Разработка авторской рабочей программы по русскому языку для обучающихся 11 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Принято на заседании педагогического совета Протокол №7 от 29.08. 2020 г. | «Утверждено» Приказом директора ОО №57 от 29.08. 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 11 класса
Автор - составитель
учитель Никитина Екатерина Александровна
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основании:
1.Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2.Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в действующей редакции).
3.Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утверждённый приказом Министерства образования науки РФ от 17.05.2012г. №413, в действующей редакции).
4. СанПиНов 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189, в ред. изменения от 24.11.2015).
5.Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Синьковской СШ.
6.Примерной авторской программы по русскому языку для общеобразовательной организации авторской программы по русскому языку 10-11 кл. Н.Г. Гольцовой1.
7. Учебного плана МБОУ Синьковской СШ.
8.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (утверждённый приказом Минобрнауки №253 от 31.03.2014г., в действующей редакции).
9.Положения о рабочей программе.
10.Примерной программы среднего общего образования по русскому языку.
Для реализации программного содержания используется учебник: Русский язык. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений»/ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина.- М.: «Инновационная школа», 2019.
Место курса русский язык в учебном плане. Программа разработана в соответствии с учебным планом среднего общего образования. Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 11 класса предусматривает обучение русскому языку в объёме 165 часов в год (33 учебные недели).
Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.
Отличительные особенности рабочей программы и авторской. В авторскую программу Н.Г. Гольцовой внесены изменения: уменьшено количество часов на изучение темы («Особенности авторской пунктуации») в связи с выделением 1 часа на промежуточную аттестацию. В авторскую программу Н.Г. Гольцовой внесены изменения: увеличено количество часов с 68 часов в год на 165 часов в год в связи с целевым ориентиром ОО для углублённого изучения предмета.
Доминирующей идеей программы является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в МБОУ Синьковской СШ.
№ п/п | Тема раздела | Количество часов по авторской программе | Количество часов по программе МБОУ Синьковской СШ |
| Итого | 102 | 165 |
1. | Из истории русского языка | 1 | 2 |
2. | Повторение изученного | 1 | 2 |
3. | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание | 1 3 | 2 8 |
4. | Простое предложение | 50 | 75 |
5. | Сложное предложение | 23 | 34 |
6. | Предложение с чужой речью | 5 | 8 |
7. | Употребление знаков препинания | 3 | 4 |
8. | Культура речи | 5 | 7 |
9. | Стилистика | 8 | 19 |
10. | Повторение и систематизация Промежуточная аттестация | 2 - | 3 1 |
Целеполагание
Изучение русского языка в образовательной организации направлено на достижение следующих целей:
1)воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
2)совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; 3)развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
4)освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
5)формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию;
-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РФ;
-готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
-развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
-достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выпускник сможет:
• определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
•устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
12.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ):
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций.
Предметные результаты:
Обучающийся на углублённом уровне научится:
–воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
–рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
– анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
–комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
–отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
–выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
– оценивать стилистические ресурсы языка;
–сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
–владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
–соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
–соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно- научной и официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
–совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
–использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
–оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Обучающийся на углублённом уровне получит возможность научиться:-проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
-выделять и описывать социальные функции русского языка;
-проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
-анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
–характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
–проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
–проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
–критически оценивать устный монологический текст и диалогический текст;
–выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
– осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
–использовать языковые средства с учетом вариативности русского языка;
-проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
-редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
-определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.
Содержание
Раздел 1. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание (10 ч)
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Раздел 2. Простое предложение (75 ч)
Предложение. Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения. Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор простого предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Раздел 3. Из истории русского языка (2 ч)
Из истории русского языкознания. М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.
Раздел 4. Сложное предложение (34 ч)
Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки препинания в периоде. Синонимия разных типов сложного предложения.
Раздел 5. Предложения с чужой речью (8 ч)
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Раздел 6.Употребление знаков препинания (4 ч)
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Раздел 7. Культура речи (7 ч)
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи. Норма литературного языка. Типы норм литературного языка. Орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Раздел 8. Стилистика (19 ч)
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи. Текст. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров. Развитие речи. Сочинение-рассуждение публицистического стиля на морально-этическую тему. Разновидовые сочинения и изложения Лингвистический анализ текста. Текст как речевое произведение Смысловая и композиционная целостность текста. Текстоведческий анализ. Анализ синтаксических структур художественного текста.
