12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Александровна1577
Мой педагогический девиз: Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (Уинстон Черчилль)
Россия, Смоленская обл., Смоленск
1

Авторская разработка рабочей программы по родному (русскому) языку для обучающихся 11 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Синьковская средняя школа

Смоленского района Смоленской области


Принято

на заседании педагогического совета

Протокол №7 от 29.08. 2020 г.

«Утверждено»

Приказом директора ОО

57 от 29.08. 2020 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родному языку (русскому)

для 11 класса









Автор - составитель:

учитель Никитина Екатерина Александровна














2020-2021 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 11 класса составлена на основании:

1.Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

2. Приказа Минобразования и науки России №1089 от 5 марта 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего общего образования» РФ (с изм. от 23 июня 2015 года, приказ Минобразования РФ № 609)

3. Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального БУП и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

4. Приказа Минобразования РФ от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312».

5. СанПинов 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189, в ред. изменения от 24.11.2015).

6.Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Синьковской СШ.

7.Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 31 января 2018 года №2/18).

8.Примерной авторской программы по русскому языку для общеобразовательной организации авторской программы по русскому языку 10-11 кл. Н.Г. Гольцовой.

9. Учебного плана МБОУ Синьковской СШ.

10.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (утверждённый приказом Минобрнауки №253 от 31.03.2014г., в действующей редакции).

10.Положения о рабочей программе.

Рабочая программа предмета «Родной язык (русский), входящего в образовательную область «Родной язык и родная литература», разработана на основе примерной авторской программы по русскому языку для общеобразовательной организации Н.Г. Гольцовой, а также с учётом методических рекомендаций по изучению предметной области «Родной язык и родная литература» от 27.08.2018г. Данный предмет реализуется наряду с обязательным курсом «Русский язык», изучается русский язык как родной язык обучающихся.

Для реализации программного содержания используется учебник: Русский язык. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений»/ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина.- М.: «Русское слово», 2019.

Место курса родной язык (русский) в учебном плане. Программа разработана в соответствии с учебным планом среднего общего образования. Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 11 класса предусматривает обучение русскому языку в объёме 33 часов в год.

Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.


п/п

Тема раздела

Количество часов

по программе

(на основе авторской)

Количество часов

по программе

МБОУ Синьковской СШ

1.

История русского языкознания

6

6

2.

Речь. Речевая деятельность. Текст.

10

10

3.

Лингвистический анализ текста

4

4

4.

Нормированность русского литературного языка

5

5

5.

Структура сочинения-рассуждения.

7

7

6.

Повторение и систематизация

Промежуточная аттестация

1

-

-

1


Итого

33

33
















Целеполагание

Изучение родного языка (русского) в образовательной организации направлено на достижение следующих целей:

-воспитание гражданина и патриота и формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

-осознание национального своеобразия русского языка;

-формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;

-воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;

-воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;

-овладение культурой межнационального общения;

-совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

-обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

-углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

-совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

-развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.












Планируемые результаты

Личностные результаты:

1)понимание русского родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли русского родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2)осознание эстетической ценности русского родного языка; уважительное отношение к русскому родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского родного языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3)достаточный объём словарного запаса и усвоенных граммматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Познавательные УУД:

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

8. Смысловое чтение:

• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст.

9.  Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

10.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД:

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

12.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

13.        Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Предметные результаты на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

1.Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:

-осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;

-осознание роли русского родного языка в жизни человека;

-осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;

-осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

-понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;

-осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика;

-понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их

современных ситуациях речевого общения;

-понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений;

-правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;

-характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);

-понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;

-понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом; определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;

-осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;

-соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;

-использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи:

2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

-осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

-анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;

-обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

-стремление к речевому самосовершенствованию;

-формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

-осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;

-соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: произношение имен существительных‚ прилагательных, глаголов‚ полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастий‚ наречий;

-постановка ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных; глаголов, в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных словах;

-осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

-различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи;

-различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;

-употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

-понимание активных процессов в области произношения и ударения;

-соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; употребление слова в соответствии с его лексическим значением

и требованием лексической сочетаемости; употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;

-различение стилистических вариантов лексической нормы; употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов лексической нормы; употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы; различение типичных речевых ошибок;

-редактирование текста с целью исправления речевых ошибок; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

-соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: употребление заимствованных несклоняемых имен существительных; сложных существительных; имён собственных (географических названий); аббревиатур‚ обусловленное категорией рода; употребление заимствованных несклоняемых имён существительных; склонение русских и иностранных имен и фамилий;

