Авторская программа «Лепка» для 2-3 классов
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Невьянская детская художественная школа»
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
«ЛЕПКА»
ПО.01.УП.03
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства «Живопись»
и «Декоративно-прикладное творчество»
с 1 по 3 год обучения
г. Невьянск
2022 г.
Управление культуры Администрации
города Невьянска
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Невьянская детская художественная школа»
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ЛЕПКА»
ПО.01.УП.03
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»
и «Декоративно-прикладное творчество»
срок обучения 3 года
1-2-3 класс
г. Невьянск
2022 г.
Разработчик:
Александрова Л.Б.. – педагог высшей квалификационной категории
Орлова Е.В.- педагог
МБУ ДО «Невьянская Детская Художественная Школа»
624192 Свердловская обл., г. Невьянск,
ул. Профсоюзов № 4. Тел. раб. 8 (34 356) 2-42-22,
тел. сот. 89221799363
lar13alex@yandex.ru
Рецензенты: _______________________________________________________
_____________________________________________________________
Одобрена и утверждена методическим советом МБУДО «НДХШ»
Регистрационный номер_____________________________________
Дата регистрации: № «______» __________________________ 20____ г.
ПРИНЯТА
На заседании методического совета
Протокол № ___________________
От_____________________ 20___ г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБУДО «НДХШ»
Е.П.Рукавишникова __________________
«______» _______________20___г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
| | |
1 | Пояснительная записка | 3-8 |
2 | Учебно-тематический план | 9-16 |
3 | Содержание курса учебного предмета | 16-34 |
4 | Требования к уровню подготовки учащихся | 35 |
5 | Контроль знаний и учет успеваемости учащихся | 35-36 |
6 | Методическое обеспечение учебного процесса | 36-37 |
7 | Список литературы | 37-39 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторская программа учебного предмета «Лепка» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись» и «Декоративно-прикладном творчестве». Программа «Лепка» является авторской и была разработана с учетом разных потребностей и способностей учеников.
Программа составлена в соответствии с документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Новизна программы
Данная Программа «Лепка» позволяет объединить традиционную лепку, ее приемы и нетрадиционные способы работы с пластилином и другим декоративным пластичным материалом, тем самым расширить творческие возможности ребенка.
Необходимо отметить, что существующие программы по лепке в 1-2-3 классах представлены в виде занятий, как отдельные программы работы с пластилином, разрозненные темы, тогда как данная Авторская программа «Лепка» представляет собой комплекс занятий по блокам, приближенна к комплексно-тематическому планированию по четвертям. Учебный год включает 4 учебные четверти- 4 блока. Каждый блок включает различные пластичные материалы в лепке:
1 четверть – 1 блок - Пластилин
2 четверть – 2 блок - Техника Папье-Маше
3 четверть -3 блок - Самозатвердевающий пластилин
4 четверть – 4 блок - Скульптурный пластилин
Работа с вышеперечисленными пластичными материалами позволяет расширить возможности использовать не только традиционный материал (пластилин) в создании творческих учебных работ, но и познакомить с другими нетрадиционными материалами для выполнения учебных заданий по предмету лепка. Работа на начальном этапе по лепке начинается в традиционном материале – пластилин (1 блок), далее идут материалы на усложнение в процессе создании учебных заданий. Техника Папье-Маше (2 блок) позволяет узнать возможности декорирования различными фактурами. Самозатвердевающий пластилин (3 блок) дает возможность работать с объемными формами в движении. Скульптурный пластилин (4 блок) готовит дальнейшей работы с глиной, по программе «Керамика».
Актуальность программы
Учеными доказано, если развитие двигательной активности рук отстает от нормального течения, то задерживается и речевое развитие. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин и другие пластичные материалы. Развитие фантазии у детей тесно связано с развитием интеллектуальных способностей. В процессе занятий лепки ребенок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Лепка - объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Занятия представляют себе большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть, тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Художественное предпрофильное образование призвано приобщить детей к различным видам изобразительного искусства, а также дать учащимся начальное предпрофильные профессиональные знания и навыки по предмету лепка.
Наряду с композицией, рисунком и живописью, лепка является одним из ведущих предметов в учебном процессе художественной школы. Она предполагает работу с натуры и композиционные задания. Основной целью заданий можно считать обучение объемному изображению предметов, пространственного восприятия, а также развитие мелкой моторики рук.
В этой связи актуальным становится обучение, в процессе которого обучающийся овладевал бы методами и приемами отражения реальной действительности согласно эстетическим требованиям современного общества, его художественной культуры, особенность которой - широкая шкала трактовки изображаемых форм, использование новых материалов, техник и технологий, активизация процессов взаимодействия и синтеза искусств. Речь идет об учебно-творческом подходе с применением знаний по другим предметам обучения таких как: история искусств и композиция, а также параллельным решением художественно-образных задач.
Лепку из пластичного материала (пластилин, воздушный пластилин, папье-маше, скульптурный пластилин) следует применять, как эффективное средство обучения, воспитания и развития творческой активности ребенка. Поэтому основной функцией лепки из пластичных материалов является умение аналитически исследовать формы предметного мира и находить средства для выражения художественного замысла, образа содержания.
Учебный предмет «Лепка» — это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по лепке включает целый ряд практических заданий, которые помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками и способами изобразить и выразить эти формы в различных материалах (пластилин, папье-маше и т.д.)
Предмет тесно связан с народными промыслами Уральского края и Невьянского района, в программе предлагаются занятия, направленные на развитие творческих культурных и патриотических качеств ребенка на основе предлагаемых тем.
Данная программа разработана с учетом разных потребностей и ограничений, обучающихся, и может использоваться в классах с детьми ОВЗ. Для этого был разработан специальный учебно-методический план, в котором были учтены возможности детей с ОВЗ. Следуя принципам инклюзивного обучения задания, были построены таким образом, чтобы дети ОВЗ могли заниматься вместе с обычными детьми наравне, выполняя упрощенные и измененные для их потребностей и способностей задания. Сами задания были составлены таким образом, чтобы обучающиеся могли применять знания, изученные на других предметах, а также знакомиться с культурами различных народов.
Срок реализации учебного предмета.
При реализации программы «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 8 лет срок реализации учебного предмета «Лепка» составляет 3 года, для 1-2-3 класса. При реализации программы учебного предмета «Лепка» продолжительность учебных занятий с первого по третий классы составляет 32 часа в 1 классе и 33 недели во 2-3 классе ежегодно.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.
Общая трудоемкость учебного предмета при 8 - летнем сроке обучения составляет при распределении часов по 2 часа в неделю в 1-2-3 классах 294 часов. Из них 196 часов аудиторные занятия, 98 часов самостоятельная работа
Затраты учебного времени и график промежуточной и итоговой аттестации.
Срок освоения программы
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации. | Всего часов | ||||||||
Классы | 1 | 2 | 3 | | ||||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | |||
Аудиторные занятия (в часах) | 32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 196 | |||
Самостоятельная работа (в часах) | 16 | 16 | 16 | 17 | 16 | 17 | 98 | |||
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 48 | 48 | 48 | 51 | 48 | 51 | 294 | |||
Вид промежуточной итоговой аттестации по полугодиям | - | зачет | - | зачет | - | зачет | |
Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебному предмету «Лепка» проводятся в форме аудиторных занятий и самостоятельной работы. Занятия по учебному предмету осуществляются в форме мелкогрупповых занятий численностью от 5 до 12 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного, индивидуального и инклюзивного подходов.
Рекомендуемый объем учебных занятий по учебному предмету «Лепка» предпрофессиональной программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет составляет:
• аудиторные занятия:
1 – 3 классы – по 2 часа в неделю;
• самостоятельная работа:
1 – 3 классы – по 1 час в неделю;
Самостоятельная работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Цель и задачи учебного предмета
Цель:
художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также - развитие у учащихся трёхмерного восприятия объёмной формы и умения хорошо чувствовать и передавать изобразительными средствами объём и пространство.
