12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Гладышева Мария Дмитриевна20
1

Авторский педагогический проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с исторической достопримечательностью г.Бор – Мухинским озером»

Авторский педагогический проект.

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с исторической достопримечательностью г.Бор – Мухинским озером»

База реализации проекта:

Воспитанники подготовительной группы

МБДОУ детского сада №3 «Улыбка»

Разработчик:

Педагог-психолог Гладышева М.Д.

Актуальность темы

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается исторической достопримечательности города Бор – Мухинскому озеру, расположенной рядом с МБДОУ детским садом №3 «Улыбка».

Проблема

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, природой и т.п.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Концептуальные основы проекта.

«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Бором в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Цель проекта:

- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю, его природе.

Задачи проекта:

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.


 

Участники проекта

Дети 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта

1 год

Принципы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий минимузей, подобран материал о городе Боре и Нижегородском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации .

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеем города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Бора.

Прогнозируемый результат.

- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Бора, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап – подготовительный. Рождение проблемы.

Беседа с детьми о том, что они знают о расположенном неподалеку от детского сада озере. Кто из детей гуляли с родителями возле водоема? Что известно о его истории?

Выяснилось, что многие дети никогда не были на озере. И почти ничего не знают о его прошлом и настоящем.

II этап - основной, включает в себя: Поиск способов решения проблемы. Составление плана действий.

Воспитатель предложила детям обсудить, где они могут найти информацию о историческом месте города Бор – Мухинском озере?

Дети решили обратиться за помощью к родителям. Предложили так же найти информацию: в интернете, в книгах.

Педагог дала воспитанникам задание: расспросить родителей о том, что они знают об озере, принести семейные фотографии, и наметила план мероприятий.

1.Рассматривание иллюстраций, фотографий Мухинского озера, историческая справка.

Цель. Привлечь внимание детей к озеру. Показать его красоту, необычность, заинтересовать.

2. Посещение – экскурсия к Мухинскому озеру.

Цель. Дать детям понятие о том, что природу нужно защищать. Привлечь родителей к совместной работе с педагогами по организации субботника по уборке территории Мухинского озера. совместные мероприятия с семьями воспитанников.

Акция по уборке территории вокруг Мухинского озера.

Цель: привлечь общественность к проблеме Мухинского озера.

Коллаж с семейными фотографиями «Экскурсия на озеро».

Цель. Привлечь родителей к активным формам совместной деятельности с детьми. Ориентировать на организацию прогулок и экскурсий по родному городу.

Дидактические игры: «Люби и знай, свой край», «Назови памятные места Бора», «Угадай-ка».

Цель. Обогащать ум ребенка знаниями о природе родного края. Развивать наблюдательность, внимание, память. Воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к родной природе, бережное отношение.

Игры: «Разведчики-следопыты», «Поездки и путешествия».

Цель. Учить детей изучать  и составлять  различные  карты, схемы, уметь  их читать. Развивать  абстрактное мышление, учить ориентироваться в пространстве.

Чтение стихов Борских авторов о природе, родном городе.

Цель. Познакомить детей с творчеством Борских поэтов. Показать красоту родного края. Вызвать желание запомнить поэтические строки о родном Боре.

Отгадывание загадок о природе.

Цель. Учить отгадывать загадки. Развивать память, воображение, мышление.

Работа с альбомом «Пословицы о воде».

Цель. Познакомить с народной мудростью.

Рисование «Мухинское озеро».

Цель. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие, творческое самовыражение детей. Учить видеть красоту природы Мухинского озера, его неповторимость.


 

III этап - итоговый, включает в себя:

Выставка рисунков «Мухинское озеро – историческая достопримечательность г. Бор».

Цель. Познакомить родителей с творчеством детей.

Конкурс макетов среди семей воспитанников на тему: Мухинского озера

Цель. Использовать макеты исторических достопримечательностей для дальнейшей работы по ознакомлению детей с родным краем.

Презентация этапов проекта. Вручение детям значков «Юные краеведы»

Цель: пропаганда изучения исторических достопримечательностей для привлечения интереса остальных дошкольников.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Бора доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Жемчужина земли Борской.

Информация о достопримечательности г. Бор – Мухинском озере.

Сейчас речь пойдет о старейшей исторической достопримечательности борской земли – Мухинском озере. В последние годы экологическое состояние озера, стало неблагоприятным. Произошло это потому, что значение озера в городе как важного природного объекта в должной мере не оценивалось. Восстанавливать водоемы и возвращать им жизнь – не простая работа и порой ювелирная. Мухинское озеро необходимо не только возродить, но и все время поддерживать его чистоту и экологию. Ведь озеро – наше историческое прошлое.

Любой край, область, город неповторимы. В каждом месте своя природа, история, традиции. Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным прошлым своей родины. Задача педагога – расширить круг представлений о родном крае, дать доступные детям исторические сведения, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Актуальность проблемы заключается еще и в том, что современные дети мало знают о родном городе. Поэтому необходимо как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному краю, вызвать желание заботиться об окружающей природе.

Наше учреждение находится рядом с историческим местом – Мухинским озером. Для ознакомления с ним был разработан проект по ознакомлению старших дошкольников с историческими достопримечательностями г. Бор, а именно с Мухинским озером.

Вода – удивительное явление, живой организм со своей памятью, привычками и характером. Как и другие живые организмы, вода рождается, изменяется, живет и умирает. Старинные русские обычаи, обряды и праздники в большинстве своем связаны с водой. Поселения людей издавна старались расположить на берегах рек, озер, водоемов.

Примерно около 100 лет назад на рыночную площадь г. Бор сходились земли трех сел – Бора, Мухина и Кононова. В те времена на берегах Мухинского озера стояли две церкви – Успенская и Ильинская. Существует мнение, что Мухинское озеро фрагмент старого русла Волги. В давние времена Волга по какой-то причине изменила свое течение, а на память о ней осталось Мухинское озеро – настоящий памятник старины.

Когда-то это было красивейшее место борской земли. Глубокое, широкое, полноводное, вдоль него были посажены березовые аллеи, стояли рядами дома. Неподалеку располагалась Базарная площадь. Здесь постоянно велась торговля и два раза в год устраивались большие ярмарки. Бор в то время представлял собой крупное торговое село, где были широко представлены валяльный и кузнечный промыслы.

Именно здесь, на берегу Мухинского озера, в одном из домов, который принадлежал приказчику семьи Муравьевых, провел несколько месяцев декабрист Никита Муравьев. В своих письмах он писал, что окна его выходят на деревенскую улицу и окруженное деревьями озеро.

К сожалению, сейчас это прекраснейшее место переживает не самые благоприятные времена. В наших силах помочь возрождению замечательнейшему историческому месту нашей малой Родины.

Разработанный нами проект по ознакомлению дошкольников с Мухинским озером осуществляет комплексный подход к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю, его природе.

Используемая литература:

«Нижегородская правда» №94 от 01.09.2011г.

Детский сад - эталон экологической культуры // Вестник экологического образования в России. – 2004. - N 2.

Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 7.

Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2008. - N 2.

Николаева С. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. – 1998. - N 5.

Павлова Л. Ю. Экологическое воспитание: практическая деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2004. - N 1.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.