Авторская программа элективного курса по биологии для 9 класса: «Тайны моего организма»

0
0
Материал опубликован 13 January 2016 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 2»

«Утверждаю»

Директор МОУ КСОШ № 2 г. Кувшиново

______________________Н.В.Новоселова

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО

БИОЛОГИИ ДЛЯ 9 КЛАССА.

«ТАЙНЫ МОЕГО ОРГАНИЗМА» (34 ч)

Автор: учитель биологии высшей категории

МОУ «КСОШ № 2»

г. Кувшиново

Кокина Оксана Владимировна

Содержание:

Пояснительная записка

Стр. 3-5

Методическое обеспечение элективного курса

Стр. 5-8

Предполагаемые результаты

Стр. 9

Темы проектных работ для учащихся

Стр. 9

Учебно – тематический план

Стр. 9-12

Содержание программы

Стр. 13-17

Список литературы для учителя и учащихся

Стр. 18

Приложение 1. Учебно – методический комплекс.

Стр. 19 - 172

Приложение 2. Программа апробации элективного курса

Стр. 173-180

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

В рамках модернизации целей и задач российского образования, парадигмой которого становится не накопление знаний, умений и навыков, а формирование у учащихся метопредметных связей и целостного мировоззрения, важнейшей стороной образования становится изучение естественно – научных дисциплин, основанных на исследованиях и опытах, и позволяющих сформировать представление о науке и ее результатах.

Изучение обученности школьников 15 лет в России именно естественно – научным дисциплинам было проведено программой PIZA в 2005 и 2008 годах. Результаты были весьма тревожными: низкий уровень обученности по естественно – научным дисциплинам и лишь небольшое улучшение за прошедшие три года.

Тем не менее, говорить о формировании целостного мировоззрения не возможно без изучения предметов естественно – научного цикла.

Важными эти предметы являются и в аспекте формирования у детей потребности в ведении здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья, так как значительный раздел программы посвящен здоровью человека. Раздел «Человек и его здоровье», занимая важное место в общем биологическом образовании школьников, несёт особую социальную нагрузку.

К сожалению, необходимо отметить, как результат преподавания биологии в школе в течение 19 лет, что наибольшая мотивации по разделам программы у учащихся возникает, конечно, в отношении раздела «Биология человека». Этот раздел ближе учащимся и с интересом и проще осваивается ими, так как дети понимают важность данного раздела в познания собственного «Я».

В связи с этим возникает необходимость, особенно в рамках предпрофильной подготовки в 9 классе, создать курс углубленного изучения анатомии и физиологии, на фоне которого должна изучаться общая биология человекоцентристской направленности.

Актуальность программы курса «Тайны моего организма» заключается в том, что она способствует формированию у учащихся стойкого интереса к познанию самих себя и своего места в окружающем мире. Познание человеком самого себя является неотъемлемой составляющей формирования зрелой личности, способной быть полезной себе и обществу. Программа, кроме углубленного изучения анатомии и физиологии человека, рассматривает вопросы пихологического здоровья и преодоления самого страшного «врага» людей в XX и в XXI веке – стресса, что необходимо детям в жизни и при подготовке к итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Программа курса «Тайны моего организма» позволяет человеку овладеть функциональной грамотностью, что и является, по сути, целью современного образования при сохранении классно – урочной системы.

Основой функциональной грамотности человека является овладение выпускником школы системой операций (с условиями их применения), обеспечивающих:

а) непосредственное самосохране­ние здоровья, трудоспособности,

б) житейские нужды, также способствующие самосохранению,

в) выполнение функций члена семьи и воспитателя детей,

г) выполнение функций, связанных с общественными и политическими отношениями,

д) приобретений знаний из самых разнообразных источников информации,

е) приобретение и совершенствование профессиональных умений и навыков, оценку своих профессиональных возможностей.1

Изучение данной программы даёт возможность учащимся познать собственный организм, вооружиться необходимыми современными санитарно-гигиеническими навыками, способствует формированию познавательного отношения к формированию, охране, укреплению и развитию физического, психического и социального здоровья, помогает подготовиться к осмысленному выбору профессии. Программа обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно готовит выпускников основной школы к ответственному выбору будущей профессии и профильного обучения. Подготовка учащихся к обучению в профильных классах требует включения в учебный процесс исследовательской деятельности, активных форм обучения, чему и способствует данная программа.