Задачи:
- образовательные: познакомить с материалами и инструментами скульптуры, дать основные технические навыки работы с различными скульптурными и другими материалами (пластилин, папье-маше, и др.), научить анализировать форму предметов, научить контролировать себя и выявлять свои ошибки;
- развивающие: развитие мелкой моторики рук, развитие координации зрительного аппарата и рук, развитие у учащихся зрительного восприятия, развитие зрительной памяти и глазомера;
- воспитательные: воспитание внимания, трудолюбия, аккуратности в работе, художественного вкуса, воспитание интереса к предмету.
Обоснование структуры программы.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» и «Декоративно-прикладном творчестве», отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ, лекция);
• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический;
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Материально-технические условия реализации учебного предмета. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том числе, в области скульптуры. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами, связанными со всеми видами искусства.
Мастерская (класс) для занятий лепкой должна быть оснащена удобными столами, необходимыми инструментами, наглядностью, стеллажами для хранения работ и техническими средствами необходимыми для занятий.
Занятия должны проводиться в классе, оборудованном для занятий. Необходимо следующее оборудование: столы, стулья, подставки, доски для лепки из пластичных материалов. Так же:
- станки высокие.
- низкий станок для натуры.
- стеки деревянные и металлические.
- муляжи овощей и фруктов, вазы.
- исходный материал: пластилин, бумага, клей ПВА, вода.
- материалы для декорирования акриловые краски.
-стеки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№п/п | Темы уроков | Вид учебного занятия | Аудиторные занятия (час) | Самостоятельная работа | Общее количество часов | ||
Первая четверть 1 блок Пластилин. | |||||||
1.1 | Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры. Оборудование и пластические материалы. Порядок работы в скульптурной мастерской. | лекция | 1 | 0,4 | 1,4 | ||
1.2. | Работа с пластилином. Лепка предметов на основе простой формы: шар, куб, пирамида Упражнение «Гусеничка на листочке». | урок | 1 | 0,4 | 1,4 | ||
1.3. | Лепка из пластилина на основе простых форм (шариков и кубиков), использование подручных предметов для декорирования работы. Упражнение «Наличники» | урок | 2 | 0,8 | 2,8 | ||
1.4. | Барельеф как разновидность выпуклого рельефа (низкий рельеф). Рельефное изображение листьев и растений «Веточка рябины» | Лекция урок | 4 | 1.6 | 5,6 | ||
1.5. | Декорирование. Жгутиковая техника. Упражнение «Свое имя» | Лекция урок | 2 | 0,8 | 2,8 | ||
1.6. | Рельеф как разновидность выпуклого рельефа, на готовой бумажной форме. Рельеф «Подсолнух» (по картине П.ГОГЕНА)
| урок | 4 | 1.6 | 5,6 | ||
1.7 | Круглая скульптура. Разновидности круглой скульптуры. «Гриб - боровик». | урок | 2 | 0,8 | 2,8 | ||
16 | |||||||
Вторая четверть 2 блок Техника Папье-Маше. | | | |||||
2.1. | Знакомство с новым материалом: папье -маше. Изучение ее свойств и особенностей. Правила работы в технике папье-маше. Выполнение эскиза в цвете. «Птичка» | урок | 2 | 0,8 | 2,8 | ||
2.1.1 | Подготовка массы папье – маше. Практическая работа по эскизу «Птичка» | урок | 6 | 2,4 | 8,4 | ||
2.1.2 | Обработка изделия. Декорирование работы «Птичка» | урок | 4 | 1,6 | 5,6 | ||
2.2. | Выполнение эскиза в цвете «Символ года». Практическая работа в технике папье-маше по выполненному эскизу. Обработка изделия. Декорирование работы «Символ года» | урок | 4 | 1,6 | 5,6 | ||
16 | |||||||
Третья четверть 3 блок Воздушный пластилин (самозатвердевающий) | | | |||||
3.1. | Знакомство с новым материалом: Воздушный пластилин (самозатвердевающий). Изучение ее свойств и особенностей. | лекция | 1 | 0,4 | 1,4 | ||
3.2. | Лепка фигурок животных, использование уже приобретенных знаний в работе с пластилином (работа из комка, работа пластом, декорирование) Упражнение «Мухомор» | урок | 1 | 0,4 | 1,4 | ||
3.3. | Лепка упрощенных животных круглой формы. Упражнение «Снегирь» | урок | 2 | 0,8 | 2,8 | ||
3.4. | Работа с образом. Круглая форма налепными элементами «Спящий кот в бабушкином кресле». Эскиз. Практическая работа. | урок | 6 | 2,4 | 8,4 | ||
3.5. | Работа с фактурой. Рельеф в круге. Лепка декоративной тарелки методом скрутки жгута и украшение узорами. «Портрет мамы» Эскиз. Практическая работа. | урок | 4 | 1,6 | 5,6 | ||
3.6. | Создание фактурной декоративной рамки, работа с узорами. Работа с тонкими формами и изучение новых способов декорирования – жгут, скручивание бумаги, декор. «Рамка для фото» | урок | 4 | 1,6 | 5,6 | ||
3.7 | Фигурка из пласта «Сарафан» (работа с фактурой). Изучение метода скручивания конусов из бумаги и обучение украшению малых форм. | урок | 4 | 1,6 | 5,6 | ||
22 | |||||||
Четвертая четверть 4 блок Пластилин. | | | |||||
4.1. | Изучение методов лепки полых объёмных фигур, лепка кружки, вазы и работа с украшением. Использование техники лепки жгутом, пластом и свободной формой. | | 2 | 0,8 | 2,8 | ||
4.2. | Лепка фактуры и узоров на объемных предметах кружка. Тема «Посуда с узорами - чайная пара» | урок | 3 | 1,6 | 4,6 | ||
4.3. | Лепка фактуры и узоров на объемных предметах чайник. Эскиз. Практическая работа. | урок | 2 | 0,8 | 2,8 | ||
4.4. | Лепка фактуры на объемных предметах Упражнение «Мамонт» | урок | 4 | 1,6 | 5,6 | ||
4.5. | Изучение способов применения подручных материалов в декорировании изделий. Использование тканей для оттиска изображения. Упражнение. Итоговый тест. | | 2 | 0,8 | 2,8 | ||
13 Итого - 65 |
2 класс
№п/п | Темы уроков | Вид учебного занятия | Аудиторные занятия (час) | Самостоятельные занятия (час) | Общее количество (час) |
Первая четверть 1 блок Пластинография | | ||||
1.1. | Подготовительный урок, повторение изученного материала. | Урок, лекция | 1 | 0,4 | 1,4 |
1.2. | Лепка простой формы по шаблону «Изразец». | урок | 2 | 0,8 | 2,8 |
1.3. | Лепка сосуда простой формы и украшение жгутами. Упражнение. | урок | 2 | 0,8 | 2,8 |
1.4. | Простая форма из пласта. Работа над декорированием с использованием изученных методов. Тема: «Улитка и ее домик». | урок | 4 | 1,6 | 5,6 |
1.5. | Создание симметричного рельефного узора. Изучение растительного орнамента. Тема: «Осеннее дерево» | урок | 4 | 1,6 | 5,6 |
1.6. | Работа над образом. Создание объёмной фигурки собственного персонажа по мотивам русских сказок, декорирование. Тема: «Баба Яга» | урок | 4 | 1,6 | 5,6 |
16 | |||||
Вторая четверть 2 блок Техника Папье-Маше | | ||||
2.1 | Повторение пройденного материала техника папье-маше. Объёмная круглая форма (пустотелая)-высота 10-15 см. Разработка композиции, эскиза. Сувенир – «Символ года». | Лекция урок | 2 | 0,8 | 2,8 |
2.1.2. | Практическая работа по утвержденному эскизу в технике папье-маше. «Символ года» | урок | 6 | 2,4 | 8,4 |
2.1.3 | Практическая работа по обработке изделия в технике папье-маше. Декорирование изделия «Символ года» | урок | 4 | 1,6 | 5,6 |
2.1.4. | Теория «Роспись изделий из папье –маше» Завершение задания роспись изделия «Символ года» | урок | 2 | 0,8 | 2,8 |
16 | |||||
Третья четверть 3 блок Воздушный пластилин | |||||
