12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кокина Оксана Владимировна664
Стаж педагогической работы 30 лет, учитель биологии высшей категории, почетный работник образования РФ. Ветеран труда. Классный руководитель
Россия, Тверская обл., Кувшиново
0

Авторская программа элективного курса по биологии для 9 класса: «Тайны моего организма» (34 ч)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 2»

«Утверждаю»

Директор МОУ КСОШ № 2 г. Кувшиново

______________________Н.В.Новоселова

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО

БИОЛОГИИ ДЛЯ 9 КЛАССА.

«ТАЙНЫ МОЕГО ОРГАНИЗМА» (34 ч)

Автор: учитель биологии высшей категории

МОУ «КСОШ № 2»

г. Кувшиново

Кокина Оксана Владимировна

Содержание:

Пояснительная записка

Стр. 3-5

Методическое обеспечение элективного курса

Стр. 5-8

Предполагаемые результаты

Стр. 9

Темы проектных работ для учащихся

Стр. 9

Учебно – тематический план

Стр. 9-12

Содержание программы

Стр. 13-17

Список литературы для учителя и учащихся

Стр. 18

Приложение 1. Учебно – методический комплекс.

Стр. 19 - 172

Приложение 2. Программа апробации элективного курса

Стр. 173-180

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

В рамках модернизации целей и задач российского образования, парадигмой которого становится не накопление знаний, умений и навыков, а формирование у учащихся метопредметных связей и целостного мировоззрения, важнейшей стороной образования становится изучение естественно – научных дисциплин, основанных на исследованиях и опытах, и позволяющих сформировать представление о науке и ее результатах.

Изучение обученности школьников 15 лет в России именно естественно – научным дисциплинам было проведено программой PIZA в 2005 и 2008 годах. Результаты были весьма тревожными: низкий уровень обученности по естественно – научным дисциплинам и лишь небольшое улучшение за прошедшие три года.

Тем не менее, говорить о формировании целостного мировоззрения не возможно без изучения предметов естественно – научного цикла.

Важными эти предметы являются и в аспекте формирования у детей потребности в ведении здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья, так как значительный раздел программы посвящен здоровью человека. Раздел «Человек и его здоровье», занимая важное место в общем биологическом образовании школьников, несёт особую социальную нагрузку.

К сожалению, необходимо отметить, как результат преподавания биологии в школе в течение 19 лет, что наибольшая мотивации по разделам программы у учащихся возникает, конечно, в отношении раздела «Биология человека». Этот раздел ближе учащимся и с интересом и проще осваивается ими, так как дети понимают важность данного раздела в познания собственного «Я».

В связи с этим возникает необходимость, особенно в рамках предпрофильной подготовки в 9 классе, создать курс углубленного изучения анатомии и физиологии, на фоне которого должна изучаться общая биология человекоцентристской направленности.

Актуальность программы курса «Тайны моего организма» заключается в том, что она способствует формированию у учащихся стойкого интереса к познанию самих себя и своего места в окружающем мире. Познание человеком самого себя является неотъемлемой составляющей формирования зрелой личности, способной быть полезной себе и обществу. Программа, кроме углубленного изучения анатомии и физиологии человека, рассматривает вопросы пихологического здоровья и преодоления самого страшного «врага» людей в XX и в XXI веке – стресса, что необходимо детям в жизни и при подготовке к итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Программа курса «Тайны моего организма» позволяет человеку овладеть функциональной грамотностью, что и является, по сути, целью современного образования при сохранении классно – урочной системы.

Основой функциональной грамотности человека является овладение выпускником школы системой операций (с условиями их применения), обеспечивающих:

а) непосредственное самосохране­ние здоровья, трудоспособности,

б) житейские нужды, также способствующие самосохранению,

в) выполнение функций члена семьи и воспитателя детей,

г) выполнение функций, связанных с общественными и политическими отношениями,

д) приобретений знаний из самых разнообразных источников информации,

е) приобретение и совершенствование профессиональных умений и навыков, оценку своих профессиональных возможностей.1

Изучение данной программы даёт возможность учащимся познать собственный организм, вооружиться необходимыми современными санитарно-гигиеническими навыками, способствует формированию познавательного отношения к формированию, охране, укреплению и развитию физического, психического и социального здоровья, помогает подготовиться к осмысленному выбору профессии. Программа обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно готовит выпускников основной школы к ответственному выбору будущей профессии и профильного обучения. Подготовка учащихся к обучению в профильных классах требует включения в учебный процесс исследовательской деятельности, активных форм обучения, чему и способствует данная программа.

