Авторская программа кружка по лепке из теста «Ловкие пальчики» (1–4 классы)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 36»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО
Протокол № 1 от 28» августа 2017 г. Руководитель МО ____________/______________/
|
ПРИНЯТО педагогическим советом
Протокол № 1 от «29» августа 2017 г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ №36» ______________/О.В.Махмудова/
Приказ № 156-ОД от «30» августа 2017 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружка «Ловкие пальчики»
(название кружка, студии и др.)
Начальное образование
(уровень образования)
общекультурное
(направление)
2017-2021 учебный год
(срок реализации)
Педагог дополнительного образования Коваленко Светлана Яковлевна
Ф.И.О. учителя, составителя программы
2017
Вологда
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями ФГОС особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности по различным направлениям. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Ловкие пальчики» создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», имеет общекультурную направленность и предназначена для разновозрастных категорий обучающихся.
Паспорт программы
Полное наименование программы |
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования по художественной лепке «Ловкие пальчики»
|
Направленность программы |
Общекультурная |
Тип образовательной программы |
Модифицированная |
Срок реализации |
4 года |
Возраст обучающихся |
1-4 класс |
Цель программы |
Развитие творческих и коммуникативных способностей детей посредством самовыражения через изготовление изделий из солёного теста, пластилина и папье-маше. |
Задачи программы |
Обучающие: Формировать устойчивый интерес к художественной лепке; Дать теоретические знания работы с солёным тестом и пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения; и декоративно прикладному искусству Обучение приемам работы с различными материалами, учить нетрадиционному подходу в поиске решения художественного образа, создавать оригинальные аранжировки из соленого теста, природных и искусственных материалов; Учить детей создавать многофигурные сюжетные композиции в коллективных и авторских работах. Коммуникативные УУД: Формировать у детей собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; Формировать у детей умение с точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Формировать умение работать в групповых формах обучения; Формировать умения самостоятельно участвовать в дискуссии и защищать свою точку зрения; Личностные УУД: Формировать способность занимать определенную позицию в конфликтной ситуации; Формировать умение соблюдать нравственно–этические нормы; Формировать толерантные отношения к окружающим; Формировать у детей аккуратность и ответственность в работе. Познавательные УУД: Учить самостоятельности в подборе и работе с литературой; Учить самостоятельно пользоваться компьютерными источниками информации; Развивать способность читать и составлять графики, схемы, эскизы; Развивать умение к аналитической деятельности; Развивать гибкость мышления. Регулятивные УУД: Развивать способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время; Развивать способность самостоятельно определить цель занятия; Формировать умение в учебно-исследовательской работе; Формировать способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой. Формировать знания профессионально–этических норм; Формировать способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности.
|
Структура программы оглавление |
Пояснительная записка Учебно-тематический план и содержание изучаемого курса. Первый год обучения (1 класс) Второй год обучения (2 класс) Третий год обучения (3 класс) Четвертый год обучения (4 класс) Методическое обеспечение Формы подведения итогов образовательной программы Работа с родителями Условия реализации программы Модель выпускника Список литературы Приложения |
Ожидаемые результаты |
Обучающие: Учащиеся должны знать: Пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техники работ с пластилином и историю возникновения и развития; Жанры искусства: натюрморт, пейзаж, портрет сказочно былинный и жанр анималистки; Историю возникновения и развития тестопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, способы декоративного оформления готовых работ, о способах сушки изделий из теста; Технология создания панно. Овладение основами знаний в области ДПИ: дымковская, филимоновская, каргопольская, фито дизайн (работа с природными материалами), различные формы сочетания материалов с лепными деталями из соленого теста, основные понятия и термины; Об использовании лакокрасочных материалов, инструментов и приспособлений; знание цветового круга, основных цветов и их сочетаний; об основах проектировочной деятельности (рисунок, эскиз, чертеж, инструкционная карта, строение фигуры и лица человека); Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техники работ папье-маше, историю возникновения и развития; Учащиеся должны уметь: Использовать различные приемы в художественной лепке: барельеф, растягивание, вдавливание, разглаживание поверхности, примазывание, вытягивание формы и т.д. Перенесение рисунка на прозрачную основу; Декорировать свою работу и использовать в качестве дополнительного декора подручные материалы: Использование лакокрасочных материалов, инструментов и приспособлений; применение различных красок, знаний основных цветов, цветового круга, сочетания цветов, умение работать с палитрой; применение на практике проектировочной деятельности (выполнение эскизов работы и инструкционных карт), применение стилизации в работе с соленым тестом; Составлять простые композиции на определенную тематику; Самостоятельно разрабатывать эскиз к своей идее и воплощать ее в жизнь; Правильно изготавливать рабочий материал; Уметь лепить конструктивным способом (из отдельных частей), пластическим (из целого куска), комбинированным, ленточным, барельеф; Выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет); Личностные УУД: В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы: Проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из соленого теста, пластилина и папье-маше; Навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; Ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; Способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; Заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила, делать выбор, какое изделие выполнить; Самоопределение; Нравственно-этическая ориентация. Учащиеся получат возможность для формирования: Устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности; Осознанных устойчивых эстетических предпочтений, ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни; Возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; Эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей. Регулятивные УУД: В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся: Выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ; Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, о лепке, правил композиций, усвоенных способах действий; Учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; Осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; Адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; Навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок; Умение организовать свою деятельность; Подготовить свое рабочее место; Рационально размещать инструменты и материалы; Прогнозирование; Самоконтроль. Учащиеся получат возможность научиться: Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия; Пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно – творческой; Моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества; Осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации; Отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла; Познавательные УУД: В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся: Различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества; Приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; Осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве; Развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства; Развивать фантазию, творчество, воображение, художественную интуицию, память; Развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства; Проектировать изделия по собственному замыслу; Исследовать технологические свойства используемых материалов; Анализировать предлагаемое изделие. Учащиеся получат возможность научиться: Создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; Понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их; Более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом. Коммуникативные УУД: В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся: Сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми; Формировать собственное мнение и позицию. Участвовать в совместной творческой деятельности; Слушать и понимать речь других. Учащиеся получат возможность научиться: Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
Пояснительная записка
В настоящее время возникла необходимость организации досуга детей. Основная задача, стоящая перед педагогом дополнительного образования – задача улучшения трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения. Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка.
