Авторская рабочая программа по курсу «Мой Пермский край» для 6 класса
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Мой Пермский край»
ДЛЯ 6 КЛАССА
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы Баханова Антонина Андреевна
учитель географии
высшей квалификационной категории
педагогический стаж 27 лет
2016г
Пояснительная записка
Данная программа составлена с учетом концепции школьного географического образования, требованиями федерального и регионального компонентов стандарта. В программе учитывались современные подходы к школьному географическому образованию.
Региональный курс «Мой Пермский край», рекомендованный для изучения в 6 классе, связан с содержанием федерального курса школьной географии, однако отдельные темы изучаются в нём с опережением. Поэтому их следует изучать на более доступном уровне.
Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, краеведение расширяет и дополняет знания, полученные на уроке географии. Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае.
В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Региональный компонент географического образования способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций. Он является комплексным интегрированным курсом, формирующим у учащихся знания о природе родного края, способствующий воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа. Изучение Пермского края и своей местности позволит школьникам ощутить себя его составной частью, почувствовать включённость в жизнь своего района, города. Реализовать свою активность, ощутить социальную значимость в жизни родной земли.
Главной целью курса является формирование у школьников географо-краеведческой культуры, системы знаний о своём крае, традициях, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к Пермской земле, Александровскому району, г. Александровску как к составной и неотъемлемой части нашей Родины.
Задачи:
Образовательные:
· познакомиться с наукой краеведения, выяснить её место в системе наук;
· изучить особенности природы Пермского края, выявить взаимосвязи между её компонентами;
· оценить особенности своей местности, её природно-ресурсный потенциал, достопримечательности.
Развивающие:
· развивать пространственно-географическое мышление учащихся;
· научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных процессов в природе и экономике Пермского края
· развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и географии;
· развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.
Воспитательная:
· развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
· воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Пермского края и своего района;
· укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов.
Общая характеристика учебного предмета.
Данная примерная программа реализует требования, существующие в преподавании данного учебного предмета. Она составлена с учётом концепции географического образования.
Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии, и тесно с ней связано. Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. То есть краеведение формирует у школьников знание основ географического пространства на местном (локальном) уровне.
Краеведение позволяет глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов учащимися, а также помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.
В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов. Поэтому программы и школьные учебники должны составляться с учётом такого непрерывного изучения.
Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные метапредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на этих уроках то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.
Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, географическое краеведение становится своеобразным дополнением курса географии, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.
Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.
Изучение курса «Мой Пермский край» предполагает сочетание теоретических и практических видов деятельности учащихся. Данный курс рекомендуется в 6 классе, что позволит опираться на базовые знания учащихся по физической географии об особенностях природных компонентов.
Место географического краеведения в учебном плане.
Курс «Краеведение. Мой родной Пермский край» рассчитан на 35 часа. Он изучается на этапе основного общего образования в 6 классе из расчета 1 учебного часа в неделю; изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностным результатом обучения краеведению в 6 классе, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Пермского края:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Пермского края). Представление о Пермском крае как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания в рабочей тетради, нацеленные на:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
– умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Краеведение. Мой родной Пермский край» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания:
– осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;
– освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Пермского края, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса « Мой Пермский край» в 6 классе является следующие умения:
– понимать роль различных источников краеведческой информации;
– знать особенности природы, населения, хозяйства Пермского края и своего района:
– формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
– определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
– понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Пермского края;
– определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;
– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;
– приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Пермском крае;
– находить в различных источниках и анализировать информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;
– определять на карте местоположение объектов в Пермском крае;
– работать со статистическими данными;
– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;
– использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;
– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Пермского края и своего района.
Методические рекомендации и технологические подходы:
При достижении поставленных образовательных, воспитательных и развивающих целей используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский, картографический, статистический.
А также используются различные формы обучения: практические работы, ИКТ-презентация, географический диктант, тест.
Для проверки знаний, умений учащихся в конце учебного года проводится контрольная работа по текстам управления образования.
