12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Чепелева Эльвира Раисовна57

Рассмотрено

на методическом совете

Зам. директора по социально-педагогической работе, начальник учебного отдела

Ермилова К. И.

 

Утверждаю

Директор КУ ВО «Борисоглебский ЗРЦДПОВ «Журавлик»

 

Мокроусова О. А.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыкальным занятиям

для детей с ОВЗ

 

Разработана музыкальным руководителем

КУ ВО «Борисоглебский ЗРЦДПОВ «Журавлик»

Чепелевой Э. Р.

 

Срок реализации: 2019-2020 г г. Борисоглебск

Содержание:

Введение

Общие сведения об учреждении

Режим работы реабилитационного центра

Материально-техническое обеспечение

Основные цели и задачи реализации образовательной области «Музыка»

Раздел «Восприятие музыки»

Раздел «Пение»

Раздел «Музыкально-ритмические движения»

Раздел «Игра на музыкальных инструментах»

Раздел «Творчество»

Структура музыкально-образовательной деятельности

Интеграция с другими образовательными областями

Образовательная область

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Содержание коррекционной работы

Взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий музыкального руководителя

Внутренний механизм взаимодействия

Целевые ориентиры художественно-эстетического воспитания и развития

Комплекс методического обеспечения музыкально-образовательного процесса

Восприятие

Пение

Музыкально-ритмические движения

Игра на детских музыкальных инструментах

План музыкальных праздников и развлечений

 

Введение

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию детей с ОВЗ представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса в реабилитационном центре.

Рабочая программа музыкального руководителя КУ ВО «Борисоглебский ЗРЦДПОВ «Журавлик» разработана на основе принципов гуманистической психологии, которая признает огромную ценность человеческой личности, еѐ уникальность, неповторимость, право на стремление к реализации.

Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности детства.
Программа разработана в соответствии с:

1. Образовательная программа КУ ВО «Борисоглебский ЗРЦДПОВ «Журавлик»;

2.Устав КУ ВО «Борисоглебский ЗРЦДПОВ «Журавлик»;

3. План работы КУ ВО «Борисоглебский ЗРЦДПОВ «Журавлик».

Кроме того, образовательная деятельность регулируется нормативно- правовыми документами:

Федеральные нормативно-правовые акты

 

1. Конституция РФ

2. Конвенция о правах ребенка

3.  ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в РФ" 

4. ФЗ от 24.04.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" 

6. Приказ Министерства Образования и науки РФ от 10.12.2013г. №1320    

7. ФЗ от 28 апреля 2009г № 71-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" 

8. ФЗ от 28.12.2013г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ"

9. ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" 

10. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства. Вступил в силу с 29 мая 2017 года

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию детей с ОВЗ составлена на основе:
1. Программа воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика) Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П.,Соколова Н. Д.

2. Парциальная программа «Праздник каждый̆ день» «Ладушки» /И.Каплунова, И.Новоскольцева

3. Парциальная программа по развитию танцевального творчества «Ритмическая мозаика» /А.Буренина/

4. «Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах» Н.Г. Кононова, «Просвещение», М., 1990.

Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей составлена на основе приоритетного направления развития КУ ВО «Борисоглебский ЗРЦДПОВ «Журавлик». В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей с ОВЗ.

Цель рабочей программы: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей с ОВЗ, способности эмоционально воспринимать музыку через решение поставленных задач.

Задачи:
- формирование основ музыкальной культуры;
- формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
- обеспечение эмоционально-психологического благополучия, снятие фактора тревожности, охраны и укрепления здоровья детей;
- приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально- творческую деятельность в синкретических формах (русский народный фольклор, классическая музыка зарубежных и русских композиторов, детская современная музыка);
- развитие внутренних психических процессов: творческого воображения и фантазии, потребности к самовыражению в различных видах художественно- творческой деятельности;
-развитие речи.

Рабочая программа по музыке, опираясь на вариативную комплексную программу, предполагает проведение индивидуальных или групповых музыкальных занятий 2 раза в неделю.

Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать:
- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
- сформированность двигательных навыков и качеств (в силу своих физических возможностей);
- умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
- проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.

Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, психологических особенностей детей с ОВЗ и включает в себя следующие разделы:

- восприятие;
- пение;
- музыкально-ритмические движения;
- игра на детских музыкальных инструментах.
В основу рабочей программы положен поли художественный подход, основанный на интеграции разных видов музыкальной деятельности: - исполнительство, ритмика, логоритмика, музыкально-театрализованная деятельность;

Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной̆ деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально– образовательный процесс формируется из различных программных сборников. Репертуар является вариативным компонентом программы и может изменяться, дополняться, в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей̆ разных категорий детей.