Лепка – один из самых интереснейших видов художественного творчества. Она действительно носит эмоции, творческий характер. При этом создается эмоционально-образное восприятие действительности, формируются эстетические чувства и представления, развивается образное мышление и воображение. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук.
Данная образовательная программа «Ловкие пальчики» реализуется в объединении декоративно-прикладного творчества и подразумевает обучение детей начальной школы художественной лепке по следующим направлениям: тестопластика, пластилин и папье-маше , что помогает ребенку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с окружающими, открытие в себе неповторимой индивидуальности.
Тестопластика – искусство создания объёмных и рельефных изделий из соленого теста. В наши дни становится необычайно популярно старинное искусство лепки из солёного теста. Мука, соль и вода-это природные продукты, экологически чистые и безопасные для здоровья человека. При их соединении получается чудесный материал, который легко превращается в рельефные картины и различные фигурки.
Пластилин – он по своей структуре мягок и пластичен, имеет много цветов, его можно использовать многократно, поэтому детям легко с ним работать. Сейчас существует пластилин на растительной основе, который не содержит вредных веществ и потому является абсолютно безопасным для ребёнка.
Папье-маше – это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие изделия из бумаги. Есть два основных способа: наклеивание бумаги слоями или лепка из бумажной массы. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности.
Направленность образовательной программы
Программа «Ловкие пальчики» имеет общекультурное направление, которое направлено на воспитание ребёнка через приобщение к лучшим традициям народной культуры, непрерывное образование детей в творческой деятельности, включает развитие чувства цвета, ритма, композиции, эстетического и художественного вкуса. Работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.
Новизна образовательной программы
Новизна данной программы состоит в том, что программа включает занятия по художественной лепке с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у детей творчества, определяющееся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Опираясь на интегрированный подход, программа содействует развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности совместного творчества взрослого и ребенка, через художественно-прикладную деятельность. Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.
Актуальность
Актуальность программы «Ловкие пальчики» обоснована тем, что особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей. Необходимо помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно. Создать условия для динамики творческого роста, помогать детям разного возраста, отражать свою неповторимую самобытность, реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования – помочь детям усвоить знания, умения и навыки в выбранной сфере деятельности, развивать у них потребность в творческой деятельности, дать возможность каждому ребенку открывать для себя волшебный мир искусства, приобщать их к культурно-историческим ценностям.
Цель программы:
Развитие творческих и коммуникативных способностей детей посредством самовыражения через изготовление изделий из солёного теста, пластилина и папье-маше.
Задачи:
1. Обучающие:
Формировать устойчивый интерес к художественной лепке;
Дать теоретические знания работы с солёным тестом и пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения;
Обучение приемам работы с различными материалами, учить нетрадиционному подходу в поиске решения художественного образа, создавать оригинальные аранжировки из природных и искусственных материалов;
Учить детей создавать многофигурные сюжетные композиции в коллективных и авторских работах.
Коммуникативные УУД:
Формировать у детей собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Формировать у детей умение с точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Формировать умение работать в групповых формах обучения;
Формировать умения самостоятельно участвовать в дискуссии и защищать свою точку зрения;
Личностные УУД:
Формировать способность занимать определенную позицию в конфликтной ситуации;
Формировать умение соблюдать нравственно–этические нормы;
Формировать толерантные отношения к окружающим;
Формировать у детей аккуратность и ответственность в работе.
Познавательные УУД:
Учить самостоятельности в подборе и работе с литературой;
Учить самостоятельно, пользоваться компьютерными источниками информации;
Развивать способность читать и составлять графики, схемы, эскизы;
Развивать умение к аналитической деятельности;
Развивать гибкость мышления.
Регулятивные УУД:
Развивать способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время;
Развивать способность самостоятельно определить цель занятия;
Формировать умение в учебно-исследовательской работе;
Формировать способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой.
Формировать знания профессионально–этических норм;
Отличительные особенности данной программы
Особенностью программы «Ловкие пальчики» является то, что, даже не обладая очень высокими способностями, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь. Получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. И главной особенностью является то, что ребенок может научиться комбинировать солёное тесто с пластилином, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение. Ведь практически все дети любят лепить, но часто стесняются своей неумелости.
Возраст детей, режим занятий
Образовательная программа «Ловкие пальчики» предназначена для детей 1-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю (33 часа за год), длительность - 40 минут.
Сроки реализации программы
По функциям обучения программа «Ловкие пальчики» подразделяется на четыре этапа: первый, второй, третий и четвертый год обучения.