Кроме того, данная программа содержит богатый материал для формирования целостного научного мировоззрения, нравственного воспитания школьников.

ЦЕЛИ -

углубить и расширить знания учащихся по анатомии и физиологии человека, обеспечив системное их усвоение и переработку в направлении формирования здоровья, профориентационных и научных представлений;

сформировать у учащихся целостное представление о своем здоровье, его доминантности в системе человеческих ценностей и путях формирования модели здорового поведения.

ЗАДАЧИ.

Обучающие:

Совершенствование учащихся в представлениях по курсу анатомии физиологии человека.

Освоение физиологических основ мыслительной деятельности.

Изучение пропедевтических основ изучаемого материала в целях формирования культуры здоровья.

Приобретение навыков исследовательской деятельности через работу с литературой, освоение лабораторного оборудования и работу с микроскопом.

Формирование на основе изучения психических процессов эффективных коммуникативных навыков и социальных функций.

Развивающие:

развивать умения анализа, систематизации и сравнения полученных ранее знаний в области биологии человека и животных,

развивать умения работать с научной и научно-популярной литературой,

совершенствовать алгоритм исследовательской деятельности с навыком представления получаемых результатов.

1. И.И.Логвинов «Образ человека в современной педагогике» учебное пособие И.И.Логвинов, М.А.Лукацкий, О.Д.Роненсон г. Тверь 2006г., 237 стр.

Воспитательные:

формирование у учащихся научного мировоззрения и целостной системы мировосприятия,

воспитание потребности в научно – критическом осмыслении знаний о самом себе, своем развитии и своем будущем,

формирование выверенной собственной профессиональной траектории.

создание устойчивого гуманистического стереотипа развития личности.

Здоровьесберегающие:

Освоение понятия здоровья и его составляющих.

Принятие ценности здоровья и здорового образа жизни, как основы долголетия и счастья.

Освоение пропедевтических, медико – гигиенических навыков поведения и питания.,

Изучение понятия стресс и путей его преодоления как основы здоровья человека.

Формирование профессиональных ориентиров.

Формирование модели правильного здорового поведения.

Программа предназначена для реализации в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки. Предполагается подбор группы 12-15 человек.

Новизна данной программы курса определяется взаимосвязью практических и теоретических элементов творчества и саморазвития. Дети не только изучают материал по анатомии и физиологии, осуществляют практические и лабораторные работы, но, что самое главное, формируют через самопознание, свое место в природном сообществе, потребностно – ценностный потенциал личности и целеполагание образования в своей собственной жизненной траектории. Программа «Тайны моего организма» отличается компоновкой материала.

Обзор литературы: Большинство предлагаемых программ (В.В.Пасечник, А.А.Каменский, А.С.Батуев, Ф. Блум) содержат материал по основным разделам программы, но в них очень слабо прописан механизм развития каждого процесса и явления и не присутствует психолого – эмоциональный компонент материала, что необходимо для реализации рефлекесии и более релевантного объяснения психических и мыслительных процессов, как составляющих изучения функционирования организма. Отсутствует в программах и материал по системе управления человеческим организмом, что создает затруднения в понимании взаимосвязей процессов при его функционировании. Отсутствует в программах и ценностно – ориентационная часть, что важно для воспитания и социализации личности учащихся. В рамках учебной программы «Человек и его здоровье» отсутствуют материалы по культуре здоровья и формированию модели здорового поведения. Данный материал я предполагаю реализовывать в рамках элективного курса.

Методическое обеспечение элективного курса

Предполагается в преподавании учебного материала использовать системный подход с логическим сравнением и анализом уровня организации организма. Рассматриваются морфофункциональные уровни организации: клеточный, тканевый, органный, систем органов, организма как единого целого.

ПОПУЛЯЦИЯ

ПОПУЛЯЦИЯ

ОРГАНОИД

ТКАНЬ

КЛЕТКА

ТКАНЬ

ОРГАН

КЛЕТКА

ОРГАН

ОРГАНИЗМ

ВИД

Схема 1. Системно – структурный подход к изучению организма

Каждая система имеет свою структуру, которая не сво­дится к сумме частей, а состоит из взаимосвязанных элементов. В биологии системный подход стал основой учения об уровнях организа­ции жизни.

Биологическая система любого уровня орга­низации — это целое, состо­ящее из взаимосвязанных ча­стей (схема 1).

