«Новоигирменская СОШ № 1»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании педагогического совета приказом директора
МОУ «Новоигирменская СОШ № 1» МОУ «Новоигирменская СОШ № 1»
протокол № от « » августа 2020 г. № от « » августа 2020 г.
Директор школы
______________ О. Г. Сердюкова
Рабочая программа
по русскому языку 10-11 классы
Составитель: Митрошкина Людмила Юрьевна
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с ООП СОО МОУ «Новоигирменская СОШ № 1», требованиями к результатам освоения ООП СОО и обеспечивает достижение планируемых результатов ФГОС среднего общего образования. Рабочая программа разработана к учебному пособию"Русский 10-11 классы"(автор: Н.Г.Гольцова)
2020-2021 г.
I.1. Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
_ готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
I.2. Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
_ сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
I.3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:
В результате изучения учебного предмета "Русский язык" на уровне среднего общего образования:
Выпускник научится:
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления при оценке
собственной и чужой речи;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка); современного русского
языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории
русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;
оценивать стилистические ресурсы языка;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и
прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной
форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-
научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на
основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для
расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов(в том числе художественной литературы).
Выпускник получит возможность научиться :
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
выделять и описывать социальные функции русского языка;
проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными
функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой
деятельности;
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их
в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в
соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на
основе знаний о нормах русского литературного языка;
определять пути совершенствования собственных коммуникативных
способностей и культуры речи.
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнациональногообщения.
Основные функции языка. Социальные функции русского языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в нашидни.
Лексика. Слово как единица языка. Значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения. Изобразительно-выразительные средства русского языка: тропы и особенности их использования. Лексические средства выразительности речи. Смысловые отношения между словами: омонимы и их употребление. Смысловые отношения между словами: паронимы и их употребление. Смысловые отношения между словами: синонимы и их употребление. Синонимия в системе языка. Лексические синонимы. Смысловые отношения между словами: антонимы. Происхождение лексики современного русского языка. Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения). Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Устаревшая лексика и неологизмы. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и ихпризнаки.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Основные источники фразеологизмов. Исторический комментарий языковых явлений различных уровней.
Лексические нормы. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Современные нормативные словари, справочники, пособия.
Орфоэпия. Ударение как фонетическая единица. Система языка, ее устройство и функционирование.
Морфемика. Классификация морфем. Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные. Исторические изменения в структуре слов. Связь морфемики с этимологией. Варианты морфем. Синонимия и антонимия аффиксов.
Словообразование. Система современного русского словообразования. Способы словообразования: синхронический диахронический взгляд. Словообразовательные модели. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке.
Морфологический и неморфологический способы образования слов в русском языке. Морфемные синонимы. Способы словообразования самостоятельных частей речи. Способы словообразования служебных частей речи. Словообразовательные средства выразительности речи. Стилистические возможности частей слова. Формообразование. Понятие парадигмы.
Разделы и принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после Ц. Правописание букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах. Правописание согласных в
корне слова. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
Морфология. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных.
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных. Н - НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных.
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Склонение имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи.
Местоимение как часть речи. Лексико-грамматические разряды местоимений.
Правописание местоимений.
Глагол. Грамматические категории русского глагола. Трудные случаи орфографии: правописание глаголов.
Причастие как глагольная форма. Образование причастий. Н - НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Деепричастие как глагольная форма. Образование и правописание деепричастий. Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Слова категории состояния. Употребление слов категории состояния в речи. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.
Союз как служебная часть речи. Правописание союзов.
Частица как служебная часть речи. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ и их употребление. Правописание НЕ и НИ с различными частями речи.
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Система языка, ее устройство и функционирование: синтаксис и пунктуация. Основные принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания.
Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.
Система языка, ее устройство и функционирование. Взаимосвязь единиц и уровней языка.
Словосочетание как синтаксическая единица. Типы словосочетаний. Виды синтаксической связи всловосочетании
Синонимия в системе языка: синтаксические синонимы. Синонимия словосочетаний.
Сильное и слабое управление.
Предложение как синтаксическая единица. Классификация предложений. Интонационные и грамматические признаки предложения. Виды предложений (по цели высказывания; по эмоциональной окраске; предложения утвердительные и отрицательные).
Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно- стилистическая роль.
Предикативная (грамматическая) основа предложения. Односоставные и двусоставные предложения.
Предложения распространенные и нераспространенные.
Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения. Предложения полные и неполные.
Основные пунктуационные нормы русского языка: тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, соединительное тире; интонационное тире.
Простое осложненное предложение.
Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения: обособленные и необособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Сравнительный оборот. Знаки препинания при сравнительном обороте. Слова и конструкции, грамматически не связанные с предложением.