Первый год обучения у учащихся идет развитие элементарной грамотности, посредством усвоения, заложенного в программе объема знаний. Воспринимая новую информацию и повторяя образец, предлагаемый педагогом и приобретают начальные умения.
Второй год обучения – функциональная грамотность. То есть овладение умениями и навыками, имеющими значение для учебной деятельности. Учащиеся применяют полученные знания и умения для самостоятельного решения поставленной задачи.
Третий год обучения у учащихся формируется начальная общекультурная компетентность, то есть качества личности, соответствующие базовым ценностям общества. А так - же, решаются такие задачи, как самостоятельное освоение новых видов деятельности, способов решения поставленных проблем, проявление своей индивидуальности, самостоятельный подход к работе, развитие потребности в самоусовершенствовании и дальнейшем саморазвитии
Содержание четвертого года обучения направлено на самостоятельное и свободное пользование разнообразными технологиями, способами и приемами лепки при работе с различными материалами, используя ранее изученные техники владения тестом.
Структура проведения занятий
1.Дружественное приветствие.
2.Гимнастика для пальцев и кистей рук.
3.Вводная беседа (мотивация на основе игровых и проблемных ситуаций, личная заинтересованность).
4.Планирование работы (поиск решения, гипотезы).
5.Организация рабочего места (выбор материалов, инструментов).
6.Практическая работа (реализация решений).
7. Анализ работы (продукта труда и деятельности).
8.Уборка рабочего места.
Формы и методы занятий
Обучение учащихся реализуется по утвержденному календарно тематическому плану
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Первый год обучения:
Знания:
Названия и назначение инструментов, правила безопасности труда и личной гигиены;
Основные приемы и способы лепки;
Историю возникновения и развития тестопластики, пластилина, папье-маше;
Жанры искусства: натюрморт, сказочно былинный и жанр анималистки;
Истории орнамента, игрушек, гаммы цветов;
Название материала и его свойства;
Об этике и эстетике повседневной жизни человека;
Умения:
Правильно подготовить материалы к работе, умение бережно относиться к инструментам;
Самостоятельно изготавливать простейшие виды изделий (по образцу, рисунку, эскизу, замыслу);
Приготавливать самостоятельно солёное тесто, бумажную массу и правильно их хранить и использовать;
Использовать различные приемы в лепке: барельеф, растягивание, вдавливание, разглаживание поверхности, примазывание, вытягивание формы и т.д.
Декорировать работу, используя подручные материалы, покрывать лаком готовые изделия;
Организовать рабочее место и поддерживать на нём порядок во время работы;
Навыки:
Работы с художественными материалами: гуашь, кисть, карандаш, солёное тесто, пластилин;
Работы с цветом, тоном, линией, пространством, формой во время выполнения заданий по лепке и конструированию;
Получат навыки совместной работы.
Второй год обучения:
Знание:
Главные отличительные элементы орнамента в росписи народной игрушки (каргопольской, дымковской, филимоновской);
Ценностное отношение детей к окружающему миру и к самому себе, в результате возникающих во время работы повышенного физического, морального, эмоционального напряжения.
Основы композиции, как правильно создать эскиз, что такое фактура, как ее создавать и где использовать;
Виды росписи, составы красок;
История возникновения и развития промысла, народные и авторские игрушки из глины и керамики;
Умение:
Выполнять простые композиции по методу проекта;
Правильно подбирать цветовое решение к работе;
Стилизовать простые формы;
Использовать лакокрасочные материалы, инструменты и приспособления;
Применять на практике проектной деятельности (выполнение эскизов работы);
Применение стилизации в работе с соленым тестом;
Правильно подобрать сюжет к работе;
Навыки:
Работы с художественными материалами: гуашь, кисть, карандаш, солёное тесто, пластилин;
Работы с цветом, тоном, линией, пространством, формой во время выполнения заданий по лепке и конструированию;
Коллективной творческой работы;
Третий год обучения:
Знания:
Ценностные отношения детей к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к людям, к своему здоровью и внутреннему миру;
Значение слов: керамика, палитра, линия, форма, объём, растительный и геометрический орнамент, ритм, композиция;
Сочетание цветов;
Закреплять ранее полученные знания об истории возникновения и развития промысла, народные и авторские игрушки из глины и керамики, главные отличительные элементы орнамента в росписи народной игрушки (каргопольской, дымковской, филимоновской);
Умения:
Применять ранее полученные знания на практике;
Публично выступать по проблемным вопросам;
Исследовательская деятельность;
Моделировать новые формы, создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
Навыки:
Работы в коллективе;
Умение сопереживания и помощи, взаимовыручки и поддержки;
Самоорганизация в групповой работе;
Закрепить и усовершенствовать приобретенные навыки первого и второго года обучения.
Навыки составления композиции (на плоскости);
Навыки росписи традиционных художественных промыслов.
Четвертый год обучения
Знания:
Названия и назначение инструментов, правила безопасности труда и личной гигиены;
Основные приемы и способы лепки;
Необходимые сведения о изученных видах декоративно-прикладного искусства, особенностях работы с материалами, инструментами.