3.1 | Теория. Особенности и свойства Воздушного пластилина. | лекция | 1 | 0,4 | 1,4 |
3.2. | Упражнение. «Снежная баба» | урок | 1 | 0,4 | 1,4 |
3.3 | Теория. Объемная круглая фигура человека. Особенности строения фигуры человека. Пропорции. Эскиз. Тема «Русский богатырь в доспехах» | урок | 2 | 0,8 | 2,8 |
3.3.1 | Практическая работа по утвержденному эскизу –высота 10-15 см. | урок | 6 | 2,4 | 8,4 |
3.4. | Рельеф. Разработка сюжетной композиции для орнамента «Русские народные праздники – Святки, Масленица, Рождество и т.д. ». | урок лекция | 2 | 0,8 | 2,8 |
3.4.1 | Практическая работа по утвержденному эскизу. Лепка сюжетной композиции на плакетке с использованием упрощенных фигур и узоров. Формат А4 | урок | 6 | 2,4 | 8,4 |
3.5. | Барельеф. Тема «Цирк» | урок | 4 | 1,6 | 5,6 |
22 | |||||
4 четверть 4 блок Скульптурный пластилин | |||||
4.1. | Теория. Декоративный орнамент | лекция | 1 | 0,4 | 1,4 |
4.2. | Лепка декоративной плакетки. Упражнение «Птичка». | урок | 1 | 0,4 | 1,4 |
4.3. | Рельеф. Многофигурная сюжетная композиция Тема «День Победы» Эскиз | урок | 2 | 0,8 | 2,8 |
4.3.1 | Практическая работа по утвержденному эскизу. Формат А4 или А5 | урок | 4 | 1,6 | 5,6 |
4.4. | Барельеф. Декорирование. Цвет. Тема «Фантастическое животное» Эскиз. | урок | 2 | 0,8 | 2,8 |
4.4.1 | Практическая работа по утвержденному эскизу. Формат А5 Итоговый урок. Тест. | урок | 4 | 1,6 | 5,6 |
14 Всего 66 |
3 класс
№п/п | Темы уроков | Вид учебного занятия | Аудиторные занятия (час) | Самостоятельные занятия (час) | Общее количество (час) |
Первая четверть 1 блок Пластилин | |||||
1.1 | Повторение изученного ранее материала | урок лекция | 1 | 0,4 | 1,4 |
1.2 | Изучение способов применения подручных средств в декорировании предметов. Фактуры. Практическая работа «Грибник». | Урок | 3 | 1,2 | 4,2 |
1.3 | Рельеф. Декоративная тарелка. (возможность лепки на плоскости, разработка композиции). Эскиз | урок | 6 | 2,4 | 8,4 |
1.4. | Объёмная форма с налепными элементами. «Ежик» | урок | 2 | 0,8 | 2,8 |
1.5 | Большая объемная форма. Пропорции лица. Понятие слова «Бюст в скульптуре» Тема «Портрет девушки» | лекция урок | 4 | 1,6 | 5,6 |
16 | |||||
Вторая четверть 2 блок Техника Папье - Маше | |||||
2.1. | Повторение пройдённого материала техника папье-маше. Лепка объемных фигурок большого размера: групповая работа «Лесной дом и жители в нем» Выполнение эскиза. | лекция урок | 2 | 0,8 | 2,8 |
2.1.1 | Практическая работа по утвержденным эскизам | урок | 8 | 3,2 | 11,2 |
2.1.2 | Обработка и декорирование изделия. | урок | 4 | 1,6 | 5,6 |
2.1.3 | Завершение работы - украшение узорами, роспись | урок | 2 | 0,8 | 2,8 |
16 | |||||
Третья четверть Блок 3 Самозатвердивающий пластилин | |||||
3.1. | Теория. Повторение – воздушный пластилин и работа с ним. | лекция | 1 | 0,4 | 1,4 |
3.2. | Теория особенности объемных елочных игрушек. Эскиз. | Лекция урок | 1 | 0,4 | 1,4 |
3.2.1 | Практическая работа по утвержденному эскизу | | 2 | 0,8 | 2,8 |
3.3. | Теория. Каркас. Каркасные игрушки. Технололгия изготовления каркаса. Упражнение какркас из фальги “Человечик” | Лекция Урок | 2 | 0,8 | 2,8 |
3.4. | Объемная круглая форма. Тема “Ангел” Выполнение эскиза. | Лекция урок | 2 | 0,8 | 2,8 |
3.4.1. | Практическая работа по утвержденному эскизу | Урок | 6 | 2,4 | 8,4 |
3.5. | Каркасная фигура человека в движении “Лыжник и тд” Выполнение эскиза. | Урок | 2 | 0,8 | 2 |
3.5.1 | Практическая работа по утвержденному эскизу | Урок | 6 | 2,4 | 8,4 |
22 | |||||
Четвертая четверть 4 блок Скульптурный пластилин | | | |||
4.1. | Повторение пройденного материала. Горельеф. Тема “Труженики тыла” Выполнение эскиза. | Лекция Урок | 2 | 0,8 | 2,8 |
4.1.1. | Практическая работа по утвержденному эскизу | Урок | 4 | 1,6 | 5,6 |
4.2. | Итоговая творческая работа по предмету “Лепка” Выполнение эскизных наработок, выполнение эскиза. | Лекция Урок | 2 | 0,8 | 2,8 |
4.2.1 | Практическая работа по утвержденному эскизу. | Урок | 6 | 2,4 | 8,4 |
16 | |||||
Всего 66 |
3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1.Введение
Программа учебного предмета «Лепка» составлена с учетом традиционных способов лепки, а также принципов наглядности, последовательности, доступности. Содержание программы учебного предмета «Лепка» построено с учетом возрастных особенностей детей и с учетом особенностей их объемно-пространственного мышления, а так же мелкой моторики рук. Программа рассчитана на детей с ОВЗ и может использоваться для инклюзивного обучения в различных классах. Содержание программы составлено таким образом, чтобы дать детям с ОВЗ возможность беспрепятственного усвоения учебной программы наравне с обычными детьми, за счет упрощенных и облегченных заданий по схожей тематике.
Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и формы в обучении лепки из пластилина, воздушного пластилина (самозатвердевающего) и в технике папье-маше, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся умений видеть, понимать и изображать трехмерные предметы и рельефные изображения. Пластичные материалы, которыми работают учащиеся в течение всей 3-х годичной программы «Лепка» способствуют приобретение навыков для дальнейшего работы с глиной по программе «Керамика». (4-5-6-7-8 классы).
Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения – от простейших упражнений с геометрическими фигурами до лепки сложных объемных фигурок со сложным декором. Предлагаемые темы заданий по лепке носят рекомендательный характер, преподаватель может предложить другие задания по своему усмотрению, что дает ему возможность творчески применять на занятиях авторские методики.
Главной формой обучения являются практические задания на изображение предметов и персонажей различной формы и размера. Параллельно с объёмными фигурами изучаются различные способы декорирования объемных и плоских форм, различные узоры и применение подручных средств. Что способствует развитие пространственного мышления и возможности быстрее овладеть искусством лепки из пластичных материалов.
В первый год на примерах простых форм из пластичных масс дается представление о лепке несложных объемных и плоских образов животных и растений, а так же некоторые представления о строении и анатомии животных и человека. В последующие годы осуществляется переход к лепке изображению более сложных комбинированных форм, изучаются новые методы декорирования формы, рельеф, горельеф, объемная и плоская композиции, каркасная фигура обучающиеся приобретают навыки последовательной работы над формой по принципу от общего к частному.
В течение учебного года учащиеся работают различными пластичными материалами связанные с предметом «Лепка»:
1 четверть – знакомство с техникой работы пластилином (пластилин мягкий, цветной, цветовая палитра должна быть не менее 18 цветов);
2 четверть – знакомство с техникой «Папье-маше»;
3 четверть – знакомство с техникой работы «Воздушным пластилином», имеющим свойство само затвердевать;
4 четверть – знакомство с техникой работы со скульптурным пластилином и мягким пластилином.
3.2.Распределение учебного материала по годам обучения
1 класс
четверть.
1 блок
Пластилин
1. Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры. Оборудование и пластические материалы - пластилин. Порядок работы в скульптурной мастерской.