Для биологических сис­тем, в отличие от всех про­чих, характерны следующие свойства живого:

Метаболизм.

Репродукция.

Наследственность.

Изменчивость.

Раздражимость.

Дискретность.

Саморегуляция.

Рост и развитие

Это тот «стержень» биологического образования, который дает воз­можность обеспечить преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях обучения. Обычно подобные обоб­щения учитель делает в курсе общей биологии. Однако многолетний практический опыт убеждает, что уже при изучении системати­ческих курсов в среднем звене частные понятия (а их в биологии колос­сальное количество) должны быть сконцентрированы вокруг общих био­логических закономерностей, отражающих суть жизни в целом.

С.Н. Брайнесом, В.Б. Свечинским (1974) была предпринята продуктивная попытка объяснения сущности деятельности индивида с позиций трехуровневой модели управления в организме. Эти авторы в системах управления выделяют три звена: управляющее, согласующее и управляемое. К управляющему звену относятся центральная нервная и вегетативная нервная системы, а также нейро - гуморальные подсистемы. Управляемыми звеньями считаются системы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие организма с внешней средой (перемещение в пространстве, локомоторные акты, речевые акты межличностного общения и др.) Абсолютным индикатором функционирования организма является уровень деятельности сердечно – сосудистой системы (Р.М. Баевский, 1979). Все висцеральные системы составляют согласующее звено. В целом, трехуровневая модель управления в организме позволяет понять особенности тесной взаимосвязи и взаимозависимости в деятельности различных функциональных систем.

Важнейшей стороной программы является попытка развить у учащихся с помощью методического и содержательного компонента программы функциональную модель здорового поведения, основанную на представлениях и отношениях к ним, формируемым в процессе освоения курса.

- практические задания направлены не только на отработку умений применять те или иные методы познания, но также демонстрируют связь с предыдущими практическими занятиями, что способствует развитию логического мышления,

проявлению критичности и гибкости мышления, а также стимулирует актуализацию нужных знаний;

- теоретический материал содержит элементы занимательного материала, которые не только способствуют развитию познавательного интереса, но в то же время активизируют развитие творческого мышления.

- занятия способствуют формированию культуры здоровья и потребности в ведении активного здорового образа жизни.

Выполнение каждого занятия начинается с краткого обсуждения следующих вопросов:

- какова цель выполнения данной работы;

- какие, по мнению учащихся, методы познания будут использованы при выполнении работы;

Ответы на поставленные вопросы позволят решить несколько дидактических задач:

- обучить учащихся формулировать учебно-познавательные гипотезы и проверять их истинность;

- мобилизовать знания и имеющийся у учащихся практический опыт для выполнения работ.

Предлагаемые лабораторные работы дополняют преподаваемый углубленный материал по разделам анатомии и физиологии, доступны для учащихся и эффективно иллюстрируют теоретический материал. Тем не менее, известность и апробированность предлагаемых методик не исключает новизну компоновки практических работ в предлагаемой программе и школьном курсе.

Лабораторные работы способствуют развитию у старшеклассников творческих возможностей, а вместе с ними, самостоятельности и коммуникативных умений, которые способствуют систематизации полученных знании и первоначальной профессиональной ориентации.

Данная программа является профориентационной и помогает учащимся определиться с будущей профессиональной траекторией. Она помогает выбрать профиль (естественно – научный) и определиться с последующим образованием. Программа необходима для поступления на биологический и психологический факультет ТвГУ, медицинский колледж и ТГМА.

Освоение предлагаемого в программе материала предоставляет возможность старшеклассникам, независимо от их интереса к тем или иным дисциплинам, ознакомиться с особенностями и функциями своего организма. В преподавании используются системно следующие технологии:

проблемного обучения,

исследовательской технологии,

здоровьесберегающей,

технологии критического мышления,

ИКТ,

проектной.

Методы и формы организации занятий в рамках элективного курса

- лекция и семинары;

- практикумы и лабораторные работы;

- экскурсия;

- защита проектов;

- выполнение исследовательской работы.

Уроки – конференции

Презентации исследовательских работ учащихся.

Формы контроля

В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы сообщения, рефераты, тесты для учащихся.

В качестве итоговой формы контроля используется защита исследовательских и проектных работ учащихся и результаты выполнения исследований.