Название материала и его свойства;
Об этике и эстетике повседневной жизни человека;
Умения:
Правильно подготовить материалы к работе, умение бережно относиться к инструментам;
Самостоятельно изготавливать простейшие виды изделий (по образцу, рисунку, эскизу, замыслу);
Анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
Выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Формулировать собственное мнение и позицию
Работать с предлагаемым
Декорировать работу, используя подручные материалы, покрывать лаком готовые изделия;
Организовать рабочее место и поддерживать на нём порядок во время работы;
Навыки:
Работы с художественными материалами: гуашь, кисть, карандаш, солёное тесто,
Работы с цветом, тоном, линией, пространством, формой во время выполнения заданий по лепке и конструированию;
Получат навыки совместной работы, о проектной деятельности.
Учебно-тематический план 1-го года обучения (1 класс)
№ |
Наименование разделов тем |
Количество часов |
УУД |
||
Теор. |
Практ. |
Всего |
|||
|
Вводное занятие. Техника приготовления цветного теста. Правила ТБ |
1 |
|
1 |
Готовность к самообразованию и самовоспитанию; Рационально размещать инструменты и материалы. |
1 |
Лепка. Изготовление объемных цветного теста. Из истории игрушек |
1 |
1 |
2 |
Формировать у детей аккуратность и ответственность в работе; Развивать способность самостоятельно определить цель занятия; Прислушиваться к мнению товарищей, чувствовать свою ответственность перед другими. |
1.1 |
Изготовление фигур животных |
1 |
1 |
2 |
|
1.2 |
Изготовление фигур мультипликационных героев |
1 |
1 |
2 |
|
1.3 |
Изготовление фигур морской фауны |
1 |
1 |
2 |
|
1.4 |
Изготовление сувениров |
1 |
1 |
2 |
|
2 |
Изготовление изделий по технике папье-маше. Из истории орнамента |
1 |
1 |
2 |
Формировать толерантные отношения к окружающим; Умение получать удовольствие от работы; Проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из папье-маше; формировать эстетическое отношение к бытовым предметам. |
2.1 |
Изготовление тарелок, фруктов, овощей и ягод |
1 |
1 |
2 |
|
2.2 |
Изготовление вазы |
1 |
1 |
2 |
|
2.3 |
Изготовление масок |
1 |
1 |
2 |
|
2.4 |
Изготовление сувениров. |
1 |
1 |
2 |
|
3 |
Пластилинография. Картинки пластилином на плотном картоне. |
1 |
2 |
3 |
Проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из пластилина; В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила, делать выбор, какое изделие выполнить; Формировать способность занимать определенную позицию в конфликтной ситуации; |
3.1 |
Жанры |
1 |
1 |
2 |
|
3.2 |
Натюрморт |
1 |
1 |
2 |
|
3.3 |
Сказочно былинный жанр |
1 |
1 |
2 |
|
3.4 |
Жанр анималистки |
1 |
1 |
2 |
|
4 |
Итоговое занятие. Выставка работ |
1 |
|
1 |
Умение получать удовольствие от работы;
|
|
Итого: |
17 |
16 |
33 |
|
Содержание программы первого года обучения
Вводное занятие.
Технология приготовления цветного теста. Знакомство с изделиями, показ презентации. Общее понятия о правилах техники безопасности и пожарной безопасности. Ознакомление с программой. Правила техники безопасности при работе с материалами.
Раздел 1. Лепка. Изготовление объёмных фигурок из цветного теста. Из истории игрушек. Знакомство с национальными игрушками, с работами из теста, с особенностями материала.
Тема 1.1. Изготовление фигур животных.
Практические занятия. Лепка геометрических фигур, фигур животных, с помощью различных технических приемов (конструктивный, скульптурный, комбинированный).
Тема 1.2. Изготовление фигур мультипликационных героев.
Практические занятия. Лепка фигур людей, сказочных персонажей с помощью различных технических приемов (конструктивный, скульптурный, комбинированный).
Тема 1.3. Изготовление фигур морской фауны.
Практические занятия. Лепка фигур рыбок, водорослей с помощью различных технических приемов (конструктивный, скульптурный, комбинированный).
Тема 1.4. Изготовление сувениров.
Практические занятия. Лепка сувениров, геометрических фигур с помощью различных технических приемов (конструктивный, скульптурный, комбинированный).
Раздел 2. Изготовление изделий по технике папье-маше. Из истории орнамента. Знакомство об истории орнамента, папье-маше и особенностями материала, используемые при декорировании работ.
Тема 2.1. Изготовление тарелок, фруктов, овощей, ягод.
Практические занятия. Лепка геометрических фигур с помощью различных технических приемов (конструктивный, скульптурный, комбинированный). Изготовление фруктов, овощей, ягод из соленого теста. Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком.
Практические занятия. Изучение техники снятия форм. Изготовление тарелок, оклеивание формы, сушка, грунтовка, подготовка к покраске. Покраска деталей и роспись тарелки. Декорирование работы с помощью подручных материалов (ткани, тесьмы, бисера и т.д.).
Тема 2.2. Изготовление вазы.
Практические занятия. Изготовление вазы. Оклеивание формы, сушка, грунтовка, подготовка к покраске. Покраска деталей и роспись вазы. Декорирование работы с помощью подручных материалов (ткани, тесьмы, бисера и т.д.).
Тема 2.3. Изготовление масок.
Практические занятия. Изготовление эскиза, формы масок, оклеивание формы, сушка, подготовка к покраске. Покраска деталей, роспись маски и покрытие лаком. Декорирование работы с помощью
Тема 2.4. Изготовление сувениров.
Практические занятия. Изготовление сувениров с помощью различных технических приемов (конструктивный, скульптурный, комбинированный). Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком.
