Авторская программа элективного курса по биологии для 9 класса: «Тайны моего организма»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Утверждаю»
Директор МОУ КСОШ № 2 г. Кувшиново
______________________Н.В.Новоселова
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО
БИОЛОГИИ ДЛЯ 9 КЛАССА.
«ТАЙНЫ МОЕГО ОРГАНИЗМА» (34 ч)
Автор: учитель биологии высшей категории
МОУ «КСОШ № 2»
г. Кувшиново
Кокина Оксана Владимировна
Содержание:
Пояснительная записка |
Стр. 3-5 |
Методическое обеспечение элективного курса |
Стр. 5-8 |
Предполагаемые результаты |
Стр. 9 |
Темы проектных работ для учащихся |
Стр. 9 |
Учебно – тематический план |
Стр. 9-12 |
Содержание программы |
Стр. 13-17 |
Список литературы для учителя и учащихся |
Стр. 18 |
Приложение 1. Учебно – методический комплекс. |
Стр. 19 - 172 |
Приложение 2. Программа апробации элективного курса |
Стр. 173-180 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
В рамках модернизации целей и задач российского образования, парадигмой которого становится не накопление знаний, умений и навыков, а формирование у учащихся метопредметных связей и целостного мировоззрения, важнейшей стороной образования становится изучение естественно – научных дисциплин, основанных на исследованиях и опытах, и позволяющих сформировать представление о науке и ее результатах.
Изучение обученности школьников 15 лет в России именно естественно – научным дисциплинам было проведено программой PIZA в 2005 и 2008 годах. Результаты были весьма тревожными: низкий уровень обученности по естественно – научным дисциплинам и лишь небольшое улучшение за прошедшие три года.
Тем не менее, говорить о формировании целостного мировоззрения не возможно без изучения предметов естественно – научного цикла.
Важными эти предметы являются и в аспекте формирования у детей потребности в ведении здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья, так как значительный раздел программы посвящен здоровью человека. Раздел «Человек и его здоровье», занимая важное место в общем биологическом образовании школьников, несёт особую социальную нагрузку.
К сожалению, необходимо отметить, как результат преподавания биологии в школе в течение 19 лет, что наибольшая мотивации по разделам программы у учащихся возникает, конечно, в отношении раздела «Биология человека». Этот раздел ближе учащимся и с интересом и проще осваивается ими, так как дети понимают важность данного раздела в познания собственного «Я».
В связи с этим возникает необходимость, особенно в рамках предпрофильной подготовки в 9 классе, создать курс углубленного изучения анатомии и физиологии, на фоне которого должна изучаться общая биология человекоцентристской направленности.
Актуальность программы курса «Тайны моего организма» заключается в том, что она способствует формированию у учащихся стойкого интереса к познанию самих себя и своего места в окружающем мире. Познание человеком самого себя является неотъемлемой составляющей формирования зрелой личности, способной быть полезной себе и обществу. Программа, кроме углубленного изучения анатомии и физиологии человека, рассматривает вопросы пихологического здоровья и преодоления самого страшного «врага» людей в XX и в XXI веке – стресса, что необходимо детям в жизни и при подготовке к итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Программа курса «Тайны моего организма» позволяет человеку овладеть функциональной грамотностью, что и является, по сути, целью современного образования при сохранении классно – урочной системы.
Основой функциональной грамотности человека является овладение выпускником школы системой операций (с условиями их применения), обеспечивающих:
а) непосредственное самосохранение здоровья, трудоспособности,
б) житейские нужды, также способствующие самосохранению,
в) выполнение функций члена семьи и воспитателя детей,
г) выполнение функций, связанных с общественными и политическими отношениями,
д) приобретений знаний из самых разнообразных источников информации,
е) приобретение и совершенствование профессиональных умений и навыков, оценку своих профессиональных возможностей.1
Изучение данной программы даёт возможность учащимся познать собственный организм, вооружиться необходимыми современными санитарно-гигиеническими навыками, способствует формированию познавательного отношения к формированию, охране, укреплению и развитию физического, психического и социального здоровья, помогает подготовиться к осмысленному выбору профессии. Программа обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно готовит выпускников основной школы к ответственному выбору будущей профессии и профильного обучения. Подготовка учащихся к обучению в профильных классах требует включения в учебный процесс исследовательской деятельности, активных форм обучения, чему и способствует данная программа.
