Учебная программа элективного курса «Всемирное наследие» для 9 класса

1
0
Материал опубликован 15 July 2017

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ» для 9 класса

Дубровина Т.И.

МОУ «СОШ №17», г. Ангарск

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Всемирное наследие» дает возможность учащимся получить представление о выдающихся архитектурных сооружениях и удивительных творениях природы, развивать познавательный интерес к об­щечеловеческим ценностям, популяризировать их. Программа курса направле­на на формирование гражданской позиции молодежи, ориентированной на при­родосберегающее поведение и осознания уникальности мира, что будет иметь немаловажное воспитательное значение.

В связи с тем, что современные знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей, не возникает сомнения необходимость рассмотре­ния Иркутской области с точки зрения включения объектов области в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что лучше отражает ее богатое культурное и природное разнообразие.

Курс позволяет восполнить пробелы по данному вопросу, возникшие в ре­зультате почти полного исключения данного материала из школьной програм­мы. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей географии, истории, мировой художественной культуры.

Содержание курса рассчитано на 16 часов и включает как теоретические, так и практические занятия.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информа­ции: текстовыми, картографическими, информационно-компьютерными.

Курс базируется на системно-деятельностном подходе, обеспечивающем условия для самореализации учащихся в разных видах деятельности в процессе учебных занятий, что позволяет учащимся обрести уверенность в своих силах и способностях.

Элективный курс включает в себя самостоятельную работу учащихся и практические задания. При организации занятий создаются ситуации, в кото­рых ученик выполняет индивидуальную работу или принимает участие в рабо­те группы.

Цель курса: способствовать овладению системой знаний о разнообразии памятников культурного и природного наследия; формированию и развитию познавательного интереса к общечеловеческим ценностям, к изучению геогра­фии, краеведения.

Задачи:

дать учащимся определенный набор теоретических знаний, умений и навыков;

актуализировать экологическое мышление;

создать условия для выявления способностей учащихся к аналитиче­ской, исследовательской деятельности;

способствовать расширению кругозора;

развивать коммуникативные компетенции учащихся.

Формами контроля могут быть выполнение и защита буклетов, рефератов, мини-проектов, классификационных таблиц.

Содержание программы

Количество

часов

Тема занятия

Деятельность учащихся

общее

теории

прак­тики

1

2

3

4

5

1

   

Будем знако­мы

Знакомство учащихся «Аллитерация име­ни». Технология «Острова»

1

1

 

Место ЮНЕ­СКО в охране окр. среды

Анализ списка Всемирного наследия ЮНЕСКО, обсуждение размещения объек­тов Всемирного наследия на карте мира.

2

1

1

Культурное наследие че­ловечества

Составление классификации объектов культурного наследия.

Оформление контурной карты.

3

1

2

Природное наследие че­ловечества

Составление классификации объектов при­родного наследия по разным основаниям, самостоятельное определение оснований классификации.

Подготовка выступления для презентации собственной классификации объектов.

2

1

1

Национальная политика в области охра­ны объектов Всемирного наследия

Тезисный конспект.

Презентация (слайдовая) или устное сооб­щение о национальной политике в области охраны объектов Всемирного наследия в разных странах.

3

1

2

Список Всемирного на­следия и ме­сто в нем Рос­сийской Фе­дерации

Знакомство с российскими объектами, включенными в Список Всемирного насле­дия. Знакомство с объектами России, кото­рые предлагаются для внесения в Список Всемирного наследия.

Составление памятки, брошюры, рекламно­го листка.

2

 

2

Список мест­ного наследия Иркутской об­ласти

Составление перечня объектов-кандидатов на включение в список местного значения. Составление карточек с описанием объек­тов, предлагаемых для включения в список местного значения.

2

 

2

Итоговое за­нятие «Вирту­альное путе­шествие»

Конкурс «Виртуальное путешествие». Защита лучших работ учащихся по изучен­ным темам.

Технология «Острова»

Анкетирование.

16

5

11

   
 

31%

69%

   

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий

Вводное занятие

В ходе этого занятия учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объемом само­стоятельных и практических работ, которые им предстоит выполнить. Также целесообразно обсудить темы выступлений на семинарских занятиях, форму представления материалов и критерии их оценивания.

Знакомство учащихся - тренинг.

Аллитерация имени. Аллитерация - дополнительная характеристика к имени на ту же букву, с которой имя начинается. Например, Михаил - мудрый, Оксана - обаятельная и т.п. Придумать аллитерацию своего имени. Желательно, чтобы аллитерация отражала индивидуальность, особенность личности. Педа­гог: «Хочу представиться вам - я Татьяна - трудолюбивая» и передает эстафету (ручку) следующему участнику. Следующий участник сначала представляет предыдущего, называя его аллитерацию по имени, а затем себя.

Тема 1. Место ЮНЕСКО в охране окружающей среды (1 час)

В содержании учебной лекции раскрывается история образования и диапа­зон деятельности ЮНЕСКО. Учащиеся знакомятся с основными положениями Конвенции «Об охране Всемирного культурного и природного наследия», ко­торая была принята на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, про­ходившей в ноябре 1972 г. в Париже. Учащиеся получают представление о Списке Всемирного наследия. Учитель рассказывает о месте Российских объек­тов в Списке Всемирного наследия.