Раздел 9. Повторение и систематизация (4 ч)
Промежуточная аттестация. Комплексная тематическая систематизация изученного в формате ЕГЭ.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Виды контроля (по необходимости) |
| Итого | 165 | 15 |
1. | Из истории русского языка | 2 | - |
2. | Повторение изученного | 2 | 2(контрольная работа) |
3. | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание | 2 8 | - 1(контрольная работа) |
4. | Простое предложение | 75 | 6(контрольная работа) |
5. | Сложное предложение | 34 | 4(контрольная работа) |
6. | Предложение с чужой речью | 8 | 1(контрольная работа) |
7. | Употребление знаков препинания | 4 | - |
8. | Культура речи | 7 | 1(контрольная работа) |
9. | Стилистика | 19 | - |
10. | Повторение и систематизация Промежуточная аттестация | 3 1 | - 1(контрольная работа) |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Коли чество часов | Дата | Дата коррек тировки(по необходимости) | |
Синтаксис и пунктуация (2 ч) | |||||
1 | Синтаксис. Пунктуация. Основные принципы русской пунктуации. | 1 ч | | | |
2 | Пунктуационный анализ предложения. | 1 ч | | | |
Словосочетание (8 ч) | |||||
3 | Словосочетание как синтаксическая единица. | 1 ч | | | |
4 | Классификация видов словосочетаний. | 1 ч | | | |
5 | Виды синтаксической связи в словосочетании. | 1 ч | | | |
6 | Синтаксический разбор словосочетания. | 1 ч | | | |
7 | Проверочная работа «Синтаксис словосочетания» | 1 ч | | | |
Словосочетание (продолжение) | |||||
8 | Синтаксические нормы управления в словосочетании. | 1 ч | | | |
9 | Синтаксические нормы согласования в словосочетании. | 1 ч | | | |
10 | К\р№1. Контрольная работа «Синтаксис словосочетания» | 1 ч | | | |
Повторение изученного (1 ч) | |||||
11 | Входной контроль. Контрольная работа. | 1 ч | | | |
Простое предложение (75 ч) | |||||
12 | Анализ написания контрольной работы. Предложение как единица синтаксиса. | 1 ч | | | |
13 | Классификация предложений. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. | 1 ч | | | |
14 | Предложения утвердительные и отрицательные. | 1 ч | | | |
15 | Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. | 1 ч | | | |
Повторение изученного (1 ч) | |||||
16 | К/р №2. Контрольный диктант на уровень орфографии и пунктуации. | 1 ч | | | |
Простое предложение (продолжение) | |||||
17 | Подлежащее. Способы выражения подлежащего. | 1 ч | | | |
18 | Сказуемое. Виды сказуемых. Простое глагольное сказуемое. | 1 ч | | | |
19 | Составное глагольное и именное сказуемые. | 1 ч | | | |
20 | РР. Усложнённое изложение с грамматическим заданием. | 1 ч | | | |
21 | Анализ написанного изложения. Синтаксические нормы согласования подлежащего и сказуемого. | 1 ч | | | |
22 | Употребление односоставных предложений в художественной речи. | 1 ч | | | |
Стилистика (19 ч) | |||||
23 | Стилистика.Литературно-художественный стиль речи. Характеристика стиля. | 1 ч | | | |
24 | Стилистический анализ литературно- художественного стиля речи. | 1 ч | | | |
25 | РР. Сочинение - рассуждение с опорой на главную мысль. | 1 ч | | | |
Простое предложение (продолжение) | |||||
26 | Постановка тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 ч | | | |
27 | Комплексный анализ текста «Грамматическая основа предложения» | 1 ч | | | |
28 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 ч | | | |
29 | Полные и неполные предложения. Эллиптические предложения. Тире в неполном предложении. | 1 ч | | | |
Стилистика (продолжение) | |||||
30 | Стилистика. Функциональный стиль. Научный стиль. Виды научных текстов и особенности их оформления. | 1 ч | | | |
31 | Стилистический анализ научного текста. | 1 ч | | | |
Простое предложение (продолжение) | |||||
32 | Соединительное тире. Интонационное тире. | 1 ч | | | |
33 | РР. Выборочное изложение по научной статье. | 1 ч | | | |
34 | Анализ написанного изложения. Синтаксический разбор простого предложения. | 1 ч | | | |
35 | Урок-практикум «Синтаксис простого предложения» | 1 ч | | | |
36 | К\р№3. Контрольная работа «Синтаксис простого предложения». | 1 ч | | | |
Стилистика (продолжение) | |||||