Кроме того, данная программа содержит богатый материал для формирования целостного научного мировоззрения, нравственного воспитания школьников.
ЦЕЛИ -углубить и расширить знания учащихся по анатомии и физиологии человека, обеспечив системное их усвоение и переработку в направлении формирования здоровья, профориентационных и научных представлений;
сформировать у учащихся целостное представление о своем здоровье, его доминантности в системе человеческих ценностей и путях формирования модели здорового поведения.
ЗАДАЧИ.
Обучающие:
Совершенствование учащихся в представлениях по курсу анатомии физиологии человека.
Освоение физиологических основ мыслительной деятельности.
Изучение пропедевтических основ изучаемого материала в целях формирования культуры здоровья.
Приобретение навыков исследовательской деятельности через работу с литературой, освоение лабораторного оборудования и работу с микроскопом.
Формирование на основе изучения психических процессов эффективных коммуникативных навыков и социальных функций.
Развивающие:
развивать умения анализа, систематизации и сравнения полученных ранее знаний в области биологии человека и животных,
развивать умения работать с научной и научно-популярной литературой,
совершенствовать алгоритм исследовательской деятельности с навыком представления получаемых результатов.
1. И.И.Логвинов «Образ человека в современной педагогике» учебное пособие И.И.Логвинов, М.А.Лукацкий, О.Д.Роненсон г. Тверь 2006г., 237 стр.
Воспитательные:
формирование у учащихся научного мировоззрения и целостной системы мировосприятия,
воспитание потребности в научно – критическом осмыслении знаний о самом себе, своем развитии и своем будущем,
формирование выверенной собственной профессиональной траектории.
создание устойчивого гуманистического стереотипа развития личности.
Здоровьесберегающие:
Освоение понятия здоровья и его составляющих.
Принятие ценности здоровья и здорового образа жизни, как основы долголетия и счастья.
Освоение пропедевтических, медико – гигиенических навыков поведения и питания.,
Изучение понятия стресс и путей его преодоления как основы здоровья человека.
Формирование профессиональных ориентиров.
Формирование модели правильного здорового поведения.
Программа предназначена для реализации в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки. Предполагается подбор группы 12-15 человек.
Новизна данной программы курса определяется взаимосвязью практических и теоретических элементов творчества и саморазвития. Дети не только изучают материал по анатомии и физиологии, осуществляют практические и лабораторные работы, но, что самое главное, формируют через самопознание, свое место в природном сообществе, потребностно – ценностный потенциал личности и целеполагание образования в своей собственной жизненной траектории. Программа «Тайны моего организма» отличается компоновкой материала.
Обзор литературы: Большинство предлагаемых программ (В.В.Пасечник, А.А.Каменский, А.С.Батуев, Ф. Блум) содержат материал по основным разделам программы, но в них очень слабо прописан механизм развития каждого процесса и явления и не присутствует психолого – эмоциональный компонент материала, что необходимо для реализации рефлекесии и более релевантного объяснения психических и мыслительных процессов, как составляющих изучения функционирования организма. Отсутствует в программах и материал по системе управления человеческим организмом, что создает затруднения в понимании взаимосвязей процессов при его функционировании. Отсутствует в программах и ценностно – ориентационная часть, что важно для воспитания и социализации личности учащихся. В рамках учебной программы «Человек и его здоровье» отсутствуют материалы по культуре здоровья и формированию модели здорового поведения. Данный материал я предполагаю реализовывать в рамках элективного курса.
Методическое обеспечение элективного курсаПредполагается в преподавании учебного материала использовать системный подход с логическим сравнением и анализом уровня организации организма. Рассматриваются морфофункциональные уровни организации: клеточный, тканевый, органный, систем органов, организма как единого целого.
ПОПУЛЯЦИЯ
ПОПУЛЯЦИЯ
ОРГАНОИД
ТКАНЬ
КЛЕТКА
ТКАНЬ
ОРГАН
КЛЕТКА
ОРГАН
ОРГАНИЗМ
ВИД
Схема 1. Системно – структурный подход к изучению организма
Каждая система имеет свою структуру, которая не сводится к сумме частей, а состоит из взаимосвязанных элементов. В биологии системный подход стал основой учения об уровнях организации жизни.
Биологическая система любого уровня организации — это целое, состоящее из взаимосвязанных частей (схема 1).
Для биологических систем, в отличие от всех прочих, характерны следующие свойства живого:
Метаболизм.
Репродукция.
Наследственность.
Изменчивость.