Во время самостоятельной работы учащиеся получают возможность по­знакомиться со Списком Всемирного наследия. В ходе обсуждения результатов работы учащиеся убеждаются в разнообразии объектов культурного и природ­ного наследия, формируют представление о размещении их на разных конти­нентах и странах мира.

Тема 2. Культурное наследие человечества (2 часа)

На лекции ребята знакомятся с классификацией объектов культурного на­следия. Получают представления о различных типах объектов: исторических, археологических, архитектурных, инженерных, памятниках искусства. Узнают о критериях выделения этих объектов, которые определены согласно ст. 1 Кон­венции. Лекция носит установочный характер и призвана подготовить учащих­ся к самостоятельной работе со Списком Всемирного наследия.

На уроке-практикуме учащиеся, работая со Списком Всемирного наследия, распределяют объекты согласно их типу и классификации по материкам (стра­нам). Оформляют результаты работы на контурной карте. Для обозначения раз­ных по типу объектов учащиеся придумывают свои опознавательные (услов­ные) знаки. Возможна как групповая, так и индивидуальная форма работы. В результате этой работы учащиеся наглядно знакомятся с многообразием объек­тов культурного наследия.

Тема 3. Природное наследие человечества (3 часа)

Из содержания лекции учащиеся узнают о типах и примерах объектов при­родного наследия: ботанических, зоологических, геологических, ландшафтных, смешанных. Рассматривают критерии отбора природных объектов согласно ст.2 Конвенции.

На занятии-практикуме организуется групповая работа по знакомству с многообразием объектов природного наследия. Учащиеся составляют класси­фикационные таблицы объектов по разным основаниям (географическому по­ложению, по году принятия их в Список, по расположению на материке или стране мира).

На семинарском занятии ребята обсуждают результаты работы. Итоговая практическая работа: Определение типологической принадлежности объектов Всемирного наследия.

Тема 4. Национальная политика в области охраны объектов Всемир­ного наследия (2 часа)

Содержание лекции позволяет учащимся получить представление об ас­пектах охраны объектов Всемирного наследия: общих принципах, организации служб, мерах по охране. Узнают об основных направлениях культурно ­просветительской деятельности и формах международного сотрудничества в деле охраны объектов Всемирного наследия.

На семинаре учащиеся заслушивают и обсуждают сообщения о нацио­нальной политике в области охраны объектов всемирного наследия в разных странах мира (по выбору учащихся). Работа может быть представлена в форме устного сообщения и (или) презентации (Power Point).

Тема 5. Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и место в нем Россий­ской Федерации (3 часа)

Во время лекции особое внимание уделяется объектам России, которые делегированы для внесения в Список Всемирного наследия. Рассматривается их географическое расположение, ранг значимости, типологическое разнообразие, размеры, трансграничность. Узнают об основных направлениях Фонда «Охрана природного наследия».

Во время самостоятельной работы учащиеся знакомятся с объектами, включенными в список Всемирного наследия, которые находятся на террито­рии Российской Федерации. Обсуждают их типологию и классификацию. Зна­комятся с природными объектами, которые предлагаются в Список Всемирного наследия. Составляют памятку, брошюру, рекламный листок.

На семинарском занятии учащиеся защищают подготовленные ими во время самостоятельной работы памятки, брошюры, рекламные листки.

Тема 6. Список местного наследия Иркутской области (2 часа)

На практическом занятии учащимся предлагается рассмотреть культурные и природные объекты, которые находятся на территории Иркутской области с точки зрения их включения в список Местного наследия. Анализируя соответ­ствие их критериям определения как объектов Всемирного наследия. Учащиеся составляют карточки с описанием выбранных объектов (Приложение 1).

На семинарском занятии учащиеся предоставляют результаты своей ра­боты. Итогом работы является Перечень объектов-кандидатов на включение в список местного наследия (Приложение 2).

Итоговые занятия (2 часа)

«Виртуальное путешествие» (1 час).

В занимательной игровой форме проводится контроль знаний учащихся об объектах Всемирного наследия.

Проводится конкурс «Виртуальное путешествие». Заранее готовятся кар­точки с описанием объектов Всемирного наследия и их изображением. Как иг­ровое поле используется физическая или политическая карта мира. Учащиеся делятся на команды. По очереди берут карточки с описанием культурных и природных объектов, определяют их и наносят на карту их изображение. Если команда затрудняется в ответе, ход передается другой команде. Команда, на­бравшая наибольшее количество баллов, объявляется победительницей. В слу­чае одинакового количества баллов между командами победители определяют­ся по итогам блиц-викторины.

Защита лучших работ учащихся по изученным темам (1 час).

Приложение 1

Карточка описания объекта Местного наследия

Наименование объекта

 

Рисунок или фотография

 

Тип объекта

 

Примечательность объекта

 

Географическое положение

 

Имеет ли статус охраны

 

Использование объекта

 

Состояние объекта

 

Угроза существованию объекта

 

Карточку составил

 

Приложение 2

Перечень объектов-кандидатов на включение в список Местного наследия Иркутской области

Наименование

объекта

Место-положение

объекта

Категория

со­гласно класси­фикации

Ценность

объекта

___

       
         

3

       

4

       

5

       

6

       

7

       
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.