Раздел 3. Пластилинография. Картинки пластилином на плотном картоне.
Раздел 3. Пластилинография. Картинки пластилином на плотном картоне.
Тема 3.1. Жанры.
Знакомство с народными промыслами, с жанрами пейзаж, портрет, анималистка, сказочно-былинный, натюрморт. Знакомство с особенностями пластилиновой картины и с основными цветами и законами соединения цвета.
Тема 3.2. Натюрморт.
Практические занятия. Подготовка эскиза. Лепка пластилином на плотный картон с помощью различных технических приемов (придавливания, разглаживания и примазывания). Нанесение эскиза на картон, закрывание фона пластилином, выполнение основного изображения. Оформление и лакирование картины.
Тема 3.3. Сказочно былинный жанр.
Практические занятия. Подготовка эскиза. Лепка сюжетных картин пластилином на плотный картон с помощью различных технических приемов (придавливания, разглаживания и примазывания). Нанесение эскиза на картон, закрывание фона пластилином, выполнение основного изображения. Оформление и лакирование картины.
Тема 3.4. Жанр анималистки.
Практические занятия. Подготовка эскиза. Лепка сюжетных картин пластилином на плотный картон с помощью различных технических приемов (придавливания, разглаживания и примазывания). Нанесение эскиза на картон, закрывание фона пластилином, выполнение основного изображения. Оформление и лакирование картины.
Раздел 4. Итоговое занятие. Выставки.
Подведение и обсуждение итогов деятельности учащихся за прошедший учебный год.
Учебно-тематический план 2-го года обучения (2 класс)
№ |
Наименование разделов тем |
Количество часов |
УУД |
||
Теор. |
Практ. |
Всего |
|||
|
Вводное занятие |
1 |
|
1 |
Готовность к самообразованию и самовоспитанию; Рационально размещать инструменты и материалы. Развивать творческое воображение, умение общаться в коллективе. |
1 |
Пластилинография. Картинка пластилином по стеклу. Направления искусства. |
1 |
2 |
3 |
Умение работать в коллективе, проявлять интерес к занятиям; В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила, делать выбор, какое изделие выполнить; Проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из пластилина. |
1.1 |
Натюрморт |
1 |
2 |
3 |
|
1.2 |
Сказочно былинный жанр |
1 |
2 |
3 |
|
1.3 |
Жанр анималистки |
1 |
2 |
3 |
|
2 |
Лепка из цветного солёного теста с использованием объемных и плоских элементов. Народные промыслы. |
1 |
2 |
3 |
Понимать культурно – историческую ценность традиций и уважать их; Формировать способность занимать определенную позицию в конфликтной ситуации; Умение организовать свою деятельность; |
2.1 |
Изготовление народных игрушек на каркасе (филимоновская, дымковская, каргапольская) |
1 |
2 |
3 |
|
2.2 |
Изготовление сувениров, оберегов, талисманов |
1 |
2 |
3 |
|
2.3 |
Композиция по теме русские народные сказки (коллективная работа) |
1 |
2 |
3 |
|
3. |
Изготовление изделий по технике папье-маше |
1 |
3 |
4 |
Самостоятельно вносить изменения в оформлении по своему желанию, оценивать свою работу; Формировать толерантные отношения к окружающим; Проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из папье-маше. |
3.1 |
Изготовление игрушек |
1 |
2 |
3 |
Формировать толерантные отношения к окружающим; |
4. |
Итоговое занятие Выставка работ |
1 |
|
1 |
Формировать эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей. |
|
Итого |
12 |
21 |
33 |
|
Содержание программы второго года обучения
Вводное занятие.
Общее понятия о правилах техники безопасности и пожарной безопасности. Ознакомление с программой. Правила техники безопасности при работе с материалами. Инструктаж по технике безопасности и по пожарной безопасности.
Раздел 1. Пластилинография. Картинка пластилином по стеклу. Направления искусства. Знакомство с народными промыслами, с жанрами пейзаж, портрет, анималистка, сказочно-былинный, натюрморт. Знакомство с особенностями пластилиновой картины и с основными цветами и законами соединения цвета.
Тема 1.1. Натюрморт.
Практические занятия. Лепка сюжетных картин пластилином по стеклу3. Подготовка эскиза. Нанесение рисунка по стеклу, лепка пластилином по стеклу с помощью различных технических приемов (придавливания, разглаживания и примазывания). Оформление картины.
Тема 1.2. Сказочно-былинный жанр.
Практические занятия. Лепка сюжетных картин пластилином по стеклу. Подготовка эскиза. Нанесение рисунка по стеклу, лепка пластилином по стеклу с помощью различных технических приемов (придавливания, разглаживания и примазывания). Оформление картины.
Тема 1.3. Жанр анималистки.
Практические занятия. Лепка сюжетных картин пластилином по стеклу. Подготовка эскиза. Нанесение рисунка по стеклу, лепка пластилином по стеклу с помощью различных технических приемов (придавливания, разглаживания и примазывания). Оформление картины.
Раздел 2. Лепка из цветного солёного теста с использованием объемных и плоских элементов. Народные промыслы. История возникновения и развития промысла, народные и авторские игрушки из глины и керамики. Знакомство о происхождении солёного теста, об истории появления красок. Кисти, пастель, карандаши, акварель.
Тема 2.2. Изготовление народных игрушек (филимоновская, дымковская, каргапольская)
Практические занятия. Лепка фигур народных игрушек с помощью различных технических приемов на каркасе и фольге. Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком.