Кроме того, данная программа содержит богатый материал для формирования целостного научного мировоззрения, нравственного воспитания школьников.

ЦЕЛИ -

углубить и расширить знания учащихся по анатомии и физиологии человека, обеспечив системное их усвоение и переработку в направлении формирования здоровья, профориентационных и научных представлений;

сформировать у учащихся целостное представление о своем здоровье, его доминантности в системе человеческих ценностей и путях формирования модели здорового поведения.

ЗАДАЧИ.

Обучающие:

Совершенствование учащихся в представлениях по курсу анатомии физиологии человека.

Освоение физиологических основ мыслительной деятельности.

Изучение пропедевтических основ изучаемого материала в целях формирования культуры здоровья.

Приобретение навыков исследовательской деятельности через работу с литературой, освоение лабораторного оборудования и работу с микроскопом.

Формирование на основе изучения психических процессов эффективных коммуникативных навыков и социальных функций.

Развивающие:

развивать умения анализа, систематизации и сравнения полученных ранее знаний в области биологии человека и животных,

развивать умения работать с научной и научно-популярной литературой,

совершенствовать алгоритм исследовательской деятельности с навыком представления получаемых результатов.

1. И.И.Логвинов «Образ человека в современной педагогике» учебное пособие И.И.Логвинов, М.А.Лукацкий, О.Д.Роненсон г. Тверь 2006г., 237 стр.

Воспитательные:

формирование у учащихся научного мировоззрения и целостной системы мировосприятия,

воспитание потребности в научно – критическом осмыслении знаний о самом себе, своем развитии и своем будущем,

формирование выверенной собственной профессиональной траектории.

создание устойчивого гуманистического стереотипа развития личности.

Здоровьесберегающие:

Освоение понятия здоровья и его составляющих.

Принятие ценности здоровья и здорового образа жизни, как основы долголетия и счастья.

Освоение пропедевтических, медико – гигиенических навыков поведения и питания.,

Изучение понятия стресс и путей его преодоления как основы здоровья человека.

Формирование профессиональных ориентиров.

Формирование модели правильного здорового поведения.

Программа предназначена для реализации в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки. Предполагается подбор группы 12-15 человек.

Новизна данной программы курса определяется взаимосвязью практических и теоретических элементов творчества и саморазвития. Дети не только изучают материал по анатомии и физиологии, осуществляют практические и лабораторные работы, но, что самое главное, формируют через самопознание, свое место в природном сообществе, потребностно – ценностный потенциал личности и целеполагание образования в своей собственной жизненной траектории. Программа «Тайны моего организма» отличается компоновкой материала.

Обзор литературы: Большинство предлагаемых программ (В.В.Пасечник, А.А.Каменский, А.С.Батуев, Ф. Блум) содержат материал по основным разделам программы, но в них очень слабо прописан механизм развития каждого процесса и явления и не присутствует психолого – эмоциональный компонент материала, что необходимо для реализации рефлекесии и более релевантного объяснения психических и мыслительных процессов, как составляющих изучения функционирования организма. Отсутствует в программах и материал по системе управления человеческим организмом, что создает затруднения в понимании взаимосвязей процессов при его функционировании. Отсутствует в программах и ценностно – ориентационная часть, что важно для воспитания и социализации личности учащихся. В рамках учебной программы «Человек и его здоровье» отсутствуют материалы по культуре здоровья и формированию модели здорового поведения. Данный материал я предполагаю реализовывать в рамках элективного курса.

Методическое обеспечение элективного курса

Предполагается в преподавании учебного материала использовать системный подход с логическим сравнением и анализом уровня организации организма. Рассматриваются морфофункциональные уровни организации: клеточный, тканевый, органный, систем органов, организма как единого целого.

ПОПУЛЯЦИЯ

ПОПУЛЯЦИЯ

ОРГАНОИД

ТКАНЬ

КЛЕТКА

ТКАНЬ

ОРГАН

КЛЕТКА

ОРГАН

ОРГАНИЗМ

ВИД

Схема 1. Системно – структурный подход к изучению организма

Каждая система имеет свою структуру, которая не сво­дится к сумме частей, а состоит из взаимосвязанных элементов. В биологии системный подход стал основой учения об уровнях организа­ции жизни.