37 | Анализ контрольной работы. Функциональные стили речи. Официально-деловой стиль. | 1 ч | | | |
38 | Стилистика. Виды официально-деловых текстов и особенности их оформления. | 1 ч | | | |
Простое предложение (продолжение) | | ||||
39 | Простое осложнённое предложение. Классификация простого осложнённого предложения. | 1 ч | | | |
40 | Предложения с однородными членами предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 ч | | | |
41 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 ч | | | |
42 | Особенности построения предложений с однородными членами. | 1 ч | | | |
43 | Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. | 1 ч | | | |
44 | Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, приложениях. | 1 ч | | | |
45 | Комплексный анализ текста «Пунктуация при однородных и неоднородных определениях и приложениях». | 1 ч | | | |
46 | Проверочный диктант «Однородные и неоднородные члены предложения». | 1 ч | | | |
47 | Анализ написанного диктанта. Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных неповторяющимися союзами. | 1 ч | | | |
48 | Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных повторяющимися союзами. | 1 ч | | | |
Стилистика (продолжение) | |||||
49 | Стилистика. Функциональные стили речи. Публицистический стиль. Характеристика стиля. | 1 ч | | | |
50 | Стилистика. Знакомство с разновидностью текстов публицистического стиля (статья, заметка, аннотация). | 1 ч | | | |
51 | Стилистика. Структура и особенности разновидностей публицистического стиля (отзыв, рецензия, эссе). | 1 ч | | | |
Простое предложение (продолжение) | |||||
52 | Обобщающие слова при однородных членах. | 1 ч | | | |
53 | РР. Сочинение-рецензия по материалам литературного текста. | 1 ч | | | |
54 | Грамматические ошибки при построении предложений с однородными членами. | 1 ч | | | |
55 | Урок обобщения «Пунктуация в предложениях с однородными членами» | 1 ч | | | |
56 | К\р№4. Контрольная работа «Однородные и неоднородные члены предложения». | 1 ч | | | |
57 | Анализ контрольной работы. Предложения с однородными членами как средство выразительности речи. | 1 ч | | | |
Простое предложение (продолжение) | |||||
58 | Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. | 1 ч | | | |
59 | Согласованные определения | 1 ч | | | |
60 | Случаи обособления и необособления согласованных определений. | 1 ч | | | |
61 | Несогласованные определения | 1 ч | | | |
62 | Синтаксис несогласованных определений | 1 ч | | | |
63 | Практикум «Согласованные и несогласованные определения» | 1 ч | | | |
Стилистика (продолжение) | |||||
64 | Стилистика. Функциональные стили речи. Разговорный стиль. | 1 ч | | | |
65 | Стилистика. Некоторые жанры разговорного стиля речи (беседа, дневниковые записи, эпистолярный жанр). | 1 ч | | | |
Простое предложение (продолжение) | |||||
66 | Обособленные приложения. | 1 ч | | | |
67 | Пунктуация при обособленных приложениях. | 1 ч | | | |
68 | Обособленные приложения в художественной речи. | 1 ч | | | |
69 | Промежуточный контроль. Контрольная работа. | 1 ч | | | |
70 | РР. Эссе «Меткий и выразительный русский язык» | 1 ч | | | |
71 | Анализ написанного эссе. Обособленные обстоятельства. | 1 ч | | | |
72 | Случаи необособления деепричастных оборотов. | 1 ч | | | |
73 | Обособленные обстоятельства, выраженные другими частями речи. | 1 ч | | | |
74 | Грамматические ошибки при употреблении приложений, при построении причастных и деепричастных оборотов. | 1 ч | | | |
75 | Лингвистический анализ «Употребление обособленных обстоятельств в художественной речи» | 1 ч | | | |
76 | Урок-практикум «Пунктуация при обособленных определениях, приложениях, обстоятельствах». | | | | |
Стилистика (продолжение) | |||||
77 | Функционально-смысловые типы речи. Повествование. | 1 ч | | | |
78 | Стилистика. Практикум по составлению текста повествовательного типа. | 1 ч | | | |
Простое предложение (продолжение) | |||||
79 | Обособленные дополнения. | 1 ч | | | |
80 | Функционирование обособленных дополнений в художественной речи. | 1 ч | | | |
81 | Урок обобщения «Обособленные члены предложения» | 1 ч | | | |
