12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мешкова Галина Викторовна963 Россия, Тамбовская обл., Уварово Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа по математике для детей с ОВЗ
Пояснительная записка
Цели изучения предмета
в направлении личностного развития
· развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
· формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
· воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
· формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
· развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении
· формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
· развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
· формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении
· овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
· создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи изучения математики в 5-6 классах:
· развитие логического и критического мышления, формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимых для различных сфер человеческой деятельности;
· овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в основной и старшей школе (7-11 классы), изучения смежных дисциплин и применения их в повседневной жизни.
· развитие представления о математике, как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования.
Соответствие программе
Рабочая программа по предмету «Математика. 6 класс» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, на основе Примерной программы «Математика 5-9 кл.» для общеобразовательных организаций, использующих систему учебников «Алгоритм успеха», с учетом рекомендаций авторской Программы для общеобразовательных учреждений: Математика. 5-6 классы, ФГОС / авт.-сост. Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк/.
При формировании ИУТП учитывалась специфика состояния здоровья ученика, рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПК, результаты обучения в 6 классе и самостоятельной работы в каникулярный период, а также личные достижения ученика.
На уроках будут использованы следующие ресурсы:
- материалы i-Класса «Математика. 6 класс»,
- материалы учебника Математика. 6 класс, авт.-сост. Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк/.
- индивидуальные разработки учителя,
- наглядный материал (схемы, таблицы),
- ЦОРы,
Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
Количество часов в неделю соответствует базовому и составляет 2 часа в неделю дистанционно.
Индивидуализация планирования связана:
- с невозможностью ученика работать в группе в связи со спецификой заболевания,
- со спецификой заболевания (быстрая утомляемость, особенности памяти и внимания, низкий темп деятельности, ограничения и пр.),
- со спецификой работы на уроке,
- низкой мотивацией к изучению предмета,
- низким темпом деятельности,
- необходимостью многократного повторения ранее пройденных тем,
- ограничением объема домашних заданий,
- необходимостью устранения пробелов в знаниях за предыдущие классы.
Ученику доступны все виды учебной деятельности, но предпочтительными являются следующие:
- устный ответ,
- письменный ответ,
- составление / заполнение таблицы,
- работа по алгоритму,
- подбор / поиск примеров,
- наблюдение,
- сравнительный анализ.
Формы организации образовательного процесса:
- Беседы (информационные, диалоговые, с параллельным контролем).
- Практикумы.
- Тренинги.
- Уроки– консультации.
- Проверочные работы.
Основные типы учебных занятий:
- урок изучения нового учебного материала;
- закрепление изученного;
- урок применения знаний и умений;
- урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
- урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Технологии обучения:
- Объяснительно – иллюстративное обучение;
- Развивающее обучение;
- Индивидуально – дифференцированное обучение; разноуровневое обучение;
- Проблемное обучение;
- Компьютерное обучение;
- Обучение на основе схемных и знаковых моделей;
- Обучение на основе выделения ключевых задач.
Формы контроля
Предполагается осуществление промежуточного контроля в разных формах:
- опрос,
- устный ответ,
- письменный ответ,
- тестирование,
- самостоятельная работа,
- контрольная работа
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения (проверка соотношения достигнутых результатов с запланированными целями обучения). Предполагается использование контроля с обучающей, диагностической, развивающей, воспитывающей функциями.
Виды контроля:
- предварительный,
- текущий,
- рубежный (периодический)
- итоговый.
Формы организации контроля знаний и умений учащихся:
устный опрос, обязательные контрольные работы, тестовые работы, самостоятельные работы, самоконтроль
Основные сложности
- отсутствие систематических знаний,
- несформированность навыков самостоятельной работы,
- систематическое невыполнение домашних работ,
- несформированность навыков работы с алгоритмом
- неумение выполнять арифметические действия с дробями, рациональными числами,
- неумение решать задачи в одно-два действия,
- незнание и неумение применять основные теоремы геометрии,
- слабые навыки устного счёта,
- очень слабые вычислительные навыки
Зона ближайшего развития предметных и общих навыков
Сформировать навык работы по алгоритму, развивать навыки устного счёта, навык самостоятельной работы и пр.
Корректировка ИУТП
1) Значительные корректировки возможны в связи с длительным непосещением занятий (болезнь, незапланированный отъезд в санаторий и п.т.).
2) В зависимости от динамики и качества усвоения материала в течение учебного года может быть произведено перераспределение часов / тем.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса математики
Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
- контролировать процесс математической деятельности;
- проявлять инициативу, находчивость и активность при решении математических задач;
- осознать вклад отечественных ученых в развитие мировой науки, воспитать в себе чувство патриотизма, уважения к Отечеству;
- ответственно относиться к учению, усилить мотивацию к обучению и познанию;
- формирование осознанного выбора на основе уважительного отношения к труду.
