12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чаушник Людмила Владимировна17

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТИКЕТА

КАК ВАЖНОЙ ЧАСТИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Чаушник Людмила Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ№15 им.В.П.Михалько,

МО Гулькевичский район, Краснодарский край

 

Аннотация. В статье рассматривается сущность основных понятий поведенческой культуры таких, как обычаи, традиции, нравы, порядки, этикет, представлены способы речевого выражения вежливости (лексические и грамматические средства), устойчивые формулы общения (единицы речевого этикета).

Ключевые слова: этикет, поведение, ритуал, церемониал, обычай, традиция, привычка, вежливость.

 

Приступая к рассмотрению этикета, необходимо выяснить сущность основных понятий поведенческой культуры.

Поведение - это образ жизни и действий, формируемый на основе нравов, обычаев, традиций и привычек. Различают поведение бытовое, преследующее прагматические цели и не имеющее никакого символического значения, и ритуализованное, содержащее определенные символы. Ритуализованное поведение яв­ляется важной составляющей поведенческой культуры.

Ритуал - это порядок обрядовых действий религиозного или гражданского акта. Обряды как совокупность установленных обычаем действий, воплощающих религиозные представления и бытовые традиции, постоянно сопровождали жизнь русского человека. Нередко ритуалом называли различные церемониалы, напри­мер ритуал приема послов или похоронный ритуал. Под церемониалом понима­ется определенный ход церемонии, ее распорядок. Сама же церемония означает установленный порядок совершения какого-либо события.

Под понятием нрав подразумеваем характер, присущий человеку. На Руси го­ворили: «Нравом хорош, да норовом негож». Нравы присущи не только отдель­ному человеку, но и целому сообществу людей. Основаны нравы на историче­ских, национальных, психологических, социальных и культурных особенностях развития.

Стереотипный способ поведения, стихийно передаваемый из поколения в по­коление, который складывается под воздействием постоянно повторяющихся си­туаций и требует от человека однотипных поступков во всех сферах деятельно­сти, называется обычаем. Например, с далеких времен у многих народов сущест­вовал обычай гостеприимства. Древние славяне с радостью встречали любого человека и угощали его (неимущему даже разрешалось украсть еду у соседа). Хозя­ин дома обязан был создать условия безопасности для гостя, в противном же слу­чае его ожидала месть соседей. Обычай почитания старших с древности выражал­ся в уважении к ним, в требовании не перебивать старшего, прислушиваться к его совету, предлагать ему везде и всюду лучшее, почетное место. Таким образом, молодое поколение, не знавшее жизни, принимало на себя опыт старших. О неук­лонном соблюдении обычаев свидетельствует русская поговорка: «Обычай не клетка - не переставишь».

Отличающийся особой устойчивостью обычай становится традицией. Обще­ство, получив традиции от предыдущего поколения, сознательно стремится к их сохранению и бережно к ним относится. Например, в традиции древних славян были пиры-братчины, устраиваемые в честь богов. На братчины как бы пригла­шали богов, чтобы они становились сотрапезниками людей. Эта традиция в не­сколько измененном виде перешла и в христианство: на праздник русский чело­век обязательно приглашал к столу близких, а первое слово говорил в благодар­ность богу: «Даст бог день, даст бог и пищу». На Руси долгое время сохранялась традиция празднования дня ангела, почитаемого защитником человека, данным ему от бога. Отмечая празднование Нового года, мы соблюдаем традицию, заве­денную в нашей стране с начала XVIII в. Соблюдение традиций упорядочивает нашу жизнь и сохраняет преемственность развития, утверждая единство прошло­го и настоящего как неразрывный процесс.

Привычка - сложившийся способ поведения, ставший для человека обычным и постоянным. По привычке человек механически совершает то или иное дейст­вие, не задумываясь над тем, надо ли его выполнять и как это следует делать. «Привычку, не рукавичку, - говорили в народе, - не повесишь на спичку». Че­рез привычку человек не только реализует себя, но и раскрывает свою сущность. Недаром говорят: «Привычка - вторая природа».

Во второй половине XVIII в. в России получило распространение новое поня­тие поведенческой культуры - этикет, который определялся как соблюдение порядка поведения, построенного на благопристойности, учтивости и приятности обхождения.

Российский этикет складывался как своеобразное сочетание русских обыча­ев и традиций с европейскими поведенческими правилами.

Современное понимание слова этикет близко к первоначальному и означает установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаи­моотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, пове­дении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека.

«Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и привет­ствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)».

Профессор-лингвист Н.И.Формановская дает такое определение речевого этикета: «Под речевым этике­том понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности».

Таким образом, этикет как органическая часть поведенческой культуры, является порядком поведения, установленным обществом или социальной груп­пой внутри себя. Различные национальные и социальные группы вырабатывают свои правила поведения, вносят свой колорит в общепринятые поведенческие принципы.

Одним из показателей усвоения этикета является формирование вежливости. Вежливость - это изящество и приветливость в обращении с людьми, любезность, сочувствие.