Биологическая система любого уровня орга­низации — это целое, состо­ящее из взаимосвязанных ча­стей (схема 1).

Для биологических сис­тем, в отличие от всех про­чих, характерны следующие свойства живого:

Метаболизм.

Репродукция.

Наследственность.

Изменчивость.

Раздражимость.

Дискретность.

Саморегуляция.

Рост и развитие

Это тот «стержень» биологического образования, который дает воз­можность обеспечить преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях обучения. Обычно подобные обоб­щения учитель делает в курсе общей биологии. Однако многолетний практический опыт убеждает, что уже при изучении системати­ческих курсов в среднем звене частные понятия (а их в биологии колос­сальное количество) должны быть сконцентрированы вокруг общих био­логических закономерностей, отражающих суть жизни в целом.

С.Н. Брайнесом, В.Б. Свечинским (1974) была предпринята продуктивная попытка объяснения сущности деятельности индивида с позиций трехуровневой модели управления в организме. Эти авторы в системах управления выделяют три звена: управляющее, согласующее и управляемое. К управляющему звену относятся центральная нервная и вегетативная нервная системы, а также нейро - гуморальные подсистемы. Управляемыми звеньями считаются системы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие организма с внешней средой (перемещение в пространстве, локомоторные акты, речевые акты межличностного общения и др.) Абсолютным индикатором функционирования организма является уровень деятельности сердечно – сосудистой системы (Р.М. Баевский, 1979). Все висцеральные системы составляют согласующее звено. В целом, трехуровневая модель управления в организме позволяет понять особенности тесной взаимосвязи и взаимозависимости в деятельности различных функциональных систем.

Важнейшей стороной программы является попытка развить у учащихся с помощью методического и содержательного компонента программы функциональную модель здорового поведения, основанную на представлениях и отношениях к ним, формируемым в процессе освоения курса.

- практические задания направлены не только на отработку умений применять те или иные методы познания, но также демонстрируют связь с предыдущими практическими занятиями, что способствует развитию логического мышления,

проявлению критичности и гибкости мышления, а также стимулирует актуализацию нужных знаний;

- теоретический материал содержит элементы занимательного материала, которые не только способствуют развитию познавательного интереса, но в то же время активизируют развитие творческого мышления.

- занятия способствуют формированию культуры здоровья и потребности в ведении активного здорового образа жизни.

Выполнение каждого занятия начинается с краткого обсуждения следующих вопросов:

- какова цель выполнения данной работы;

- какие, по мнению учащихся, методы познания будут использованы при выполнении работы;

Ответы на поставленные вопросы позволят решить несколько дидактических задач:

- обучить учащихся формулировать учебно-познавательные гипотезы и проверять их истинность;

- мобилизовать знания и имеющийся у учащихся практический опыт для выполнения работ.

Предлагаемые лабораторные работы дополняют преподаваемый углубленный материал по разделам анатомии и физиологии, доступны для учащихся и эффективно иллюстрируют теоретический материал. Тем не менее, известность и апробированность предлагаемых методик не исключает новизну компоновки практических работ в предлагаемой программе и школьном курсе.

Лабораторные работы способствуют развитию у старшеклассников творческих возможностей, а вместе с ними, самостоятельности и коммуникативных умений, которые способствуют систематизации полученных знании и первоначальной профессиональной ориентации.

Данная программа является профориентационной и помогает учащимся определиться с будущей профессиональной траекторией. Она помогает выбрать профиль (естественно – научный) и определиться с последующим образованием. Программа необходима для поступления на биологический и психологический факультет ТвГУ, медицинский колледж и ТГМА.

Освоение предлагаемого в программе материала предоставляет возможность старшеклассникам, независимо от их интереса к тем или иным дисциплинам, ознакомиться с особенностями и функциями своего организма. В преподавании используются системно следующие технологии:

проблемного обучения,

исследовательской технологии,

здоровьесберегающей,

технологии критического мышления,

ИКТ,

проектной.

Методы и формы организации занятий в рамках элективного курса

- лекция и семинары;

- практикумы и лабораторные работы;

- экскурсия;

- защита проектов;

- выполнение исследовательской работы.

Уроки – конференции

Презентации исследовательских работ учащихся.

Формы контроля

В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы сообщения, рефераты, тесты для учащихся.

В качестве итоговой формы контроля используется защита исследовательских и проектных работ учащихся и результаты выполнения исследований.

