Авторский альбом для автоматизации звука [Р] в игровых упражнениях для детей с ТНР «Приключения Робота Ромы»

24
19
Материал опубликован 17 January 2019 в группе

Всероссийский конкурс для педагогов коррекционных классов «Задание по коррекции ограничений возможностей здоровья ребёнка»

Авторский альбом для автоматизации звука [Р] в игровых упражнениях для детей с ТНР

«Приключения Робота Ромы»

Пояснительная записка.

Данный коррекционно-развивающий альбом разработан в целях оказания логопедической помощи детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеющими тяжелые речевые нарушения. В альбоме представлена система игр и игровых упражнений по автоматизации звука [Р]. Пособие содержит 24 развивающих задания, направленных на коррекцию ограничений возможностей здоровья ребёнка, объединенных в систему игр и упражнений на автоматизацию звука [Р]. Занимательно-игровой характер игр и упражнений повышает речевую мотивацию у детей с ОВЗ и позволяет превратить однообразную и монотонную работу по автоматизации звука в интересное, развивающее занятие. А включение заданий направленных на совершенствование мелкой моторики пальцев рук, графических навыков и коррекцию познавательных процессов позволяет повысить уровень развития памяти, внимания, мышления детей с ОВЗ и тем самым увеличить эффективность логопедической работы.

Все игры и упражнения связаны одной сюжетной линией. Забавный робот Рома попадает в различные трудные, но веселые ситуации и просит детей ему помочь в их решении. Вместе с детьми робот учиться произносить звук [Р] и преодолевать сложности.

Цель коррекционно-развивающего альбома: автоматизация звука [Р] (от этапа изолированного произнесения звука до введения его в самостоятельную связную речь).

Задачи:

Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов.

Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях, связной речи.

Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений.

Профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта.

Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.

Профилактика нарушений письменной речи.

Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.

Коррекционные приемы: ведущим методом при использовании данного альбома в работе учителя-логопеда является игровой метод, предполагающий использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Имеются упражнения творческого характера.

При работе с альбомом потребуются фломастеры и губка-стиратель для маркерной доски или упаковка влажных салфеток. Возможно использование мелких объемных или плоских игрушек, крупных фигурных пуговиц, счетных палочек, фишек.

Данное пособие можно использовать как при индивидуальной работе, так и при работе с небольшими группами по 2-3 ребенка.

Рекомендуемый возраст: дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющие тяжелые речевые нарушения.

Содержание альбома:

Инструкция для педагога (ст. 3)

Артикуляционная гимнастика (ст. 4 – 6)

Карточки с картинками для артикуляционных упражнений, характеристика каждого упражнения и методические рекомендации к ним. Упражнения подобранны с учетом направленности на подготовку артикуляционного аппарата ребенка к произнесению звука [Р].

 

Игры и упражнения на автоматизацию изолированного звука [Р], и введение звука в слоги: «Робот Рома едет на машине», «Робот Рома в цирке», «Песенки» (ст. 7-8).

Игры на автоматизацию звука [Р] в словах в разных позициях (начало, конец, середина слова). Игры «Лабиринт» (ст. 10-12).

Игра «Четвертый лишний». Автоматизация звука [Р] в словах, закрепление навыка использования в речи обобщающих слов, развитие внимания, мышления (ст.13-14).

Игра «Рома рыболов». Автоматизация звука [Р] в словах, дифференциация [Р-Л], совершенствование фонематического слуха, мелкой моторики (ст. 15).

Игровое упражнение «Найди тень предмета». Автоматизация звука [Р], развитие восприятия, внимания, мелкой моторики (ст.16).

Игра «Мечтатели». Введение звука [Р] во фразовую речь, отработка грамматики (ст.17).

Игра «Путаница». Автоматизация звука [Р] в словах и фразах. Совершенствование внимания, мышления (ст. 18).

Игра «Картинное поле». Автоматизация звука [Р], пополнение словарного запаса, формирование умения ориентироваться на горизонтальной поверхности, отработка грамматических категорий, развитие внимания, мышления, памяти (ст. 19).

