Разработка авторской рабочей программы по русскому языку для обучающихся 10 класса (с углублённым изучением предметной дисциплины)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08. 2019 г. | «Утверждено» Приказом директора ОО № 83 от 30.08. 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 10 класса
Автор - составитель
учитель Никитина Екатерина Александровна
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основании:
1.Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2.Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в действующей редакции).
3.Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утверждённый приказом Министерства образования науки РФ от 17.05.2012г. №413, в действующей редакции).
4. СанПиНов 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189, в ред. изменения от 24.11.2015).
5.Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Синьковской СШ.
6.Примерной авторской программы по русскому языку для общеобразовательной организации авторской программы по русскому языку 10-11 кл. Н.Г. Гольцовой1.
7. Учебного плана МБОУ Синьковская СШ.
8.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (утверждённый приказом Минобрнауки №253 от 31.03.2014г., в действующей редакции).
9.Положения о рабочей программе.
10.Примерной программы среднего общего образования по русскому языку.
Для реализации программного содержания используется учебник: Русский язык. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений»/ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина.- М.: «Инновационная школа», 2018.
Место курса русский язык в учебном плане. Программа разработана в соответствии с учебным планом среднего общего образования. Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 10 класса предусматривает обучение русскому языку в объёме 170 часов в год.
Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.
Отличительные особенности рабочей программы и авторской. В авторскую программу Н.Г. Гольцовой внесены изменения: уменьшено количество часов на изучение темы («Слитное, дефисное, раздельное написание наречий») в связи с выделением 1 часа на промежуточную аттестацию. В авторскую программу Н.Г. Гольцовой внесены изменения: увеличено количество часов с 102 часов в год на 170 часов в год в связи с целевым ориентиром ОО для углублённого изучения предмета.
Доминирующей идеей программы является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в МБОУ Синьковской СШ.
Целеполагание
Изучение русского языка в образовательной организации направлено на достижение следующих целей:
1)воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
2)совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; 3)развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
4)освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
5)формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию;
-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РФ;
-готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
-развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
-достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выпускник сможет:
• определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
•устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
12.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ):
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций.
Предметные результаты:
Обучающийся на углублённом уровне научится:
–воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
–рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
– анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
–комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
–отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
–выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
– оценивать стилистические ресурсы языка;
–сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
–владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
–соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
–соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно- научной и официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
–совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
–использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
–оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Обучающийся на углублённом уровне получит возможность научиться:-проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
-выделять и описывать социальные функции русского языка;
-проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
-анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
–характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
–проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
–проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
–критически оценивать устный монологический текст и диалогический текст;
–выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
– осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
–использовать языковые средства с учетом вариативности русского языка;
-проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
-редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
-определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.
Содержание
Раздел 1. Введение (2 ч)
Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.
Раздел 2. Лексика. Фразеология. Лексикография (18 ч)
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексический анализ текста с решением тестовых задач. Лексикография.
Раздел 3. Фонетика. Графика (18 ч)
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение. Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями.
Раздел 4. Морфемика и словообразование (16 ч)
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Система морфем русского языка. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Словообразовательный разбор слова. Основные способы формообразования в современном русском языке.
Раздел 5.Морфология и орфография (28 ч)
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Орфография. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Проверяемые и непроверяемые безударных гласных в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих и ц. Правописание звонких, глухих и двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание приставок пре- и при-. Буквы ы-и после приставок. Употребление ъ и ь. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слова.
Раздел 6.Морфология. Самостоятельные части речи (75 ч)
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. Число имён существительных. Падеж и склонение имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на –ий. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание -н- и –нн- в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных и существительных.
Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Простые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имён числительных. Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.
Глагол. Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность и непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Категория времени глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глагола. Правописание личных окончаний глагола.
Причастие. Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий -н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие. Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие. Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния. Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч. Морфологический разбор слов категории состояния.
Раздел 7.Морфология. Служебные части речи и переходные части речи (9 ч)
Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.
Предлог. Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание производных предлогов.
Союз. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.
Частицы. Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы не и ни. Их значение и употребление. Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи.
Междометие. Звукоподражательные слова. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий.