Раздражимость.
Дискретность.
Саморегуляция.
Рост и развитие
Это тот «стержень» биологического образования, который дает возможность обеспечить преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях обучения. Обычно подобные обобщения учитель делает в курсе общей биологии. Однако многолетний практический опыт убеждает, что уже при изучении систематических курсов в среднем звене частные понятия (а их в биологии колоссальное количество) должны быть сконцентрированы вокруг общих биологических закономерностей, отражающих суть жизни в целом.
С.Н. Брайнесом, В.Б. Свечинским (1974) была предпринята продуктивная попытка объяснения сущности деятельности индивида с позиций трехуровневой модели управления в организме. Эти авторы в системах управления выделяют три звена: управляющее, согласующее и управляемое. К управляющему звену относятся центральная нервная и вегетативная нервная системы, а также нейро - гуморальные подсистемы. Управляемыми звеньями считаются системы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие организма с внешней средой (перемещение в пространстве, локомоторные акты, речевые акты межличностного общения и др.) Абсолютным индикатором функционирования организма является уровень деятельности сердечно – сосудистой системы (Р.М. Баевский, 1979). Все висцеральные системы составляют согласующее звено. В целом, трехуровневая модель управления в организме позволяет понять особенности тесной взаимосвязи и взаимозависимости в деятельности различных функциональных систем.
Важнейшей стороной программы является попытка развить у учащихся с помощью методического и содержательного компонента программы функциональную модель здорового поведения, основанную на представлениях и отношениях к ним, формируемым в процессе освоения курса.
- практические задания направлены не только на отработку умений применять те или иные методы познания, но также демонстрируют связь с предыдущими практическими занятиями, что способствует развитию логического мышления,
проявлению критичности и гибкости мышления, а также стимулирует актуализацию нужных знаний;
- теоретический материал содержит элементы занимательного материала, которые не только способствуют развитию познавательного интереса, но в то же время активизируют развитие творческого мышления.
- занятия способствуют формированию культуры здоровья и потребности в ведении активного здорового образа жизни.
Выполнение каждого занятия начинается с краткого обсуждения следующих вопросов:
- какова цель выполнения данной работы;
- какие, по мнению учащихся, методы познания будут использованы при выполнении работы;
Ответы на поставленные вопросы позволят решить несколько дидактических задач:
- обучить учащихся формулировать учебно-познавательные гипотезы и проверять их истинность;
- мобилизовать знания и имеющийся у учащихся практический опыт для выполнения работ.
Предлагаемые лабораторные работы дополняют преподаваемый углубленный материал по разделам анатомии и физиологии, доступны для учащихся и эффективно иллюстрируют теоретический материал. Тем не менее, известность и апробированность предлагаемых методик не исключает новизну компоновки практических работ в предлагаемой программе и школьном курсе.
Лабораторные работы способствуют развитию у старшеклассников творческих возможностей, а вместе с ними, самостоятельности и коммуникативных умений, которые способствуют систематизации полученных знании и первоначальной профессиональной ориентации.
Данная программа является профориентационной и помогает учащимся определиться с будущей профессиональной траекторией. Она помогает выбрать профиль (естественно – научный) и определиться с последующим образованием. Программа необходима для поступления на биологический и психологический факультет ТвГУ, медицинский колледж и ТГМА.
Освоение предлагаемого в программе материала предоставляет возможность старшеклассникам, независимо от их интереса к тем или иным дисциплинам, ознакомиться с особенностями и функциями своего организма. В преподавании используются системно следующие технологии:
проблемного обучения,
исследовательской технологии,
здоровьесберегающей,
технологии критического мышления,
ИКТ,
проектной.
Методы и формы организации занятий в рамках элективного курса
- лекция и семинары;
- практикумы и лабораторные работы;
- экскурсия;
- защита проектов;
- выполнение исследовательской работы.
Уроки – конференции
Презентации исследовательских работ учащихся.
Формы контроляВ качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы сообщения, рефераты, тесты для учащихся.
В качестве итоговой формы контроля используется защита исследовательских и проектных работ учащихся и результаты выполнения исследований.
Темы проектных работ для учащихся:-
Питание и здоровье школьников. Стресс и пути его преодоления Оптимальная двигательная активность, как фактор физического развития и
-
Влияние режима дня на здоровье и успеваемость учащихся. Факторы, формирующие и разрушающие здоровье человека. Малоподвижный образ жизни, как фактор, влияющий на физическое
-
Роль сна в формировании здоровья и успеваемости учащихся. Влияние трудности предмета на уровень умственной работоспособности и
-
Влияние работы с персональным компьютером на остроту зрения и
-
Изучение экологического состояния школьных помещений.