Задача: Дать учащимся понятие о лепке как о виде изобразительного искусства. Познакомить обучающихся с организацией работы на уроке лепки. Знакомство с первоэлементами в лепке мягким пластилином.
Содержание: Вводный теоретический урок. Беседа о предмете лепка. Организация рабочего места. Правильная посадка за столом. Знакомство с материалами, принадлежностями, инструментами, приемы работы с пластилином. Знакомство с понятиями «шар», «жгут», «пласт» - первоэлементы.
Материалы: Тетрадь.
1.2. Работа с мягким пластилином. Лепка предметов простой формы: шар, куб, пирамида. Упражнение «Гусеничка на листочке».
Задача: Дать учащимся понятие о лепке простых форм и их применение в лепке.
Содержание: Лепка кубиков, шариков, пирамидок, выполнение упражнений на различные комбинации из данных форм, развитие пространственного мышления.
ОВЗ: Для детей с нарушенной моторикой рук или недостаточным представлением предметов в пространстве дать задание на лепку шариков и кубиков и последующее их комбинирование в осмысленный образ.
Материалы: Пластилин мягкий, стек, тряпочка, досочка.
1.3. Барельеф как разновидность выпуклого рельефа (низкий рельеф). Рельефное изображение с использованием налепных элементов.
Упражнение «Наличники».
Задача: Дать учащимся понятие, что такое барельеф, особенности и виды рельефов, использование объёма в низком рельефе.
Содержание: Лепка на листе формата А5 плоской плакетки прямоугольной формы и последующая лепка по нанесенному рисунку на картон объемных плоских форм с декорированными растительными или геометрическими орнаментами.
ОВЗ: Лепка изображения на формате А5 без плакетки с заранее нарисованной формой и упрощением деталей.
Материалы: Пластилин, стек, тряпочка, досочка, картон формат А5.
1.4. Рельеф.
Рельеф на плакетке « Веточка рябины».
Задача: Дать учащимся понятие о разновидностях рельефов, использовании объема в рельефе и формировании образа в рельефе, изображение растений.
Содержание: Лепка рельефа на плакетке прямоугольной формы, изображение веточки рябины, декорирование с помощью цвета, передача осеннего колорита.
ОВЗ: Лепка рельефа упрощенной формы на листе формата А5 с использованием простых узоров.
Материалы: Пластилин, стек, тряпочка, досочка, картон формат А5.
1.5. Работа со жгутом и его формой. Лепка надписей и букв из пластилина. Приемы стилизации шрифта.
Упражнение «Свое имя»
Задача: Дать учащимся понятие о способах использования жгута в лепке для передачи формы, использование жгута различной толщины. Применение жгута в лепке букв и цифр, практика алфавитного письма.
Содержание: Лепка плакетки произвольной формы, заготовка жгутов из пластилина, лепка букв различной формы и размеров.
ОВЗ: Упрощенная форма букв и надписей, лепка по заготовленным шаблонам.
Материалы: Пластилин, стек, тряпочка, досочка
1.6. Разновидность рельефа в круге.
«Подсолнухи» по репродукции П. Гогена «Подсолнухи».
Задача: Изучить особенности работы жгутом, виды и способы лепки, рассмотреть репродукцию картины «Подсолнухи» П. Гогена, подобрать аналогичную цветовую палитру, как на картине. Рассмотреть способы передачи образа в объемной форме в жгутиковой технике.
Содержание: Лепка в жгутиковой технике, добавление дополнительных деталей для формирования копии-образа картины «Подсолнухи», компоновка в круглой форме (картонная одноразовая тарелка), подбор цветовой палитры из пластилина, добавление дополнительных декоративных деталей.
ОВЗ: Лепка цветка по готовому примеру, украшение различными способами.
Материалы: Пластилин, стек, тряпочка, досочка, картонная одноразовая тарелка.
1.7. Круглая скульптура. Разновидности круглой формы.
Работа с пластилином, использование рельефа и цвета, знакомство с новыми формами лепки: пласт, жгут, шар.
Тема; «Гриб-боровик»
Задача: Дать учащимся понятие о способах и формах лепки, пласт, жгут, шар и их использование в практической деятельности объемной форме и его применение.
Содержание: урок с объяснениями и визуальными примерами с применением конкретных способов лепки, демонстрация готовых работ детей с примерами конкретных способов применения техник.
Материалы: Пластилин, стек, тряпочка, досочка.
четверть.
2 блок
Техника «Папье-маше»
2.1. Знакомство с новым материалом – техника Папье-Маше. «Образ Жар-птицы».
Задача: Знакомство с новым материалом – техника Папье-Маше. Изучение ее свойств и особенностей. Дать учащимся понятие «Образ Жар-птицы», показать образы птиц в данной технике, способы изображения на практике, использовать новые изученные способы декорирования в выполнении эскиза «Птичка»
Содержание: Сделать зарисовки птицы на основе готовых картинок, разработать эскиз изделия, изучить анатомию птиц, изучить разницу в объемности фона и основных фигур. Объемная форма, украсить форму декоративными элементами.
ОВЗ: Рисунок жар-птицы на основе зарисовки с использованием готовой формы или шаблона.
Материалы: тетрадь, карандаш, ластик.
2.1.1. Лепка «Птички». Работа с использованием изученной техники «Папье-Маше»
Задача: Использовать на практике изученной техники Папье-маше.
Содержание: Лепка основной фигуры в объеме, по утвержденному эскизу. Подготовка массы для работы в технике Папье-маше. Изготовление заготовки основы туловище птицы. Практическая работа поэтапного нанесения массы папье-маше.
ОВЗ: Лепка упрощенного варианта птички одной основной фигурой.
Материалы: тетрадь с эскизом, бумага, клей ПВА, вода, емкость для приготовления массы, стек, тряпочка, пленка, готовая масса Папье-маше храниться в пленке.
2.1.2. Лепка «Птички». Работа с использованием изученной техники «Папье-Маше»
Задача: Использовать на практике изученной техники Папье-маше. Декорирование изделия.
Содержание: Практическая работа поэтапного нанесения массы папье-маше. Сушка. Обработка изделия. Декорирование изделия – роспись акриловыми красками.
ОВЗ: Роспись изделия акриловыми красками.
Материалы: тетрадь с эскизом, наждачная бумага, цветная бумага, бусины, проволока, клей «Кристалл». Акриловые краски, кисти №1,2,3.
2.2. Обучение разнице вершин предметов в рельефе. Лепка плоских елочных игрушек «Символ года». Выполнить эскиз.
Задача: Изучить способы придания рельефному изображению глубины и объема с помощью различной толщины предметов, научиться лепить мелкие детали в плоских предметах.
Содержание: Лепка плоских елочных игрушек различными в объеме, различной толщины, предметы большего размера должны быть толще, предметы поменьше – потоньше.
ОВЗ: Лепка упрощенного рельефа с меньшим количеством деталей, из простых фигурок, прилепленных к фону.
Материалы: Тетрадь с эскизом. Наждачная бумага, цветная бумага, бусины, проволока, клей «Кристалл». Акриловые краски, кисти №1,2,3. Масса для работы.
Четверть
Блок 3
Воздушный пластилин
3.1. Знакомство, свойства и особенности с новым материалом - воздушный пластилин (само затвердевающий).
Задача: Изучить особенности лепки воздушным пластилином, возможности и особенности при работе с ним.
Содержание: показать учащимся на примерах, как работать воздушным пластилином, Объяснить нюансы при работе с само затвердевающим пластилином. Условия хранения.
ОВЗ: Иллюстративный материал.
Материалы: Тетрадь.
3.2. Лепка фигурок с использованием уже приобретенных знаний в работе с пластилином (работа из комка, работа пластом).
Упражнение «Мухомор».
Задача: Изучить особенности лепки в различных пластичных формах, научиться лепить различные цветы и растения. Умение передать форму и фактуру.
Содержание: Лепка круглой объемной формы-гриб. Передать фактуру, форму и строение гриба «Мухомор».
ОВЗ: Лепка на листе картона с заранее готовой формой по примеру.
Материалы: пластилин, тряпочка, стек.
3.3.Лепка упрощенных животных круглой формы.
Упражнение «Снегирь».