Развитие речи (включение в разделы содержания). Лингвистический анализ текста. Текст как речевое произведение смысловая и композиционная целостность текста. Текстоведческий анализ. Анализ синтаксических структур художественного текста. Содержательно-композиционный анализ текста. Средства связи предложений в тексте. Изложение текста-рассуждения с элементами сочинения. Сочинение-рассуждение на основе афоризма.
Раздел 8. Систематизация изученного (2 ч)
Промежуточная аттестация.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Виды контроля (по необходимости) |
1. | О языке | 2 | - |
2. | Повторение изученного | 2 | 2 |
3. | Лексика. Фразеология. Лексикография. | 18 | 1 |
4. | Фонетика. Графика. Орфоэпия. | 18 | 1 |
5. | Морфемика. Словообразование. | 16 | 1 |
6 | Орфография | 28 | 2 |
7. | Морфология (введение) | 1 | - |
8. | Имя существительное | 22 | 1 |
9. | Имя прилагательное | 14 | 1 |
10. | Имя числительное | 10 | 1 |
11. | Местоимение | 7 | 1 |
12. | Глагол и его формы | 17 | 1 |
13. | Наречие | 5 | 1 |
14. | Систематизация изученного Промежуточная аттестация | 1 | 1 |
15. | Служебные части речи (предлог, союз, частица) | 8 | - |
16. | Переходные части речи (междометие, категория состояния) | 1 | - |
Итого | 170 | 13 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Дата корректировки (по необходи мости) |
О языке (2 ч) | ||||
1 | Беседа по ОТ.Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. | 1 ч | | |
2 | Богатство и выразительность русского языка.Сочинение-рассуждение «Русские писатели о выразительности языка». | 1 ч | | |
Лексика. Фразеология. Лексикография (18 ч) | ||||
3 | Слово и его значение. Однозначность и многозначность. | 1 ч | | |
4 | Изобразительно-выразительные средства русского языка. | 1 ч | | |
5 | Использование изобразительно-выразительных средств в художественной речи. | 1 ч | | |
Повторение изученного (2 ч) | ||||
6 | Контрольный диктант №1 по уровню орфографии и пунктуации. | 1 ч | | |
Лексика. Фразеология. Лексикография (продолжение) | ||||
7 | Анализ контрольного диктанта. Словарно-орфографический практикум. Омонимы и их употребление. | 1 ч | | |
8 | Использование омонимов в поэтике и в стиле художественной речи. | 1 ч | | |
9 | Паронимы и их употребление в речи | 1 ч | | |
10 | Работа со словарями паронимов и омонимов. | 1 ч | | |
11 | Входная контрольная работа. | | | |
12 | Синонимы. Антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов. | 1 ч | | |
13 | Употребление синонимов и антонимов в художественной речи. | 1 ч | | |
14 | Происхождение лексики современного русского языка. | 1 ч | | |
15 | Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. | 1 ч | | |
16 | Употребление устаревшей лексики и неологизмов. | 1 ч | | |
17 | Функциональное использование устаревшей лексики в поэтических произведениях А.С. Пушкина. | 1 ч | | |
18 | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. | 1 ч | | |
19 | Лексикография. Лексический анализ текста на основе работы со словарём. | 1 ч | | |
20 | Урок-семинар: «Лексика. Лексические пласты русского языка. Фразеология». | 1 ч | | |
21 | Лексический анализ слова. | | | |
22 | Контрольная работа №2: «Лексика. Лексические пласты русского языка. Фразеология. Лексикография». | 1 ч | | |
Фонетика. Графика. Орфоэпия (16 ч.+ 2 ч. р.р.) | ||||
23 | Анализ контрольной работы «Лексика». Фонетический разбор слова. Чередование звуков. Орфоэпический разбор слова. | 1 ч | | |
24 | Звуки речи. Гласные звуки: ударные и безударные. Редукция гласных звуков. | 1 ч | | |
25 | Фонема. Открытый и закрытый слог. Двойная роль букв е, ё, ю, я. | 1 ч | | |
26 | РР. Лингвистический анализ текста А.С. Пушкина «Пророк» | 1 ч | | |
27 | Характеристика согласных звуков. Шумные и сонорные. Твёрдые и мягкие. | 1 ч | | |
28 | Уподобление согласных по звучанию и по произношению. Сочетание с непроизносимыми согласными. | 1 ч | | |
29 | РР. Изложение с творческим заданием. | 1 ч | | |
30 | Анализ написанного изложения. Случаи смягчения парных твёрдых согласных. | 1 ч | | |