Предполагаемые результаты:
Освоение навыков эффективных коммуникаций.
Освоение детьми основ исследовательской деятельности.
Создание условий для индивидуальной самореализации и успешности.
Погружение обучающихся в анатомо – физиологическое содержание программы.
Формирование на их основах ценностных ориентиров школьников (доброта, семья, самореализация, духовность) и здоровой модели поведения.
Формирование культуры здоровье.
Освоение целостного представления о самом себе и своем месте в мире.
Выбор дальнейшей образовательной траектории и профессиональной ориентации.
Категория учащихся: учающиеся 9 класса
Объем курса: 34 ч (1 час в неделю).
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы (блоки) |
Всего часов |
Из них |
Формы контроля |
||
Теоретические занятия |
Практические |
||||
I. Введение. Этапы развития человека |
2 |
1 |
1 |
Тестирование, отчеты по лабораторным работам, защита проектов и рефератов. Результаты исследовательских работ. |
|
1.2. Организм как единое целое |
1 |
1 |
1 |
||
II. Здоровье и как его сохранить. |
3 |
2 |
1 |
||
2.1.Понятие о здоровье и его составляющих. |
1 |
1 |
|||
2.2. Формирование модели здорового поведения (теория) |
1 |
1 |
|||
2.3. Формирование модели здорового поведения на примере режима дня (практикум) |
1 |
1 |
|||
III. Высшая нервная деятельность |
7 |
2 |
5 |
||
3.1. Мозг и управление человеческим организмом |
2 |
1 |
1 |
||
3.2. Нейрогуморальная регуляция гомеостаза |
1 |
1 |
|||
3.3. Анализаторы. Аналитические цепи |
1 |
1 |
|||
3.4. Личность. Этапы ее развития. Темперамент – биологический фундамент личности. Психика человека и мыслительные операций |
1 |
1 |
|||
3.5. Эмоции, их возникновении е и развитие. Эмпатия |
2 |
2 |
|||
4. Эндокринная система |
2 |
1 |
1 |
||
4.1. Значение желёз внутренней секреции для развития организма. |
1 |
1 |
|||
4.2. Расстройство эндокринной регуляции и ее предупреждение |
1 |
1 |
|||
5. Размножение и развитие |
4 |
2 |
2 |
||
5.1. Система органов размножения и регуляция половых функций в процессе развития человека. |
1 |
1 |
|||
5.2. Гендерные роли и гендерные различия. Вопросы демографии |
1 |
1 |
|||
5.3. Семейные узы, ценности. Обдуманное отношение к вопросам половой жизни. Рискованное поведение. |
2 |
1 |
1 |
||
6. Органы опоры и движения |
2 |
1 |
1 |
||
6.1. Костно - мышечная система, ее структура и развитие. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
6.2. Антропометрические исследования и возможности самоанализа |
1 |
1 |
|||
7.Кровь и система кровообращения |
4 |
1 |
3 |
||
7.1. Строение и регуляция работы сердца. |
1 |
1 |
|||
7.2. Строение и регуляция работы сердца - практикум. |
1 |
1 |
|||
7.3. Сосудистая система, ее особенности. |
1 |
1 |
|||
7.4. Навыки самоанализа и умения оказания первой помощи себе и окружающим. |
1 |
1 |
|||
8. Органы дыхания и их функции |
2 |
1 |
1 |
||
8.1. Строение и функции органов дыхания. |
1 |
1 |
|||
8.2. Болезни, связанные с системой органов дыхания |
1 |
1 |
|||
9.Пищеварение, обмен веществ и энергии |
2 |
1 |
1 |
||
9.1. Функционирование органов пищеварения. Обмен веществ и его регуляция. |
1 |
1 |
|||
9.2. Система рационального и правильного питания. Санитарно – гигиенические основы питания .Заболевания, связанные с пищеварением. Их причины и предупреждение. |
1 |
1 |
|||
10. Основные санитарно – гигиенические навыки |
2 |
1 |
1 |
||
10.1. Гигиенические основы существования человека. Пути профилактики инфекционных заболеваний. |
1 |
1 |
|||
10.2. Экскурсия на станцию очистки воды. |
1 |
1 |
|||
11.Предупреждение химических зависимостей |
2 |
1 |
1 |
||
11.1.Причины возникновения химических зависимостей и их последствия |
1 |
1 |
|||
11.2. Профилактика и правильный выбор в отношении психоактивных веществ. |
1 |
1 |
|||
12. Урок - конференция |
2 |
2 |
|||
ИТОГО |
34 |
14 |
20 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I.Тема 1. Введение. Этапы развития человека (1ч).
