Статья «Общая характеристика этикета как важной части поведенческой культуры в современном обществе»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТИКЕТА
КАК ВАЖНОЙ ЧАСТИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Чаушник Людмила Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ№15 им.В.П.Михалько,
МО Гулькевичский район, Краснодарский край
Аннотация. В статье рассматривается сущность основных понятий поведенческой культуры таких, как обычаи, традиции, нравы, порядки, этикет, представлены способы речевого выражения вежливости (лексические и грамматические средства), устойчивые формулы общения (единицы речевого этикета).
Ключевые слова: этикет, поведение, ритуал, церемониал, обычай, традиция, привычка, вежливость.
Приступая к рассмотрению этикета, необходимо выяснить сущность основных понятий поведенческой культуры.
Поведение - это образ жизни и действий, формируемый на основе нравов, обычаев, традиций и привычек. Различают поведение бытовое, преследующее прагматические цели и не имеющее никакого символического значения, и ритуализованное, содержащее определенные символы. Ритуализованное поведение является важной составляющей поведенческой культуры.
Ритуал - это порядок обрядовых действий религиозного или гражданского акта. Обряды как совокупность установленных обычаем действий, воплощающих религиозные представления и бытовые традиции, постоянно сопровождали жизнь русского человека. Нередко ритуалом называли различные церемониалы, например ритуал приема послов или похоронный ритуал. Под церемониалом понимается определенный ход церемонии, ее распорядок. Сама же церемония означает установленный порядок совершения какого-либо события.
Под понятием нрав подразумеваем характер, присущий человеку. На Руси говорили: «Нравом хорош, да норовом негож». Нравы присущи не только отдельному человеку, но и целому сообществу людей. Основаны нравы на исторических, национальных, психологических, социальных и культурных особенностях развития.
Стереотипный способ поведения, стихийно передаваемый из поколения в поколение, который складывается под воздействием постоянно повторяющихся ситуаций и требует от человека однотипных поступков во всех сферах деятельности, называется обычаем. Например, с далеких времен у многих народов существовал обычай гостеприимства. Древние славяне с радостью встречали любого человека и угощали его (неимущему даже разрешалось украсть еду у соседа). Хозяин дома обязан был создать условия безопасности для гостя, в противном же случае его ожидала месть соседей. Обычай почитания старших с древности выражался в уважении к ним, в требовании не перебивать старшего, прислушиваться к его совету, предлагать ему везде и всюду лучшее, почетное место. Таким образом, молодое поколение, не знавшее жизни, принимало на себя опыт старших. О неуклонном соблюдении обычаев свидетельствует русская поговорка: «Обычай не клетка - не переставишь».
Отличающийся особой устойчивостью обычай становится традицией. Общество, получив традиции от предыдущего поколения, сознательно стремится к их сохранению и бережно к ним относится. Например, в традиции древних славян были пиры-братчины, устраиваемые в честь богов. На братчины как бы приглашали богов, чтобы они становились сотрапезниками людей. Эта традиция в несколько измененном виде перешла и в христианство: на праздник русский человек обязательно приглашал к столу близких, а первое слово говорил в благодарность богу: «Даст бог день, даст бог и пищу». На Руси долгое время сохранялась традиция празднования дня ангела, почитаемого защитником человека, данным ему от бога. Отмечая празднование Нового года, мы соблюдаем традицию, заведенную в нашей стране с начала XVIII в. Соблюдение традиций упорядочивает нашу жизнь и сохраняет преемственность развития, утверждая единство прошлого и настоящего как неразрывный процесс.
Привычка - сложившийся способ поведения, ставший для человека обычным и постоянным. По привычке человек механически совершает то или иное действие, не задумываясь над тем, надо ли его выполнять и как это следует делать. «Привычку, не рукавичку, - говорили в народе, - не повесишь на спичку». Через привычку человек не только реализует себя, но и раскрывает свою сущность. Недаром говорят: «Привычка - вторая природа».
Во второй половине XVIII в. в России получило распространение новое понятие поведенческой культуры - этикет, который определялся как соблюдение порядка поведения, построенного на благопристойности, учтивости и приятности обхождения.