31 | Фонетические процессы, происходящие в словах. Исторические и позиционные чередования. | 1 ч | | |
32 | Выразительные средства русской фонетики. Звукопись как средство изобразительности. | 1 ч | | |
33 | РР. Сочинение-рассуждение по афоризму. | 1 ч | | |
34 | Анализ сочинения. Фонетический анализ слова. | 1 ч | | |
35 | Практическая работа «Фонетическая транскрипция. Фонетический анализ слова» | 1 ч | | |
36 | Орфоэпия. Особенности русского словесного ударения. | 1 ч | | |
37 | Роль ударений в стихотворной речи. | 1 ч | | |
38 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | 1 ч | | |
39 | Практический семинар «Фонетика. Графика. Орфоэпия» | 1 ч | | |
40 | Контрольная работа №3: «Фонетика. Графика. Орфоэпия». | 1 ч | | |
Морфемика. Словообразование (16 ч) | ||||
41 | Анализ контрольной работы. Морфемика. Понятие о морфеме, её разновидности. Корневая морфема. | 1 ч | | |
42 | Корневая морфема. Чередования гласных и согласных в корневой морфеме. | 1 ч | | |
43 | Аффиксальные морфемы. Словообразующие и формообразующие аффиксы. | 1 ч | | |
44 | Омонимичные и синонимичные морфемы.Основа слова. Разновидности основ. | 1 ч | | |
45 | Морфемный анализ слова. Морфемный анализ слов в поэтическом тексте. | 1 ч | | |
46 | Практическая работа «Морфемика. Морфемный анализ» | 1 ч | | |
47 | Словообразование. Словообразовательные модели. | 1 ч | | |
48 | Морфологические способы словообразования | 1 ч | | |
49 | Неморфологические способы словообразования. | 1 ч | | |
50 | Самостоятельная работа «Определение способа словообразования» | 1 ч | | |
51 | Словообразовательный разбор слова. | 1 ч | | |
52 | Использование словообразовательных моделей в художественной речи. | 1 ч | | |
53 | Формообразование. Способы формообразования. | 1 ч | | |
54 | Лингвистический анализ на примере поэтического текста «Словообразо-вательные процессы заимствованной лексики в русском языке». | 1 ч | | |
55 | Практическая работа «Морфемно-словообразовательный разбор» | 1 ч | | |
56 | Контрольная работа №4: «Морфемика и словообразование». | 1 ч | | |
Морфология и орфография. Орфография (27 ч.+ 1ч. р.р.) | ||||
57 | Анализ контрольной работы. Орфография. Принципы русской орфографии. | 1 ч | | |
58 | Функционирование принципов русской орфографии в речи. | 1 ч | | |
59 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 ч | | |
60 | Чередующиеся гласные в корне слова. | 1 ч | | |
61 | Самостоятельная работа «Использование слов с безударной и чередующейся гласными в корне слова в отрывке И.С. Тургенева «Записки охотника». | 1 ч | | |
62 | РР. Сочинение–миниатюра на публицистическую тему. | 1 ч | | |
63 | Анализ сочинения. Употребление гласных после шипящих в корнях. | 1 ч | | |
64 | Употребление гласных после шипящих в суффиксах и окончаниях. | 1 ч | | |
65 | Правописание звонких и глухих согласных. | 1 ч | | |
66 | Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч. | 1 ч | | |
67 | Правописание двойных согласных. | 1 ч | | |
68 | Комплексная работа «Примеры из художественных текстов, иллюстрирующие правила правописания гласных и согласных» | 1 ч | | |
69 | Промежуточный контроль. Контрольная работа. | 1 ч | | |
70 | Р.Р. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 ч | | |
71 | Средства связи предложений в тексте. Лексические и грамматические средства. | 1 ч | | |
72 | Урок-практикум «Использование лексических и грамматических средств связи в тексте». | 1 ч | | |
73 | Контрольно-практическая работа №5. Содержательно-композиционный анализ текста. | 1 ч | | |
74 | Анализ практической работы. Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 ч | | |
75 | Правописание приставок пре- и при-. | 1 ч | | |
76 | Случаи дифференцированного написания приставок пре- и при-. | 1 ч | | |
77 | Самостоятельная работа «Правописание приставок в отрывках художественных текстов». | 1 ч | | |
78 | Правописание гласных и-ы после приставок. | 1 ч | | |
79 | Употребление ъ и ь. | 1 ч | | |
80 | Строчные и прописные буквы. Использование прописных букв. | 1 ч | | |
