Авторская программа факультативного курса «Глобальная география» (10 класс)

6
0
Материал опубликован 27 July 2017 в группе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Замзорская средняя общеобразовательная щкола»

«Рассмотрено»

Школьным МО

Руководитель ШМО

_____/__________________


 

Протокол№_____от_____2016г

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_____________/_________

ФИО


 

От «__»__________2016г

«Утверждено»

Директор МКОУ Замзорской

СОШ______/Н.В.Корчагина/


 

Приказ №___от________2016г


 


 


 

Авторская программа

(Адаптационная)

факультативный курс «Глобальная география»

(Учебная)

Класс 10

Учитель:

Фамилия Краснопевцева

Имя Светлана

Отчество Михайловна

Категория 1

Стаж 24 года


 

 

п. Замзор

2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «Глобальная география» составлена на   основании следующих нормативно – правовых  документов:

Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по географии, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г.№1089

Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст.7,9,32)

3.    Учебного плана МКУ Замзорской СОШ на 2016 – 2017 учебный год

Актуальность программы:     

Курс «Глобальная география» занимает особое место. Он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся глобальное мышление и целостное представление планетарного сообщества людей, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара. Курс на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

      Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой. Данный курс призван помочь осознать учащимся, что с развитием прогресса мир не становится безопаснее, а человечество пока не в силах ликвидировать ни одну из глобальных угроз своему существованию, но в то же время может и должно попытаться предотвратить опасность их возникновения. В отличие от базового курса,настоящая программа предполагает в качестве основного акцента аналитический, а не обзорно-страноведческий. 

 Новизна курса: программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых понятий в области глобальной географии, формирование у школьников общих и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с проблемами современности как общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Методологические положения авторской разработки, т.е.основные теоретические идеи, положенные в основу заключаются в следующем:

В работе с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

В критическом восприятие и осмыслении разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

В анализе явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;

В решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;

В участии в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

В участии в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;

В осуществлении учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;

В подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;

В осмыслении опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.

Срок реализации учебного предмета – 1год.

Согласно учебному плану в МКОУ Замзорской СОШ на изучение факультативного курса в 10 классе отводится 1 час в неделю. Всего 35 часов.

 Цель курса: в процессе изучения глобальных проблем человечества способствовать формированию нравственного становления личности каждого учащегося, воспитанию гражданского самосознания, экологической культуры поведения, ответственности и активной жизненной позиции.

Курс призван способствовать решению следующих  задач:

   Овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что
исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества
людей, единства природы и общества.

   Формирование глобального мышления в противовес узко понимаемым
национальным и классовым интересам.

Развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам со циального характера.

Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов, специфики проявле ния глобальных проблем в каждой стране.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран

Овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

Вооружение учащихся специальными и общенаучными умениями, по зволяющими им самостоятельно «добывать» информацию географического характера по данному курсу, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития

Воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

Курс опирается на задания и умения, полученные учащимися при изучении географии, биологии, истории и обществознания. В процессе занятий учащиеся совершенствуют умение работы с источниками информации при подготовке рефератов, сообщений по избранным темам, компьютерных презентаций.

Учебно-тематический план 10  класс

\п

                                  Тема

Количество

часов

 

Часть I Глобальная география

 

1.

Глобалистика и география

1

2.

Современный лик Земли

7

3.

 Глобальные проблемы человечества

16

4.

 Геоэкология-фокус глобальных проблем

8

5.

 Резервное время

3

Итого:

 

35ч

                                                                                                                                                                             

Содержание  программы:

Всего:35 часов

Раздел I Глобалистика и география (1 час)

Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание

Глобалистика — учение о глобальных проблемах совре менности: естественнонаучных и общественных. «Пакет» этих проблем. Междисциплинарный характер глобалисти ки и основные направления в ее изучении: философское, экономическое, социологическое, экологическое, юриди ческое, прогностическое, географическое и др. Необходи мость мобилизации совместных усилий экономистов, со циологов, экологов, юристов, химиков, физиков, медиков, географов и других специалистов для исследования гло бальных проблем. Глобализация и регионализация мира. Классификация глобальных проблем. Глобальное моделирование. Взаимосвязь глобальных проблем.