Темы проектных работ для учащихся:
    Питание и здоровье школьников. Стресс и пути его преодоления Оптимальная двигательная активность, как фактор физического развития и
укрепления здоровья учащихся
    Влияние режима дня на здоровье и успеваемость учащихся. Факторы, формирующие и разрушающие здоровье человека. Малоподвижный образ жизни, как фактор, влияющий на физическое
развитие и здоровье учащихся.
    Роль сна в формировании здоровья и успеваемости учащихся. Влияние трудности предмета на уровень умственной работоспособности и
время возникновения переутомления у учащихся.
    Влияние работы с персональным компьютером на остроту зрения и
функциональное состояние школьников.
    Изучение экологического состояния школьных помещений.

Предполагаемые результаты:

Освоение навыков эффективных коммуникаций.

Освоение детьми основ исследовательской деятельности.

Создание условий для индивидуальной самореализации и успешности.

Погружение обучающихся в анатомо – физиологическое содержание программы.

Формирование на их основах ценностных ориентиров школьников (доброта, семья, самореализация, духовность) и здоровой модели поведения.

Формирование культуры здоровье.

Освоение целостного представления о самом себе и своем месте в мире.

Выбор дальнейшей образовательной траектории и профессиональной ориентации.

Категория учащихся: учающиеся 9 класса

Объем курса: 34 ч (1 час в неделю).

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы (блоки)

Всего часов

Из них

Формы контроля

Теоретические занятия

Практические

I. Введение. Этапы развития человека

2

1

1

Тестирование, отчеты по лабораторным работам, защита проектов и рефератов. Результаты исследовательских работ.

1.2. Организм как единое целое

1

1

1

II. Здоровье и как его сохранить.

3

2

1

2.1.Понятие о здоровье и его составляющих.

1

1

 

2.2. Формирование модели здорового поведения (теория)

1

1

 

2.3. Формирование модели здорового поведения на примере режима дня (практикум)

1

 

1

III. Высшая нервная деятельность

7

2

5

3.1. Мозг и управление человеческим организмом

2

1

1

3.2. Нейрогуморальная регуляция гомеостаза

1

 

1

3.3. Анализаторы. Аналитические цепи

1

 

1

3.4. Личность. Этапы ее развития. Темперамент – биологический фундамент личности. Психика человека и мыслительные операций

1

1

 

3.5. Эмоции, их возникновении е и развитие. Эмпатия

2

 

2

4. Эндокринная система

2

1

1

4.1. Значение желёз внутренней секреции для развития организма.

1

1

 

4.2. Расстройство эндокринной регуляции и ее предупреждение

1

 

1

5. Размножение и развитие

4

2

2

5.1. Система органов размножения и регуляция половых функций в процессе развития человека.

1

1

 

5.2. Гендерные роли и гендерные различия. Вопросы демографии

1

 

1

5.3. Семейные узы, ценности. Обдуманное отношение к вопросам половой жизни. Рискованное поведение.

2

1

1

6. Органы опоры и движения

2

1

1

6.1. Костно - мышечная система, ее структура и развитие.

1

0,5

0,5

6.2. Антропометрические исследования и возможности самоанализа

1

 

1

7.Кровь и система кровообращения

4

1

3

7.1. Строение и регуляция работы сердца.

1

1

 

7.2. Строение и регуляция работы сердца - практикум.

1

 

1

7.3. Сосудистая система, ее особенности.

1

 

1

7.4. Навыки самоанализа и умения оказания первой помощи себе и окружающим.

1

 

1

8. Органы дыхания и их функции

2

1

1

8.1. Строение и функции органов дыхания.

1

1

 

8.2. Болезни, связанные с системой органов дыхания

1

 

1

9.Пищеварение, обмен веществ и энергии

2

1

1

9.1. Функционирование органов пищеварения. Обмен веществ и его регуляция.

1

1

 

9.2. Система рационального и правильного питания. Санитарно – гигиенические основы питания .Заболевания, связанные с пищеварением. Их причины и предупреждение.

1

 

1

 

10. Основные санитарно – гигиенические навыки

2

1

1

 

10.1. Гигиенические основы существования человека. Пути профилактики инфекционных заболеваний.

1

1

   

10.2. Экскурсия на станцию очистки воды.

1

 

1

 

11.Предупреждение химических зависимостей

2

1

1

 

11.1.Причины возникновения химических зависимостей и их последствия

1

1

   

11.2. Профилактика и правильный выбор в отношении психоактивных веществ.