Российский этикет складывался как своеобразное сочетание русских обычаев и традиций с европейскими поведенческими правилами.
Современное понимание слова этикет близко к первоначальному и означает установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека.
«Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)».
Профессор-лингвист Н.И.Формановская дает такое определение речевого этикета: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности».
Таким образом, этикет как органическая часть поведенческой культуры, является порядком поведения, установленным обществом или социальной группой внутри себя. Различные национальные и социальные группы вырабатывают свои правила поведения, вносят свой колорит в общепринятые поведенческие принципы.
Одним из показателей усвоения этикета является формирование вежливости. Вежливость - это изящество и приветливость в обращении с людьми, любезность, сочувствие.
Вежливость - есть искусство выражать внешними знаками внутреннее уважение, которое мы питаем к тому или другому лицу. Настоящая вежливость - без лукавства и ехидства. Она основана на искренности, внушаема сердцем.
Настоящая вежливость полна добродушия. Она проявлялся в готовности способствовать счастью ближнего и в заботливом старании избегать всего того, что могло бы его огорчить. Не менее доброты свойственна ей и признательность: она охотно признает добрые дела.
Хорошо воспитанные люди приветливы, обеспечивают себе уважение других простым умением внимательно выслушать то, что им говорят или рассказывают. Они терпеливы, снисходительны и одарены искусством воздерживаться от резких суждений.
В некоторых языках (японском, корейском) существует категория вежливости, грамматически оформленная. В русском языке такого грамматического показателя вежливости нет, но способов речевого выражения вежливости несколько и все они связаны с формулами речевого этикета, обусловлены его функциями. Назовем способы речевого выражения вежливости.
Лексические средства вежливости - лексика формул речевого этикета: благодарю, спасибо, будьте добры, извините и т.д.
Грамматические средства: распространение этикетных формул глаголами (использование категории лица, числа, наклонения), например, «Я хотела бы поблагодарить вас».
Дополнительная мотивировка речевого действия. Например, благодарности: «Спасибо, мне очень помог ваш совет», отказа: «К сожалению, не смогу, я в это время встречаю сестру».
В жизни общества этикет играет весьма важную роль, выполняя ряд функций: регулирующую, контактоустанавливающую, конативную, коммуникативную, эмотивную.
Коммуникативная - функция общения, реализуется в ходе любого общения с учетом речевой ситуации.
Контактоустанавливающая (фатическая) функция - предназначенность языковых средств для установления, поддержания и завершения контакта. Она относится ко всем тематическим группам единиц речевого этикета, т.к. обслуживает речевой контакт, начиная с обращения к собеседнику, с привлечения его внимания: «Здравствуйте», «Скажите, пожалуйста», «До встречи».
Функция ориентации на адресата (конативная) предопределяет выбор языковых средств в зависимости от того, к кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях обращается говорящий, например, «Вы» или «ты», «Пожалуйста» или «Будьте любезны», что зависит от обстановки, возраста, положения собеседника и т.д.
Регулирующая функция - регулирует характер отношений собеседников: начальник - подчиненный, старший - младший. Выбор языковых средств речевого этикета должен обеспечить максимальное воздействие на собеседника, вызвать нужную реакцию.
Эмоционально-модальная (эмотивная) функция речевого этикета проявляется в избранной тональности общения, в использовании дополнительных эмоционально-экспрессивных языковых средств. Это выражение эмоций говорящего, свидетельствующих о характере его отношений к собеседнику: «Я так рада вас видеть!», «Благодарность моя безгранична!».
Этикет создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному и социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню, по ролевым установкам. Благодаря ему мы знаем, как принято вести себя среди людей конкретной социальной группы, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями и коллегами по работе, общаться с малознакомыми и незнакомыми людьми. В немалой степени соблюдение этикета позволяет нам добиться успеха в профессиональной деятельности. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, в нем проявляется не только нравственная, но и эстетическая основа. Общество ставит перед своими членами задачу вести себя не только правильно и в соответствии с общепринятыми нормами морали, но и сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своим поведением эстетическое переживание. Тем самым этикет влияет на эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств.
Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении, можно выделить три основных поведенческих критерия: как вести себя правильно, т.е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения; как вести себя хорошо, т.е. в соответствии с нравственными нормами; как вести себя красиво, т.е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.
Нравственные нормы лежат в основе этикетного поведения, а эстетика поведения - его необходимое условие.
Перед современным обществом встают проблемы дальнейшего развития поведенческой культуры, осознания ее роли в развитии человеческого социума в настоящее время, преодоления острого конфликта между этикетом как поведенческой основой общества и реальной действительностью.
Между реальным поведением людей и правилами этикета нередко возникает расхождение. Отдельные поведенческие правила не выполняются в силу различных причин: человек не знает правил этикета; не хочет их соблюдать, так как не видит в этом целесообразности для себя; сознательно эпатирует общественные поведенческие установки. Для нормального функционирования общества необходимо создать условия не только нравственного, но и экономического порядка, при которых расхождение этикета и реального поведения не вызывало бы конфликта, связанного с намеренными поступками, противоречащими принятым обществом поведенческим установкам. Поэтому этикет должен иметь практическое применение, являться своего рода поведенческим критерием. Решить эту социокультурную задачу можно благодаря разумному и вдумчивому воспитанию членов нашего общества.
Рассмотрим структуру современного этикета, т.е. выделим его формы, виды и разновидности. По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Речевой является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в нашей речи, манере обращения, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты. Всегда и везде нам сопутствует слово. От того, как и что мы говорим, зависят наши деловые и личностные контакты. В профессиональной подготовке педагога необходимы владение нормами и правилами речевого этикета, умение работать с воспитанниками и их родителями через слово. Не умея определить место и допустимость профессиональных выражений в публичном выступлении, не зная законов ораторского искусства или эристики, не задумываясь о речевой форме своего высказывания, человек попадает в смешное положение, нередко вызывающее недоумение или раздражение со стороны. Очень распространено, например, такое выражение, как я извиняюсь. По сути, оно демонстрирует стремление человека извиниться за причиненные неудобства, ошибки и т.п., но по форме означает, что я себя сам извиняю за причиненные вам неприятности, а уж вы как хотите.
Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Все наши действия или поступки так или иначе характеризуют нас как людей, хорошо воспитанных, владеющих поведенческой культурой или, наоборот, недостаточно подготовленных к жизни в обществе.
Соблюдение этикета особенно важно для человека, постоянно находящегося под внимательным взглядом широких народных масс, постоянно оценивающих его как лидера-профессионала. Важность этого настолько осознанна в нашем обществе, что появилась профессия имиджмейкера, помогающего отработать стиль поведения.
Этикет проявляется в разных социальных и профессиональных группах. Отсюда и разделение его на виды: дипломатический, придворный, воинский, общегражданский (для всех граждан). Можно говорить об этикете в каждой конкретной профессии (юриста, врача, учителя, депутата, министра и т.п.). Одни поведенческие правила характерны для всех, другие отражают определенный вид деятельности.
J
Этикет можно разделить по разновидностям на деловой, семейный, столовый, гостевой, подарочный, танцевальный, свадебный, этикет дистантного общения, телефонного разговора, письма и др. Это деление чисто условное, так как правила этикета выступают не сами по себе, а в неразрывной совокупности. Участвуя в деловых переговорах, мы соблюдаем правила речевого этикета, не забывая при этом мимику, жесты, позы. Находясь на деловом приеме, мы пользуемся знанием правил столового, гостевого, подарочного, речевого этикета. В общении с сотрудниками нам нужны правила всех разновидностей этикета, проявляющиеся в самой тесной связи. Во всех сложных ситуациях нам помогает этикет, являющийся, выражаясь словами классика, не догмой, а руководством к действию.
Среди всех этикетных правил есть такие, которые являются основными и пронизывают все поведение человека. Важнейшие из них — стараться не ставить людей в неудобное положение, по крайней мере делать это как можно реже; другое пришло в этикет из Нагорной проповеди Христа: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...»