Тема 2.3. Изготовление сувениров, оберегов, талисманов.
Практические занятия. Лепка геометрических фигур с помощью различных технических приемов (конструктивный, скульптурный, комбинированный). Изготовление сувениров, оберегов, талисманов из соленого теста. Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком.
Тема 2.4. Композиция по теме русские народные сказки (коллективная работа)
Практические занятия. Лепка персонажей народной русской сказки с помощью различных технических приемов (модульный, барельеф, контррельеф).Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком. Оформление панно.
Тема 2.5. Композиция по теме русские народные сказки (коллективная работа)
Практические занятия. Лепка персонажей якутской сказки с помощью различных технических приемов (модульный, барельеф, контррельеф). Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком. Оформление панно.
Раздел 3. Изготовление изделий по технике папье-маше. Знакомство об истории игрушек, о папье-маше и особенностями материала, используемые при декорировании работ.
Тема 3.3. Изготовление игрушек.
Практические занятия. Изготовление игрушек, оклеивание формы, сушка, шлифовка наждачной бумагой, грунтовка, покраска деталей и роспись игрушек.
Раздел 4. Итоговое занятие. Выставки.
Подведение и обсуждение итогов деятельности учащихся за прошедший учебный год.
Учебно-тематический план 3-го года обучения (3 класс)
№ |
Наименование разделов тем |
Количество часов |
УУД |
||
Теор. |
Практ. |
Всего |
|||
|
Вводное занятие |
1 |
|
1 |
Готовность к самообразованию и самовоспитанию; Рационально размещать инструменты и материалы. |
1 |
Пластилинография. Картинка пластилином по стеклу. Направления искусства. |
1 |
2 |
3 |
Проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из пластилина; Формировать умения самостоятельно участвовать в дискуссии и защищать свою точку зрения; Формировать толерантные отношения к окружающим. |
1.1 |
Портрет (шарж) |
1 |
2 |
3 |
|
1.2 |
Сказочно былинный жанр. «Сказочная птица» |
1 |
2 |
3 |
|
1.3 |
Жанр анималистки |
1 |
2 |
3 |
|
2 |
Лепка из цветного солёного теста с использованием объемных и плоских элементов. |
1 |
2 |
3 |
Воспитывать эмоциональную отзывчивость; Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки и реализации конструктивного замысла; Проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из солёного теста; Формировать способность занимать определенную позицию в конфликтной ситуации. |
2.1 |
Изготовление народных игрушек из соленого теста Свистулька. |
1 |
2 |
3 |
|
2.2 |
Изготовление сувениров, оберегов, талисманов |
1 |
2 |
3 |
|
2.3 |
Композиция по теме русские народные сказки (коллективная работа) |
1 |
2 |
3 |
|
3 |
Изготовление изделий по технике папье-маше |
1 |
3 |
4 |
Умение организовать свою деятельность; Самостоятельно вносить изменения в оформлении по своему желанию, оценивать свою работу. Учить самостоятельности в подборе и работе с литературой; В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила, делать выбор, какое изделие выполнить; |
3.1 |
Изготовление кухонной утвари(Гжельская майолика, жостовская роспись, хохлома) |
1 |
2 |
3 |
Самостоятельно вносить изменения в оформлении по своему желанию, оценивать свою работу; |
4 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
Формировать эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей. |
|
Итого |
12 |
21 |
33 |
|
Содержание программы третьего года обучения
Вводное занятие.
Общее понятия о правилах техники безопасности и пожарной безопасности. Ознакомление с программой. Правила техники безопасности при работе с материалами. Инструктаж по технике безопасности и по пожарной безопасности.
Раздел 1. Картинка пластилином по стеклу. Направления искусства. Расширение, укрепление знаний о народных промыслах, о жанрах пейзаж, портретах, анималистке, сказочно-былинном жанре, натюрморте. Обогащение кругозора об особенностях пластилиновой картины и об основных цветах и законах соединения цвета.
Тема 1.1. Портрет
Практические занятия. Лепка сюжетных картин с изображением человека пластилином по стеклу. Самостоятельная подготовка эскиза. Нанесение рисунка по стеклу, лепка пластилином по стеклу с помощью различных технических приемов (придавливания, разглаживания и примазывания). Самостоятельный выбор элементов оформления картины.
Тема 1.2. Сказочно-былинный жанр.
Практические занятия. Лепка сюжетных картин пластилином по стеклу. Самостоятельная подготовка эскиза. Нанесение рисунка по стеклу, лепка пластилином по стеклу с помощью различных технических приемов (придавливания, разглаживания и примазывания). Самостоятельный выбор материала для оформления картины.
Тема 1.3. Жанр анималистки.
Практические занятия. Лепка сюжетных картин пластилином по стеклу. Самостоятельная подготовка эскиза. Нанесение рисунка по стеклу, лепка пластилином по стеклу с помощью различных технических приемов (придавливания, разглаживания и примазывания). Самостоятельный выбор элементов оформления картины.
Раздел 2. Лепка из цветного солёного теста с использованием объёмных и плоских элементов. Народные промыслы. Расширение и укрепление кругозора об истории возникновения и развития промысла, о народных и авторских игрушках из глины и керамики. Обогащение знаний о происхождении солёного теста, об истории появления красок. Кисти, пастель, карандаши, акварель.
