Авторский педагогический проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с исторической достопримечательностью г. Бор — Мухинским озером»
Авторский педагогический проект.
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с исторической достопримечательностью г.Бор – Мухинским озером»
База реализации проекта:
Воспитанники подготовительной группы
МБДОУ детского сада №3 «Улыбка»
Разработчик:
Педагог-психолог Гладышева М.Д.
Актуальность темы
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается исторической достопримечательности города Бор – Мухинскому озеру, расположенной рядом с МБДОУ детским садом №3 «Улыбка».
Проблема
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, природой и т.п.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Концептуальные основы проекта.
«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Бором в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Цель проекта:
- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю, его природе.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники проекта
Дети 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта
1 год
Принципы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий минимузей, подобран материал о городе Боре и Нижегородском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации .
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеем города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Бора.
Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Бора, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение
Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап – подготовительный. Рождение проблемы.
Беседа с детьми о том, что они знают о расположенном неподалеку от детского сада озере. Кто из детей гуляли с родителями возле водоема? Что известно о его истории?
Выяснилось, что многие дети никогда не были на озере. И почти ничего не знают о его прошлом и настоящем.
II этап - основной, включает в себя: Поиск способов решения проблемы. Составление плана действий.
Воспитатель предложила детям обсудить, где они могут найти информацию о историческом месте города Бор – Мухинском озере?
Дети решили обратиться за помощью к родителям. Предложили так же найти информацию: в интернете, в книгах.
Педагог дала воспитанникам задание: расспросить родителей о том, что они знают об озере, принести семейные фотографии, и наметила план мероприятий.
1.Рассматривание иллюстраций, фотографий Мухинского озера, историческая справка.
Цель. Привлечь внимание детей к озеру. Показать его красоту, необычность, заинтересовать.
2. Посещение – экскурсия к Мухинскому озеру.
Цель. Дать детям понятие о том, что природу нужно защищать. Привлечь родителей к совместной работе с педагогами по организации субботника по уборке территории Мухинского озера. совместные мероприятия с семьями воспитанников.
Акция по уборке территории вокруг Мухинского озера.
Цель: привлечь общественность к проблеме Мухинского озера.
Коллаж с семейными фотографиями «Экскурсия на озеро».
Цель. Привлечь родителей к активным формам совместной деятельности с детьми. Ориентировать на организацию прогулок и экскурсий по родному городу.
Дидактические игры: «Люби и знай, свой край», «Назови памятные места Бора», «Угадай-ка».
Цель. Обогащать ум ребенка знаниями о природе родного края. Развивать наблюдательность, внимание, память. Воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к родной природе, бережное отношение.
Игры: «Разведчики-следопыты», «Поездки и путешествия».
Цель. Учить детей изучать и составлять различные карты, схемы, уметь их читать. Развивать абстрактное мышление, учить ориентироваться в пространстве.
Чтение стихов Борских авторов о природе, родном городе.
Цель. Познакомить детей с творчеством Борских поэтов. Показать красоту родного края. Вызвать желание запомнить поэтические строки о родном Боре.
Отгадывание загадок о природе.
Цель. Учить отгадывать загадки. Развивать память, воображение, мышление.
Работа с альбомом «Пословицы о воде».
Цель. Познакомить с народной мудростью.
Рисование «Мухинское озеро».
Цель. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие, творческое самовыражение детей. Учить видеть красоту природы Мухинского озера, его неповторимость.
III этап - итоговый, включает в себя:
Выставка рисунков «Мухинское озеро – историческая достопримечательность г. Бор».
Цель. Познакомить родителей с творчеством детей.
Конкурс макетов среди семей воспитанников на тему: Мухинского озера
Цель. Использовать макеты исторических достопримечательностей для дальнейшей работы по ознакомлению детей с родным краем.
Презентация этапов проекта. Вручение детям значков «Юные краеведы»
Цель: пропаганда изучения исторических достопримечательностей для привлечения интереса остальных дошкольников.
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.
Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Бора доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Информация о достопримечательности г. Бор – Мухинском озере.
Сейчас речь пойдет о старейшей исторической достопримечательности борской земли – Мухинском озере. В последние годы экологическое состояние озера, стало неблагоприятным. Произошло это потому, что значение озера в городе как важного природного объекта в должной мере не оценивалось. Восстанавливать водоемы и возвращать им жизнь – не простая работа и порой ювелирная. Мухинское озеро необходимо не только возродить, но и все время поддерживать его чистоту и экологию. Ведь озеро – наше историческое прошлое.
Любой край, область, город неповторимы. В каждом месте своя природа, история, традиции. Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным прошлым своей родины. Задача педагога – расширить круг представлений о родном крае, дать доступные детям исторические сведения, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Актуальность проблемы заключается еще и в том, что современные дети мало знают о родном городе. Поэтому необходимо как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному краю, вызвать желание заботиться об окружающей природе.
Наше учреждение находится рядом с историческим местом – Мухинским озером. Для ознакомления с ним был разработан проект по ознакомлению старших дошкольников с историческими достопримечательностями г. Бор, а именно с Мухинским озером.
Вода – удивительное явление, живой организм со своей памятью, привычками и характером. Как и другие живые организмы, вода рождается, изменяется, живет и умирает. Старинные русские обычаи, обряды и праздники в большинстве своем связаны с водой. Поселения людей издавна старались расположить на берегах рек, озер, водоемов.
Примерно около 100 лет назад на рыночную площадь г. Бор сходились земли трех сел – Бора, Мухина и Кононова. В те времена на берегах Мухинского озера стояли две церкви – Успенская и Ильинская. Существует мнение, что Мухинское озеро фрагмент старого русла Волги. В давние времена Волга по какой-то причине изменила свое течение, а на память о ней осталось Мухинское озеро – настоящий памятник старины.
Когда-то это было красивейшее место борской земли. Глубокое, широкое, полноводное, вдоль него были посажены березовые аллеи, стояли рядами дома. Неподалеку располагалась Базарная площадь. Здесь постоянно велась торговля и два раза в год устраивались большие ярмарки. Бор в то время представлял собой крупное торговое село, где были широко представлены валяльный и кузнечный промыслы.
Именно здесь, на берегу Мухинского озера, в одном из домов, который принадлежал приказчику семьи Муравьевых, провел несколько месяцев декабрист Никита Муравьев. В своих письмах он писал, что окна его выходят на деревенскую улицу и окруженное деревьями озеро.
К сожалению, сейчас это прекраснейшее место переживает не самые благоприятные времена. В наших силах помочь возрождению замечательнейшему историческому месту нашей малой Родины.
Разработанный нами проект по ознакомлению дошкольников с Мухинским озером осуществляет комплексный подход к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю, его природе.
Используемая литература:
«Нижегородская правда» №94 от 01.09.2011г.
Детский сад - эталон экологической культуры // Вестник экологического образования в России. – 2004. - N 2.
Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 7.
Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2008. - N 2.
Николаева С. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. – 1998. - N 5.
Павлова Л. Ю. Экологическое воспитание: практическая деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2004. - N 1.