Метапредметные связи анатомии и физиологии с другими науками. Использование межпредметных связей и возрастной психологии и физиологии в медицине, спорте, учебной и трудовой деятельности. Возрастная физиология и школьная гигиена.
Разработка плана исследовательской деятельности учащихся.
Ключевые понятия: анатомия, физиология, гигиена, психология, понятие о здоровье, исследовательская деятельность.
Тема 2. Организм как единое целое (1 ч).
Организм как саморегулирующая система. Строение организма человека. Части и полости тела. Органы и системы органов. Понятие о функциональной системе. Структурно-анатомические уровни организации (клетка, ткани, органы, системы органов, организм). Антропометрические исследования – определение уровня физического развития.
Ключевые понятия: орган, система органов, ткань, организм – единое целое, хромосомы, гомеостаз, органоиды клетки, биосинтез, раздражимость.
Раздел II. Здоровье и как его сохранить. (3 ч)
Тема 1. Понятие о здоровье и его составляющих. (1 ч)
Понятие о здоровье и ее составляющих. Качество и количество здоровья. Здоровый образ жизни. Модели здорового поведения и их осознанный выбор. Роль здоровья в ряду человеческих ценностей.
Практикум по формированию модели здорового поведения на примере режима дня.
Ключевые понятия: здоровье, здоровый образ жизни, качество здоровья, количество здоровья, психология здоровья, формирование здорового образа жизни.
Раздел 3 . Высшая нервная деятельность. (7 ч).
Тема 1. Мозг и управление человеческим организмом. (1 ч).
Значение нервной системы в регуляции и обеспечении согласованности функций организма человека, взаимосвязи организма со средой. Теория регулирования нервной системы Брайнеса С. Н. и Свечинского В. П.. Особенности строения головного мозга и центральной нервной системы. Значение коры больших полушарий, её связь с другими отделами мозга.
Тема 2. Нейрогуморальная регуляция гомеостаза. (1 ч).
Нейрогуморальная регуляция функций организма и поддержания стабильности гомеостаза.
Тема 3. Анализаторы. Аналитические цепи. (1ч).
Анализаторы. Строение аналитических цепочек и понятие восприятие через имеющиеся анализаторы, Особенности функционирования слухового анализатора в процессе развития и его связь с анализатором «равновесия». Предупреждения нарушения слуха. Особенности органов равновесия, осязания, вкуса, обоняния. Взаимосвязь и взаимодействие анализаторов и головного мозга. Топография анализаторов.
Тема 4. Личность. Этапы ее развития. Темперамент – биологический фундамент личности. Психика человека и мыслительные операции. (1ч).
Психика человека. Психологические особенности личности ( интересы и склонности, темперамент и характер). Способности и одарённости.
Тема 5. Структуры мозга и их функции в формировании мышления. (1ч).
Речь и мышление. Сознание и лобные доли коры. Социальная обусловленность поведения человека.
Тема 6. Эмоции, их возникновение и развитие. Эмпатия. (1ч).
Ключевые понятия: рефлекс, анализатор, высшая нервная деятельность, доли коры больших полушарий, нервные центры, соматическая и автономная нервная система, динамический стереотип, доминанта, синапс, медиатор, функциональная асимметрия мозга. Основы самоуправления и саморегуляции. Эмпатия.
Лабораторные работы.
- Тесты, выясняющие объём внимания, эффективность запоминания, особенности воображения и мышления.
- Тест на уровень эмпатии.
- Строение головного мозга (муляжи и пластинчатые препараты).
Раздел 4. Эндокринная система. (2ч).
Тема 1. Значение желёз внутренней секреции для развития организма.(1ч).
Значение желёз внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций организма. Гормоны, их свойства. Роль половых желёз в развитии организма.
Тема 2. Расстройство эндокринной регуляции и её предупреждение. (1ч).
Эндокринная патология. Важность своевременной диагностики эндокринных заболеваний в сохранении здоровья человека.
