Авторская рабочая программа по курсу «Мой Пермский край» для 6 класса

2
0
Материал опубликован 23 February 2017

 

 АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по курсу «Мой Пермский край»

 

ДЛЯ   6  КЛАССА

 

НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

                                                                                                                                     Составитель программы                      Баханова Антонина Андреевна

                                                                  учитель географии

высшей квалификационной категории

педагогический стаж 27 лет

 

 

 

 

 

2016г

Пояснительная записка

 

Данная программа составлена с учетом концепции школьного географического  образования, требованиями федерального и регионального компонентов стандарта. В программе учитывались современные подходы к школьному географическому образованию. 

Региональный курс «Мой Пермский край», рекомендованный для изучения в 6 классе, связан с содержанием федерального курса школьной географии, однако отдельные темы изучаются в нём с опережением. Поэтому их следует изучать   на более доступном уровне.  

Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия.  Таким образом, краеведение расширяет и дополняет знания, полученные на уроке географии. Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае.

В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Региональный компонент географического образования способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользо­вателя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций. Он является комплексным интегрированным курсом, формирующим у учащихся знания о природе родного края, способствующий воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа. Изучение Пермского края и своей местности позволит школьникам ощутить себя его составной частью, почувствовать включённость в жизнь своего района, города. Реализовать свою активность, ощутить социальную значимость в жизни родной земли.

Главной целью курса является формирование у школьников географо-краеведческой культуры, системы знаний о своём крае, традициях, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к Пермской земле, Александровскому району, г. Александровску  как к составной и неотъемлемой части нашей Родины.

Задачи:

Образовательные:

·        познакомиться с наукой краеведения, выяснить её место в системе наук;

·        изучить особенности природы Пермского края, выявить взаимосвязи между её компонентами;

·        оценить особенности своей местности, её природно-ресурсный потенциал, достопримечательности.

 

Развивающие:

·        развивать пространственно-географическое мышление учащихся;

·        научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных процессов в природе и экономике Пермского края

·        развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и географии;

·        развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.

 

    Воспитательная:

·       развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;

·       воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Пермского края и своего района;

·       укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов.

 

Общая характеристика учебного предмета.

Данная примерная программа реализует требования, существующие в преподавании данного учебного предмета. Она составлена с учётом концепции географического образования.

Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии, и тесно с ней связано. Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. То есть краеведение формирует у школьников знание основ географического пространства на местном (локальном) уровне.

Краеведение позволяет глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов учащимися, а также   помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов. Поэтому программы и школьные учебники должны составляться с учётом такого непрерывного изучения.

Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные метапредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на этих уроках то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.

Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, географическое краеведение становится своеобразным дополнением курса географии, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.

Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

Изучение курса «Мой Пермский край» предполагает сочетание теоретических и практических видов деятельности учащихся. Данный курс рекомендуется в 6 классе, что позволит опираться на базовые знания учащихся по физической географии об особенностях природных компонентов.

 

Место географического краеведения в учебном плане.

Курс «Краеведение. Мой родной Пермский край» рассчитан на 35 часа. Он изучается на этапе основного общего образования в 6 классе из расчета 1 учебного часа в неделю; изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностным результатом обучения краеведению в 6 классе, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Пермского края:

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Пермского края). Представление о Пермском крае  как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания в рабочей тетради, нацеленные на:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

– умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Краеведение. Мой родной Пермский край» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания:

– осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;

– освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Пермского края, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;

– использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса « Мой Пермский край» в 6 классе является следующие умения:

– понимать роль различных источников краеведческой информации;

– знать особенности природы, населения, хозяйства Пермского края и своего района:

– формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

– определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;

– понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Пермского края;

– определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;

– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;

– приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Пермском крае;

– находить в различных источниках и анализировать информацию;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

– определять на карте местоположение объектов в Пермском крае;

– работать со статистическими данными;

– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;

– использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;

– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Пермского края и своего района.

