий, а так же использование эффективных средств и методов педагогического воздействия.
Особое внимание следует уделять детям с ОВЗ младшего школьного возраста, у которых наблюдается значительное отставание в физическом развитии, сопровождающееся недостаточным развитием таких двигательных качеств, как:
- точность;
- выносливость;
-гибкость;
- пластичност;
-ловкость;
- координация.
Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук. Психологические исследования и практика показали, что для детей с задержкой психического развития характерны неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятия. Одни дети на занятиях действуют импульсивно, постоянно отвлекаясь, другие, напротив, проявляют инертность. Все это затрудняет выполнение учебной задачи, поставленной на занятии.
Занятия проводятся в едином блоке занятий по ознакомлению с окружающим миром, с художественной литературой, математикой, конструированием. Работа с природным материалом предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка. Для совершенствования психических функций зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения,
Всем известно, что младшие школьники очень много бегают, прыгают, совершают различные движения, потому что это их способ знакомства с этим миром. Выполняя движения и сравнивая то, что они видят с ощущениями от своих рук, дети учатся различать свойства окружающих предметов. И чем точнее и четче будут движения, тем глубже и осмысленнее знакомство детей с миром. Доказано, что хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует навыки, и раскроет лучшие человеческие качеств:
- внимание,
-мышление,
-наблюдательность,
-воображение,
-память
Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Срок реализации программы
Данная программа рассчитана на детей с ОВЗ на 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю и расчитана на72ч. Количество детей в группе 7 человек.
В соответствии с приказом Минобразования России от 14.03.2000 г № 65 23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей школьного возраста в организационных формах обучения» занятия с детьми 7-10 лет по программе «Экология и творчество » следует проводить 30минут.
В программе «Экология и творчество» большое значение уделено здоровьесберегающим технологиям. При организации учебно-воспитательного процесса уделяется внимание:
- использованию физкультминуток;
- проветриванию, влажной уборке помещений;
- чередованию занятий с высокой и низкой активностью;
- смена видов деятельности.
Уровни освоения образовательной программы:
1 год – ознакомительный предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности в освоении программы.
Методы обучения.
Формы проведения занятия: индивидуальная, подгрупповая.
На занятиях применяются:
-Демонстрация изделий;
-занятия с элементами лекций;
-практические занятия;
-игра, викторина по изученным темам;
-беседа;
-рассказ;
-инструктаж;
-демонстрация;
-работа с книгой;
-словесные.
Наглядные:
-демонстрация образцов, схем, моделей, технологических карт;
-использование технических средств;
-просмотр видеоматериалов и презентаций.
Практические:
-практические задания;
-решение различных ситуаций;
-ролевые игры.
По степени активности познавательной деятельности учащихся:
-объяснительно-иллюстративный;
-проблемный;
-репродуктивный.
Формы и режим занятий.
-Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведение конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ;
-в ходе реализации данной программы используются различные приемы и формы организации обучающей деятельности:
-тематические экскурсии;
-познавательные и дидактические игры;
-викторины;
-беседы;
-изготовление поделок, выпуск эко-газеты;
-конкурсы, акции.
Общая структура работы объединения:
1.Процесс формирования замысла (в результате ребенок должен понять что и как надо делать). Педагог объявляет тему, знакомит детей с работой , которую они будут выполнять.
2.Обследование предмета, анализ - ответственный момент, формирование у детей умения смотреть - одно из необходимых учебных умений. Рассматривание предмета и его анализ для последующей работы Эмоциональным моментом может быть использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, интересного рассказа и т.п.
3.Физкультминутка. Снятие мышечного напряжения.
4. Воплощение замысла. Сформированный в первой части занятия образ является основой последующего выполнения изделия. Дети с увлечением выполняют задание, находятся в атмосфере творчества или сотворчества, внимательны и с уважением относятся к работающим рядом детям .В ходе занятия педагог следит, чтобы не было пауз, чтобы, закончив один этап, ребенок сразу же переходил к следующему.