-определение типичных грамматических ошибок в речи;

-различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающихся по смыслу‚ литературных и разговорных форм глаголов‚ причастий‚ деепричастий‚ наречий;

-различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;

-правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом вариантов грамматической нормы; правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;

-соблюдение основных норм русского речевого этикета:

-этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; употребление формы «он»;

-соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета;

-соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;

-использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии;

-использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;

-соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

-понимание активных процессов в русском речевом этикете;

соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);

соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе);

-использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей употребления;

-использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;

-использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

-использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

-использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

-владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

-умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;

-владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;

-владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;

-создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении; создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме;

-чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.); определение фактуальной и подтекстовой информации текста, его сильных позиций;

-создание объявлений (в устной и письменной форме); деловых писем; оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения их эффективности, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их; оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

-редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

Выпускник научится:

-понимать взаимосвязь языка, культуры и истории народа, говорящего на нём;

-осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;

-осознавать роль русского родного языка в жизни человека;

-осознавать язык как развивающееся явление, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;

-осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского родного языка;

-понимать и толковать значения слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

-понимать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно - характеризующим значением; осознавать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика;

-понимать и толковать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментировать историю происхождения таких фразеологических оборотов, уметь употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

-понимать и толковать значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; называть источники крылатых слов и выражений; правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения;

-давать характеристику лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);

-владеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;

-использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.

Выпускник получит возможность научиться:

-понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира;

-определять общие особенности освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;

-определять причины изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;

-определять значения устаревших слов с национально-культурным компонентом;

-определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;

-определять различия между литературным языком и диалектами; определять диалекты как часть народной культуры; понимать национально-культурное своеобразие диалектизмов;

-осознавать изменения в языке как объективный процесс; понимать внешние и внутренние факторы языковых изменений; осознавать активные процессы в современном русском языке;

-соблюдать нормы русского речевого этикета; понимать национальную специфику русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;

-осваивать опыт использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

-овладевать основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка.

























Содержание

Раздел 1.История русского языкознания (6 ч)

Русский язык один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу славянских языков. Древнерусский литературно-письменный язык. Особенности языка книжно-литературного языка и делового языка. Русский литературный язык. Основные формы существования национального русского языка. Функции языка. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Выдающиеся учёные-русисты. История русской лексикографии (история становления толковых и грамматических словарей).

Раздел 2. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Виды монологической речи. Информационная речь. Убеждающая речь. Воодушевляющая речь. Речь, призывающая к действию. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Структурно-смысловые признаки текста. Лексические, морфологические и синтаксические средства организации текста. Типы связи между предложениями: цепная и параллельная.

Раздел 3. Лингвистический анализ текста (4 ч)

Языковые средства публицистического стиля речи. Сообщение информации, откровенно высказанная оценка, проявление авторской индивидуальности; эмоциональность, экспрессивность публичного выступления. Публичные лекции; газетные жанры; репортажи. Разнообразие общественно-политической, производственной, спортивной лексики. Использование стилистических фигур (анафора, параллелизм, антитеза, инверсия, градация).

Особенности стиля художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства речи. Использование различных функциональных стилей в художественном произведении. Типологический анализ текста. Стилистический анализ текста. Зависимость средств от темы, основной мысли, жанра, текста, индивидуального стиля автора. Эпитеты, метафоры, сравнения, аллегория, олицетворения, параллелизм, антитеза, градация, риторические обращения. Лексические средства выразительности. Тропы в тексте. Стилистические фигуры. Фонетические средства выразительности в текстах. Лингвистический анализ текста.

Раздел 4. Нормированность русского литературного языка (5 ч)

Русский литературный язык. Основные формы существования национального русского языка. Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Нормированность как основная отличительная особенность русского литературного языка. Речевые нормы русского литературного языка. Лексические нормы и ошибки, связанные с их нарушением. Грамматические нормы русского литературного языка. Синтаксические нормы русского литературного языка. Орфоэпические нормы русского литературного языка.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Раздел 5.Структура сочинения-рассуждения (7 ч)