Курс состоит из 10 разделов в виде экскурсий.
№ урока |
Раздел и тема урока |
часы |
Практические и творческие задания |
Д\З |
1 |
Введение |
1 |
|
стр. 5-6 |
Экскурсия 1 «В горах» |
||||
2 |
Горы, высотная поясность в горах |
1 |
Составить список вещей, предметов и продуктов, которые понадобятся для похода в горы на несколько дней |
стр.6-8 |
3 |
Что растет в горах? |
1 |
Творческие поделки из природных материалов «Дары осени» Собрать гербарий из осенних листьев и подписать. |
стр.8-12 |
4 |
Кто живет в горах? |
1 |
Почему на каменных россыпях не живут позвоночные животные |
стр.15-18 вопр.2-4. |
Экскурсия 2 « На болоте» |
||||
5 |
Значение и происхождение болот |
1 |
Правила поведения на болоте и оказание помощи при экстремальной ситуации |
стр.20-21 |
6 |
Растительный мир болот |
1 |
Презентации и сообщения об охраняемых растениях болот, занесенных в Красную книгу Пермского края и России |
стр.21-25 |
7 |
Животный мир болот |
1 |
|
стр.25-31 |
8 |
ООПТ болота пермского края |
|
Видеофильмы о работе специалистов в заповедных местах на примере Вишерского заповедника |
стр.31-32 |
Экскурсия 3 « В сосновом лесу» |
||||
9 |
Сосновый лес светлохвойной тайги |
1 |
Опасность пожарной ситуации в тайге |
стр.33-34 |
10 |
Представители растительного мира в сосняке |
1 |
Практическая работа «Роль леса в жизни человека» |
стр.34-38 |
11 |
Мир грибов как отдельное царство |
1 |
|
стр.39-41 |
12 |
Птицы и млекопитающие в сосновом лесу |
1 |
Фотовыставка охраняемых и исчезающих животных |
стр.42-47 |
Экскурсия 4 « В темнохвойном лесу» |
||||
13 |
Богатый растительный мир леса |
1 |
Сравнить ель и сосну, сосну и пихту, ель и лиственницу указать сходства и различия |
стр.48-54 |
14-15 |
Обитатели тайги |
2 |
Практическая работа «Сходства и различия светлохвойной и темнохвойной тайги» Почему видовое разнообразие млекопитающих в ельниках богаче. Чем в сосняках? |
стр.55-60 |
Экскурсия 5 « В лиственном лесу»
|
||||
16-17 |
Флора лиственных лесов |
2 |
Лекарственные и пищевые растения леса, их польза для организма человека |
стр.60-70 |
18 |
Разнообразие грибов и ядовитые грибы |
1 |
Наблюдаем, изучаем, исследуем «Сравнение разных видов опят по характерным признакам.» |
стр.71-76 |
19 |
Кто в лиственном лесу живет? |
1 |
Рисунки, фото, промысловых животных |
стр.76-80 |
Экскурсия 6 «На вырубках» |
||||
20 |
Изменение природного комплекса под влиянием хозяйственной деятельности человека |
1 |
Что произойдет с природным комплексом, если вырубить лес. |
стр.83-84 |
21 |
Вторичный растительный покров. Травы |
1 |
|
стр.84-86 |
22 |
Грибные места вырубок. Какие грибы искать? |
1 |
Осторожно! Ядовитый гриб!- презентации и доклады |
стр.86-88 |
23-24 |
Кто на вырубках живет? насекомые, птицы, позвоночные животные |
2 |
|
стр.88-94 |
Экскурсия 7 «На лугу» |
||||
25 |
Горные и равнинные луга |
1 |
|
стр.95-96 |
26 |
Богатый и разнообразный мир трав и лекарственных растений |
1 |
Собрать гербарий растений луга и продемонстрировать перед одноклассниками |
стр.97-101 |
27 |
Обитатели лугов, разнообразные виды птиц |
1 |
|
стр.101-109 |
Экскурсия 8 «В лесостепи» |
||||
28 |
Лесостепные растения и грибы |
1 |
Презентация «Друзья и враги» о растениях и грибах лесостепной зоны |
стр.110-116 |
29 |
Позвоночные и беспозвоночные животные лесостепи |
1 |
|
стр.117-122 |
Экскурсия 9 «На реках и озерах» |
||||
30 |
Растительный мир водоемов |
1 |
|
стр. 123-128 |
31-32 |
Уникальные обитатели водоемов в прудах, водохранилищах, реках, болотах |
2 |
Какие виды рыб водятся в Александровском пруду. Фото, рассказы рыболовов, уникальные экземпляры рыбалки |
стр.129-139 |
Экскурсия 10 «В городе и селе» |
||||
33 |
Наши соседи рядом с нами |
1 |
Видеосъемка птиц, характерные черты поведения птиц, обитающих в городской черте |