Метапредметные результаты:
Ученик научится:
- соотносить свои действия с планируемыми результатами,
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
- понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации;
- действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- использовать первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
Ученик получит возможность:
- самостоятельно определять цели своего обучения;
- использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для интерпретации, аргументации;
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
Предметные результаты:
Ученик научится:
• выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
• решать текстовые задачи арифметическим способами с помощью составления и решения уравнений;
• изображать фигуры на плоскости;
• использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
• распознавать равные и симметричные фигуры;
• проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
• использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
Ученик получит возможность :
- осознавать значения математики для повседневной жизни человека;
- иметь представление о математической науке , как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию),
- точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики,
- проводить классификации.
- владеть базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- получить практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и не математических задач.
Содержание тем учебного курса математика 6 класс
Арифметика
Натуральные числа
Делители и кратные. Признаки делимости на 2, на 5, на 10, на 3, ,на 9. Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби
Обыкновенные дроби. Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами. Прикидки результатов вычислений. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб. Пропорции. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Решение текстовых задач арифметическими способами.
Рациональные числа
Положительные, отрицательные числа и число 0. Противоположные числа. Модуль числа.
Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел.
Координатная прямая. Координатная плоскость.
Величины. Зависимости между величинами
Единицы длины, площади, времени, скорости. Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения.
Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Формулы. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнения. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики, вероятности.
Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков. Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события.
Геометрические фигуры.
Окружность и круг. Длина окружности. Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Площадь круга. Ось симметрии фигуры. Наглядные представления о пространственных фигурах: цилиндр, конус, шар, сфера. Примеры развёрток многогранников, цилиндра, конуса. Понятие и свойства объёма. Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельные
прямые. Осевая и центральная симметрии.
Математика в историческом развитии.
Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей.
Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Появление отрицательных чисел.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В 6 КЛАССЕ
Арифметика
По окончании изучения курса учащийся научится:
• понимать особенности десятичной системы счисления;
• использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
• выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
• сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
• выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
• использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
• анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т. п.).
Учащийся получит возможность:
• познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
• углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
По окончании изучения курса учащийся научится:
- выполнять операции с числовыми выражениями;
- выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых);
- решать линейные уравнения,
- решать текстовые задачи алгебраическим методом.
- развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях;
- овладеть специальными приёмами решения уравнений,
- научиться применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.
Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин.
По окончании изучения курса учащийся научится:
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;
- строить углы, определять их градусную меру;
- распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
- определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот; вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Учащийся получит возможность:
- научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
- углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
- научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
По окончании изучения курса учащийся научится:
- использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
- решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.
- приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения,
- осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
- научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Учебно-методический комплект
учителя:
1. Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. - М.: Вентана-Граф, 2014.
2. Математика. 6 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С.Якир. - М.: Вентана-Граф, 2013, 2014 г.г.