Темы проектных работ для учащихся:
    Питание и здоровье школьников. Стресс и пути его преодоления Оптимальная двигательная активность, как фактор физического развития и
укрепления здоровья учащихся
    Влияние режима дня на здоровье и успеваемость учащихся. Факторы, формирующие и разрушающие здоровье человека. Малоподвижный образ жизни, как фактор, влияющий на физическое
развитие и здоровье учащихся.
    Роль сна в формировании здоровья и успеваемости учащихся. Влияние трудности предмета на уровень умственной работоспособности и
время возникновения переутомления у учащихся.
    Влияние работы с персональным компьютером на остроту зрения и
функциональное состояние школьников.
    Изучение экологического состояния школьных помещений.

Предполагаемые результаты:

Освоение навыков эффективных коммуникаций.

Освоение детьми основ исследовательской деятельности.

Создание условий для индивидуальной самореализации и успешности.

Погружение обучающихся в анатомо – физиологическое содержание программы.

Формирование на их основах ценностных ориентиров школьников (доброта, семья, самореализация, духовность) и здоровой модели поведения.

Формирование культуры здоровье.

Освоение целостного представления о самом себе и своем месте в мире.

Выбор дальнейшей образовательной траектории и профессиональной ориентации.

Категория учащихся: учающиеся 9 класса

Объем курса: 34 ч (1 час в неделю).

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы (блоки)

Всего часов

Из них

Формы контроля

Теоретические занятия

Практические

I. Введение. Этапы развития человека

2

1

1

Тестирование, отчеты по лабораторным работам, защита проектов и рефератов. Результаты исследовательских работ.

1.2. Организм как единое целое

1

1

1

II. Здоровье и как его сохранить.

3

2

1

2.1.Понятие о здоровье и его составляющих.

1

1

 

2.2. Формирование модели здорового поведения (теория)

1

1

 

2.3. Формирование модели здорового поведения на примере режима дня (практикум)

1

 

1

III. Высшая нервная деятельность

7

2

5

3.1. Мозг и управление человеческим организмом

2

1

1

3.2. Нейрогуморальная регуляция гомеостаза

1

 

1

3.3. Анализаторы. Аналитические цепи

1

 

1

3.4. Личность. Этапы ее развития. Темперамент – биологический фундамент личности. Психика человека и мыслительные операций

1

1

 

3.5. Эмоции, их возникновении е и развитие. Эмпатия

2

 

2

4. Эндокринная система

2

1

1

4.1. Значение желёз внутренней секреции для развития организма.

1

1

 

4.2. Расстройство эндокринной регуляции и ее предупреждение

1

 

1

5. Размножение и развитие

4

2

2

5.1. Система органов размножения и регуляция половых функций в процессе развития человека.

1

1

 

5.2. Гендерные роли и гендерные различия. Вопросы демографии

1

 

1

5.3. Семейные узы, ценности. Обдуманное отношение к вопросам половой жизни. Рискованное поведение.

2

1

1

6. Органы опоры и движения

2

1

1

6.1. Костно - мышечная система, ее структура и развитие.

1

0,5

0,5

6.2. Антропометрические исследования и возможности самоанализа

1

 

1

7.Кровь и система кровообращения

4

1

3

7.1. Строение и регуляция работы сердца.

1

1

 

7.2. Строение и регуляция работы сердца - практикум.

1

 

1

7.3. Сосудистая система, ее особенности.

1

 

1

7.4. Навыки самоанализа и умения оказания первой помощи себе и окружающим.

1

 

1

8. Органы дыхания и их функции

2

1

1

8.1. Строение и функции органов дыхания.

1

1

 

8.2. Болезни, связанные с системой органов дыхания

1

 

1

9.Пищеварение, обмен веществ и энергии

2

1

1

9.1. Функционирование органов пищеварения. Обмен веществ и его регуляция.

1

1

 

9.2. Система рационального и правильного питания. Санитарно – гигиенические основы питания .Заболевания, связанные с пищеварением. Их причины и предупреждение.

1

 

1

 

10. Основные санитарно – гигиенические навыки

2

1

1

 

10.1. Гигиенические основы существования человека. Пути профилактики инфекционных заболеваний.

1

1

   

10.2. Экскурсия на станцию очистки воды.