В общении с людьми, различными по национальности, возрасту, взглядам, убеждениям, интересам, социальному положению, поможет соблюдение такого важного нравственного качества, лежащего в основе этикетного поведения, как вежливость, которая смягчает нравы, предупреждает ссоры и усмиряет противников.
Устойчивые формулы общения обозначаются как единицы речевого этикета. Они объединяются в тематические группы в зависимости от ситуации общения. Рассмотрим некоторые из них:
1. Обращение, привлечение внимания. Обращение к человеку, с которым ты намерен вступить в контакт, - это выбор названия для обозначения адресата по одному из возможных (принятых в обществе) признаков: по общему наименованию социальных отношений (гражданин); по признаку пола (мальчик, девочка); но признаку возраста (молодой человек, девушка); по профессиональному признаку (няня, водитель). Обращения этого типа называются обращениями-индексами, их употребление не вызывает затруднений. Более внимательного рассмотрения требуют обращения – регулятивы, которые демонстрируют отношение говорящего к адресату и регулируют тональность устанавливающегося контакта между общающимися: открытый, дружеский, настороженный, фамильярный, почтительный и т.д. К обращениям примыкают и речевые стереотипы — способы привлечения внимания без названия адресата: «Простите, вы не скажете...», «Будьте добры, передайте билет» и т.п.
2. Знакомство. Для этой области этикетных отношений важна готовность вступить в контакт, интерес к новому знакомому. Это нашло отражение в языке - с учетом ситуаций, в которых формулы представления звучат непринужденно (обычно при неофициальном непосредственном знакомстве) или же в стилистически повышенной тональности (при официальном знакомстве). В любом случае выбирается такая форма представления, которая потом ожидается при обращении к вам.
3. Приветствие и прощание. Особенность употребления этих речевых формул состоит в их сочетании с невербальными средствами (жест, движение), выражающими, как правило, дружеское расположение, доброжелательство. Выбор приветствия зависит от ситуации: сложившихся между людьми отношений, от их намерения. При прощании наиболее употребительно нейтральное выражение «До свидания», дополнительную эмоциональную нагрузку обретает использование уточняющих существительных с предлогом до: «До встречи!», «До завтра!», «До лета!». Дополнением или самостоятельной формулой прощания может быть пожелание: «Всего доброго!», и «Будьте здоровы!», дополнением может быть пожелание-приглашение, адресованное уходящим: «Не забывайте нас!». «Заходите!». Ответной репликой в последнем случае будет повторение высказывания, начинающееся соединительным союзом и: «И вы тоже заходите!»
4. Поздравление, благодарность, извинение, приглашение. Основа речевых единиц этой группы - перформативы (слово-действие), например, «Поздравляю», «Благодарю» - это устойчивые формы глагола (единственное число, настоящее время). Разные по смыслу и мотивам употребления, они объединяются по своему назначению: это слова благоприятного, комфортного контакта. Внимательность - важное качество вежливого человека, но еще важно умение правильно выбрать тот ситуативно-стилистический вариант из слов нужной тематической группы, который наиболее соответствует вашему коммуникативному намерению и, одновременно, ожидаем вашим собеседником и потому обеспечивает желаемое воздействие.
Комплимент - это тоже речевое действие: одобрение вашего поступка, внешности, ума... Комплимент возможен в форме поздравления: «Поздравляю вас с блестящим завершением работы!», «Поздравляю: у вас прекрасный вкус!» Чаще одобрение-похвала возникает независимо от поздравления, главное при этом: не стесняться говорить комплименты и уметь находить добрые слова.
5. Просьба, совет, пожелание, предложение. Эта группа формул речевого этикета включает побудительные речевые акты и ответные речевые действия: согласия - несогласия.
Просьба - это обращение к кому-нибудь, призывающее выполнить определенное желание говорящего и побуждающее к действию. Формы просьбы и совета разграничиваются. При просьбе результат речевого действия направлен в пользу говорящего: «Прошу вас...», при совете результат направлен в пользу собеседника: «Советую вам», «Попробуйте сделать так...».