Раздел II Современный лик Земли (7часов)

Планета Земля-место обитания человека. Первые шаги человека в освоении планеты. Стремительные изменения лика Земли. Освоение новых территорий. Антропогенные воздействия на отдельные компоненты природы. Антропогенные и культурные ландшафты. Происхождение человека и «сапинтация». Человеческие расы. Этническая мозаика мира. Динамика численности этносов, говорящих на языках главенствующих в мире. Многоцветный мир народов. География религий. Христианство. Распространение ислама. Локализация национальных религий. Формирование политической карты: ретроспектива. Понятие о качественных и количественных сдвигах на политической карте. Территории и формы организации государства. Унитарное государство, Федеративное государство, Конфедерация. Региональная дифференциация мира. Типология государств. Конец биполярного мира и концепция мондиализма. Концепция евразийства. Роль международного разделения труда. Международная специализация. мировое хозяйство. Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Глобализация мировой экономики. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Внешняя торговля.

Практикумы:

Выявление изменения характера связи человека с окружающей средой на протяжении истории

       2.Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных     источников информации

       3. Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия

      4.Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности (по выбору)

       

Раздел III Глобальные проблемы человечества(16 часов)

Демографическая проблема. Демографический взрыв: его причины и последствия. Теория демографического перехода. Развитые и слаборазвитые страны. Демографический оптимум и демографическая политика. Демографическая обстановка в России. Проблема Север-Юг: проблема отсталости. Корни отсталости. Отсталость и географическая среда. Параметры отсталости. ВВП  на душу населения в России. Внешняя задолжность как фактор отсталости. География отсталости. Продовольственная проблема. Источники питания в прошлом и сейчас. Качество питания: нормы и факты. География голода. Региональные типы питания. Голод и здоровье человечества. Причины голода. Энергетическая проблема. Обеспеченность традиционными энергоресурсами и переход к энергосберегающему типу экономики. Сырьевая проблема. Истощение земных недр. Дисперсность месторождений. Роль лесных ресурсов. Вторичные ресурсы. Утилизация мусора. Россия и глобальный сырьевой кризис. Проблемы Мирового Океана. Освоение биологических ресурсов океана. Освоение минеральных ресурсов океана. Использование энергии океана. Другие проблемы Мирового океана Глобальный этнический кризис. Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация. Принцип тождественности государственных и национальных границ. Движение наций к самоопределению. Старение наций. Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств. Россия и глобальный этнический кризис. Региональные проблемы. Сепаратизм и региональные конфликты. Региональные конфликты на территории бывшего СССР. Проблемы преступности. Криминальная обстановка в мире. Криминальная обстановка в России. Проблема суицида. Проблема стихийных бедствий. Цунами. Землетрясения. Роль мирового сообщества в борьбе с природными катастрофами. Антропогенные катастрофы.  Техногенные катастрофы. Проблема здоровья человека. Нозогеография. География инфекционных болезней. СПИД. Здоровье и долголетие. Проблема урбанизации. Урбанизация. Региональные особенности урбанизации. Специфика урбанизации в СССР и России. Кризис духовных ценностей. Культурная революция в Китае. Гонения на культуру в СССР. Проблема исследования космоса.