Методические рекомендации и технологические подходы:

При достижении поставленных образовательных, воспитательных и развивающих целей используются методы обучения: словесный, наглядный, практический,  исследовательский, картографический, статистический.

А также используются различные формы обучения:  практические работы, ИКТ-презентация, географический диктант, тест.

Для проверки знаний, умений учащихся в конце учебного года проводится контрольная работа по текстам управления образования.

Курс состоит из 10 разделов в виде экскурсий.

 

№ урока

Раздел и тема урока

часы

Практические и творческие задания

Д\З

1

Введение

1

 

стр. 5-6

Экскурсия 1 «В горах»

2

Горы, высотная поясность в горах

1

Составить список вещей, предметов и продуктов, которые понадобятся для похода в горы на несколько дней

стр.6-8

3

Что растет в горах?

1

Творческие поделки  из природных материалов «Дары осени»

Собрать гербарий из осенних листьев и  подписать.

стр.8-12

4

Кто живет в горах?

1

Почему на каменных россыпях не живут позвоночные животные

стр.15-18

вопр.2-4.

Экскурсия 2 « На болоте»

5

Значение и происхождение болот

1

Правила поведения на болоте и оказание помощи при экстремальной ситуации

стр.20-21

6

Растительный мир болот

1

Презентации и сообщения об охраняемых растениях болот, занесенных в Красную книгу Пермского края и России

стр.21-25

7

Животный мир болот

1

 

стр.25-31

8

ООПТ болота пермского края

 

Видеофильмы о работе специалистов в заповедных местах на примере  Вишерского заповедника

стр.31-32

Экскурсия 3 « В сосновом лесу»

9

Сосновый лес светлохвойной тайги

1

Опасность пожарной ситуации в тайге

стр.33-34

10

Представители растительного мира в сосняке

1

Практическая  работа «Роль леса в жизни человека»

стр.34-38

11

Мир грибов как отдельное царство

1

 

стр.39-41

12

Птицы и млекопитающие  в сосновом лесу

1

Фотовыставка охраняемых и исчезающих животных

стр.42-47

Экскурсия 4 « В темнохвойном  лесу»

13

Богатый растительный мир леса

1

Сравнить  ель и сосну, сосну и пихту, ель и лиственницу указать сходства и различия

стр.48-54

14-15

Обитатели тайги

2

Практическая  работа  «Сходства и различия светлохвойной и темнохвойной тайги»

Почему видовое разнообразие млекопитающих в ельниках богаче. Чем в сосняках?

стр.55-60

Экскурсия 5 « В лиственном   лесу»

 

16-17

Флора лиственных лесов

2

Лекарственные и пищевые растения леса, их польза для организма человека

стр.60-70

18

Разнообразие грибов и ядовитые грибы

1

Наблюдаем, изучаем, исследуем «Сравнение разных видов опят по характерным признакам.»

стр.71-76

19

Кто в лиственном лесу живет?

1

Рисунки, фото,  промысловых животных

стр.76-80

Экскурсия 6 «На вырубках»

20

Изменение природного комплекса под влиянием хозяйственной деятельности человека

1

Что произойдет с природным комплексом, если вырубить лес.

стр.83-84

21

Вторичный растительный покров. Травы

1

 

стр.84-86

22

Грибные места вырубок. Какие грибы искать?

1

Осторожно! Ядовитый гриб!- презентации и доклады

стр.86-88

23-24

Кто на вырубках живет? насекомые, птицы, позвоночные животные

2

 

стр.88-94

Экскурсия 7 «На лугу»

25

Горные и равнинные луга

1

 

стр.95-96

26

Богатый и разнообразный мир трав и лекарственных растений

1

Собрать гербарий растений луга и продемонстрировать перед одноклассниками

стр.97-101

27

Обитатели лугов, разнообразные виды птиц

1

 

стр.101-109

Экскурсия 8 «В лесостепи»

28

Лесостепные растения и грибы

1

Презентация «Друзья и враги» о растениях и грибах лесостепной зоны

стр.110-116

29

Позвоночные и беспозвоночные животные лесостепи

1

 