Тема 2.2. Изготовление народных игрушек (филимоновской, дымковской, каргапольской)
Практические занятия. Самостоятельное изготовление народных игрушек с использованием изученных за два года обучения различных технических приемов на каркасе и фольге. Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком.
Тема 2.3. Изготовление сувениров, оберегов, талисманов.
Практические занятия. Лепка геометрических фигур с применением раннее полученных знаниях, об использовании различных технических приемов (конструктивный, скульптурный, комбинированный). Самостоятельное изготовление сувениров, оберегов, талисманов из соленого теста. Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком.
Тема 2.4. Композиция по теме русские народные сказки (коллективная работа)
Практические занятия. Самостоятельная лепка персонажей народной русской сказки с раннее полученными знаниями о различных технических приемах (модульный, барельеф, контррельеф). Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком. Самостоятельный выбор элементов для оформления панно.
Раздел 3. Изготовление изделий по технике папье-маше. Закрепление и расширение знаний об истории игрушек, о папье-маше и особенностями материала.
Тема 3.1. Изготовление игрушек.
Практические занятия. Самостоятельное изготовление игрушек с использованием изученных за два года обучения различных технических приемов, оклеивание формы, сушка, шлифовка наждачной бумагой, грунтовка, покраска деталей и роспись игрушек.
Тема 3.2. Изготовление кухонной утвари (Гжельская майолика, жостовская роспись, хохлома).
Практические занятия. Самостоятельное изготовление кухонной утвари с применением изученных навыков за два года обучения. Изготовление эскиза, формы посуды, оклеивание формы, сушка, шлифовка наждачной бумагой, грунтовка, покраска деталей и роспись посуды.
Раздел 4. Итоговое занятие. Выставки.
Подведение и обсуждение итогов деятельности учащихся за прошедший учебный год.
Учебно-тематический план 4-го года обучения (4 класс)
№ |
Наименование разделов тем |
Количество часов |
УУД |
||
Теор. |
Практ. |
Всего |
|||
|
Вводное занятие |
1 |
|
1 |
Готовность к самообразованию и самовоспитанию; Рационально размещать инструменты и материалы. |
1 |
Технология сложных соединений мелких деталей из цветного теста Просмотр презентации по обучению. |
1 |
2 |
3 |
Проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из пластилина; Формировать умения самостоятельно участвовать в дискуссии и защищать свою точку зрения; Самостоятельно вносить изменения в оформлении по своему желанию, оценивать свою работу.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила, делать выбор, какое изделие выполнить; |
1.1 |
Композиция. Сюжетная многофигурная композиция из плоских фигур |
1 |
2 |
3 |
|
1.2 |
Освоение технологии изготовления простых полуобъемных изделий |
1 |
2 |
3 |
|
2 |
Проект. Объемные фигуры с использованием подручных материалов. Оформление бутылки (Кошка) |
2 |
2 |
4 |
|
2.1 |
Объемные композиции (подкова на счастье) |
1 |
2 |
3 |
|
3 |
Проект на заданную тему «Хранитель дома – домовой» |
2 |
2 |
4 |
|
4 |
Магнитик на холодильник |
1 |
2 |
3 |
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила, делать выбор, какое изделие выполнить; |
5 |
Коллективная работа на тему «Народные сказки» с использованием цветного теста |
1 |
2 |
3 |
|
6 |
Технология изготовления рамок для фотографий |
1 |
2 |
3 |
Проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из солёного теста; |
7 |
«Домашние сюрпризы» - изготовление полезных изделий для дома. |
1 |
1 |
2 |
Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки и реализации конструктивного замысла; |
8 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
Формировать эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей. |
|
Итого |
12 |
21 |
33 |
|
Содержание программы четвертого года обучения
Вводное занятие.
Технология соединения мелких деталей из цветного теста, просмотр презентации по обучению. Общее понятия о правилах техники безопасности и пожарной безопасности. Ознакомление с программой. Правила техники безопасности при работе с материалами.
Раздел 1. Технология сложных соединений мелких деталей из цветного теста
Тема 1.1. Технология изготовления цветного теста и мелких деталей из цветного теста
Практические занятия. Основы составления многофигурных композиций.
Виды красителей, используемых для окрашивания соленого теста. Технология окрашивания соленого теста.
Изготовление цветного теста Выполнение простых изделий из солёного цветного теста (листочек, цветочек; различные варианты исполнения цветов и листьев) Обсуждение и выполнение эскиза для коллективного панно «Цветочная поляна» Коллективная сборка панно.
Тема 1.2 Освоение технологии изготовления простых полуобъемных изделий
Практические занятия. Термины: объем, полуобъем, рельеф, барельеф. Технология изготовления полуобъемных изделий. История браслетов, история колье, ожерелья Рассматривание слайдов на данные темы Изготовление браслетов: эскиз браслетов; детали браслетов окрашивание деталей сборка браслета. Изготовление кулона «Сердечко», изготовление кулона, окрашивание кулона, оформление работы.
Раздел 2. Проект. Объемные фигуры с использованием подручных материалов. Оформление бутылки (Кошка)
Практические занятия. Техника декорирования. Закрепление знаний и умений работы с природными и подручными материалами. Знакомство с породами кошек. Рассматривание фотографий и рисунков с изображением кошек. Изготовление элементов работы. Декорирование различными материалами.