Практикумы:

1.Составление классифиционной таблицы: Крупнейшие страны мира по формам правления»

 2. Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран

 3. Определение территорий и акваторий для сооружения электростанций, работающих на альтернативных источниках энергии, обозначение их на контурной карте

4.Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира

РАЗДЕЛ IV.Геоэкология-фокус глобальных проблем(8 часов)

Биосфера как планетарная организация жизни. Живое вещество биосферы и его функции. Гибель биосферы. Понятие  о техногенезе. Экспоненциальный рост техногенной нагрузки на среду. Глобальные следствия техногенеза. Загрязняющие вещества. Геоэкология и глобальная экология. Оценка экологической обстановки. Геоэкология атмосферы. Явление парникового эффекта. Истончение озонового слоя. Киотское соглашение. Геоэкология гидросферы. Загрязнение гидросферы. Очистка сточных вод. Геоэкология почв. Земельный фонд мира. Деградация земель. Социальная экология. Экология и политика. Экология и государственный эгоизм.

Практикумы:

!.Работа с картами атласа, источниками СМИ, Интернета

     Основными формами занятий планируются лекции, семинары и  практические работы. 

     Содержание данного элективного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:

Анализ географических и политических карт;

Анализ статистических материалов, подготовка устных сообщений с
использованием различных источников информации: географических
карт, материалов периодической печати, сети Интернет.

Все работы предусматривают поисковый или творческий характер деятельности школьников, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач. Целесообразна на занятиях групповая работа учащихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса, т.к. она формирует коммуникативные умения старшеклассников, учит эффективно работать в команде.

      Усвоение учебного материала реализуется с применением основных методов обучения и их сочетания:

Словесных (рассказ, учебная лекция, беседа),

Наглядных (иллюстрационных и демонстрационных),

Практических,  

Проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;

Объяснительно-иллюстративного,частично-поискового (эвристического), проблемного изложения,  исследовательского методов обучения.

     

     Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), практические работы; выполнение тестовых заданий, проверочные работы.  Результаты обучения оцениваются по зачетной системе.

      Программой предусмотрено проведение в 10 классе 10 практических работ.

       Также программа предусматривает проведение итогового тестового контроля и  письменной проверочной работы, которая подводит итог изучения всего раздела.

Требования к уровню подготовки:

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

Искать, систематизировать, анализировать и классифицировать информацию.

Использовать разнообразные информационные источники, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Учащиеся должны:

 знать

Сущность глобальных проблем и их возрастающую актуальность.

уметь:

Работать с политической картой мира.

Работать с картосхемами и диаграммами

Использовать и применять  данные СМИ и Интернета

Все работы предусматривают поисковый или творческий характер деятельности школьников, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач. Целесообразна на занятиях групповая работа учащихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса, т.к. она формирует коммуникативные умения старшеклассников, учит эффективно работать в команде

Формы и вопросы контроля: Текущий, итоговый контроль

Система оценки достижений учащихся: оценочная

Приложение – методическое обеспечение

Учебник: Гладкий Ю.Н.,С.Б.Лавров, Глобальная география 10-11 класс. М.Дрофа,2010

Географический атлас.10-11 класс - М.Просвещение 2008-2011

Комплект контурных карт.10 класс-М. Просвещение,2011

Интернет-ресурсы: http://photojournal.jpl.nasa.gov/jpeg/PIA10624.jpg, Всемирное природное наследие ЮНЕСКОhttp://www.wwf.ru/reserves/unesco.html, Земные процессы из космоса
http://www.transparentworld.ru/atlas/process/process.htm, Земля из космоса. Сайт NASA
http://www.nasa.gov/,Проект "Глобальное мышление"http://www.education.spb.ru/gtp/gtp.htm

Литература для учителя:

Рамочная конвенция ООН об изменении климата, РКИК (Framework Convention on Climate Change, UN FCCC)

Киотский протокол 

Учебное пособие. Гладкий Ю.Н., С.Б.Лавров, Глобальная география 10-11 класс. Элективные курсы. М.Дрофа,2008

Акимов А.В.Мировое население: взгляд в будущее-М.2001

Баландин Р.К.,Бондарев Л.Г.Природа и цивилизация-М.2006

Гладкий Ю.Н.Лавров С.Б. Глобальная география 2008

Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б., Ягья В.С.Горизонты Ойкумены-СПб.,2004