В русском языке исторически сложилась система средств выражения побуждения. К ним относятся конструкции с глаголами-сказуемыми в форме 2-го лица единственного и множественного числа повелительного наклонения («Напишите об этом», «Передай мне...»), форма глаголов изъявительного наклонения 1-го лица множественного числа настоящего или будущего времени («Идемте, я вас провожу»), побудительные конструкции, выражающие прямое волеизъявления, направленное к самому себе («Пойду-ка я домой»); косвенное волеизъявление, которое относится к лицам, не участвующим в речевом акте («Пусть от группы выступит Иванов»).
Для выражения побуждения могут быть использованы функциональные синонимы: формы условного и изъявительного наклонения глагола «Ты не мог бы помочь маме», «Я прошу тебя помочь маме»; вопросительные конструкции «Ты поможешь маме?»
Конструкции, содержащие глаголы в форме условного наклонения, передают побуждение в более мягкой форме, обладают более высокой степенью вежливости «Хотелось бы вам посоветовать...», «Почему бы вам не пойти ...», «Не хотите ли вы принять участие...». Просьба или совет будут более благосклонно восприняты адресатом, если говорящий использует «актуализаторы» вежливости: пожалуйста, будьте любезны, если вас не затруднит и т.д.
Не меньшее значение в поведенческой культуре имеют принципы современного этикета, которые, словно прочные опоры, держат на себе современную поведенческую культуру.
Во-первых, разумность и необходимость соблюдения правил этикета. Каждое этикетное правило строится на целесообразности и необходимости его соблюдения. Например, перебивая своего собеседника, мы не только проявляем себя плохо воспитанным человеком, но и можем упустить важную нить размышлении и не узнать что-то значительное для дела и для себя. Следовательно, неразумно перебивать собеседника, что и является важным правилом речевого этикета.
Во-вторых, в основе любого поведенческого правила лежат такие нравственные требования, как проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности. Действительно, такие качества необходимы для успешных деловых и личностных контактов. Человеколюбие помогает нам найти правильный выход из сложного положения, лучше понять человека и принять его таким, каков он есть.
В-третьих, при соблюдении этикета необходимо отрабатывать прочность манер. Ошибочно думать, что нет необходимости во всех спорных ситуациях соблюдать правила эристики, не обязательно постоянно проявлять уважение к женщине или оказывать помощь нуждающемуся, не стоит тратиться на комплименты сотрудникам и друзьям, потому что при необходимости все это легко можно проделать. Если нет привычки к поступку, в нужный момент он не получится.
В-четвертых, следует помнить, что в этикете нет мелочей. Они всегда нас подводят. Нельзя считать себя серьезным профессионалом и не обращать внимания на свой внешний вид (цветовое сочетание костюма, обувь, аксессуары, прическу и др.), так как в деловом мире и внешность «работает» на дело. Съехавший набок галстук, расстегнутая под галстуком верхняя пуговица рубашки, руки в карманах, мятая одежда и т.п. — все это свидетельствует о небрежности человека в отношении к окружающим людям.
В-пятых, важно умение делать все красиво, вызывая своим поведением эстетическое наслаждение, как свое, так и других лиц. Необходима постоянная работа над собой в этом направлении. Эстетика речи, манер, поступков в сочетании с нравственными нормами лежит в основе этикетного поведения.
В-шестых, необходимо соблюдение национальных обычаев и традиций. Уважая человека, мы уважаем и его национальность. Соблюдение этого принципа особенно актуально из-за опасности возникновения межнациональных конфликтов.
Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире.
В заключении необходимо отметить, что основным принципом этики, морали и нравственности являются слова: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Список источников.
Аксенова В.И., Черная Л.И. Живая этика. - Ставрополь, 1994.
Кругляница Т. Этика и этикет. - М., 2005
Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). - М, 1999.
Шрейдер Р. Лекции по этике. — М., 2008.
Энциклопедия этикета /Сост. Л. Рукавчук. — С-Пб, 1997.