1

 

1

 

11.Предупреждение химических зависимостей

2

1

1

 

11.1.Причины возникновения химических зависимостей и их последствия

1

1

   

11.2. Профилактика и правильный выбор в отношении психоактивных веществ.

1

 

1

 

12. Урок - конференция

2

 

2

 

ИТОГО

34

14

20

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I.Тема 1. Введение. Этапы развития человека (1ч).

Метапредметные связи анатомии и физиологии с другими науками. Использование межпредметных связей и возрастной психологии и физиологии в медицине, спорте, учебной и трудовой деятельности. Возрастная физиология и школьная гигиена.

Разработка плана исследовательской деятельности учащихся.

Ключевые понятия: анатомия, физиология, гигиена, психология, понятие о здоровье, исследовательская деятельность.

Тема 2. Организм как единое целое (1 ч).

Организм как саморегулирующая система. Строение организма человека. Части и полости тела. Органы и системы органов. Понятие о функциональной системе. Структурно-анатомические уровни организации (клетка, ткани, органы, системы органов, организм). Антропометрические исследования – определение уровня физического развития.

Ключевые понятия: орган, система органов, ткань, организм – единое целое, хромосомы, гомеостаз, органоиды клетки, биосинтез, раздражимость.

Раздел II. Здоровье и как его сохранить. (3 ч)

Тема 1. Понятие о здоровье и его составляющих. (1 ч)

Понятие о здоровье и ее составляющих. Качество и количество здоровья. Здоровый образ жизни. Модели здорового поведения и их осознанный выбор. Роль здоровья в ряду человеческих ценностей.

Практикум по формированию модели здорового поведения на примере режима дня.

Ключевые понятия: здоровье, здоровый образ жизни, качество здоровья, количество здоровья, психология здоровья, формирование здорового образа жизни.

Раздел 3 . Высшая нервная деятельность. (7 ч).

Тема 1. Мозг и управление человеческим организмом. (1 ч).

Значение нервной системы в регуляции и обеспечении согласованности функций организма человека, взаимосвязи организма со средой. Теория регулирования нервной системы Брайнеса С. Н. и Свечинского В. П.. Особенности строения головного мозга и центральной нервной системы. Значение коры больших полушарий, её связь с другими отделами мозга.

Тема 2. Нейрогуморальная регуляция гомеостаза. (1 ч).

Нейрогуморальная регуляция функций организма и поддержания стабильности гомеостаза.

Тема 3. Анализаторы. Аналитические цепи. (1ч).

Анализаторы. Строение аналитических цепочек и понятие восприятие через имеющиеся анализаторы, Особенности функционирования слухового анализатора в процессе развития и его связь с анализатором «равновесия». Предупреждения нарушения слуха. Особенности органов равновесия, осязания, вкуса, обоняния. Взаимосвязь и взаимодействие анализаторов и головного мозга. Топография анализаторов.

Тема 4. Личность. Этапы ее развития. Темперамент – биологический фундамент личности. Психика человека и мыслительные операции. (1ч).

Психика человека. Психологические особенности личности ( интересы и склонности, темперамент и характер). Способности и одарённости.

Тема 5. Структуры мозга и их функции в формировании мышления. (1ч).

Речь и мышление. Сознание и лобные доли коры. Социальная обусловленность поведения человека.

Тема 6. Эмоции, их возникновение и развитие. Эмпатия. (1ч).

Ключевые понятия: рефлекс, анализатор, высшая нервная деятельность, доли коры больших полушарий, нервные центры, соматическая и автономная нервная система, динамический стереотип, доминанта, синапс, медиатор, функциональная асимметрия мозга. Основы самоуправления и саморегуляции. Эмпатия.

Лабораторные работы.

- Тесты, выясняющие объём внимания, эффективность запоминания, особенности воображения и мышления.

- Тест на уровень эмпатии.

- Строение головного мозга (муляжи и пластинчатые препараты).

Раздел 4. Эндокринная система. (2ч).

Тема 1. Значение желёз внутренней секреции для развития организма.(1ч).

Значение желёз внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций организма. Гормоны, их свойства. Роль половых желёз в развитии организма.

Тема 2. Расстройство эндокринной регуляции и её предупреждение. (1ч).

Эндокринная патология. Важность своевременной диагностики эндокринных заболеваний в сохранении здоровья человека.

Ключевые понятия: эндокринные железы, гормон, инсулин, адреналин, гипоталамус, надпочечники, щитовидная железа, поджелудочная железа, половые железы, кретинизм, микседема, базедова болезнь, сахарный диабет, тимус, эпифиз.