Тема 2.1. Объемные композиции (подкова на счастье)
Практические занятия. Технология и тематика выполнения объемных фигурок. Для чего использовали подкову. Народные приметы, связанные с подковами. Просмотр презентации поэтапного изготовления подковы из теста. Эскиз подковы. Подготовка (цветного) теста. Изготовление подковы по шаблону. Изготовление и сборка элементов украшения. Оформление.
Раздел 3. Проект на заданную тему «Хранитель дома – домовой»
Практические занятия. Рассказы про домового. Рассматривание рисунков с изображением домового. Разработка проекта. Выполнение эскиза. Лепка домового в центре подковы, в круге, на предметах быта и т.д. Окрашивание. Оформление.
Раздел 4. Магнитик на холодильник
Практические занятия. Техника изготовления. Закрепление знаний по стилизации и составлению эскизов.Разработка эскиза. Изготовление фигурок. Раскрашивание, покрытие лаком.
Раздел 5. Коллективная работа на тему «Народные сказки» с использованием цветного теста
Практические занятия Термины «диптих», «триптих» Народные сказки. Коллективное решение композиции
Раздел 6. Технология изготовления рамок для фотографий
Практические занятия. Рассматривание разных видов рамок для фотографий. Технология изготовления рамок.
Работы по методу проекта (подарок маме, подарок учителю на праздник весны). Разработка эскиза для рамок. Подбор сюжета. Изготовление рамки, используя в работе изученные приемы и виды декорирования. Окрашивание работы.
Раздел 7 «Домашние сюрпризы» - изготовление полезных изделий для дома.
Практические занятия. Лепка сувениров, геометрических фигур с помощью различных технических приемов (конструктивный, скульптурный, комбинированный).
Раздел 8. Итоговое занятие. Выставки.
Подведение и обсуждение итогов деятельности учащихся за прошедший учебный год.
Методическое обеспечение образовательной программы
Методическое обеспечение образовательной программы по художественной лепке включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.
Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие детей начальной школы, на которых и рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, и составлено учебно-тематическое планирование, но все же с учетом возможности его изменения (есть возможность самой определить место изучения того или иного материала на протяжении всего периода обучения). Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися (рисунки, открытки, эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ, разработку отдельных тематических занятий).
Формы подведения итогов образовательной программы
Формы подведения итого образовательной программы включают в себя:
- Организацию и проведения открытых занятий для педагогов, учителей и родителей учащихся;
- Проведение мастер-классов;
- Участие в школьных тематических выставках (День знаний, новогодний маскарад, рождество,8 марта, день влюбленных, итоговая выставка, выставка работ учащихся к Дню открытых дверей.);
- Участие в городских, областных, всероссийских конкурсах, выставках, фестивалях.
Работа с родителями
При работе с ребенком одна из задач педагога – установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Каждый его успех в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Взаимодействие с родителями может быть индивидуальным и коллективным.
В работе с родителями лучше не сравнивать детей друг с другом; находить в каждом ребенке что-то хорошее и хвалить его от души; уметь устанавливать гибкие, доверительные, доброжелательные отношения с родителями; доступным языком доводить до них результаты творческой деятельности, приглашая на выставки детских работ; учитывать рекомендации родителей; привлекать по возможности родителей к творческо-образовательному процессу (помощника в изготовлении необходимых инструментов, материалов и др.).
Необходимо осуществлять связь родители + ребенок + педагог, что позволит создать для детей условия самораскрытия (т.е. добиться успехов).
Условия реализации программы
Для успешной реализации образовательной программы есть все необходимые условия:
Материально-технические условия:
Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, в котором имеется раковина, окно, форточка для проветривания;
Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы и полки для сушки изделий из солёного теста, для хранения материалов, ТСО: компьютер;
Инструменты и приспособления: ножницы, кисти, стеки, канцелярский нож, баночки под воду, линейка, наждачная бумага, циркуль, скалка, чеснокодавилка, формочки, перчатки резиновые, губка и т.д.
Материалы: мука, соль, миска, гуашь, акварель, клей ПВА, тесьма, лак, ткань(разная), шпагат, обои, зубочистки, фольга, бисер, стразы, готовые рамки, плотный картон, цветная бумага.
Литература для педагога:
Альда. Соленое тесто. - Росмэн-Пресс, 2008 г.
Гусева И.В. Соленое тесто: Лепка и роспись. – СПб.: Издательский дом«Литера», 2005.
Кискальт И., Соленое тесто, М. «Аст-пресс», 2002.
Кискальт И., Соленое тесто увлекательное моделирование, М.Профиздат, 2002.
Рубцова Е. «Лучшие поделки из соленого теста». – Ростов н/Д: Владис;М.:РИПОЛ классик, 2009 – 240с.
Рубцова Е. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки.- Владис, 2009 г.
Синеглазова М. О., Удивительное соленое тесто, М. Издательский Дом МСП, 2005.
Скребцова Т. Данильченко Л. Мини-картины, панно, фоторамки из соленого теста, 2008.
Хананова И. Соленое тесто
Литература для обучающихся:
Данкевич Е.В., Лепим из соленого теста. – Спб.: «Кристалл», 2001.
Лепим из соленого теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно. Декор. – М.: изд-во Эксмо, 2005.
Рубцова Е. Фантазии из слоеного теста. – 2007.
Сазонов Н. И. Волшебное тесто. - Марийский полиграфическо -издательский комбинат, 1999.
Фирсова А. Чудеса из соленого теста. -Айрис-Пресс, 2008.
Шеремет Е. Лучшие поделки из соленого теста. - Фактор, 2008.
Кадырова Ольга Игоревна