82 | К\р№5. Контрольная работа: «Простое осложнённое предложение» | 1 ч | | | |
83 | Комплексный анализ текста «Синтаксис простого осложнённого предложения». | 1 ч | | | |
Стилистика (продолжение) | |||||
84 | Стилистика. Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение. Типологическая структура рассуждения. | 1ч | | | |
85 | РР. Построение сочинения-рассуждения по заданной теме. | 1 ч | | | |
Простое предложение (продолжение) | |||||
86 | Уточняющие члены предложения. Обособление уточняющих членов предложения. | 1 ч | | | |
87 | Пояснительные члены предложения. Обособление пояснительных членов предложения. | 1 ч | | | |
88 | Присоединительные члены предложения. Обособление присоединительные членов предложения. | 1 ч | | | |
89 | Самостоятельная работа «Пунктуация при уточнении, пояснении, присоединении». | 1 ч | | | |
90 | Знаки препинания при сравнительном обороте. | 1 ч | | | |
История русского языкознания (2 ч) | |||||
91 | Вклад в русистику М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, Ф.Буслаева, В.И.Даля, Я.К. Грота. | 1 ч | | | |
92 | Научные труды в области русского языкознания | 1 ч | | | |
Простое предложение (продолжение) | |||||
93 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | 1 ч | | | |
94 | Пунктуация при обращении. | 1 ч | | | |
95 | Лингвистический анализ текста с обращениями. | 1 ч | | | |
96 | Вводные конструкции. Классификация вводных конструкций. | 1 ч | | | |
97 | Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. | 1 ч | | | |
98 | Вставные конструкции. Классификация вставных конструкций. | 1 ч | | | |
99 | Знаки препинания при вставных конструкциях. | 1 ч | | | |
100 | Практическая работа: «Знаки препинания с осложнением обращением, вводными и вставными конструкциями». | 1 ч | | | |
101 | Междометия и звукоподражательные слова. Пунктуация в предложениях с междометием. | 1 ч | | | |
102 | Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. | 1 ч | | | |
103 | Урок-семинар «Функционирование обращений, вводных и вставных конструкций, междометий в текстах». | 1 ч | | | |
104 | К\р№6. Контрольная работа: «Синтаксис простого предложения». | 1 ч | | | |
105 | Анализ контрольной работы. Комплексный анализ текста «Осложнённое предложение». | 1 ч | | | |
Стилистика (продолжение) | |||||
106 | Стилистика. Функционально-смысловые типы речи. Описание. Типологическая структура описания. | 1 ч | | | |
107 | РР. Построение сочинения – описания по заданной структуре и композиции. | 1 ч | | | |
Сложное предложение (34 ч) | |||||
108 | Понятие о сложном предложении. Классификация сложных предложений. | 1 ч | | | |
109 | Сложносочинённое предложение. Виды отношений в сложносочинённом предложении. | 1 ч | | | |
110 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | 1 ч | | | |
111 | Синтаксический разбор сложносочинённого предложения | 1 ч | | | |
112 | Комплексный анализ текста «Функционирование сложносочинённых предложений в рассказе Андреева «Вор». | 1 ч | | | |
113 | Пунктуация в сложносочинённом предложении с общим второстепенным членом. | 1 ч | | | |
114 | Проверочная работа «Пунктуация в сложносочинённом предложении» | 1 ч | | | |
115 | К\р№7. Контрольный диктант: «Сложносочинённое предложение» | 1 ч | | | |
116 | Анализ контрольного диктанта. Грамматические ошибки при построении сложносочинённого предложения. | 1 ч | | | |
Стилистика (продолжение) | |||||
117 | К\р№8. Контрольный стилистическо-типологический анализ текста. | 1 ч | | | |
Сложное предложение (продолжение) | |||||
118 | Анализ контрольной работы. Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | 1 ч | | | |
119 | Пунктуация в сложноподчинённом предложении. | 1 ч | | | |
120 | Сложноподчинённое предложение с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | 1 ч | | | |
121 | Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным. | 1 ч | | | |
122 | Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. | 1 ч | | | |
123 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. | 1 ч | | | |
124 | Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными. | 1 ч | | | |