Раздел 5. Размножение и развитие. (4ч).

(занятия проводятся в раздельных группах для мальчиков и девочек)

Тема 1. Система органов размножения и регуляция половых функций в процессе развития человека. (1ч).

Система органов размножения. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рождение, рост и развитие ребёнка. Материнство и отцовство.

Тема 2. Гендерные роли и гендерные различия. Вопросы демографии. (1ч)

Гендерные различия. Понятие о детерминации пола, геноме, клонировании, основах генетики человека узы, ценности. Вопросы демографии.

Тема 3. Семейные узы, ценности. Обдуманное отношение к вопросам половой жизни. Рискованное поведение. (1ч).

Осознанное отношение к половым связям и семейным ценностям. Обдуманное отношение к вопросам половой жизни. Рискованное поведение. ВИЧ – инфекция – плата за необдуманное, рискованное поведение.

Ключевые понятия: развитие, рост, онтогенез, оплодотворение, гамета, зигота, плацента.

Раздел 6. Органы опоры и движения. (2ч).

Тема 1. Костно-мышечная система, её структура и развитие. (1ч).

Значение опорно-двигательного аппарата. Типы соединения костей. Классификация костных и суставных структур организма. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью, прямохождением. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок и переломах костей. Роль мышечной активности в сохранении и укреплении здоровья. Предупреждение нарушений осанки и функционального плоскостопия.

Тема 2. Антропометрические исследования и возможности самоанализа. (1ч).

Проведение антропометрических измерений: рост, масса, установление корреляций размеров отдельных частей тела.

Ключевые понятия: костный мозг, надкостница, сустав, осанка, произвольные и непроизвольные движения, гиподинамия, активный отдых, утомление, мышцы-антогонисты и мышцы-синергисты, миозин.

Лабораторные работы.

- Определение местоположения костей и мышц при внешнем осмотре.

- Выяснение функций костей, суставов и мышц.

Раздел 7. Кровь и система кровообращения. (4ч).

Тема 1. Строение и регуляция работы сердца. (1ч).

Тонкое строение сердца и его регуляция, влияние симпатической и парасимпатической системы. Толерантность сердца к физическим нагрузкам. Регуляция деятельности сердца.

Тема 2. Строение и регуляция работы сердца. Практикум. (1ч).

Тема 3. Сосудистая система, её особенности. (1ч).

Органы кровообращения (сердце и сосуды – артерии, капилляры, вены). Круги кровообращения, лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пути его оценки и регулирования.

Тема 4. Навыки самоанализа и умение оказания первой помощи себе и окружающим. (1ч).

Виды кровотечений и их остановки. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний (гипертонии, атеросклероза, стенокардии). Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердечно-сосудистую систему. Модель здорового поведения в отношении заболеваний ССС.

Ключевые понятия: внутренняя среда, фибрин, фибриноген, сыворотка, вакцина, плазма, иммунитет, антитела, антигены, пульс, автоматизм сердца, резус-фактор, доноры, реципиенты.

Лабораторные работы

- Подсчёт пульса до и после дозированной нагрузки. Измерение давления.

- Первая помощь при кровотечениях: приёмы обработки раны, перевязочных средств, наложение жгута.

Раздел 8. Органы дыхания и их функции. (2ч).

Тема 1. Строение и функции органов дыхания. (1ч).

Строение и функции органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких и тканях. Жизненная ёмкость лёгких. Искусственное дыхание.

Тема 2. Болезни, связанные с системой органов дыхания. (1ч).

Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельной инфекции, гигиенический режим при простудном заболевании. Вредное влияние курения на органы дыхания.

Ключевые понятия: газообмен, жизненная ёмкость лёгких, лёгочные пузырьки, искусственное дыхание, тканевое дыхание, плевральная полость.

Лабораторные работы.

- Изготовление модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха.

- Функциональные дыхательные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после 10 приседаний

Раздел 9. Пищеварение, обмен веществ и энергии. (2ч).

Тема 1. Функционирование органов пищеварения. Обмен веществ и его регуляция. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Обмен веществ и его регуляция. Значение пищеварения. (1ч).

Тема 2. Система рационального и правильного питания. Санитарно-гигиенические основы питания. Заболевания, связанные с пищеварением. Их причины и предупреждение. (1ч).