Задача: Изучить понятие «Упрощенная форма», научиться лепить птиц, перья, крылья, скомпоновать композицию.
Содержание: разработать эскиз композиции, вылепить из пластилина объемное изображение, выполнить фактуру пёрышек.
ОВЗ: Работа по образцу, лепка упрощенного рисунка по примеру.
Материалы: пластилин, тряпочка, стек.
3.4.Работа с объёмными многофигурными изображениями. Лепка округлой формы «Спящий кот в бабушкином кресле».
Задача: Практика в работе над круглой фигурой, работа с образом, изучение анатомии кота. Изучить возможности создания формы фигурки из простых элементов.
Содержание: Разработка эскизов, лепка простых фигурок животных из пластилина. Работа выполняется методом скручивания жгута в спираль и набирания из него формы. Кресло выполняется в той же технике. Использовать дополнительные элементы декора (шаль, спицы, очки бабушки, тапочки и т.д.)
ОВЗ: Лепка плоских фигурок животных из жгута на картоне.
разработка эскизов, украшение узорами.
Материалы: пластилин, тряпочка, стек.
3.5. Работа с фактурой. Рельеф в круге. Лепка декоративной тарелки методом скрутки жгута и украшение узорами.
«Портрет мамы».
Задача: Изучить пропорции лица. Практика в работе со жгутом, лепки узоров, лепки рельефного изображения. Лепка декоративной тарелки. Выполнение эскиза по заданной теме.
Содержание: Лепка декоративной тарелки из жгутов, украшение формы растительными декоративными узорами по утвержденному эскизу.
ОВЗ: Лепка жгутов и узоров на картонной форме на плоскости.
Материалы: пластилин, тряпочка, стек, одноразовая картонная тарелка.
3.6. Создание фактурной декоративной рамки, работа с узорами. Работа с тонкими формами и изучение новых способов декорирования
Задача: обучение созданию новых форм, работа с новыми узорами и рельефами, лепка ровных предметов.
Содержание: Лепка прямоугольной рамки произвольной толщины с последующим украшением узорами, нанесение на нее узоров в виде растений, геометрических форм или животных.
ОВЗ: лепка прямоугольной плоской рамки на картонной основе и украшение узорами.
Материалы: пластилин, тряпочка, стек.
3.7. Фигурка из пласта «Сарафан» (работа с фактурой). Изучение метода скручивания конусов из пластилина и обучение украшению малых форм
Задача: Изучение способов лепки из пласта, разработка формы сарафана на основе конуса, изучение русских народных узоров.
Содержание: Лепка пласта, разработка формы, скручивание в конус, добавление дополнительных деталей: рукава, воротник. Украшение сарафана узорами.
ОВЗ: Лепка формы пирамидки, добавление рукавов, украшение узорами.
Материалы: пластилин, тряпочка, стек.
четверть
Блок 4
Скульптурный пластилин и мягкий пластин
4.1. Теория. Изучение методов лепки полых объёмных фигур, лепка кружки, вазы и работа с украшением. Использование техники лепки жгутом, пластом и свободной формой
Задача: Практика лепки объемных форм из различных форм: жгут, пласт, свободная форма, нахождение способов симметричной лепки предметов.
Содержание: Различные методы при лепке полых объемных форм, нахождение оптимального способа лепки конкретной формы предмета, украшение предмета различными узорами. Зарисовки в тетради.
ОВЗ: Рисунок вазы упрощенной формы из пласта и свободной формы.
Материалы: тетрадь.
4.2. Лепка фактуры и узоров на объемных предметах «Посуда с узорами»
Задача: дать учащимся понятие о том, как украсить предметы плоской и объемной формы с помощью народных узоров, практика лепки посуды из простых элементов.
Содержание: Лепка декоративной тарелки, кружки, горшка из простых элементов и свободной формы.
ОВЗ: Лепка узоров на простой плоской форме.
Материалы: пластилин, стек, тряпочка.
4.3. Работа с большой и пустотелой формой предметов, работа с образом. Лепка сказочного персонажа на выбор – «Сказочный чайник».
Задача: Разработка образа сказочного персонажа, создание эскиза, разработка изделия.
Содержание: Лепка круглой пустотелой фигурки на основе разработанного эскиза, формирование образа персонажа, украшение изделия.
ОВЗ: Лепка плоского рельефа на плоской форме на основе эскиза.
Материалы: пластилин, стек, тряпочка.
4.4. Лепка полых объемных фигурок животных «Мамонт».
Задача: Изучение способов лепки пустой объемной фигурки, различие между пустотелой и цельной фигурками. Работа над образами фигурок.
Содержание: Лепка заготовок для создания фигурок, лепка пустой круглой формы, добавление деталей для создания животного: ноги, голова, уши, хвост, нос.
ОВЗ: Лепка цельной круглой фигурки животного на выбор по примеру.
Материалы: пластилин, стек, тряпочка.
4.5. Изучение способов применения подручных материалов в декорировании изделий. Использование тканей для оттиска изображения.
Задача: Закрепление знаний приобретенных на прошлых занятиях по декорированию керамики. Развитие чувства цвета, образного мышления. Закрепление навыков работы с пластом и фактурой ткани, развитие образного мышления.
Содержание: Лепка пласта, выполнить различные оттиски ткани на пластилине штампы, кружево, лен и т.д.).
ОВЗ: Работа с плоскими оттисками, украшение простых узоров.
Материалы: пластилин, стек, тряпочка.
Класс
1 четверть
Блок 1
Пластилин.
1.1..Подготовительный урок, повторение изученного материала работы с пластилином. Что такое «Изразец».
Задача: Закрепление знаний приобретенных на прошлом учебном году по лепке и декорированию пластилином. Развитие чувства цвета, образного мышления.
Содержание: Упражнение на воображение. Выполнение эскиза «Изразец» растительный орнамент в квадрате.
ОВЗ: Подготовительный урок, повторение изученного материала.
Материалы: тетрадь, карандаш, ластик.
1.2.Изучение методов изготовления изразца, работа с шаблоном.
Задача: научить работать по шаблону, правильно заполнять форму и аккуратно налепливать детали.
Содержание:
Выполнить работу по эскизу «Изразец» растительный орнамент, далее по шаблону заполнить квадратную форму и налепными элементами выполнить растительный орнамент по эскизу.
ОВЗ: выполнить рисунок изразца в цвете.
Материалы: пластилин, шаблон из картона, стек, тряпочка, досочка.
1.3.Жгутиковая техника. Лепка сосуда простой формы с применением декорирования жгутами.
Задача: Знакомство жгутиковой техникой, способы декорирования при помощи жгута разной толщины и размера. Закрепление знаний приобретенных на прошлых занятиях по декорированию пластилином. Развитие чувства цвета, образного мышления.
Содержание: Выполнение сосуда любой формы, размер 10х5 см. подобрать цветовую гамму.
ОВЗ: Слепить корзиночку жгутиковой технике.
Материалы: пластилин, стек, тряпочка, досочка.
1.4. Форма из пласта. «Улитка и ее домик».
Работа над декорированием с использованием изученных методов.
Задача: Развитие фантазии с учетом необходимости приближения создаваемых образов к литературному первоисточнику. Совершенствование навыков работы по представлению.
Содержание: Лепка простой формы и украшение жгутами, дальнейшее закрепление навыков работы с пластом и фактурой, развитие образного мышления.
ОВЗ: Лепка сосуда простой формы и украшение жгутами.
Материалы: пластилин, стек, тряпочка, досочка.
1.5.Создание симметричного рельефного узора. Изучение растительного орнамента.
Тема: «Осеннее дерево».
Задача: дальнейшее закрепление навыков работы с пластом и фактурой, развитие образного мышления.
Содержание: Создание растительного орнамента на плоскости с помощью заготовленных форм. Подобрать осеннюю цветовую гамму из пластилина.
ОВЗ: Фото-рамка из пласта.
Материалы: пластилин, стек, тряпочка, досочка, круглая картонная одноразовая тарелка.
1.6. Работа над образом.
Создание объёмной фигурки собственного персонажа по мотивам русских сказок, декорирование. Тема: «Баба-Яга»
Задача: Передать характерные особенности строения фигуры и нюансы одежды персонажей. Научить декорировать – вырезать из пласта одежду.