Игра «Кубики». Дифференциация звуков [Р-Л], развитие внимания, мышления, фонематического восприятия, мелкой моторики (ст. 20).

Игра «Уборка». Автоматизация и дифференциация звуков [Р-Л] в словах, формирование навыка ориентировки в пространстве, развитие мелкой моторики (ст. 21-22).

Игра «Рома-художник». Автоматизация звука [Р] во фразовой речи, развитие внимания, мышления, воображения, творчества, связной речи (ст.24)

Игра «Составь предложение». Автоматизация звука [Р] во фразовой речи, развитие мышления, фантазии, творчества. (ст. 25).

Игровое упражнение «Сложи робота». Автоматизация звука [Р] во фразовой речи, совершенствование мелкой моторики пальцев рук, развитие памяти, внимания, мышления(ст. 26).

Скороговорка. Автоматизация звука [Р] в скороговорке, совершенствование памяти. ( ст. 27).

Игра «Веселый поезд». Автоматизация звука, отработка понятий «дикие-домашние» животные, формирование навыка деления слов на слоги. (ст. 28)

Игра «Воздушные шары». Отработка навыка чтения слогов с буквой Р, развитие мелкой моторики, фантазии. (ст. 29)

Игра «Слоговое лото». Развитие мышления, внимания, совершенствования навыка осознанного чтения, мелкой моторики. (ст. 30)

Игровое упражнение «Подбери слова». Автоматизация звука [Р], чтение слогов с буквой Р, развитие фонематического восприятия, малкой моторики. (ст. 31)

Данное пособие использую в своей работе уже четвертый год. Дети полюбили игры с веселым роботом Ромой. Занятия с использованием данного альбома проходят более увлекательно для детей и эффективно, повышается мотивационная заинтересованность.

(Все страницы альбома за ламинированы, что позволяет производить его санитарную обработку).

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Какое замечательное пособие! Смотришь и думаешь, аааа легко сделать, а на самом то деле.... продумать что и как, подобрать материал, картинки, все набрать, распечатель, заламинировать, сброшуровать. Сколько времени и сил вы потратили? Какая вы молодчинка!

18 January 2019

Огромное спасибо за "теплые" слова!!!

18 January 2019

Супер!!! Так красиво, эстетично, грамотно, удобно и увлекательно. Весь необходимый материал под рукой. Детей наверно не оторвать от альбома. Молодец.

22 January 2019

Огромное спасибо!!!

23 January 2019

Хорошее пособие. Но порой так хочется на каком-нибудь занятии вытащить листочик и прикрепить, например, на доску. Поэтому я теперь стараюсь собирать материал в паки на кольцах, чтобы он был разборный.

23 January 2019

Спасибо, Светлана!!! А альбомов на кольцах у меня много, вот ссылочка на мой канал в ютубе, посмотрите, может что-то заинтересует https://www.youtube.com/channel/UC5V37urZ7qRl5RzgkuwnJBw/videos?view_as=subscriber

23 January 2019

спасибо за ссылочку! Есть очень интересные идея. Утянула к себе.

24 January 2019

Спасибо, Светлана!!!

24 January 2019

Поздравляю с победой!

25 February 2019

ЕКАТЕРИНА ВИТАЛЬЕВНА, С ПОБЕДОЙ!!!!!! БЛАГОДАРЮ ЗА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ!!!!!!!!!!!!!!!!

25 February 2019

Огромное спасибо, Ирина Михайловна. В этом конкурсе участвовала с большим удовольствием!!!

25 February 2019

Екатерина Витальевна, пришлите в личку Ваш почтовый адрес! Отправлю призы незамедлительно!!!!!!

25 February 2019
Ответ для

Еще раз огромное Вам спасибо!!! Координаты отправила.)

25 February 2019
Ответ для

Увидела!!!!

25 February 2019

Поздравляю Вас с победой!

25 February 2019

Большое спасибо!!!

25 February 2019

Очень понравилась ваша работа, спасибо!

2 April 2020

Вам спасибо, Наталья Михайловна, за отзыв!!!

3 April 2020