Решения воспитательно-образовательных задач по музыкальному развитию детей, посещающих Борисоглебский реабилитационный центр «Журавлик» осуществляется различными формами и методами. В работе используются оптимальные средства, формы коррекции и развития: праздники, концерты, развлечения, музыкальные досуги, индивидуальные формы работы, групповые занятия различных типов (тематические, сюжетные, доминантные, типовые).

Общие сведения об учреждении

Казенное учреждение Воронежской области «Борисоглебский зональный реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлик» расположен по улице Гагарина г. Борисоглебска.

В своей деятельности КУ ВО «Борисоглебский ЗРЦДПОВ «Журавлик» руководствуется законодательством Российской Федераций, законодательством Воронежской области, муниципальными правовыми актами, Уставом и другими локальными актами реабилитационного центра.

Режим работы

Понедельник – пятница с 08:00 до 17:00 ч. 

Выходной: суббота, воскресенье

Материально-техническое обеспечение

В центре для музыкальных занятий имеется зал, в котором предусмотрено место для методической работы педагога, индивидуальных и групповых видов работ с детьми, а также проведения праздников и развлечений. Зал оснащён всеми необходимыми видами техники. Имеется библиотека специальной нотной и музыкально-методической литературы, куда входят сценарии праздников и развлечений. Игрушки, игровые пособия, атрибуты. Детские музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры, раздаточные и демонстративные материалы, фортепиано, синтезатор, детские стульчики и столик.

Зал соответствуют требованиям СанПиНа, охраны труда, пожарной безопасности, правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.

Основные цели и задачи реализации образовательной области «Музыка»

Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству;
- развитие музыкальности детей.

Раздел «Восприятие музыки»

- ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
- развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
- развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес;

- формирование музыкального вкуса;

- развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Раздел «Пение»

- формирование у детей певческих умений и навыков;
- обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью педагога и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
- развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

Раздел «Музыкально-ритмические упражнения»

- развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и, в связи с этим ритмичности движений;
- обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения;

- обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
- развитие художественно-творческих способностей.

Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»
- становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;
- развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей;

- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;

- развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.

Раздел «Творчество»

Подразделяется на несколько видов: песенное, музыкально-игровое, танцевальное, импровизационное.

- развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;

- способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи;
- развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.

Структура музыкально-образовательной деятельности

Музыкально-образовательная деятельность состоит из трёх частей.

Вводная часть.

Музыкально-ритмические упражнения.
Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

Основная часть.

Восприятие музыки.
Цель: приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.

Подпевание и пение.

Цель: развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с руководителем.

В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти.

3. Заключительная часть.

Игра или пляска.

Интеграция с другими образовательными областями

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»


 

 

Формирование представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

Развитие свободного общения о музыке с взрослыми и сверстниками.

Образовательная область «Познавательное развитие»

 

 

Расширение музыкального кругозора детей;

Сенсорное развитие;

Формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества.

Образовательная область

«Речевое развитие»

Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений;

Практическое овладение детьми нормами речи;

Обогащение «образного словаря»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Развитие детского творчества;
2. Приобщение к различным видам искусства;
3. Использование художественных произведений для обогащения содержания музыкальных примеров;

4. Закрепления результатов восприятия музыки.
5. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

 

Образовательная область «Физическое развитие»

Развитие физических качеств в ходе музыкально – ритмической деятельности;

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Формирование представлений о здоровом образе.

Содержание коррекционной работы

Содержание коррекционной работы по музыкальному воспитанию в реабилитационном центре направлено на создание системы комплексной̆ помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами (дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Коррекционная работа — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий музыкального руководителя

Качественная реализация задач развития речи детей возможно только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов реабилитационного центра — важного условия создания единого образовательного пространства для воспитанников с нарушениями речевого развития, которая осуществляется в реабилитационном центре.

Музыкальный руководитель развивает музыкальный и речевой слух, способность принимать ритмическую сторону музыки, движений речи, формирует правильное фразовое дыхание, развивает силу и тембр голоса и т.д.
Коррекционно-развивающие занятия психолога направлены на формирование психологической базы речи детей (восприятие различной модальности, зрительное и слуховое внимание, зрительная и слухоречевая память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление). Осуществление коррекционно-развивающей работы по данным направлениям способствует комплексному преодолению нарушений речевого развития и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных психических процессов.

