Рабочая программа по музыкальным занятиям для детей с ОВЗ
Рассмотрено на методическом совете Зам. директора по социально-педагогической работе, начальник учебного отдела Ермилова К. И.
|
Утверждаю Директор КУ ВО «Борисоглебский ЗРЦДПОВ «Журавлик»
Мокроусова О. А. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыкальным занятиям
для детей с ОВЗ
Разработана музыкальным руководителем
КУ ВО «Борисоглебский ЗРЦДПОВ «Журавлик»
Чепелевой Э. Р.
Срок реализации: 2019-2020 г г. Борисоглебск
Содержание:
Введение
Общие сведения об учреждении
Режим работы реабилитационного центра
Материально-техническое обеспечение
Основные цели и задачи реализации образовательной области «Музыка»
Раздел «Восприятие музыки»
Раздел «Пение»
Раздел «Музыкально-ритмические движения»
Раздел «Игра на музыкальных инструментах»
Раздел «Творчество»
Структура музыкально-образовательной деятельности
Интеграция с другими образовательными областями
Образовательная область
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Содержание коррекционной работы
Взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий музыкального руководителя
Внутренний механизм взаимодействия
Целевые ориентиры художественно-эстетического воспитания и развития
Комплекс методического обеспечения музыкально-образовательного процесса
Восприятие
Пение
Музыкально-ритмические движения
Игра на детских музыкальных инструментах
План музыкальных праздников и развлечений
Введение
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию детей с ОВЗ представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса в реабилитационном центре.
Рабочая программа музыкального руководителя КУ ВО «Борисоглебский ЗРЦДПОВ «Журавлик» разработана на основе принципов гуманистической психологии, которая признает огромную ценность человеческой личности, еѐ уникальность, неповторимость, право на стремление к реализации.
Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности детства.
Программа разработана в соответствии с:
1. Образовательная программа КУ ВО «Борисоглебский ЗРЦДПОВ «Журавлик»;
2.Устав КУ ВО «Борисоглебский ЗРЦДПОВ «Журавлик»;
3. План работы КУ ВО «Борисоглебский ЗРЦДПОВ «Журавлик».
Кроме того, образовательная деятельность регулируется нормативно- правовыми документами:
Федеральные нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ
2. Конвенция о правах ребенка
3. ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в РФ"
4. ФЗ от 24.04.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"
6. Приказ Министерства Образования и науки РФ от 10.12.2013г. №1320
7. ФЗ от 28 апреля 2009г № 71-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"
8. ФЗ от 28.12.2013г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ"
9. ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"
10. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства. Вступил в силу с 29 мая 2017 года
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию детей с ОВЗ составлена на основе:
1. Программа воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика) Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П.,Соколова Н. Д.
2. Парциальная программа «Праздник каждый̆ день» «Ладушки» /И.Каплунова, И.Новоскольцева
3. Парциальная программа по развитию танцевального творчества «Ритмическая мозаика» /А.Буренина/
4. «Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах» Н.Г. Кононова, «Просвещение», М., 1990.
Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей составлена на основе приоритетного направления развития КУ ВО «Борисоглебский ЗРЦДПОВ «Журавлик». В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей с ОВЗ.
Цель рабочей программы: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей с ОВЗ, способности эмоционально воспринимать музыку через решение поставленных задач.
Задачи:
- формирование основ музыкальной культуры;
- формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
- обеспечение эмоционально-психологического благополучия, снятие фактора тревожности, охраны и укрепления здоровья детей;
- приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально- творческую деятельность в синкретических формах (русский народный фольклор, классическая музыка зарубежных и русских композиторов, детская современная музыка);
- развитие внутренних психических процессов: творческого воображения и фантазии, потребности к самовыражению в различных видах художественно- творческой деятельности;
-развитие речи.
Рабочая программа по музыке, опираясь на вариативную комплексную программу, предполагает проведение индивидуальных или групповых музыкальных занятий 2 раза в неделю.
Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать:
- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
- сформированность двигательных навыков и качеств (в силу своих физических возможностей);
- умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
- проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, психологических особенностей детей с ОВЗ и включает в себя следующие разделы:
- восприятие;
- пение;
- музыкально-ритмические движения;
- игра на детских музыкальных инструментах.