1

 

1

 

12. Урок - конференция

2

 

2

 

ИТОГО

34

14

20

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I.Тема 1. Введение. Этапы развития человека (1ч).

Метапредметные связи анатомии и физиологии с другими науками. Использование межпредметных связей и возрастной психологии и физиологии в медицине, спорте, учебной и трудовой деятельности. Возрастная физиология и школьная гигиена.

Разработка плана исследовательской деятельности учащихся.

Ключевые понятия: анатомия, физиология, гигиена, психология, понятие о здоровье, исследовательская деятельность.

Тема 2. Организм как единое целое (1 ч).

Организм как саморегулирующая система. Строение организма человека. Части и полости тела. Органы и системы органов. Понятие о функциональной системе. Структурно-анатомические уровни организации (клетка, ткани, органы, системы органов, организм). Антропометрические исследования – определение уровня физического развития.

Ключевые понятия: орган, система органов, ткань, организм – единое целое, хромосомы, гомеостаз, органоиды клетки, биосинтез, раздражимость.

Раздел II. Здоровье и как его сохранить. (3 ч)

Тема 1. Понятие о здоровье и его составляющих. (1 ч)

Понятие о здоровье и ее составляющих. Качество и количество здоровья. Здоровый образ жизни. Модели здорового поведения и их осознанный выбор. Роль здоровья в ряду человеческих ценностей.

Практикум по формированию модели здорового поведения на примере режима дня.

Ключевые понятия: здоровье, здоровый образ жизни, качество здоровья, количество здоровья, психология здоровья, формирование здорового образа жизни.

Раздел 3 . Высшая нервная деятельность. (7 ч).

Тема 1. Мозг и управление человеческим организмом. (1 ч).

Значение нервной системы в регуляции и обеспечении согласованности функций организма человека, взаимосвязи организма со средой. Теория регулирования нервной системы Брайнеса С. Н. и Свечинского В. П.. Особенности строения головного мозга и центральной нервной системы. Значение коры больших полушарий, её связь с другими отделами мозга.

Тема 2. Нейрогуморальная регуляция гомеостаза. (1 ч).

Нейрогуморальная регуляция функций организма и поддержания стабильности гомеостаза.

Тема 3. Анализаторы. Аналитические цепи. (1ч).

Анализаторы. Строение аналитических цепочек и понятие восприятие через имеющиеся анализаторы, Особенности функционирования слухового анализатора в процессе развития и его связь с анализатором «равновесия». Предупреждения нарушения слуха. Особенности органов равновесия, осязания, вкуса, обоняния. Взаимосвязь и взаимодействие анализаторов и головного мозга. Топография анализаторов.

Тема 4. Личность. Этапы ее развития. Темперамент – биологический фундамент личности. Психика человека и мыслительные операции. (1ч).

Психика человека. Психологические особенности личности ( интересы и склонности, темперамент и характер). Способности и одарённости.

Тема 5. Структуры мозга и их функции в формировании мышления. (1ч).

Речь и мышление. Сознание и лобные доли коры. Социальная обусловленность поведения человека.

Тема 6. Эмоции, их возникновение и развитие. Эмпатия. (1ч).

Ключевые понятия: рефлекс, анализатор, высшая нервная деятельность, доли коры больших полушарий, нервные центры, соматическая и автономная нервная система, динамический стереотип, доминанта, синапс, медиатор, функциональная асимметрия мозга. Основы самоуправления и саморегуляции. Эмпатия.

Лабораторные работы.

- Тесты, выясняющие объём внимания, эффективность запоминания, особенности воображения и мышления.

- Тест на уровень эмпатии.

- Строение головного мозга (муляжи и пластинчатые препараты).

Раздел 4. Эндокринная система. (2ч).

Тема 1. Значение желёз внутренней секреции для развития организма.(1ч).

Значение желёз внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций организма. Гормоны, их свойства. Роль половых желёз в развитии организма.

Тема 2. Расстройство эндокринной регуляции и её предупреждение. (1ч).

Эндокринная патология. Важность своевременной диагностики эндокринных заболеваний в сохранении здоровья человека.

Ключевые понятия: эндокринные железы, гормон, инсулин, адреналин, гипоталамус, надпочечники, щитовидная железа, поджелудочная железа, половые железы, кретинизм, микседема, базедова болезнь, сахарный диабет, тимус, эпифиз.