Содержание: Лепка выдуманного персонажа, использование существующего, простой декор, роспись.
ОВЗ: Создание объёмной фигурки собственного персонажа по мотивам русских сказок, декорирование, роспись.
Материалы: пластилин, стек, тряпочка, досочка.
четверть.
Блок 2
Техника «Папье-маше»
2.1. Повторение работы в технике Папье-Маше, ее свойств и особенностей. Дать учащимся понятие «Образ – Символ года».
Задача: Повторение работы в технике Папье-Маше, ее свойств и особенностей. Дать учащимся понятие «Образ – Символ года», показать образы работ в данной технике, способы изображения на практике, использовать новые изученные способы декорирования в выполнении эскиза «Символ года»
Содержание: Сделать зарисовки на основе информации о следующем символе приходящего года, разработать эскиз изделия, изучить анатомию персонажа, изучить разницу в объемности фона и основных фигур. Объемная форма, украсить форму декоративными элементами.
ОВЗ: Рисунок символа года на основе зарисовки с использованием готовой формы или шаблона.
Материалы: тетрадь, карандаш, ластик.
2.1.2. Лепка «Символ года». Работа с использованием изученной техники «Папье-Маше»
Задача: Использовать на практике изученной техники Папье-маше.
Содержание: Лепка основной фигуры в объеме, по утвержденному эскизу. Подготовка массы для работы в технике Папье-маше. Изготовление заготовки основы туловище персонажа. Практическая работа поэтапного нанесения массы папье-маше.
ОВЗ: Лепка упрощенного варианта одной основной фигурой.
Материалы: тетрадь с эскизом, бумага, клей ПВА, вода, емкость для приготовления массы, стек, тряпочка, пленка, готовая масса Папье-маше храниться в пленке.
2.1.3. Обработка «Символ года». Работа с использованием изученной техники «Папье-Маше»
Задача: Использовать на практике изученной техники Папье-маше. Обработка изделия. Декорирование изделия.
Содержание: Практическая работа поэтапного нанесения массы папье-маше. Сушка. Обработка изделия. Декорирование изделия прикрепления вспомогательных деталей из бумаги, проволоки, бусин.
ОВЗ: Рисунок изделия
Материалы: Тетрадь с эскизом, наждачная бумага, цветная бумага, бусины, проволока, клей «Кристалл».
2.1.4.Обучение росписи акриловыми красками изделия, выполненные в технике папье-маше. Роспись изделия «Символ года»
Задача: Изучить способы придания изображению глубины и объема с помощью различной цветовой гаммы, научиться крепить мелкие детали в плоских предметах.
Содержание: Роспись акриловыми красками, декорирование деталей.
ОВЗ: Выполнение аппликации с применением паеток.
Материалы: Тетрадь с эскизом. Наждачная бумага, цветная бумага, бусины, проволока, клей «Кристалл». Акриловые краски, кисти №1,2,3.
Четверть
Блок 3
Воздушный пластилин
3.1. Повторение о свойствах и особенностях с нового материала - воздушный пластилин (само затвердевающий).
Задача: Изучить особенности лепки воздушным пластилином, возможности и особенности при работе с пустотелыми формами.
Содержание: показать учащимся на примерах, как работать воздушным пластилином, Объяснить нюансы при работе с само затвердевающим пластилином. Условия хранения.
ОВЗ: Иллюстративный материал.
Материалы: Тетрадь.
3.2. Лепка фигурок с использованием уже приобретенных знаний в работе с пластилином (работа из комка, работа пластом, элементы декорирования).
Упражнение «Снежная баба».
Задача: Изучить особенности лепки в различных пластичных формах, научиться лепить декоративные элементы из пласта (шарф, шапочка). Умение передать форму и фактуру.
Содержание: Лепка круглой объемной формы. Передать фактуру, форму и образ «Баба снежная».
ОВЗ: Лепка на листе картона с заранее готовой формой по примеру.
Материалы: пластилин, тряпочка, стек.
3.3.Теория. Объемная круглая фигура человека. Особенности строения и пропорции фигуры человека. Тема: «Русский богатырь».
Задача: Изучить пропорции и строения фигуры человека, научиться лепить фигуру в движении, скомпоновать композицию.
Содержание: разработать эскиз композиции, вылепить из пластилина объемное изображение, выполнить фактуру доспехов русского богатыря.
ОВЗ: Работа по образцу, лепка упрощенного рисунка по примеру.
Материалы: пластилин, тряпочка, стек.
3.3.1.Работа с объёмными изображениями по выполненному утвержденному эскизу. Лепка округлой формы «Русский богатырь».
Задача: Практика в работе над круглой фигурой, работа с образом, изучение анатомии строения человека. Изучить возможности создания формы фигурки из простых элементов.
Содержание: Лепка фигуры человека в движении из пластилина. Работа выполняется методом набора форм из комка и набирания из него формы. Конь выполняется в той же технике. Использовать дополнительные элементы декора (щит, меч, палица, шлем, кольчуга и т.д.)
ОВЗ: Лепка плоских фигурок животных из жгута на картоне.
разработка эскизов, украшение узорами.
Материалы: Эскиз, пластилин, тряпочка, стек.
3.4. Теория. Рельеф. Многофигурная композиция.
Лепка многослойных горельефов на плоской поверхности. «Русские народные праздники» - Масленица, Святки, Рождество.
Задача: Выполнить эскиз по заданной теме. Передать характерные особенности формы в технике рельеф, развитие пространственного видения (многоплановость). При сборке изделия идёт освоение приёмов соединения деталей, цветовая палитра.
Содержание: Лепка многослойных рельефов с помощью простых элементов: жгуты, пласт.
ОВЗ: Лепка многослойных горельефов на плоской поверхности.
Материалы: Эскиз, пластилин, тряпочка, стек.
3.4.1. Практическая работа по утвержденному эскизу.
Задача: работа со сложной фактурой, передача пропорций, характерной формы предметов, развитие глазомера и наблюдательности.
Содержание: Связь формы с орнамента на одежде, особенности празднования Святок, Масленицы и т.д. Выполнение деталей сюжета, подбор цвета. Выполнение правил и приёмов изготовления художественной лепки пластилином.
ОВЗ: Лепка декоративных плакеток с упрощенными узорами на заданные темы.
Материалы: Эскиз, пластилин, тряпочка, стек.
четверть.
Блок 4
Скульптурный пластилин
Теория. Декоративный орнамент.
Разработка композиции, эскиз.
Задача: Закрепление навыков работы с пластом, развитие образного мышления в составлении орнамента растительного и геометрического орнамента в стилизованном изображении птицы.
Содержание: Разработка композиции, лепка.
ОВЗ: Декоративная плакетка «Птичка» упрощенный вариант решения птицы, простой фон.
Материалы: Эскиз.
4.3. Рельеф. Многофигурная сюжетная композиция. Тема «День Победы»
Задача: работа со сложной фактурой, передача пропорций, характерной формы предметов, развитие глазомера и наблюдательности. Отражение исторических событий времен ВОВ
Содержание: Выполнение эскиза.
ОВЗ: Рисунок на военную тему.
Материалы: Эскиз. Бумага, карандаш.
4.3.1.Практическая работа. Рельеф. Многофигурная сюжетная композиция. Тема «День Победы»
Задача: лепка рельефа работа со сложной фактурой, передача пропорций, характерной формы предметов, развитие глазомера и наблюдательности. Отражение исторических событий времен ВОВ
Содержание: Практическая работа по выполнению рельефа из скульптурного пластилина.
ОВЗ: Рисунок на военную тему.
Материалы: Эскиз, скульптурный пластилин, тряпочка, стек. Формат А5 и А4.
4.4. Барельеф. Декорирование. Цвет. Разработка собственной композиции с использованием изученных техник на свободную тему.
Тема «Фантастическое животное».
Задача: Закрепление знаний по декорированию. Развитие чувства цвета, образного мышления. Выполнение эскиза.
Содержание: Работа выполняется по предварительным наброскам. Дальнейшее закрепление знаний по декорированию. Развитие чувства цвета, образного мышления.