3. А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М. С. Якир. Сборник задач и заданий для тематического оценивания по математике для 5 класса. Харьков, «Гимназия», 2010
4. Программа по математике (5-6 кл.). Авторы: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.
ученика:
1. Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. - М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Математика. 6 класс: Рабочая тетрадь 1,2,3 / А. Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. - М.: Вентана-Граф, 2015 г.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Планируемые результаты | Форма контроля | Д/З | ||
Глава 1 Делимость натуральных чисел (7 часов) | ||||||||
1. | Делители и кратные | 1 |
| учащиеся научатся:
| ФО | №5,7,8 | ||
2. | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 1 |
| ФО | №42,47,53 учить признак | |||
3. | Признаки делимости на 9 и на 3 | 1 |
| ФО | №74,76 учить признак | |||
4. | Простые и составные числа | 1 |
| ФО | П.4, №116, 107, 109 | |||
5. | Наибольший общий делитель | 1 |
| ФО | П.5, 139,142 | |||
6. | Наименьшее общее кратное | 1 |
| ФО | П.6,164, 166 | |||
7. | Решение упражнений | 1 |
| СР | №172, 175 | |||
Глава 2. Обыкновенные дроби (20 часов) | ||||||||
8. | Основное свойство дроби | 1 |
| учащиеся научатся:
| ФО | П.7, №188, 190 | ||
9. | Сокращение дробей | 1 |
| ФО | П8, №211, 213 | |||
10. | Приведение дробей к общему знаменателю. | 1 |
| ФО | П.9, 240(1-4), 242(1-4) | |||
11. | Сравнение дробей | 1 |
| ФО | №250, 248 | |||
12. | Сложение дробей | 1 |
| ФО | П.10, №269(1-6), 272 | |||
13. | Вычитание дробей | 1 |
| ФО | №269(1-6), 274
| |||
14. | Умножение дробей | 1 |
| ФО | П.11,№234,336 | |||
15. | Свойства умножения | 1 |
| МД | №340,342,344 | |||
16. | Нахождение дроби от числа | 1 |
| МД | П.12, №392,394 | |||
17. | Решение упражнений | 1 |
| СР | №397, 399, 409 | |||
18. | Повторение | 1 |
| КР | повтор простые и составные числа | |||
19. | Контрольная работа | 1 |
| ФО | П13,436, 438 | |||
20. | Взаимно обратные числа Деление дробей | 1 |
| учащиеся научатся:
| ФО | П14, №447, 449 | ||
21. | Свойства деления | 1 |
| МД | №451(1-2), 453 | |||
22. | Нахождение числа по значению его дроби | 1 |
| ФО | П15,№498,500 | |||
23. | Преобразование обыкновенных дробей в десятичные | 1 |
| ФО | П16, 541, 543 | |||
24. | Бесконечные периодические десятичные дроби | 1 |
| ФО | №545, 557 | |||
25. | Десятичное приближение обыкновенной дроби | 1 |
| ФО | П18, №562, 564 | |||
26. | Решение упражнений | 1 |
| ФО | №567, 569 | |||
27. | Контрольная работа | 1 |
| КР | повтор деление дробей | |||
Глава 3. Отношения и пропорции (13 часов) | ||||||||
28. | Отношения | 1 |
| учащиеся научатся:
| ФО | П19, №579, 581 | ||
29. | Пропорции | 1 |
| ФО | П20, №605, 607 | |||
30. | Основное свойство пропорции | 1 |
| МД | №609, 611 | |||
31. | Процентное отношение двух чисел | 1 |
| ИК | №673, 616 | |||
32. | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 1 |
| ФО | №618, 620(1-3) | |||
33. | Решение упражнений | 1 |
| с/р | №604, 627 | |||
34. | Деление числа в данном отношении | 1 |
| учащиеся научатся:
| ФО | П23, №681, 683 | ||
35. | Окружность и круг | 1 |
| МД | №707,708 | |||
36. | Длина окружности. Площадь круга | 1 |
| ФО | П25, №732, 734 | |||
37. | Цилиндр, конус, шар | 1 |
| ФО | П26, №770, 775,773 | |||
38. | Диаграммы | 1 |
| ФО | П27, №786, 791, 788 | |||
39. | Случайные события. Вероятность случайного события | 1 |
| ФО | П28, №808, 810 | |||
40. | Контрольная работа | 1 |
| КР | №828 | |||
Глава 4 Рациональные числа и действия над ними (26 часа) | ||||||||
41. | Положительные и отрицательные числа | 1 |
|
| МД | №839, 844 | ||
42. | Координатная прямая | 1 |
| ФО | П30, №847, 849 | |||
43. | Целые числа. Рациональные числа | 1 |
| ФО | П31, №872, 883 | |||
44. | Модуль числа | 1 |
| МД | №903, 905 | |||
45. | Сравнение чисел | 1 |
| ФО | П33, №920, 922 | |||
46. | Сложение рациональных чисел | 1 |
| ФО | П34, №955, 957 | |||
47. | Свойства сложения рациональных чисел | 1 |
| ФО | №959, 963 | |||
48. | Вычитание рациональных чисел | 1 |
| ФО | П36,994, 996(1-3) | |||
49. | Свойства вычитания рациональных чисел | 1 |
| ФО | №996(7-9), 1005(4,5) | |||
50. | Решение упражнений | 1 |
| ФО | №1008, 1012 | |||
51. | Контрольная работа | 1 |
| КР | №1022 | |||
52. | Умножение рациональных чисел | 1 |
| учащиеся научатся:
| ФО | П37, №1025, 1027 | ||
53. | Свойства умножения рациональных чисел | 1 |
| МД | №1025(6-8) | |||
54. | Коэффициент. | 1 |
| ФО | П.38, 1058, 1062 | |||
55. | Распределительное свойство умножения | 1 |
| ФО | №1064, 1073 | |||
56. | Деление рациональных чисел | 1 |
| ФО | П.40, №1117(1-4) | |||
57. | Решение упражнений | 1 |
| ср | №1119, 1122 | |||
58. | Решение уравнений | 1 |
| учащиеся научатся:
| ИК | №1124, 1127 | ||
59. | Решение задач с помощью уравнений | 1 |
| ФО | №1186 | |||
60. | Перпендикулярные прямые | 1 |
| ФО | П.43, №1222, 1223 | |||
61. | Осевая и центральная симметрии | 1 |
| ФО | П.44, 1248, 1253 | |||
62. | Параллельные прямые | 1 |
| ФО | П.45, №1284,1288 | |||
63. | Координатная плоскость | 1 |
| ФО | П.46,1297,1299 | |||
64. | Графики | 1 |
| ФО | П.47, №1336 | |||
65. | Решение упражнений | 1 |
| ИК | 1345 | |||
66. | Контрольная работа | 1 |
| КР |
| |||
Повторение и систематизация учебного материала (4 часа) | ||||||||
67. | Повторение курса 6 класса | 1 |
|
| МД | в тетр | ||
68. | Повторение курса 6 класса | 1 |
| СР | в тетр | |||
69. | Итоговая контрольная работа | 1 |
| КР |
| |||
70. | Повторение курса 6 класса | 1 |
| ИК | в тетр | |||