Ключевые понятия: эндокринные железы, гормон, инсулин, адреналин, гипоталамус, надпочечники, щитовидная железа, поджелудочная железа, половые железы, кретинизм, микседема, базедова болезнь, сахарный диабет, тимус, эпифиз.
Раздел 5. Размножение и развитие. (4ч).
(занятия проводятся в раздельных группах для мальчиков и девочек)
Тема 1. Система органов размножения и регуляция половых функций в процессе развития человека. (1ч).
Система органов размножения. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рождение, рост и развитие ребёнка. Материнство и отцовство.
Тема 2. Гендерные роли и гендерные различия. Вопросы демографии. (1ч)
Гендерные различия. Понятие о детерминации пола, геноме, клонировании, основах генетики человека узы, ценности. Вопросы демографии.
Тема 3. Семейные узы, ценности. Обдуманное отношение к вопросам половой жизни. Рискованное поведение. (1ч).
Осознанное отношение к половым связям и семейным ценностям. Обдуманное отношение к вопросам половой жизни. Рискованное поведение. ВИЧ – инфекция – плата за необдуманное, рискованное поведение.
Ключевые понятия: развитие, рост, онтогенез, оплодотворение, гамета, зигота, плацента.
Раздел 6. Органы опоры и движения. (2ч).
Тема 1. Костно-мышечная система, её структура и развитие. (1ч).
Значение опорно-двигательного аппарата. Типы соединения костей. Классификация костных и суставных структур организма. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью, прямохождением. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок и переломах костей. Роль мышечной активности в сохранении и укреплении здоровья. Предупреждение нарушений осанки и функционального плоскостопия.
Тема 2. Антропометрические исследования и возможности самоанализа. (1ч).
Проведение антропометрических измерений: рост, масса, установление корреляций размеров отдельных частей тела.
Ключевые понятия: костный мозг, надкостница, сустав, осанка, произвольные и непроизвольные движения, гиподинамия, активный отдых, утомление, мышцы-антогонисты и мышцы-синергисты, миозин.Лабораторные работы.
- Определение местоположения костей и мышц при внешнем осмотре.
- Выяснение функций костей, суставов и мышц.
Раздел 7. Кровь и система кровообращения. (4ч).
Тема 1. Строение и регуляция работы сердца. (1ч).
Тонкое строение сердца и его регуляция, влияние симпатической и парасимпатической системы. Толерантность сердца к физическим нагрузкам. Регуляция деятельности сердца.
Тема 2. Строение и регуляция работы сердца. Практикум. (1ч).
Тема 3. Сосудистая система, её особенности. (1ч).
Органы кровообращения (сердце и сосуды – артерии, капилляры, вены). Круги кровообращения, лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пути его оценки и регулирования.
Тема 4. Навыки самоанализа и умение оказания первой помощи себе и окружающим. (1ч).
Виды кровотечений и их остановки. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний (гипертонии, атеросклероза, стенокардии). Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердечно-сосудистую систему. Модель здорового поведения в отношении заболеваний ССС.
Ключевые понятия: внутренняя среда, фибрин, фибриноген, сыворотка, вакцина, плазма, иммунитет, антитела, антигены, пульс, автоматизм сердца, резус-фактор, доноры, реципиенты.
Лабораторные работы- Подсчёт пульса до и после дозированной нагрузки. Измерение давления.
- Первая помощь при кровотечениях: приёмы обработки раны, перевязочных средств, наложение жгута.
Раздел 8. Органы дыхания и их функции. (2ч).
Тема 1. Строение и функции органов дыхания. (1ч).
Строение и функции органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких и тканях. Жизненная ёмкость лёгких. Искусственное дыхание.
Тема 2. Болезни, связанные с системой органов дыхания. (1ч).
Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельной инфекции, гигиенический режим при простудном заболевании. Вредное влияние курения на органы дыхания.
Ключевые понятия: газообмен, жизненная ёмкость лёгких, лёгочные пузырьки, искусственное дыхание, тканевое дыхание, плевральная полость.
Лабораторные работы.
- Изготовление модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха.
- Функциональные дыхательные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после 10 приседаний
Раздел 9. Пищеварение, обмен веществ и энергии. (2ч).
Тема 1. Функционирование органов пищеварения. Обмен веществ и его регуляция. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Обмен веществ и его регуляция. Значение пищеварения. (1ч).