ОВЗ: Лепка объемной фигурки из простых форм, украшение узорами.
Материалы: Эскиз, мягкий пластилин, тряпочка, стек. Формат А5 и А4.
Тест. Срез знаний.
Класс
Блок 1
Пластин.
1.1. Повторение изученного ранее материала
Задача: Закрепление знаний по декорированию из различных пластических материалов. Развитие чувства цвета, образного мышления.
Содержание: Упражнение на свободную тему.
ОВЗ: Упражнение на свободную тему.
Материалы: тетрадь
1.2.Изучение способов применения подручных средств в декорировании предметов: ткань, украшения, оттиски. Изучение особенностей лепки крупных объемных фигуры человека. Человек – образ «Грибник».
Задача: Изучение особенностей лепки крупных объемных фигурок и усовершенствование умения декорировать при помощи подручных материалов.
Содержание: Изучение особенностей лепки крупных объемных фигур, создание образа-грибника, передача экипировки одежды (куртка, шапка, корзинка с грибами, шарф, сапоги и т.д.). Дополнить образ декором слепить основу в виде лесной полянки с грибами, травой, пеньками. Использовать оттиски и фактуру.
ОВЗ: лепка крупных объемных фигурок.
Материалы: пластилин, досочка, стек, оттиски, тряпочка, кружева и т.д.
1.3. Рельеф. Сюжетная композиция в круглой форме.
Задача: работа со сложной фактурой, передача пропорций, характерной формы орнамента.
Содержание: Выполнение эскиза. Лепка по утвержденному эскизу на плоской круглой форме (картонная круглая тарелка) сюжетная композиция из растительного или геометрического орнамента
ОВЗ: Рисунок растительного орнамента.
Материалы: Эскиз. Бумага, карандаш. Пластилин, тряпочка, стек, досочка.
1.4. Лепка объемных фигурок большого размера:
групповая работа «Семья ежиков»
Задача: знакомство с историей местообитания животных, выполнение стилизованного объемного изображения животного в виде предмета быта – копилка или карандашница.
Содержание: Лепка объемных фигурок большого размера:
групповая работа по выполнению объемных больших фигурок в виде карандашницы. Вылепить основу из пластилина в жгутиковой технике, в дальнейшем налепными декоративными элементами – образ «Ежик».
ОВЗ: Лепка объемных фигурок.
Материалы: пластилин, досочка, стек, тряпочка.
1.5. Работа в группе над лепкой объёмной фигурки большого размера. Понятие «Бюст». Пропорции листа. Тема «Портрет девушки».
Задача: Закрепление умения поэтапного ведения работы.
Содержание: Работа выполняется по предварительным эскизам.
ОВЗ: Работа над украшением объемной фигурки большого размера, обжиг, роспись.
Материалы: пластилин, досочка, стек, тряпочка.
четверть.
Блок 2
Техника «Папье-маше»
2.1. Повторение этапов работы в технике Папье-Маше, ее свойств и особенностей. «Лесной дом и жители в нем»
Задача: Дать учащимся понятие «Образ- Лесные жители и их домики», показать образы работ в данной технике, способы изображения на практике, использовать новые изученные способы декорирования в выполнении эскиза.
Содержание: Сделать зарисовки, разработать эскиз изделия, передать характер персонажа, изучить разницу в объемности фона и основных фигур. Объемная форма, украсить форму декоративными элементами.
ОВЗ: Рисунок лесного домика на основе зарисовки с использованием готовой формы или шаблона.
Материалы: тетрадь, карандаш, ластик.
2.1.1. Практическая работа по утвержденному эскизу «Лесной дом и жители в нем». Работа с использованием изученной техники «Папье-Маше»
Задача: Использовать на практике изученной техники Папье-маше.
Содержание: Лепка основной фигуры в объеме, по утвержденному эскизу. Подготовка массы для работы в технике Папье-маше. Изготовление заготовки основы домика и персонажа. Практическая работа поэтапного нанесения массы папье-маше.
ОВЗ: Лепка упрощенного варианта одной основной фигурой.
Материалы: тетрадь с эскизом, бумага, клей ПВА, вода, емкость для приготовления массы, стек, тряпочка, пленка, готовая масса Папье-маше храниться в пленке.
2.1.2.Обработка изделия и декорирование. Работа обработки изделия в техники «Папье-Маше»
Задача: Обработка изделия. Декорирование изделия.
Содержание: Практическая работа поэтапного нанесения массы папье-маше. Сушка. Обработка изделия методом шкурения наждачной бумагой. Декорирование изделия прикрепления вспомогательных деталей из бумаги, проволоки, бусин.
ОВЗ: Рисунок изделия
Материалы: Тетрадь с эскизом, наждачная бумага, цветная бумага, бусины, проволока, клей «Кристалл».
2.1.3.Роспись изделия.
Задача: Изучить способы и методы росписи акриловыми красками.
Содержание: Изучить способы росписи акриловыми красками, подобрать цветовую палитру.
ОВЗ: рисунок лесного домика в цвете.
Материалы: акриловые краски, кисти № 1,3,5 палитра, тряпочка.
четверть
Блок 3
Воздушный пластилин
3.1. Повторение о свойствах и особенностях с нового материала - воздушный пластилин (само затвердевающий).
Задача: Изучить особенности лепки воздушным пластилином, возможности и особенности при работе с пустотелыми формами.
Содержание: показать учащимся на примерах, как работать воздушным пластилином, Объяснить нюансы при работе с само затвердевающим пластилином. Условия хранения.
ОВЗ: Иллюстративный материал.
Материалы: Тетрадь.
3.2.Теория особенности объемных елочных игрушек.
Задача: Ознакомить и изучить традиции изготовления елочных игрушек.
Содержание: Ознакомить с техникой изготовления елочных игрушек из различных материалов (вата, бумага, стекло). Виды елочных игрушек –плоские, объемные, пустотелые. Выполнить эскиз елочной игрушки.
ОВЗ: Рисунок елочной игрушки.
Материалы: тетрадь
3.2.1. Лепка елочных фигурок-игрушек с использованием уже приобретенных знаний в работе с пластилином (работа из комка, работа пластом, элементы декорирования).
Упражнение «Елочные игрушки».
Задача: Изучить особенности лепки в различных пластичных формах, научиться лепить декоративные элементы из пласта. Умение передать форму и фактуру.
Содержание: Лепка круглой объемной формы. Передать фактуру, форму и образ.
ОВЗ: Лепка на листе картона с заранее готовой формой по примеру.
Материалы: пластилин, тряпочка, стек.
3.3.Теория. Объемная круглая фигура человека на каркасе. Каркас.
Упражнение – выполнить каркасную фигурку в движении.
Задача: Повторить знания о пропорции и строения фигуры человека, научиться делать каркас фигуры человека в движении, скомпоновать композицию.
Содержание: Скрутить при помощи жгутов из фольги или проволоки объемное изображение фигуры человека в движении
ОВЗ: Работа по образцу, лепка упрощенного рисунка по примеру.
Материалы: Фольга или проволока.
3.4.Лепка округлой формы «Ангел». Выполнение эскиза.
Задача: Практика в работе над круглой фигурой, работа с образом, изучение анатомии строения человека. Изучить возможности создания формы фигурки из простых элементов.
Содержание: Выполнить эскиз. Использовать дополнительные элементы декора (крылья, нимб, рубаха и т.д.)
ОВЗ: Лепка плоских фигурок из жгута на картоне.
разработка эскизов, украшение узорами.
Материалы: Эскиз, тетрадь, карандаш.
3.4.1. Практическая работа с объёмными изображениями по выполненному утвержденному эскизу. Лепка округлой формы «Ангел». Выполнение эскиза.
Задача: Практика в работе над круглой фигурой, работа с образом, изучение анатомии строения человека. Изучить возможности создания формы фигурки из простых элементов.
Содержание: Лепка фигуры человека в движении из пластилина. Работа выполняется методом набора форм из комка и набирания из него формы. Использовать дополнительные элементы декора (крылья, нимб, рубаха и т.д.)
ОВЗ: Лепка плоских фигурок из жгута на картоне.
разработка эскизов, украшение узорами.
Материалы: Эскиз, пластилин, тряпочка, стек.