стр.140-144 |
34 |
Кто в населенных пунктах живет? |
1 |
«Наши домашние питомцы, их повадки и нравы» представление домашних животных в виде презентаций, на видеороликах. На фотографиях. |
стр.145-154 |
35 |
Повторение «природные комплексы Пермского края» |
1 |
Фотовыставка «Особоохраняме животные и растения Прикамья, занесенные в Красную книгу» |
|
Содержание программы
«Природные комплексы»
Типы растительности края в том числе и Александровского района. Их особенности, видовой состав, распространение, приспособленность к условиям обитания, хозяйственное использование. Растения края, занесённые в Красную книгу.
Животный мир Пермского края, основные представители, адаптация животных к природным условиям региона. Мир птиц. Обитатели водоёмов. Использование и охрана животного мира. Животные края, занесённые в Красную книгу.
Особо охраняемые территории Пермского края. Памятники природы: водные, зоологические, ботанические и другие.
Экологические проблемы края и города.
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте особо охраняемые территории Пермского края .
2. Описание природного комплекса своей местности.
Творческие работы:
1. Памятники природы нашего края.
2. Растения и животные края, занесённые в Красную книгу (сообщение с рисунком или презентация).
3. Оценка загрязнения воздуха в своём населённом пункте.
Учебно-методическое обеспечение.
Рабочая программа
1. Г.И.Котельникова Программа для общеобразовательной основной школы и примерное тематическое планирование к курсу «География Пермской области»/ Пермь, 2003г.
2. Авторская рабочая программа Баханова А.А.П. по «Мой Пермский край»
Учебно-методические пособия для учащихся
1. Н.Н. Назаров, Н.Г. Циберкин «Природная география Пермской области (хрестоматия)», Учебное пособие / Пермь Издательство «Книжный мир», 2001 г.
2. Н.Н. Назаров, М.Д. Шарыгин «География Пермской области», Учебное пособие / Пермь Издательство «Книжный мир», 1999 г.
Рабочие тетрадь.
1. С.Б.Девяткова. Рабочая тетрадь «География Пермской области»/ Пермь: «Книжный мир», 1999 г. – 32с.
Карты:
1. Р.Г. Кузьминова, Г.Н. Чагин. Атлас «Пермская область. География. История»; - М: Издательство ДИК; 1999г. -48 с.
Учебно-методическая поддержка курса.
1 Интернет сайт: http://www. .perm1.ru
Критерии оценки учебной деятельности по краеведению
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования краеведческой терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения краеведения в основной школе ученик должен знать/понимать:
1. изученные виды источников краеведческой информации;
2. основные краеведческие понятия и термины;
3. значение официальных символов Пермского края и Александровского района, своего муниципального образования;
4. природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном и региональном уровне;
Уметь:
1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;
2. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;
3. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов Пермского края, адаптации человека к местным условиям, составлять краткую характеристику родного населенного пункта;
4. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы Прикамья; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
5. наблюдать за процессами и явлениями, поведением животных;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. проведения самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников.
2. понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни;
3. ориентирования на местности и чтения карт различного содержания;
4. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
5. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, по сохранению природы и защите людей в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.