Рассуждение как основное функционально-смысловой тип речи. Проблема текста. Тема, основная мысль текста, проблема. Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах. Способы формулирования проблем. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения. Особенности построения рецензии. Особенности построения эссе. Комментарий к проблеме. Комментарий. Типы комментария: текстуальный и концептуальный. Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы. Авторская позиция. Авторская позиция. Средства выражения позиции автора: слова-маркёры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения. Авторская позиция в публицистическом тексте. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании позиции автора и способы их устранения. Аргументация собственной позиции. Аргумент. Аргументация. Виды аргументов: рациональные (логические), иллюстративные, ссылки на авторитет. Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая. Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент, вывод. Типичные ошибки при аргументации и способы их устранении. Композиция сочинения-рассуждения. Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Основные средства связи между предложениями в тексте: местоимения, предлоги, союзы, вводные слова, синонимы, лексические повторы, анафора, параллелизм, противопоставление, вопросительные предложения, порядок слов. Речевое оформление сочинения. Типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические. Грамматические ошибки: ошибочное словообразование, ошибочное образование форм частей речи, нарушение согласования и управления, ошибки в построении простого, осложнённого и сложного предложения. Речевые ошибки: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости слов, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, неуместное использование просторечных слов, фразеологизмов, эмоционально-окрашенных слов или слов иной стилистической окраски, смешение лексики разных исторических эпох (анахронизм), неоправданное повторение одного и того же слова, ошибки при употреблении фразеологизмов. Логические ошибки: подмена понятий, нарушение причинно-следственных отношений, нарушение логики развёртывания мыслей, отсутствие связей между высказываниями. Фактические ошибки: подмена понятий и фактов, неверная характеристика примера или явления.

Раздел 6. Повторение и систематизация изученного (1 ч)

Промежуточная аттестация. Контрольная работа.
























Тематическое планирование

п/п

Тема раздела

Количество часов

Виды контроля (по необходимости)

1.

История русского языкознания

6

1 (практическая работа)

2.

Речь. Речевая деятельность. Текст

10

1(контрольная работа)

3.

Лингвистический анализ текста

4

1 (практическая работа)

4.

Нормированность русского литературного языка

5

1(контрольная работа)

5.

Структура сочинения-рассуждения.

7

-

6.

Промежуточная аттестация

1

1(контрольная работа)


Итого

33

5





























Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Коли

чество часов

Дата

Дата коррек

тировки

(по необхо

димости)

История русского языкознания (6 ч)

1


Беседа по ОТ. Русский язык один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу славянских языков.

1 ч



2

Древнерусский литературно-письменный язык. Особенности языка книжно-литературного языка и делового языка.

1 ч



3

Русский литературный язык. Основные формы существования национального русского языка. Функции языка.

1 ч



4

История русской лексикографии.

1 ч



5

Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Выдающиеся учёные-русисты.

1 ч



6

Практическая работа «Русский язык как развивающее явление».

1 ч



Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)

7

Виды монологической речи. Языковые средства при построении информационной речи.

1 ч



8

Особенности построения убеждающей речи. Специфика языковых средств.

1 ч



9

Особенности построения воодушевляющей речи. Специфика языковых средств.

1 ч



10

Особенности построения речи, призывающей к действию. Специфика языковых средств.

1 ч



11

Структурно-смысловые признаки текста.

1 ч



12

Лексические средства организации текста.

1 ч



13

Типы связи между предложениями: цепная и параллельная.

1 ч



14

Морфологические средства организации текста.


1 ч



15

Синтаксические средства организации текста.

1 ч



16

Практическая работа «Особенности построения монологической речи и текста».

1 ч



Лингвистический анализ текста (4 ч)

17

Лексические средства выразительности. Тропы в тексте.

1 ч



18

Лексические средства выразительности. Стилистические фигуры.

1 ч



19

Фонетические средства выразительности в текстах.

1 ч



20

Практическая работа «Лингвистический анализ текста».

1 ч



Нормированность русского литературного языка (5 ч)

21

Речевые нормы русского литературного языка. Лексические нормы и ошибки, связанные с их нарушением.

1 ч



22

Грамматические нормы русского литературного языка.

1 ч



23

Синтаксические нормы русского литературного языка.

1 ч



24

Орфоэпические нормы русского литературного языка.

1 ч



25

Контрольная работа «Нормированность русского литературного языка»

1 ч



Структура сочинения-рассуждения (7 ч)

26

Некоторые жанры публицистического стиля. Структурные отличия отзыва от рецензии.

1 ч



27

Особенности построения эссе.

1 ч



28

Комментарий. Типы комментария: текстуальный и концептуальный. Типовые конструкции.

1 ч



29

Авторская позиция. Средства выражения позиции автора. Авторская позиция в публицистическом тексте.

1 ч



30

Аргументация. Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая. Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения.

1 ч



31

Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему на основе прочитанного текста.

1 ч



32

Практикум по построению сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

1 ч



Систематизация изученного (1 ч)

33

Промежуточная аттестация. Контрольная работа.

1 ч
















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.