81 | Лингвистический практикум «Правописание географических и исторических наименований». | 1 ч | | |
82 | Правила переноса слов. Способы переноса слов. | 1 ч | | |
83 | Обобщающий урок «Орфография. Выбор орфограммы». | 1 ч | | |
84 | Контрольный диктант с творческим заданием (миниатюрное лингвистическое сочинение). | 1 ч | | |
Морфология | ||||
85 | Анализ контрольного диктанта. Части речи. Систематизация знаний о частях речи. | 1 ч | | |
Самостоятельные части речи Имя существительное (21 ч.+1 р.р.) | ||||
86 | Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных. | 1 ч | | |
87 | Категория одушевлённости- неодушевлённости. | 1 ч | | |
88 | Конкретные, отвлечённые, собирательные и вещественные имена существительные. | 1 ч | | |
89 | Категория рода имён существительных. Общий род имён существительных. | 1 ч | | |
90 | Род несклоняемых имён существительных. Особенности определения рода у существительных иноязычного происхождения. | 1 ч | | |
91 | РР Сочинение – рассуждение с опорой на основную мысль текста. | 1 ч | | |
92 | Категория числа имён существительных. | 1 ч | | |
93 | Склонение имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. | 1 ч | | |
94 | Парадигма падежа имени существительного. | 1 ч | | |
95 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 ч | | |
96 | Комплексный анализ текста «Лексико-грамматические разряды имён существительных». | 1 ч | | |
97 | Правописание падежных окончаний имён существительных. | 1 ч | | |
98 | Варианты падежных окончаний имён существительных. | 1 ч | | |
99 | Морфологические нормы существительных в именительном падеже множественного числа. | 1 ч | | |
100 | Морфологические нормы существительных в родительном падеже множественного числа. | 1 ч | | |
101 | Самостоятельная работа «Вариативные и нормативные нормы правописания в падежных окончаниях существительных». | 1 ч | | |
102 | Лингвистический практикум «Морфологические нормы существительных в отрывке рассказа Чехова «Ионыч». | 1 ч | | |
103 | Гласные в суффиксах имён существительных. Влияние стилистических норм на выбор гласных в суффиксах. | 1 ч | | |
104 | Понятие о сложных имёнах существительных. | 1 ч | | |
105 | Правописание сложных имён существительных. | 1 ч | | |
106 | Обобщающий урок «Морфология и орфография имени существительного». | 1 ч | | |
107 | Контрольная работа №7 «Имя существительное» | 1 ч | | |
Имя прилагательное (13+1 ч. р.р.) | ||||
108 | Анализ контрольной работы. Имя прилагательное как часть речи. | 1 ч | | |
109 | Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных. | 1 ч | | |
110 | Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная и превосходная степени. | 1 ч | | |
111 | Формы имён прилагательных. Краткая форма имени прилагательного. | 1 ч | | |
112 | РР. Выборочное изложение по научной статье. | 1 ч | | |
113 | Переходные явления из разряда причастий в разряд прилагательных (на основе языкового материала). | 1 ч | | |
114 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 ч | | |
115 | Правописание окончаний имён прилагательных. | 1 ч | | |
116 | Правописание суффиксов имён прилагательных. | 1 ч | | |
117 | Правописание н-нн в суффиксах отымённых и отглагольных имён прилагательных. | 1 ч | | |
118 | Самостоятельная работа «Правописание суффиксов имён прилагательных в отрывках художественных текстов». | 1 ч | | |
119 | Правописание сложных прилагательных. | 1 ч | | |
120 | Обобщающий урок «Морфология и орфография имени прилагательного». | 1 ч | | |
121 | Контрольная работа №8 «Имя прилагательное» | 1 ч | | |
Имя числительное (10 ч.) | ||||
122 | Анализ контрольной работы. Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имени числительного. | 1 ч | | |
123 | Склонение целых количественных числительных. | 1 ч | | |
124 | Склонение дробных и собирательных количественных числительных. | 1 ч | | |
125 | Особенности склонения порядковых числительных. | 1 ч | | |
126 | Морфологический разбор имени числительного. | 1 ч | | |