5.Анализ результатов деятельности детей или педагогическая оценка детских работ. Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших её компонентов и в разных формах необходим на каждом занятии. Нужно привлекать к анализу самих детей. Педагог спрашивает, дети должны сами делать выводы - закрепляются полученные знания.
Ожидаемые результаты освоения программы 1 года обучения:
1. Приобретет интерес к культурным традициям, бережное отношение сохранности природы через творчество;
2. научится умениям и практическим навыкам работы с различными материалами, при этом используя конструктивные возможности материалов;
3. будет иметь представление о различных видах флористических работ (аппликация);
4. утвердится в своем выборе желании заниматься декоративно - прикладным творчеством;
5. воспитает в себе настойчивость, находчивость, внимательность, уверенность, трудолюбие.
В результате обучения в объединении «Экология и творчество» в течение учебного года предполагается, что учащиеся получат следующие знания и умения:
К концу обучения по программе воспитанники получат возможность:
Компоненты результата образования |
Планируемые результаты |
Методы диагностики (формы выявления результатов) |
Личностные результаты |
Обучающийся должен: 1. Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, , интерес к познанию мира природы. 2. Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.). 3. Оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. 4. Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. |
Педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования |
Метапредметные результаты |
Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание 2. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебных пособиях. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.. 4. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. 7. Выполнять задания по аналогии. Регулятивные УУД: 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Определять цель учебной деятельности с помощью педагога и самостоятельно. 3. Определять план выполнения заданий на занятиях, жизненных ситуациях под руководством педагога. 4. Следовать при выполнении заданий инструкциям педагога . 5. Корректировать выполнение задания. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятое). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре. 4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. 5. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
Педагогическое наблюдение, собеседование, педагогический анализ результатов выставок, конкурсов, творческих работ. |
Использование методов отслеживания результативности:
-Педагогическое наблюдение.
-Педагогический анализ результатов:
-беседа ;
-опрос;
-выполнение учащимися диагностических заданий;
- участия воспитанников в мероприятиях (викторинах, соревнованиях, играх);
-активности обучающихся на занятиях и т.п.
Мониторинг образовательной деятельности детей:
-ведение творческого дневника обучающегося;
-оформление фотоотчётов;
-выставка творческих работ на городской выставке;
-оформление листов индивидуального образовательного маршрута.
Учебно - тематический план 1 года обучения
№ п/п |
Название темы |
Всего часов |
Теория |
практика |
экскурсии |
1 |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
- |
2 |
Растительный мир Ростовской области. Поделки из семян растений. |
8 |
1 |
5 |
2 |
2.1 |
Экскурсия .Правила поведения в природе.Экологические знаки .Сбор природного материала |
2 |
2 |
||
2.2 |
Классификация и характеристика плодовых растений. Лиственные деревья Ростовской области. Аппликация «Ежик « из семян ясеня. Т.Б при при выполнении практической работы |
2 |
1 |
1 |
|
2.3 |
Птицы Ростовской области. Аппликация из семян. |
2 |
2 |
||
2.4 |
Итоговое занятие . |
2 |
2 |