Тема 2. Система рационального и правильного питания. Санитарно-гигиенические основы питания. Заболевания, связанные с пищеварением. Их причины и предупреждение. (1ч).
Питательные вещества и пищевые продукты. Поведение потребителя пищевых продуктов в учреждениях торговли. Принципы рационального питания. Роль стрессов в нарушении пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения.
Ключевые понятия: пищеварение, фермент, железа, ферменты – птиалин, мальтоза, пепсин, амилаза, липаза, лактоза; пигмент желчи – билирубин; панкреатит.
Лабораторные работы.
- Подсчёт энергетических затрат (с использованием таблиц) и определение калорийности рациона.
- Составление дневного рациона с учётом энергетических затрат и сбалансированности пищи по основным градиентам.
Раздел 10. Основные санитарно – гигиенические навыки (2 ч).
Тема 1. Гигиенические основы существования человека. Пути профилактики инфекционных заболеваний. (1ч).
Навыки гигиены, как основы здорового образа жизни. Предупреждение инфекционных заболеваний. Гигиена в производстве, хранении, товарообороте и приготовлении продуктов питания. Основы гигиены питания в культурных и религиозных традициях народов.
Тема 2.Экскурсия на водоочистительную станцию г.Кувшиново. (1ч).
Роль воды и её очистки.
Ключевые понятия: гигиена, инфекционные заболевания, профилактика заболеваний, гигиена кожи, ногти, волосы.
Раздел 11. Предупреждение химических зависимостей (2 ч).
Тема 1. Причины возникновения химических зависимостей и их последствия. (1ч).
Основные химические зависимости и их осложнения.
Тема 2. Профилактика и правильный выбор в отношении психоактивных веществ (1ч).
Поведенческие риски. Преодоление группового давления. Опасности рискованного поведения. Права человека и умение отказываться.
Ключевые понятия: наркотики, наркотическая зависимость, психоактивные вещества, эйфория, психологическая зависимость
Раздел 12. Научно – практическая конференция. Защита проектов и исследовательских работ учащихся. (2 ч).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
Баттерворт Дж. Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: «Когито – центр», 2000. – 350 с
2. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии., М., Медицина, 1979, с. 72-73
3. Брайнес С.Н., Свечинский В.П., Суслов А.И., Кучина Е.В. Кибернетические болезни систем управления и памяти в организме. – В кн.: Прогресс биологической и медицинской кибернетики. М., “Медицина”, 1974, с. 206 – 254
4. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л.. Мозг, разум, поведение. – М., «Мир», 1988. – 246с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., Лабиринт, 1996. – 416 с.
6. Китаева – Смык Л.А. Психология стресса. – М., «Наука», 1983. – 368с.
7. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста (Руководство для врачей), Москва, Медицина, 1979г., с.650
8. Коган В.Е. Психогенные формы школьной дизадаптации. – Вопр. Психол. 1984, N4, с.89-95
9. Колесов Д.В., Мягков И.Ф., Учителю о психологии и физиологии подростка, Москва, Просвещение, 1986г., с.80
10.Меерсон Ф.З., Малышев И.Ю. Феномен адаптационной стабилизации структур и защита сердца. М., “Наука”, 1993
11.Селье Г. Стресс без дистресса М., 1979; 122
12.Эриксон Эрик Г., Детство и общество, ЛЕНАТО, АСТ, Фонд «Университетская книга»., 1996г., с.592
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
1. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. – 3-е изд. Перераб. И доп. – М.: Знание, 1990г.
2. Айзман Р.Н. , Гельман Е.Б. Анатомия, физиология и гигиена человека. Новосибирск, 1992г.
3. Анастасова Л.Г., Кучменко В.С. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. «Вента-граф». 2004г.
4.Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. – М.: АГАР, 2000г.
5. Борисевич А.И. и др. Словарь терминов и понятий по анатомии человека: Справ. Издание/ А.И. Борисевич, В.Г. Ковешников, О.Ю.Роменский. М.: Высш. Шк., 1990г.
6. Виноградский С.Н. ЗОЖ – путь к достижению высокого уровня здоровья. М.: Дрофа, 2000г.
7. Исаев А.А. Если хочешь быть здоров. Москва, 1993г.
8. Климова В.И. Человек и его здоровье – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Знание, 1990г.
9. Конева А. Н. Питание школьника. М.: Медицина, 1989г.
10. Куинджи Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников. М. 2000г.
11. Хрипкова А.Г., Колисов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1988г.