Раздел 5. Размножение и развитие. (4ч).

(занятия проводятся в раздельных группах для мальчиков и девочек)

Тема 1. Система органов размножения и регуляция половых функций в процессе развития человека. (1ч).

Система органов размножения. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рождение, рост и развитие ребёнка. Материнство и отцовство.

Тема 2. Гендерные роли и гендерные различия. Вопросы демографии. (1ч)

Гендерные различия. Понятие о детерминации пола, геноме, клонировании, основах генетики человека узы, ценности. Вопросы демографии.

Тема 3. Семейные узы, ценности. Обдуманное отношение к вопросам половой жизни. Рискованное поведение. (1ч).

Осознанное отношение к половым связям и семейным ценностям. Обдуманное отношение к вопросам половой жизни. Рискованное поведение. ВИЧ – инфекция – плата за необдуманное, рискованное поведение.

Ключевые понятия: развитие, рост, онтогенез, оплодотворение, гамета, зигота, плацента.

Раздел 6. Органы опоры и движения. (2ч).

Тема 1. Костно-мышечная система, её структура и развитие. (1ч).

Значение опорно-двигательного аппарата. Типы соединения костей. Классификация костных и суставных структур организма. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью, прямохождением. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок и переломах костей. Роль мышечной активности в сохранении и укреплении здоровья. Предупреждение нарушений осанки и функционального плоскостопия.

Тема 2. Антропометрические исследования и возможности самоанализа. (1ч).

Проведение антропометрических измерений: рост, масса, установление корреляций размеров отдельных частей тела.

Ключевые понятия: костный мозг, надкостница, сустав, осанка, произвольные и непроизвольные движения, гиподинамия, активный отдых, утомление, мышцы-антогонисты и мышцы-синергисты, миозин.

Лабораторные работы.

- Определение местоположения костей и мышц при внешнем осмотре.

- Выяснение функций костей, суставов и мышц.

Раздел 7. Кровь и система кровообращения. (4ч).

Тема 1. Строение и регуляция работы сердца. (1ч).

Тонкое строение сердца и его регуляция, влияние симпатической и парасимпатической системы. Толерантность сердца к физическим нагрузкам. Регуляция деятельности сердца.

Тема 2. Строение и регуляция работы сердца. Практикум. (1ч).

Тема 3. Сосудистая система, её особенности. (1ч).

Органы кровообращения (сердце и сосуды – артерии, капилляры, вены). Круги кровообращения, лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пути его оценки и регулирования.

Тема 4. Навыки самоанализа и умение оказания первой помощи себе и окружающим. (1ч).

Виды кровотечений и их остановки. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний (гипертонии, атеросклероза, стенокардии). Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердечно-сосудистую систему. Модель здорового поведения в отношении заболеваний ССС.

Ключевые понятия: внутренняя среда, фибрин, фибриноген, сыворотка, вакцина, плазма, иммунитет, антитела, антигены, пульс, автоматизм сердца, резус-фактор, доноры, реципиенты.

Лабораторные работы

- Подсчёт пульса до и после дозированной нагрузки. Измерение давления.

- Первая помощь при кровотечениях: приёмы обработки раны, перевязочных средств, наложение жгута.

Раздел 8. Органы дыхания и их функции. (2ч).

Тема 1. Строение и функции органов дыхания. (1ч).

Строение и функции органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких и тканях. Жизненная ёмкость лёгких. Искусственное дыхание.

Тема 2. Болезни, связанные с системой органов дыхания. (1ч).

Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельной инфекции, гигиенический режим при простудном заболевании. Вредное влияние курения на органы дыхания.

Ключевые понятия: газообмен, жизненная ёмкость лёгких, лёгочные пузырьки, искусственное дыхание, тканевое дыхание, плевральная полость.

Лабораторные работы.

- Изготовление модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха.

- Функциональные дыхательные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после 10 приседаний

Раздел 9. Пищеварение, обмен веществ и энергии. (2ч).

Тема 1. Функционирование органов пищеварения. Обмен веществ и его регуляция. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Обмен веществ и его регуляция. Значение пищеварения. (1ч).

Тема 2. Система рационального и правильного питания. Санитарно-гигиенические основы питания. Заболевания, связанные с пищеварением. Их причины и предупреждение. (1ч).