Коллективная работа . «Цветочное панно» |
|
3 |
Флористика |
8 |
1 |
5 |
2 |
3.1 |
Понятие «Флористика». Правила сбора флористического материала |
2 |
2 |
||
3.2 |
Насекомые Ростовской области. Аппликация «Бабочка». |
2 |
1 |
1 |
|
3.3 |
Аппликация «Петушок» |
2 |
2 |
||
3.4 |
Итоговое занятие |
2 |
2 |
Коллективная работа . «Грибы на поляне». |
|
4 |
Крупинка к крупинке получается картинка. |
8 |
3 |
5 |
|
4.1 |
Р.К. Развитие сельского хозяйства на Дону. |
2 |
1 |
1 |
|
4.2 |
Понятие мозаика. Аппликация из крупы «Улитка». |
2 |
2 |
||
4.3 |
Окраска макаронных изделий. Изготовление «Бус». |
2 |
2 |
||
4.4 |
Итоговое занятие. |
2 |
1 |
1 |
Аппликация из крупы. Беседа по вопросам. |
5 |
Пластилиновый жгутик |
8 |
3 |
5 |
|
5.1 |
Путешествие в пластилинию. Виды пластилина и его свойства. |
2 |
1 |
1 |
|
5.2 |
Материалы и приспособления применяемые при работе. Мозаика из пластилина к сказке «Теремок» |
4 |
1 |
3 |
|
5.3 |
Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
Беседа по вопросам. Аппликация «Вишенка». |
6 |
Бумажная фантазия |
24 |
6 |
19 |
|
6.1 |
История развития бумагопластики. Св-ва бумаги. |
2 |
1 |
1 |
|
6.2 |
Техника комкования».Оформление готовых работ. Т.Б. при работе с ножницами. |
2 |
1 |
1 |
|
6.3 |
Аппликация из геометрических фигур «Белка». |
2 |
2 |
||
6.4 |
Аппликация из геометрических фигур «Зайчик». |
2 |
2 |
||
6.5 |
Насекомые Ростовской области. «Божья коровка». |
4 |
1 |
3 |
|
6.6 |
Аппликация в технике комкования «Пудель». |
4 |
1 |
3 |
|
6.7 |
Обрывная аппликация «Пчелка». |
2 |
1 |
1 |
|
6.8 |
Закладка для книги из кругов «Гусеница» |
2 |
2 |
||
6.9 |
Карандашница |
2 |
2 |
||
6.10 |
Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
П.р. Открытка. Игра «Поле чудес» |
7 |
Ненужным вещам вторая жизнь |
12 |
4 |
8 |
- |
7.1 |
Знакомство с материалами минерального происхождения. Т.Б. при работе с сыпучими материалами |
2 |
2 |
||
7.2 |
Р.К. Занятие Донских казаков. |
2 |
1 |
1 |
|
7.3 |
Аппликация из песка «Мухомор» |
2 |
2 |
||
7.4 |
Реки Ростовской области. Коллаж «Подводное царство» |
4 |
1 |
3 |
|
7.5 |
Бросовый материал: «Часы из одноразовой тарелке. |
2 |
2 |
||
8 |
Итоговое годовое занятие |
2 |
1 |
1 |
|
Всего: |
72 |
19 |
49 |
4 |
Содержание общеобразовательной программы
Цель: Научить учащихся любить и бережно относиться к природе родного края.
Задачи:
- Научить собирать и правильно хранить природный материал используемый при выполнении поделок.
-Развитие интереса к охране природы и экологии
-Воспитывать экологическую культуру.
Раздел 1. «Вводное занятие» (2ч.)
Теория:
Тема1 Познакомить детей с планом работы объединения. Знакомство с разнообразием природного материала инструментами и принадлежностями используемые на занятии. Игра на знакомство «Цветик- семицветик».
Практика: Сюжетно-ролевая игра по Т.Б..
Раздел 2 Растительный мир Ростовской области. Поделки из семян растений» (8ч.).
Экскурсия. Познакомить с растительным миром Ростовской области.
Объект: территория детского сада
Цель: Сбор природного материала.
Правила поведения в природе. Экологические знаки. Разнообразие семян и природного материала.
Теория:
Тема 2.1Классификация и характеристика плодовых деревьев. Основные плодовые культуры Ростовской области (семечковые, косточковые)
Тема 2.2 Лиственные растения Ростовской области (ясень, клен). Семена используемые в творчестве. Понятие «Аппликация». Основные приемы выполнение аппликации из семян.
Практика:
Практическая работа №1 Аппликация ««Ежик» из семян ясеня с использованием дополнительного материала пластилин.
Практическая работа № 2 Аппликация «Птицы Ростовской области» с использованием семян и дополнительного материала.
Итоговое занятие по разделу: « Работа с семенами и плодами растений» Коллективная работа : «Цветочное панно» из семян.