Вежливость - есть искусство выражать внешними знаками внутреннее уваже­ние, которое мы питаем к тому или другому лицу. Настоящая вежливость - без лукавства и ехидства. Она основана на искренности, внушаема сердцем.

Настоящая вежливость полна добродушия. Она проявлялся в готовности способствовать счастью ближнего и в заботливом старании избегать всего того, что могло бы его огорчить. Не менее доброты свойственна ей и признательность: она охотно признает добрые дела.

Хорошо воспитанные люди приветливы, обеспечивают себе уважение других простым умением внимательно выслушать то, что им говорят или рассказывают. Они терпеливы, снисходительны и одарены искусством воздерживаться от резких суждений.

В некоторых языках (японском, корейском) существует категория вежливости, грамматически оформленная. В русском языке такого грамматического показателя вежливости нет, но способов речевого выражения вежливости несколько и все они связаны с формулами речевого этикета, обусловлены его функциями. Назовем способы речевого выражения вежливости.

Лексические средства вежливости - лексика формул речевого этикета: благодарю, спасибо, будьте добры, извините и т.д.

Грамматические средства: распространение этикетных формул глаголами (исполь­зование категории лица, числа, наклонения), например, «Я хотела бы поблагодарить вас».

Дополнительная мотивировка речевого действия. Например, благодарности: «Спа­сибо, мне очень помог ваш совет», отказа: «К сожалению, не смогу, я в это время встречаю сестру».

В жизни общества этикет играет весьма важную роль, выполняя ряд функ­ций: регулирующую, контактоустанавливающую, конативную, коммуника­тивную, эмотивную.

Коммуникативная - функция общения, реализуется в ходе любого общения с уче­том речевой ситуации.

Контактоустанавливающая (фатическая) функция - предназначенность языковых средств для установления, поддержания и завершения контакта. Она относится ко всем тематическим группам единиц речевого этикета, т.к. обслуживает речевой контакт, на­чиная с обращения к собеседнику, с привлечения его внимания: «Здравствуйте», «Ска­жите, пожалуйста», «До встречи».

Функция ориентации на адресата (конативная) предопределяет выбор языковых средств в зависимости от того, к кому, в какой обстановке и при каких взаимных от­ношениях обращается говорящий, например, «Вы» или «ты», «Пожалуйста» или «Будьте любезны», что зависит от обстановки, возраста, положения собеседника и т.д.

Регулирующая функция - регулирует характер отношений собеседников: начальник - подчиненный, старший - младший. Выбор языковых средств речевого этикета должен обеспечить максимальное воздействие на собеседника, вызвать нужную реакцию.

Эмоционально-модальная (эмотивная) функция речевого этикета проявляется в из­бранной тональности общения, в использовании дополнительных эмоционально-­экспрессивных языковых средств. Это выражение эмоций говорящего, свидетельст­вующих о характере его отношений к собеседнику: «Я так рада вас видеть!», «Благо­дарность моя безгранична!».

Этикет создает условия, благоприятные для общения и сосуществования лю­дей, различных по национальному и социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню, по ролевым установкам. Благодаря ему мы знаем, как принято вести себя среди людей кон­кретной социальной группы, как поступать в соответствии с возникшей ситуаци­ей, строить свои отношения с близкими, друзьями и коллегами по работе, об­щаться с малознакомыми и незнакомыми людьми. В немалой степени соблю­дение этикета позволяет нам добиться успеха в профессиональной деятельности. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, в нем проявляется не только нравственная, но и эстетическая основа. Общество ставит перед своими членами задачу вести себя не только правильно и в соответствии с общеприняты­ми нормами морали, но и сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызы­вая своим поведением эстетическое переживание. Тем самым этикет влияет на эс­тетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств.

Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении, можно выделить три основных поведенческих критерия: как вести себя правиль­но, т.е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения; как вести се­бя хорошо, т.е. в соответствии с нравственными нормами; как вести себя красиво, т.е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.

Нравственные нормы лежат в основе этикетного поведения, а эстетика поведе­ния - его необходимое условие.

Перед современным обществом встают проблемы дальнейшего развития пове­денческой культуры, осознания ее роли в развитии человеческого социума в на­стоящее время, преодоления острого конфликта между этикетом как поведенческой основой общества и реальной действительно­стью.

Между реальным поведением людей и правилами этикета нередко возникает расхождение. Отдельные поведенческие правила не выполняются в силу раз­личных причин: человек не знает правил этикета; не хочет их соблюдать, так как не видит в этом целесообразности для себя; сознательно эпатирует общественные поведенческие установки. Для нормального функционирования общества необхо­димо создать условия не только нравственного, но и экономического порядка, при которых расхождение этикета и реального поведения не вызывало бы конфликта, связанного с намеренными поступками, противоречащими принятым обществом поведенческим установкам. Поэтому этикет должен иметь практическое приме­нение, являться своего рода поведенческим критерием. Решить эту социокуль­турную задачу можно благодаря разумному и вдумчивому воспитанию членов нашего общества.