125 | Комплексная самостоятельная работа: «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными». | 1 ч | | | |
126 | К\р№9. Контрольная работа: «Синтаксис сложноподчинённого предложения» | 1 ч | | | |
127 | Анализ контрольной работы. Грамматические ошибки при построении сложноподчинённого предложения. | 1 ч | | | |
Сложное предложение (продолжение) | |||||
128 | Бессоюзное сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления. Постановка запятой и точки с запятой. | 1 ч | | | |
129 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением причины, пояснения, дополнения. | 1 ч | | | |
130 | РР. Подробное изложение по тексту научно-популярной статьи. | 1 ч | | | |
131 | Анализ изложения. Стилистические фигуры речи в сложных предложениях. | 1 ч | | | |
132 | Тире в бессоюзном сложном предложении со значением противопоставления, времени, условия, следствия и сравнения. | 1 ч | | | |
133 | Комплексный анализ текста «Синтаксис бессоюзного сложного предложения» | 1 ч | | | |
134 | К\р№10. Контрольная работа: «Синтаксис бессоюзного сложного предложения» | 1 ч | | | |
135 | Интегрированный урок русского языка и литературы по теме: «Повторение синтаксиса и пунктуации на материале рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки». | 1 ч | | | |
136 | Понятие о многочленных сложных предложениях. | 1 ч | | | |
137 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. | 1 ч | | | |
138 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | 1 ч | | | |
139 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. | 1 ч | | | |
Сложное предложение (продолжение) | |||||
140 | Период. Знаки препинания в периоде. | 1 ч | | | |
141 | Сложное синтаксическое целое и абзац. | 1 ч | | | |
142 | К\р№11. Контрольная работа: «Синтаксис сложного предложения». | 1ч | | | |
Предложение с чужой речью (8 ч) | |||||
143 | Анализ контрольной работы. Предложения с чужой речью. | 1 ч | | | |
144 | Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь и несобственно-прямая речь. | 1 ч | | | |
145 | Знаки препинания при прямой речи. | 1 ч | | | |
146 | Знаки препинания при диалоге. | 1 ч | | | |
147 | РР.Сочинение-рассуждение публицистического стиля на морально-этическую тему. | 1 ч | | | |
148 | Анализ сочинения. Цитирование. Знаки препинания при цитатах. | 1 ч | | | |
149 | Урок- семинар «Функционирование предложений с чужой речью и цитат в художественно-литературном стиле речи» | 1 ч | | | |
150 | К\р№12.Контрольно-практическая работа: «Знаки препинания в предложениях с чужой речью» | 1 ч | | | |
Употребление знаков препинания (4 ч) | |||||
151 | Анализ контрольной работы. Сочетание знаков препинания. | 1 ч | | | |
152 | РР. Сочинение- рецензия по просмотренному кинофильму (спектаклю). | 1 ч | | | |
153 | Факультативные знаки препинания. | 1 ч | | | |
154 | Авторская пунктуация. | 1 ч | | | |
Повторение и систематизация (4 ч) | |||||
155 | К\р№13. Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | 1 ч | | | |
Культура речи (7 ч) | |||||
156 | Язык и речь. Правильность речи. Норма литературного языка. Орфографические, пунктуационные и синтаксические нормы. | 1 ч | | | |
157 | Норма литературного языка. Пунктуационные и синтаксические нормы. | 1 ч | | | |
158 | Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические. | 1 ч | | | |
159 | Нормы литературного языка: словообразовательные, лексические, стилистические. | 1 ч | | | |
160 | К\р№14. Контрольная работа «Нормированность русского литературного языка». | 1 ч | | | |
161 | Анализ контрольной работы.Качества хорошей речи. Виды и роды ораторского красноречия. | 1 ч | | | |
162 | РР. Составление текста для публичного выступления (в форме хрии): «Цените ли вы так русский язык, как ценю его я?» | 1 ч | | | |
Повторение и систематизация (продолжение) | |||||
163 | К\р№15. Контрольный диктант на уровень орфографии и пунктуации. | 1 ч | | | |
164 165 | Анализ контрольного диктанта. Особенности синтаксиса и пунктуации в художественных произведениях. | 1 ч 1 ч | | |
1 Программа к учебнику «Русский язык». 10-11 классы»/ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. М.: ООО «Русское слово-учебник», 2019.