Раздел 3. «Флористика» (8ч.)
Теория:
Тема 3.1 Лиственные растения (береза, клен, вяз). Дидактическая игра «С чьей ветки листочек).
Тема3.2 Понятие «Флористика». Особенности работы с флористическим материалом. Правила сбора, сушки , хранение флористического материала.
Экскурсия Лиственные растения растущие на территории сада.
Объект: Территория детского сада
Цель: Сбор флористического материала.
Практика:
Практическая работа №1 Выполнение аппликации « Бабочка».
Практическая работа №2 Аппликация «Петушок»
Итоговое занятие : Коллективно творческая работа: аппликация « Грибы на поляне»
Раздел 4. «Крупинка к крупинке получается картинка» (8 ч.)
Теория:
Тема 4.1 Многообразие сельскохозяйственных культур Донского края.
Тема4.2 Понятие «Мозаика». Особенности размещения, прикрепления, окраска макаронных изделий.
Практика:
Практическая работа №1 Бусы из макаронных изделий ;
Практическая работа №2 Аппликация из крупы «Улитка»..
Итоговое занятие: Коллективная работа аппликация из крупы по желанию учащихся.
Раздел 5. «Пластилиновый жгутик» (8ч.)
Теория:
Тема5.1 Вводное занятие «Путешествие в Пластилинию» .Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение.
Тема 5.2 Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Основные приемы работы с пластилином. Понятие мозаика.
Практика:
Практическая работа №1-2 «Мозаика из пластилина к сказке «Теремок»».
Итоговое занятие: беседа по вопросам , практическая работа аппликация «Вишенки»
Раздел 6. «Бумажная фантазия» (24ч.)
Теория:
Тема 6.1 История возникновения и развития бумагопластики, свойство бумаги, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях.
Тема 6.2 Знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги, геометрических фигур. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж техники безопасности. Техника комкования, обрывная аппликация.
Тема 6.3 Животные Ростовской области. Дидактическая игра «Где чей хвост?», «Чей детеныш?» презентация «Красная книга Ростовской области»
Тема 6.4 Насекомые Ростовской области. Загадки о насекомых. Чтение художественной литературы о насекомых.
Практика: Аппликация из геометрических фигур.
Практическая работа №1 «Белка»;
Практическая работа №2 «Зайчик»
Практическая работа №3 Объемная аппликация «Божья коровка».
Практическая работа №4 -5 Аппликация в технике комкования «Пудель».
Практическая работа №6-7 Обрывная аппликация «Пчелка».
Практическая работа №8 Закладка для книги
Практическая работа №9 «Карандашница »
Итоговое занятие к разделу: Бумажная фантазия. Игра «Поле чудес»
Раздел 7. «Ненужным вещам вторая жизнь» (12 ч.)
Теория:
Тема 7.1 Знакомство с материалами минерального происхождения: песком, камнями, глиной. ракушками. Техника безопасности при выполнении поделок.
Тема 7.2 Краткая характеристика материала. Порядок выполнения работ из песка, камней, ракушек, глины. Краткий обзор занятий Донских казаков(гончарное дело, лазоплетение.
Тема 7.3 Реки Ростовской области ее обитатели. Загадки о рыбах.
Тема 7.4 Бросовый материал и его виды. Применение бросового материала в творчестве.
Практика:
Практическая работа№1 Аппликация «Мухомор» из песка;
«Практическая работа №2-4 Коллективно творческое дело: коллаж «Подводное царство»
Практическая работа №5-6 «Часы» из одноразовой тарелки
Итоговое годовое занятие (2ч). Беседа по вопросам. Работа по группам аппликация в любой изученной технике.
Список использованной литературы:
1. Ю.Б.Гомозова .Калейдоскоп чудесных ремесел. М., 2005
2. В.С. Горичева. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002
3. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999
4. Н.В.Дубровская. Аппликация из гофрированной бумаги. М., 2009
5. И.Н. Соленое тесто. М.2006.