Обращения. Вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при обращениях, вводных словах и вставных конструкциях.
Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слов. Сложное предложение. Классификация сложных предложений.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Знаки препинания в периоде.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.
Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально- деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализтекста.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическуютему.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсыязыка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально- делового стилей.Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности.
Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерки др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностейязыка.
Работа с исходным текстом. Определение проблемы текста. Разные способы формулирования проблемы исходного текста. Комментарий проблемы исходного текста. Определение позиции автора текста. Анализ текстов публицистического и художественного стилей. Формулировка проблемы публицистического текста. Формулировка проблемы художественного текста.
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорнойречи.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование. Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10 класс(102 ч, 3ч в неделю)
№ п\п | Темы уроков | Кол-во часов |
| Общие сведения о языке | |
1. | Слово о русском языке. | 1 |
| Лексика.Фразеология. | |
2. | Слово и его значение. | 1 |
3. | Однозначность и многозначность слова | 1 |
4-5 | Изобразительно-выразительные средства русского языка. | 2 |
6. | Омонимы и их употребление. | 1 |
7-8 | Паронимы и их употребление | 2 |
9. | Разбор заданий ЕГЭ. | 1 |
10. | Синонимы и их употребление. | 1 |
11. | Антонимы их употребление. | 1 |
12. | Тест"Анализ лексических особенностей языка". | 1 |
13. | Фразеология. Лексикография. | 1 |
14. | Готовимся к ЕГЭ.Тест. | 1 |
| Фонетика.Орфоэпия. | |
15-16 | Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии, орфографии. Звуки и буквы | 2 |
17 | Ударение как фонетическая единица. Интонация. | 1 |
18-19 | Орфоэпия. Задания ЕГЭ, блок 4-7. Решение грамматических задач в тестовой и других формах. | 2 |
| Морфемика и словообразование. | |
20. | Морфемика и словообразование. | 1 |
21. | Формообразование. | 1 |
22. | Готовимся к ЕГЭ.Тестовые задания. | 1 |
| Морфология и орфография. | |
23. | Морфология и орфография. | 1 |
24-25. | Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. | 2 |
26-27 | Чередующиеся гласные в корне слова. | 2 |
28. | Употребление гласных после шипящих . | 1 |
| | 1 |
29. | Употребление гласных после Ц. | |
30. | Правописание согласных. | 2 |
31. | Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч,зч,шч,жч,стч,здч. | 1 |
32. | Правописание двойных согласных. | 1 |
33. | Выполнение задания 9.Тест. | 1 |
34. | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 |
35. | Приставки при и пре. | 1 |
36. | Гласные ы, и после приставок. | 1 |
37-38 | Готовимся к ЕГЭ. | |
39-40 | Употребление Ь и Ъ знака. | 2 |
41. | Употребление прописных букв. | 1 |
42. | Правила переноса букв. | 1 |
43-44. | Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний. | 2 |
45-46. | Именительный и родительный падежи множественного числа некоторых существительных мужского рода. Орфоэпические и морфологические нормы. | 2 |
47. | Тест"Морфологические нормы языка". | 1 |
48-49 | Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Задание ЕГЭ 11. | 2 |
50-51 | Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных. | 2 |
52-53 | Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. | 2 |
54 | Практикум по отработке правописания суффиксов существительных и прилагательных. | 1 |
55-56 | Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных. Грамматические нормы. | 2 |
57 | Употребление числительных в речи. | 1 |
58 | Готовимся к ЕГЭ.Тест. | 1 |
59-60 | Местоимение как часть речи. Правописание местоимений. Морфологические нормы. | 2 |
61 | 1 | |
62-63 | Глагол как часть речи. Правописание глаголов. | 2 |
64 | Правописание суффиксов глаголов. Морфологические нормы. | 1 |
65-66 | Глагольные формы – причастие и деепричастие. Причастие как глагольная форма. Правописание причастий | 2 |
67-68 | Н и нн в причастиях. | 2 |
69 | Готовимся к ЕГЭ. | 1 |
70-71 | Деепричастие как глагольная форма. | 2 |
72 | Готовимся к ЕГЭ. | 1 |
73-74 | Наречие и наречные сочетания. Правописание наречий | 2 |
75 | Готовимся к ЕГЭ.Тест. | 1 |
76-77 | Слова категории состояния. | 2 |
78 | Практическая работа по отработке заданий ЕГЭ 11,12,13. | 1 |
79 | Служебные части речи. | 1 |