Питательные вещества и пищевые продукты. Поведение потребителя пищевых продуктов в учреждениях торговли. Принципы рационального питания. Роль стрессов в нарушении пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения.

Ключевые понятия: пищеварение, фермент, железа, ферменты – птиалин, мальтоза, пепсин, амилаза, липаза, лактоза; пигмент желчи – билирубин; панкреатит.

Лабораторные работы.

- Подсчёт энергетических затрат (с использованием таблиц) и определение калорийности рациона.

- Составление дневного рациона с учётом энергетических затрат и сбалансированности пищи по основным градиентам.

Раздел 10. Основные санитарно – гигиенические навыки (2 ч).

Тема 1. Гигиенические основы существования человека. Пути профилактики инфекционных заболеваний. (1ч).

Навыки гигиены, как основы здорового образа жизни. Предупреждение инфекционных заболеваний. Гигиена в производстве, хранении, товарообороте и приготовлении продуктов питания. Основы гигиены питания в культурных и религиозных традициях народов.

Тема 2.Экскурсия на водоочистительную станцию г.Кувшиново. (1ч).

Роль воды и её очистки.

Ключевые понятия: гигиена, инфекционные заболевания, профилактика заболеваний, гигиена кожи, ногти, волосы.

Раздел 11. Предупреждение химических зависимостей (2 ч).

Тема 1. Причины возникновения химических зависимостей и их последствия. (1ч).

Основные химические зависимости и их осложнения.

Тема 2. Профилактика и правильный выбор в отношении психоактивных веществ (1ч).

Поведенческие риски. Преодоление группового давления. Опасности рискованного поведения. Права человека и умение отказываться.

Ключевые понятия: наркотики, наркотическая зависимость, психоактивные вещества, эйфория, психологическая зависимость

Раздел 12. Научно – практическая конференция. Защита проектов и исследовательских работ учащихся. (2 ч).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

Баттерворт Дж. Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: «Когито – центр», 2000. – 350 с

2. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии., М., Медицина, 1979, с. 72-73

3. Брайнес С.Н., Свечинский В.П., Суслов А.И., Кучина Е.В. Кибернетические болезни систем управления и памяти в организме. – В кн.: Прогресс биологической и медицинской кибернетики. М., “Медицина”, 1974, с. 206 – 254

4. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л.. Мозг, разум, поведение. – М., «Мир», 1988. – 246с.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., Лабиринт, 1996. – 416 с.

6. Китаева – Смык Л.А. Психология стресса. – М., «Наука», 1983. – 368с.

7. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста (Руководство для врачей), Москва, Медицина, 1979г., с.650

8. Коган В.Е. Психогенные формы школьной дизадаптации. – Вопр. Психол. 1984, N4, с.89-95

9. Колесов Д.В., Мягков И.Ф., Учителю о психологии и физиологии подростка, Москва, Просвещение, 1986г., с.80

10.Меерсон Ф.З., Малышев И.Ю. Феномен адаптационной стабилизации структур и защита сердца. М., “Наука”, 1993

11.Селье Г. Стресс без дистресса М., 1979; 122

12.Эриксон Эрик Г., Детство и общество, ЛЕНАТО, АСТ, Фонд «Университетская книга»., 1996г., с.592

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

1. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. – 3-е изд. Перераб. И доп. – М.: Знание, 1990г.

2. Айзман Р.Н. , Гельман Е.Б. Анатомия, физиология и гигиена человека. Новосибирск, 1992г.

3. Анастасова Л.Г., Кучменко В.С. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. «Вента-граф». 2004г.

4.Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. – М.: АГАР, 2000г.

5. Борисевич А.И. и др. Словарь терминов и понятий по анатомии человека: Справ. Издание/ А.И. Борисевич, В.Г. Ковешников, О.Ю.Роменский. М.: Высш. Шк., 1990г.

6. Виноградский С.Н. ЗОЖ – путь к достижению высокого уровня здоровья. М.: Дрофа, 2000г.

7. Исаев А.А. Если хочешь быть здоров. Москва, 1993г.

8. Климова В.И. Человек и его здоровье – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Знание, 1990г.

9. Конева А. Н. Питание школьника. М.: Медицина, 1989г.

10. Куинджи Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников. М. 2000г.

11. Хрипкова А.Г., Колисов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1988г.

Опубликовано в группе «Авторские программы по биолого-экологической, оздоровительной направленности.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.