Внутренний механизм взаимодействия:

Все специалисты в реабилитационном центре осуществляют взаимосвязь в планировании и проведении коррекционно – развивающей работы.

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. На занятиях используются элементы логоритмики, совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, чувства ритма, просодическая сторона речи (темп, тембр, мелодику, логическое ударение, выразительность, сила голоса). По мере речевого развития ребенка с ОНР усложняется лингвистический материал - от пропевания гласных звуков до участия детей в театрализованной деятельности, играх – драматизациях, инсценировках, музыкальных сказках.

Целевые ориентиры художественно-эстетического воспитания и развития

Оказание ранней помощи

3- 6 лет

7 – 10 лет

11 – 17 лет

Замечать динамические изменения (громко- тихо);

Слушать музыкальное произведение;

Играть на металлофоне;

Держать в руках шумовые инструменты;

Выполнять непроизвольные движения в ритме.

 

Слушать музыкальные произведения до конца, узнавать знакомые песни;

Замечать динамические изменения (громко- тихо);

Двигаться под музыку с предметом.

Инсценировать (вместе с педагогом) песни, хороводы;

Играть на металлофоне

Сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка)

 

Замечать динамические изменения (громко- тихо);

Петь, не отставая друг от друга;

Двигаться под музыку с предметом.

Слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер;

Узнавать песни, мелодии;

Петь протяжно, четко поизносить слова;

Инсценировать (вместе с педагогом) песни, хороводы;

Играть на металлофоне;

Различать звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка);

Узнавать гимн РФ;

Определять настроение, характер музыкального произведения;

Сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка);

Передавать несложный ритмический рисунок;

Инсценировать игровые песни.

 

Различать звуки по высоте;

Замечать динамические изменения (громко- тихо);

Петь, не отставая друг от друга;

Двигаться под музыку с предметом.

Слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер;

Узнавать песни, мелодии;

Петь протяжно, четко поизносить слова;

Инсценировать (вместе с педагогом) песни, хороводы;

Играть на металлофоне;

Различать жанры в музыке (песня, танец, марш);

Различать звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка);

Узнавать гимн РФ;

Определять настроение, характер музыкального произведения;

Сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка);

Передавать несложный ритмический рисунок;

Инсценировать игровые песни.

 

 

Комплекс методического обеспечения музыкально-образовательного процесса:

 

Вид музыкальной деятельности

Учебно-методический комплекс

Восприятие

1. О.П. Радынова «Мы слушаем музыку» комплект записи на электронном носителе (ноутбук).
2. Портреты русских и зарубежных композиторов
3. Наглядно - иллюстративный материал:

- сюжетные картины;
- иллюстрации (времена года);
- комплект «Музыкальные инструменты»

Пение

(ладовое музыкально-слуховое представление)

4 – 9 лет

10 – 15 лет

1. «Птица и птенчики»

2. «Мишка и мышка»
3. «Чудесный мешочек» 4. «Курица и цыплята»

5. «Петушок большой и маленький»

6. «Угадай - ка»
7. «Кто как идет?»

1. Музыкальное лото «До, ре, ми»

2. «Лестница»
3. «Угадай колокольчик»
4. «Три поросенка»

5. «На чем играю?»
6. «Громкая и тихая музыка»

7. «Узнай какой инструмент»

Вид музыкальной деятельности

Учебно–методический комплекс

4 – 9 лет

10 – 15 лет

Пение (чувство ритма)

 

 

«Прогулка»

«Что делают дети»

«Зайцы»

«Ритмическое эхо»

«Наше путешествие»

«Определи по ритму»

Музыкально – ритмические движения

1. Подбор музыкальных произведений (на ноутбуке).
4. Разноцветны платочки.
5. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, и др.
6. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух.
7.Веточки с искусственными цветами и осенними листочками

 

Игра на детских музыкальных инструментах

- фортепиано

- бубны

- барабаны

- ложки

- трещотки

- треугольник

- молоточки

- колокольчики

- металлофоны

- свистульки

 

План музыкальных мероприятий

Октябрь:

- участие в фестивале г. Воронеж;

- участие в фестивале «Я люблю тебя, жизнь!» г. Россошь.

Ноябрь:

- развлечение праздник осени

Декабрь:

- праздничный концерт к дню рождения учреждения;

- участие в фестивале «Мне через сердце виден мир» г. Бутурлиновка

- новогодний утренник

Февраль:

- масленица

Март:

- весеннее развлечение

Конец мая – начало июня:

День защиты детей

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.