80-81 | Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов. | 2 |
82-83 | Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов. | 2 |
84 | Готовимся к ЕГЭ. | 1 |
85-86 | Частицы как служебная часть речи. Правописание частиц. | 2 |
86-87 | Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. | 2 |
88. | Готовимся к ЕГЭ. | 1 |
89-90 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями. | 2 |
91-92 | Практикум по правописанию служебных частей речи. Задание 14 | 2 |
93-94 | Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Правописание междометий. | 2 |
95-96 | Классы слов, не входящие в части речи. Омонимия частей речи. Переход слов из одной части речи в другую. | 2 |
97-98 | Итоговое тестирование по заданиям ЕГЭ. | 2 |
99 | Анализ работы над ошибками. | 1 |
100-101 | р/р Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту | 2 |
102 | Речевое общение как форма взаимодействия людей. | 2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
11 класс(102 ч ,3ч в неделю)
№ п\п | Темы уроков | Кол-во часов |
1. | Повторение и обобщение пройденного по фонетике, графике, орфоэпии и орфографии. | 1 |
2-3 | Повторение по теме «Морфемика и словообразование» | 2 |
4 | Обобщающее повторение частей речи. | 1 |
5-6 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИс различными частями речи. | 2 |
7 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 |
8-9 | Основные принципы русской пуктуации. | 2 |
| Словосочетание.Простое предложение. | |
10 | Словосочетание. | 1 |
11. | Виды синтаксческой связи. | 1 |
12-13 | Сочинение в формате ЕГЭ. | 2 |
14 | Понятие опредложении.Классификация предложений. | 1 |
15 | Простое предложение. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. | 1 |
16 | Подготовка к ЕГЭ. Тест. | 1 |
17-18 | Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенныепредложения. | 2 |
19 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 |
20 | Полные и неполные предложения. Соединительное и интонационное тире. | 1 |
21 | Готовимся к ЕГЭ. | 1 |
22 | Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор простого предложения. | 1 |
23-24 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. | 2 |
25 | Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. | 1 |
26 | Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. | 1 |
27 | Обобщающие слова при однородных членах. | 1 |
28-29 | Подготовка к ЕГЭ. Тест. | 2 |
30-31 | Обособленные и необособленные определения. | 2 |
32-33 | Обособленные приложения. | 2 |
34 | Готовимся к ЕГЭ.Тест. | 1 |
35-36 | Обособленные обстоятельства. | 2 |
37 | Обособленные дополнения. | 1 |
38-39 | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены преложения. | 2 |
40 | Знаки препинания при сравнительных оборотах. | 1 |
41 | Готовимся к ЕГЭ.Тест. | 1 |
42-43 | Знаки препинания при обращениях. | 2 |
44-45 | Вводные слова и вводные конструкции. | 2 |
46 | Междометия. | 1 |
47-48 | Контрольная работа по теме"Простое предложение" и ее анализ | 2 |
| Сложное предложение. | |
49 | Понятие о сложном предложении. | 1 |
50-52 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 3 |
53 | Готовимся к ЕГЭ.Тест. | 1 |
54-56 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 3 |
57 | Готовимся к ЕГЭ.Тест. | |
58-59 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным | 1 |
60 | Разбор тестовых заданий. | 1 |
61-62 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным | 2 |
63 | Готовимся к ЕГЭ.Тест. | 1 |
64-65 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | 2 |
66 | Готовимся к ЕГЭ.Тест. | 1 |
67-68 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.Синтаксический разбор предложения БСП. | 2 |
69 | Период.Знаки препинания в периоде. | 1 |
70 | Сложное синтаксическое целое и абзац. | 1 |
| Предложения с чужой речью | |
71 | Способы передачи чужой речи. | 1 |
72-73 | Знаки препинания при прямой речи. | 2 |
74 | Диалог. | 1 |
75-76 | Знаки препинания при цитатах | 2 |
77 | Готовимся к ЕГЭ.Тест. | 1 |
78-79 | Контрольная работа в рамках ЕГЭ. | 2 |
80-81 | Сочинение в формате ЕГЭ. | 2 |
82-83 | Сочетание знаков препинания. | 2 |
84 | Факультативные знаки препинания. | 1 |
85-86 | Авторская пунктуация. | 2 |
87-88 | Обобщение и повторение по теме"Сложное предложение". | 2 |
| Речь.Речевое общение.Культура речи. | |
89 | Язык и речь. | 1 |
90 | Речевая деятельность.Виды речевой деятельности.Речевое общение. | 1 |
91-92 | Правильность русской речи. | 2 |
93-94 | Типы норм литературного языка. | 2 |
95-96 | О качествах хорошей речи. | 2 |
97 | Культура публичной речи. | 1 |
| Стилистика. | |
98. | Научный стиль. Официально-деловой. | 1 |
99 | Публицистический.Разговорный стиль. | 1 |
100 | Художественный стиль. | 1 |
101 | Готовимся к ЕГЭ.Тест. | 1 |
102 | Разбор заданий ЕГЭ. | 1 |
3.