Кондратьев К.Я.  Ключевые   проблемы глобальной экологииМ.,2007

Разумихин Н.В.Природные ресурсы и их охрана-Спб.,2002

 Литература для учащихся:

Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б.Дайте планете шанс-М.2004

Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б.Глобальная география – М.,2010

Гумилев Л.Н.От Руси к России – М.,1999

Гумилев Л.Н.Этногенез и биосфера Земли. СПб.,1995

Драйер Б.Хватит ли человечеству земных ресурсовМ.1999

Александрова И.И., Байков Н.М., Бесчинский А.А. и др. Глобальная энергетическая проблема. М.: Мысль, 2005

Календарно – тематическое планирование

факультативного курса

«Глобальная экология»

 

Класс:11

Учитель: Краснопевцева С.М.

Количество часов: 1

Всего:35часов

Составлена на основании программы Ю.Н.Гладкого и С.Б.Лаврова ( издательство «Дрофа», Москва 2008г)

Учебник: Лавров, С. В., Гладкий, Ю. Н. Глобальная география. – М.: Дрофа, 2009 г

                  Календарно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

     

Фактически

Корректировка даты

                                         Тема I Глобалистика и география(1 часов)

1

Глобалистика и география

1

07.09

 

Тема II Современный лик Земли (7 часов)

2

Изменившийся лик Земли

Практикум: Выявление изменения характера связи человека с окружающей средой на протяжении истории(обучающий)

1

 

14.09

 

3

География человечества

Практикум-Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации

(обучающий)

1

21.09

 

4

География культур и цивилизаций

Практикум: описание одного из  памятников Всемирного  культурного  наследия (оценочный)

1

28.09

 

5

Политическая дифференциация мира

Практикум: Составление классифиционной таблицы: «Крупнейшие страны мира по формам правления (оценочный)

1

04.10

 

6

Мировая экономика, динамика. Глобализация.

1

12.10

 

7

Международное разделение труда

Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности(по выбору)

1

19.10

 

8

Мирохозяйственные связи и интеграция

1

26.10

 

Тема III.Глобальные проблемы человечества (16 часов)

9.

Демографическая проблема

Практикум: Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитых и развивающихся стран

(обучающий)

1

09.11

 

10

Север-Юг проблема отсталости

1

16.11

 

11.

Продовольственная проблема

1

23.11

 

12.

Энергетическая проблема

Определение территорий и акваторий для сооружения электростанций, работающих на альтернативных источниках энергии, обозначение их на контурной карте

(обучающий)

1

30.11

 

13.

Сырьевая проблема

Характеристика проявлений глобальной сырьевой проблемы в разных странах

(обучающий)

1

07.12

 

14.

Проблема утилизации мусора

1

14.12

 

15.

Проблемы Мирового океана

1

21.12

 

16.

Глобальный этнический кризис.  Семинар.

1

28.12

 

17.

Региональные конфликты

1

11.01

 

18.

Проблема преступности

1

18.01

 

19.

Проблема стихийных бедствий

1

25.01

 

20.

Антропогенные катастрофы

1

01.02

 

21.

Проблема здоровья человека

1

08.02

 

22.

Проблема урбанизации

Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов

Мира (оценочный)

1

15.02

 

23.

Кризис духовных ценностей

1

22.02

 

24.

Проблема исследования космоса

1

01.03

 

Тема IV Геоэкология-фокус глобальных проблем(8 часов)

25

Биосфера как планетарная организация жизни

1

15.03

 

26

Техногенез - понятие и проявления

1

22.03

 

27

Глобальная экология

1

05.04

 

28

Геоэкология атмосферы

1

12.04

 

29.

Глобальный климат и Киотское соглашение

Работа с документами Киотского соглашения

1

19.04

 

30

Геоэкология гидросферы

1

26.04

 

31

Геоэкология почв

1

   

32

Социальная экология

1

03.05

 

33

Повторение изученного материала за курс 10 класса

1

10.05

 

34

Итоговая проверочная работа за год

1

17.05

 

Итого

 

34

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.