стр.117-122

Экскурсия 9 «На реках и озерах»

30

Растительный мир водоемов

1

 

стр. 123-128

31-32

Уникальные обитатели водоемов  в прудах, водохранилищах, реках, болотах

2

Какие виды рыб водятся в Александровском пруду. Фото, рассказы рыболовов, уникальные экземпляры рыбалки

стр.129-139

Экскурсия 10  «В городе и селе»

33

Наши соседи рядом с нами

1

Видеосъемка  птиц, характерные черты поведения птиц, обитающих в городской черте

стр.140-144

34

Кто в населенных пунктах живет?

1

«Наши домашние питомцы, их повадки и нравы» представление домашних животных в виде презентаций, на  видеороликах. На фотографиях.

стр.145-154

35

Повторение «природные комплексы Пермского края»

1

Фотовыставка «Особоохраняме животные и растения Прикамья, занесенные в Красную книгу»

 

 

 

Содержание программы

 

  «Природные комплексы»

Типы растительности края   в том числе и Александровского  района. Их особенности, видовой состав, распространение, приспособленность к условиям обитания, хозяйственное использование. Растения края, занесённые в Красную книгу.

Животный мир Пермского края, основные представители, адаптация животных к природным условиям региона. Мир птиц. Обитатели водоёмов. Использование и охрана животного мира. Животные края, занесённые в Красную книгу.

Особо охраняемые территории Пермского края. Памятники природы: водные, зоологические, ботанические и другие.

Экологические проблемы края  и города.

Практические работы:

1.   Обозначение на контурной карте особо охраняемые территории Пермского края .

2.   Описание природного комплекса своей местности.

Творческие работы:

1.  Памятники природы нашего края.

2.  Растения и животные края, занесённые в Красную книгу (сообщение с рисунком или презентация).

3.   Оценка загрязнения воздуха в своём населённом пункте.

Учебно-методическое обеспечение.

Рабочая программа

1.    Г.И.Котельникова Программа для общеобразовательной основной школы и примерное тематическое планирование к курсу «География Пермской области»/ Пермь, 2003г. 

2. Авторская рабочая программа Баханова А.А.П. по «Мой  Пермский край»

Учебно-методические пособия для учащихся

1.    Н.Н. Назаров, Н.Г. Циберкин «Природная география Пермской области (хрестоматия)», Учебное пособие / Пермь Издательство «Книжный мир», 2001 г.

2.    Н.Н. Назаров, М.Д. Шарыгин «География Пермской области», Учебное пособие / Пермь Издательство «Книжный мир», 1999 г.

Рабочие тетрадь.

1.   С.Б.Девяткова. Рабочая тетрадь «География Пермской области»/ Пермь: «Книжный мир», 1999 г. – 32с.

Карты:

1.  Р.Г. Кузьминова, Г.Н. Чагин. Атлас «Пермская область. География. История»; - М: Издательство ДИК; 1999г. -48 с.

Учебно-методическая поддержка курса.

1     Интернет  сайт: http://www. .perm1.ru

 

Критерии оценки учебной деятельности по краеведению

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования краеведческой терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения краеведения в основной школе ученик должен знать/понимать:

1.       изученные виды источников краеведческой информации;

2.       основные краеведческие понятия и термины;

3.       значение официальных символов Пермского края и Александровского района, своего муниципального образования;

4.       природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном и региональном уровне;

Уметь:

1.       выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;

2.       находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;

3.       приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов Пермского края, адаптации человека к местным условиям, составлять краткую характеристику родного населенного пункта;

4.       применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы Прикамья; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

5.       наблюдать за процессами и явлениями, поведением животных;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1.       проведения самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников.

2.     понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни;

3.     ориентирования на местности и чтения карт различного содержания;

4.                учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

5.                решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, по сохранению природы и защите людей в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Комментарии
Комментариев пока нет.