В основу рабочей программы положен поли художественный подход, основанный на интеграции разных видов музыкальной деятельности: - исполнительство, ритмика, логоритмика, музыкально-театрализованная деятельность;
Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной̆ деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально– образовательный процесс формируется из различных программных сборников. Репертуар является вариативным компонентом программы и может изменяться, дополняться, в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей̆ разных категорий детей.
Решения воспитательно-образовательных задач по музыкальному развитию детей, посещающих Борисоглебский реабилитационный центр «Журавлик» осуществляется различными формами и методами. В работе используются оптимальные средства, формы коррекции и развития: праздники, концерты, развлечения, музыкальные досуги, индивидуальные формы работы, групповые занятия различных типов (тематические, сюжетные, доминантные, типовые).
Общие сведения об учреждении
Казенное учреждение Воронежской области «Борисоглебский зональный реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлик» расположен по улице Гагарина г. Борисоглебска. |
В своей деятельности КУ ВО «Борисоглебский ЗРЦДПОВ «Журавлик» руководствуется законодательством Российской Федераций, законодательством Воронежской области, муниципальными правовыми актами, Уставом и другими локальными актами реабилитационного центра. |
Режим работы
Понедельник – пятница с 08:00 до 17:00 ч.
Выходной: суббота, воскресенье
Материально-техническое обеспечение
В центре для музыкальных занятий имеется зал, в котором предусмотрено место для методической работы педагога, индивидуальных и групповых видов работ с детьми, а также проведения праздников и развлечений. Зал оснащён всеми необходимыми видами техники. Имеется библиотека специальной нотной и музыкально-методической литературы, куда входят сценарии праздников и развлечений. Игрушки, игровые пособия, атрибуты. Детские музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры, раздаточные и демонстративные материалы, фортепиано, синтезатор, детские стульчики и столик.
Зал соответствуют требованиям СанПиНа, охраны труда, пожарной безопасности, правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.
Основные цели и задачи реализации образовательной области «Музыка»
Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству;
- развитие музыкальности детей.
Раздел «Восприятие музыки»
- ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
- развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
- развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес;
- формирование музыкального вкуса;
- развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Раздел «Пение»
- формирование у детей певческих умений и навыков;
- обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью педагога и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
- развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Раздел «Музыкально-ритмические упражнения»
- развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и, в связи с этим ритмичности движений;
- обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения;
- обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
- развитие художественно-творческих способностей.
Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»
- становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;
- развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей;
- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;
- развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.
Раздел «Творчество»
Подразделяется на несколько видов: песенное, музыкально-игровое, танцевальное, импровизационное.
- развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;
- способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи;
- развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.
Структура музыкально-образовательной деятельности
Музыкально-образовательная деятельность состоит из трёх частей.
Вводная часть.
Музыкально-ритмические упражнения.
Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
Основная часть.
Восприятие музыки.
Цель: приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение.
Цель: развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с руководителем.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти.
3. Заключительная часть.
Игра или пляска.
Интеграция с другими образовательными областями
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
|
Формирование представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств. Развитие свободного общения о музыке с взрослыми и сверстниками. |
Образовательная область «Познавательное развитие»
|
Расширение музыкального кругозора детей; Сенсорное развитие; Формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества. |
Образовательная область «Речевое развитие» |
Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений; Практическое овладение детьми нормами речи; Обогащение «образного словаря» |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» |
1. Развитие детского творчества; 4. Закрепления результатов восприятия музыки.
|
Образовательная область «Физическое развитие» |
Развитие физических качеств в ходе музыкально – ритмической деятельности; Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; Формирование представлений о здоровом образе. |
Содержание коррекционной работы
Содержание коррекционной работы по музыкальному воспитанию в реабилитационном центре направлено на создание системы комплексной̆ помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами (дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Коррекционная работа — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий музыкального руководителя
Качественная реализация задач развития речи детей возможно только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов реабилитационного центра — важного условия создания единого образовательного пространства для воспитанников с нарушениями речевого развития, которая осуществляется в реабилитационном центре.
Музыкальный руководитель развивает музыкальный и речевой слух, способность принимать ритмическую сторону музыки, движений речи, формирует правильное фразовое дыхание, развивает силу и тембр голоса и т.д.