3.5. Теория. Каркасная фигура в движении. «Лыжник».
Задача: Выполнить эскиз по заданной теме. Передать характерные особенности формы, развитие пространственного видения (многоплановость). При сборке изделия идёт освоение приёмов соединения деталей, цветовая палитра.
Содержание: Выполнение эскиза.
ОВЗ: Рисунок фигуристки.
Материалы: Эскиз, карандаш, тетрадь.
3.5.1. Практическая работа по утвержденному эскизу.
Задача: работа со сложной фактурой, передача пропорций, характерной формы предметов, развитие глазомера и наблюдательности.
Содержание: Выполнения каркаса. Заполнение каркаса методом налепа. Пласт - выполнение одежды из пласта, особенности выполнение деталей сюжета, подбор цвета. Выполнение правил и приёмов изготовления художественной лепки пластилином.
ОВЗ: Лепка фигурки лыжника.
Материалы: Эскиз, пластилин, тряпочка, стек, проволока.
четверть.
Блок 4
Скульптурный пластилин
4.1.Горельеф. Многофигурная сюжетная композиция. Тема «Труженики тыла»
Задача: Работа со сложной фактурой, передача пропорций, характерной формы предметов, развитие глазомера и наблюдательности. Отражение исторических событий времен ВОВ в тылу.
Содержание: Выполнение эскиза.
ОВЗ: Рисунок на военную тему.
Материалы: Эскиз. Бумага, карандаш.
4.1.1.Практическая работа. Горельеф. Многофигурная сюжетная композиция. Тема «Труженики тыла»
Задача: Лепка горельефа работа со сложной фактурой, передача пропорций, характерной формы предметов, развитие глазомера и наблюдательности. Отражение исторических событий времен ВОВ
Содержание: Практическая работа по выполнению горельефа из скульптурного пластилина.
ОВЗ: Рисунок на военную тему.
Материалы: Эскиз, скульптурный пластилин, тряпочка, стек. Формат А5 и А4.
4.2. Итоговая творческая работа по программе «Лепка». Зрительный ряд примеров творческих работ.
Задача: Закрепление знаний по программе «Лепка». Разработка собственной композиции с использованием изученных техник на свободную тему. Развитие чувства цвета, образного мышления. Выполнение эскиза.
Содержание: Работа выполняется по предварительным наброскам. Дальнейшее закрепление знаний по декорированию. Развитие чувства цвета, образного мышления.
ОВЗ: Лепка объемной фигурки из простых форм, украшение узорами.
Материалы: Эскиз, карандаш, ластик, формат А4.
4.1.1.Практическая работа. Горельеф. Многофигурная сюжетная композиция. Тема «Труженики тыла»
Задача: Лепка горельефа работа со сложной фактурой, передача пропорций, характерной формы предметов, развитие глазомера и наблюдательности. Отражение исторических событий времен ВОВ
Содержание: Практическая работа по выполнению горельефа из скульптурного пластилина.
ОВЗ: Рисунок на военную тему.
Материалы: Эскиз, скульптурный пластилин, тряпочка, стек. Формат А5 и А4.
4.2.1.Практическая итоговая работа.
Задача: Лепка итоговой творческой работы со сложной фактурой, передача пропорций, характерной формы предметов, развитие глазомера и наблюдательности.
Содержание: Практическая итоговая творческая работа по выполнению из скульптурного пластилина.
ОВЗ: Рисунок на свободную тему.
Материалы: Эскиз, скульптурный пластилин, тряпочка, стек. Формат А5 и А4.
4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ.
За период обучения учащиеся должны научиться владеть различными пластическими материалами, умению наблюдать за натурой, использовать собственные наблюдения, взятые из окружающей жизни, развить зрительную память, глазомер; уметь передавать пропорции, характерную форму, движение натуры, учитывая анатомическое строение человека и животных, владеть формой предметов, уметь передавать в материале характер и фактуру формы, уметь работать с каркасом, с многоплановым рельефом, при работе над композиционными сценками учитывать образность и выразительность, читаемость силуэта, круговой обзор.
По окончании курса обучения учащиеся должны:
- знать виды и жанры скульптуры;
- знать и применять в своих работах основные приемы лепки;
- уметь грамотно построить последовательность выполнения скульптурной работы;
- выстраивать композиционную и пластическую связь между предметами;
- уметь создавать грамотные, интересные и смелые творческие композиции с учетом полученных знаний;
- знать основных мастеров скульптуры как российских, так и зарубежных и их самые известные работы;
- уметь работать над композицией в рельефе, горельефе;
- обладать навыками работы с натуры;
- научиться основным приемам изготовления керамики.
5.КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Формы и методы контроля, система оценок.
Контроль и учет
Текущий контроль осуществляется по ходу занятий. Оценка выставляется за работу, проделанную в течение урока, либо по окончании работы над композицией. Контроль осуществляется в виде просмотра работ по окончании урока.
Промежуточная аттестация: зачеты в виде просмотров раз в год (май). На просмотр выставляются работы, рассчитанные на долгое хранение.
Выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка «отлично» выставляется за работу, где полностью решены поставленные задачи.
Оценка «хорошо» выставляется за работу, где полностью решены поставленные задачи, но проявляются небольшая небрежность в исполнении и несущественные композиционные ошибки.
Оценка «удовлетворительно» выставляется за работу, где частично решены поставленные задачи, имеются в исполнении небрежность и композиционные ошибки.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется за работу, где ни одна из поставленных задач не решена.
6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Помимо методов работы с учащимися, указанными в разделе «Методы обучения», для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся программой применяются также следующие методы:
-объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
-частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у учащихся заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагог знакомит детей с работами мастеров, народных умельцев, скульпторов, керамистов. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих мероприятиях).
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено ведение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме практических заданий (упражнения к изученным темам, рисование с натуры, эскизирование). Учащиеся имеют возможность посещать ремесленные мастерские (скульптура, керамика), работать с книгой, иллюстративным материалом в библиотеке.
материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Список рекомендуемой методической литературы
Бабанский Ю.А. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в учебно-воспитательном процессе. Народное образование СССР, 1982. - №7, с. 106-111
Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.: Владос, 2004. с.66-74
Бурдейный М.А. Искусство керамики. - М.: Профиздат, 2005
Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2003
Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление: 1 век до н.э. – 8 в. н.э. – М.: Искусство, 1977
Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм. Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – М., 1998
Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.: «Владос», 2004
Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие, РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004
Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. – М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004, с.5-29
Керамика Абрамцева. Под ред. О.И.Арзуманова, В.А.Любартович, М.В.Нащокина. - М.: Из-во «Жираф», 2000, с. 64-77
Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. - М.: «Владос», 2002. с.6-15
Кузин В.С. Изобразительное искусство и основы его преподавания в школе. Издание 3-е. – М.: «Агар», 1998. с. 179-184
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2004. с. 8-20
Малолетков В.А. Керамика. В 2-х частях. - М.: «Юный художник», 2000. -1-я часть: с. 28-30, 2-я часть: с.23-25
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.: «Искусство в школе», 1995, с.9-29
Моделирование фигуры человека. Анотомический справочник./Пер. с англ. П.А.Самсонова – Минск, 2003, с.31, 36, 56
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1980
Русская народная игрушка. Академия педагогических наук СССР. – М: Внешторгиздат, 1980, с.33-36
Русские художественные промыслы./Под ред. Поповой О.С. Каплан Н.И. - М.: Издательство «Знание», 1984, с.31-48.
Скульптура. История искусства для детей. – М.: «Росмэн». Под ред. Е.Н.Евстратовой. 2002, с.8-17
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Издат. центр «Академия», 1999, с. 246-250
Федотов Г.Я. Русская печь. – М.: Изд-во Эксмо, 2003, с. 140-144
Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2000 с.51-56
Список рекомендуемой учебной литературы
Белашов А.М. Как рисовать животных. – М.: «Юный художник», 2002, с. 3-15
Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. – М.: Издательство «Агар». 1998, с.26-28
Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение, 1979
Богуславская И. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1975
Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. – М.: «Сварог и К», 1999. с.129, 135, 150
Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1982
Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985
Лукич Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.: Высшая школа, 1979
3