127 | Правописание имён числительных. | 1 ч | | |
128 | Употребление имён числительных в речи. | 1 ч | | |
129 | Мини проектная работа «Частотные ошибки в употреблении имён числительных». | 1 ч | | |
130 | Обобщающий урок «Морфология, орфография имени числительного». | 1 ч | | |
131 | Контрольная работа №9 «Имя числительное» | 1 ч | | |
Местоимение (7ч.) | ||||
132 | Анализ контрольной работы. Местоимение как часть речи. Классификация видов местоимений. | 1 ч | | |
133 | Комплексный анализ текста по определению лексико-грамматических разрядов местоимений. | 1 ч | | |
134 | Морфологический разбор местоимения. | 1 ч | | |
135 | Правописание местоимений. Морфологические нормы. | 1 ч | | |
136 | Морфологические нормы употребления местоимения в речи. | 1 ч | | |
137 | Обобщающий урок «Морфология и орфография местоимения». | 1 ч | | |
138 | Контрольная работа №10 «Местоимение» | 1 ч | | |
Глагол и его формы (причастие, деепричастие)- 17 ч. | ||||
139 | Анализ контрольной работы. Глагол как часть речи. Инфинитив глагола. | 1 ч | | |
140 | Лексико-грамматические категории глагола. Категория вида. Категории переходности и возвратности. | 1 ч | | |
141 | Наклонение глагола. Категория времени глагола. | 1 ч | | |
142 | Спряжение глагола. Правописание глаголов с безударным личным окончанием. Разноспрягаемые глаголы. | 1 ч | | |
143 | Формообразование глагола. Морфологический разбор глагола. | 1 ч | | |
144 | Правописание глаголов. Правописание суффиксов глаголов. | 1 ч | | |
145 | Самостоятельная работа «Правописание суффиксов и окончаний глаголов на основе отрывков из текстов». | 1 ч | | |
146 | Причастие как глагольная форма. Лексико-грамматические разряды причастия. | 1 ч | | |
147 | Морфологический разбор причастия. | 1 ч | | |
148 | Образование причастий. Синтаксические и морфологические нормы. | | | |
149 | Правописание суффиксов причастий и отглагольных прилагательных. | 1 ч | | |
150 | Самостоятельная работа «Правописание суффиксов н-нн причастий и прилагательных на основе художественных текстов». | 1 ч | | |
151 | Деепричастие как глагольная форма. Грамматические разряды деепричастия. | 1 ч | | |
152 | Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастия. | 1 ч | | |
153 | Правописание деепричастий. Синтаксические нормы употребления деепричастий. | 1 ч | | |
154 | Обобщающий урок «Морфология, орфография глагола и форм глагола». | 1 ч | | |
155 | Контрольная работа №11 «Глагол и его формы» | 1 ч | | |
Наречие (5 ч.) | ||||
156 | Анализ контрольной работы. Наречие как часть речи. Обстоятельственные и определительные разряды. | 1 ч | | |
157 | Образование наречий. Морфологический разбор наречий. | 1 ч | | |
158 | Слитное, дефисное, раздельное написание наречий. | 1 ч | | |
159 | Слова категории состояния. Морфологический разбор категории состояния. | | | |
160 | Зачётная работа «Морфология и орфография наречия. Слова категории состояния». | 1 ч | | |
Систематизация изученного материала (1 ч) | ||||
161 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | 1 ч | | |
Служебные части речи (8 ч.) | ||||
162 | Предлог как служебная часть речи. Морфологический разбор предлога. | 1 ч | | |
163 | Правописание производных предлогов. | 1 ч | | |
164 | Союз как служебная часть речи. Видовая классификация союзов. Союзные слова. | 1 ч | | |
165 | Морфологический разбор союза. | 1 ч | | |
166 | Правописание союзов, образованных от других частей речи. | 1 ч | | |
167 | Частица - служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частицы. | 1 ч | | |
168 | Правописание частиц. Частицы не и ни. Их значение и употребление. | 1 ч | | |
169 | Контрольная работа №12 «Служебные части речи». | 1 ч | | |
Систематизация изученного материала (1 ч) | ||||
170 | Анализ контрольной работы. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Слова категории состояния. | 1 ч | | |
1 Программа к учебнику «Русский язык». 10-11 классы»/ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. М.: ООО «Русское слово-учебник», 2017.