Коррекционно-развивающие занятия психолога направлены на формирование психологической базы речи детей (восприятие различной модальности, зрительное и слуховое внимание, зрительная и слухоречевая память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление). Осуществление коррекционно-развивающей работы по данным направлениям способствует комплексному преодолению нарушений речевого развития и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных психических процессов.
Внутренний механизм взаимодействия:
Все специалисты в реабилитационном центре осуществляют взаимосвязь в планировании и проведении коррекционно – развивающей работы.
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. На занятиях используются элементы логоритмики, совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, чувства ритма, просодическая сторона речи (темп, тембр, мелодику, логическое ударение, выразительность, сила голоса). По мере речевого развития ребенка с ОНР усложняется лингвистический материал - от пропевания гласных звуков до участия детей в театрализованной деятельности, играх – драматизациях, инсценировках, музыкальных сказках.
Целевые ориентиры художественно-эстетического воспитания и развития
Оказание ранней помощи |
3- 6 лет |
7 – 10 лет |
11 – 17 лет |
Замечать динамические изменения (громко- тихо); Слушать музыкальное произведение; Играть на металлофоне; Держать в руках шумовые инструменты; Выполнять непроизвольные движения в ритме.
|
Слушать музыкальные произведения до конца, узнавать знакомые песни; Замечать динамические изменения (громко- тихо); Двигаться под музыку с предметом. Инсценировать (вместе с педагогом) песни, хороводы; Играть на металлофоне Сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка)
|
Замечать динамические изменения (громко- тихо); Петь, не отставая друг от друга; Двигаться под музыку с предметом. Слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; Узнавать песни, мелодии; Петь протяжно, четко поизносить слова; Инсценировать (вместе с педагогом) песни, хороводы; Играть на металлофоне; Различать звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); Узнавать гимн РФ; Определять настроение, характер музыкального произведения; Сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка); Передавать несложный ритмический рисунок; Инсценировать игровые песни.
|
Различать звуки по высоте; Замечать динамические изменения (громко- тихо); Петь, не отставая друг от друга; Двигаться под музыку с предметом. Слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; Узнавать песни, мелодии; Петь протяжно, четко поизносить слова; Инсценировать (вместе с педагогом) песни, хороводы; Играть на металлофоне; Различать жанры в музыке (песня, танец, марш); Различать звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); Узнавать гимн РФ; Определять настроение, характер музыкального произведения; Сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка); Передавать несложный ритмический рисунок; Инсценировать игровые песни.
|
Комплекс методического обеспечения музыкально-образовательного процесса:
Вид музыкальной деятельности |
Учебно-методический комплекс |
|
Восприятие |
1. О.П. Радынова «Мы слушаем музыку» комплект записи на электронном носителе (ноутбук). - сюжетные картины; |
|
Пение (ладовое музыкально-слуховое представление) |
4 – 9 лет |
10 – 15 лет |
1. «Птица и птенчики» 2. «Мишка и мышка» 5. «Петушок большой и маленький» 6. «Угадай - ка» |
1. Музыкальное лото «До, ре, ми» 2. «Лестница» 5. «На чем играю?» 7. «Узнай какой инструмент» |
|
Вид музыкальной деятельности |
Учебно–методический комплекс |
|
4 – 9 лет |
10 – 15 лет |
|
Пение (чувство ритма)
|
«Прогулка» «Что делают дети» «Зайцы» |
«Ритмическое эхо» «Наше путешествие» «Определи по ритму» |
Музыкально – ритмические движения |
1. Подбор музыкальных произведений (на ноутбуке).
|
|
Игра на детских музыкальных инструментах |
- фортепиано - бубны - барабаны - ложки - трещотки - треугольник - молоточки - колокольчики - металлофоны - свистульки |
План музыкальных мероприятий
Октябрь:
- участие в фестивале г. Воронеж;
- участие в фестивале «Я люблю тебя, жизнь!» г. Россошь.
Ноябрь:
- развлечение праздник осени
Декабрь:
- праздничный концерт к дню рождения учреждения;
- участие в фестивале «Мне через сердце виден мир» г. Бутурлиновка
- новогодний утренник
Февраль:
- масленица
Март:
- весеннее развлечение
Конец мая – начало июня:
День защиты детей