Питательные вещества и пищевые продукты. Поведение потребителя пищевых продуктов в учреждениях торговли. Принципы рационального питания. Роль стрессов в нарушении пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения.

Ключевые понятия: пищеварение, фермент, железа, ферменты – птиалин, мальтоза, пепсин, амилаза, липаза, лактоза; пигмент желчи – билирубин; панкреатит.

Лабораторные работы.

- Подсчёт энергетических затрат (с использованием таблиц) и определение калорийности рациона.

- Составление дневного рациона с учётом энергетических затрат и сбалансированности пищи по основным градиентам.

Раздел 10. Основные санитарно – гигиенические навыки (2 ч).

Тема 1. Гигиенические основы существования человека. Пути профилактики инфекционных заболеваний. (1ч).

Навыки гигиены, как основы здорового образа жизни. Предупреждение инфекционных заболеваний. Гигиена в производстве, хранении, товарообороте и приготовлении продуктов питания. Основы гигиены питания в культурных и религиозных традициях народов.

Тема 2.Экскурсия на водоочистительную станцию г.Кувшиново. (1ч).

Роль воды и её очистки.

Ключевые понятия: гигиена, инфекционные заболевания, профилактика заболеваний, гигиена кожи, ногти, волосы.

Раздел 11. Предупреждение химических зависимостей (2 ч).

Тема 1. Причины возникновения химических зависимостей и их последствия. (1ч).

Основные химические зависимости и их осложнения.

Тема 2. Профилактика и правильный выбор в отношении психоактивных веществ (1ч).

Поведенческие риски. Преодоление группового давления. Опасности рискованного поведения. Права человека и умение отказываться.

Ключевые понятия: наркотики, наркотическая зависимость, психоактивные вещества, эйфория, психологическая зависимость

Раздел 12. Научно – практическая конференция. Защита проектов и исследовательских работ учащихся. (2 ч).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

Баттерворт Дж. Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: «Когито – центр», 2000. – 350 с

2. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии., М., Медицина, 1979, с. 72-73

3. Брайнес С.Н., Свечинский В.П., Суслов А.И., Кучина Е.В. Кибернетические болезни систем управления и памяти в организме. – В кн.: Прогресс биологической и медицинской кибернетики. М., “Медицина”, 1974, с. 206 – 254

4. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л.. Мозг, разум, поведение. – М., «Мир», 1988. – 246с.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., Лабиринт, 1996. – 416 с.

6. Китаева – Смык Л.А. Психология стресса. – М., «Наука», 1983. – 368с.

7. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста (Руководство для врачей), Москва, Медицина, 1979г., с.650

8. Коган В.Е. Психогенные формы школьной дизадаптации. – Вопр. Психол. 1984, N4, с.89-95

9. Колесов Д.В., Мягков И.Ф., Учителю о психологии и физиологии подростка, Москва, Просвещение, 1986г., с.80

10.Меерсон Ф.З., Малышев И.Ю. Феномен адаптационной стабилизации структур и защита сердца. М., “Наука”, 1993

11.Селье Г. Стресс без дистресса М., 1979; 122

12.Эриксон Эрик Г., Детство и общество, ЛЕНАТО, АСТ, Фонд «Университетская книга»., 1996г., с.592

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

1. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. – 3-е изд. Перераб. И доп. – М.: Знание, 1990г.

2. Айзман Р.Н. , Гельман Е.Б. Анатомия, физиология и гигиена человека. Новосибирск, 1992г.

3. Анастасова Л.Г., Кучменко В.С. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. «Вента-граф». 2004г.

4.Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. – М.: АГАР, 2000г.

5. Борисевич А.И. и др. Словарь терминов и понятий по анатомии человека: Справ. Издание/ А.И. Борисевич, В.Г. Ковешников, О.Ю.Роменский. М.: Высш. Шк., 1990г.

6. Виноградский С.Н. ЗОЖ – путь к достижению высокого уровня здоровья. М.: Дрофа, 2000г.

7. Исаев А.А. Если хочешь быть здоров. Москва, 1993г.

8. Климова В.И. Человек и его здоровье – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Знание, 1990г.

9. Конева А. Н. Питание школьника. М.: Медицина, 1989г.

10. Куинджи Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников. М. 2000г.

11. Хрипкова А.Г., Колисов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1988г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.