Рассмотрим структуру современного этикета, т.е. выделим его формы, ви­ды и разновидности. По форме этикет подразделяется на речевой и нерече­вой. Речевой является вербальным (словесным) выражением уважительного от­ношения к людям и проявляется в нашей речи, манере обращения, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить ком­плименты. Всегда и везде нам сопутствует слово. От того, как и что мы говорим, зависят наши деловые и личностные контакты. В профессиональной подготовке педагога необходимы владение нормами и правилами речевого этикета, умение работать с воспитанниками и их родителями через слово. Не умея определить ме­сто и допустимость профессиональных выражений в публичном выступлении, не зная законов ораторского искусства или эристики, не задумываясь о речевой форме своего высказывания, человек попадает в смешное положение, нередко вы­зывающее недоумение или раздражение со стороны. Очень распространено, на­пример, такое выражение, как я извиняюсь. По сути, оно демонстрирует стремле­ние человека извиниться за причиненные неудобства, ошибки и т.п., но по форме означает, что я себя сам извиняю за причиненные вам неприятности, а уж вы как хотите.

Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Все наши дейст­вия или поступки так или иначе характеризуют нас как людей, хорошо воспитан­ных, владеющих поведенческой культурой или, наоборот, недостаточно подго­товленных к жизни в обществе.

Соблюдение этикета особенно важно для человека, постоянно находящегося под внимательным взглядом широких народных масс, постоянно оценивающих его как лидера-профессионала. Важность этого настолько осознанна в нашем об­ществе, что появилась профессия имиджмейкера, помогающего отработать стиль поведения.

Этикет проявляется в разных социальных и профессиональных группах. От­сюда и разделение его на виды: дипломатический, придворный, воинский, обще­гражданский (для всех граждан). Можно говорить об этикете в каждой конкрет­ной профессии (юриста, врача, учителя, депутата, министра и т.п.). Одни пове­денческие правила характерны для всех, другие отражают определенный вид дея­тельности.

t1673991054aa.gif

J

Этикет можно разделить по разновидностям на деловой, семейный, столовый, гостевой, подарочный, танцевальный, свадебный, этикет дистантного общения, телефонного разговора, письма и др. Это деление чисто условное, так как правила этикета выступают не сами по себе, а в неразрывной совокупности. Участвуя в деловых переговорах, мы соблюдаем правила речевого этикета, не забывая при этом мимику, жесты, позы. Находясь на деловом приеме, мы пользуемся знанием правил столового, гостевого, подарочного, речевого этикета. В общении с сотрудниками нам нужны правила всех разновидностей этикета, проявляющиеся в самой тесной связи. Во всех сложных ситуациях нам помогает этикет, являющий­ся, выражаясь словами классика, не догмой, а руководством к действию.

 

Среди всех этикетных правил есть такие, которые являются основными и про­низывают все поведение человека. Важнейшие из них — стараться не ставить людей в неудобное положение, по крайней мере делать это как можно реже; дру­гое пришло в этикет из Нагорной проповеди Христа: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...»

В общении с людьми, различными по национальности, возрасту, взглядам, убеждениям, интересам, социальному положению, поможет соблюдение такого важного нравственного качества, лежащего в основе этикетного поведения, как вежливость, которая смягчает нравы, предупреждает ссоры и усмиряет про­тивников.

Устойчивые формулы общения обозначаются как единицы речевого этикета. Они объединяются в тематические группы в зависимости от ситуации общения. Рассмот­рим некоторые из них:

1. Обращение, привлечение внимания. Обращение к человеку, с которым ты на­мерен вступить в контакт, - это выбор названия для обозначения адресата по одному из возможных (принятых в обществе) признаков: по общему наименованию социальных отношений (гражданин); по признаку пола (мальчик, девочка); но признаку возраста (молодой человек, девушка); по профессиональному признаку (няня, водитель). Об­ращения этого типа называются обращениями-индексами, их употребление не вызы­вает затруднений. Более внимательного рассмотрения требуют обращения – регулятивы, которые демонстрируют отношение говорящего к адресату и регулируют тональ­ность устанавливающегося контакта между общающимися: открытый, дружеский, на­стороженный, фамильярный, почтительный и т.д. К обращениям примыкают и рече­вые стереотипы — способы привлечения внимания без названия адресата: «Простите, вы не скажете...», «Будьте добры, передайте билет» и т.п.

2. Знакомство. Для этой области этикетных отношений важна готовность вступить в контакт, интерес к новому знакомому. Это нашло отражение в языке - с учетом ситуаций, в которых формулы представления звучат непринужденно (обычно при не­официальном непосредственном знакомстве) или же в стилистически повышенной то­нальности (при официальном знакомстве). В любом случае выбирается такая форма представления, которая потом ожидается при обращении к вам.

3. Приветствие и прощание. Особенность употребления этих речевых формул со­стоит в их сочетании с невербальными средствами (жест, движение), выражающими, как правило, дружеское расположение, доброжелательство. Выбор приветствия зави­сит от ситуации: сложившихся между людьми отношений, от их намерения. При прощании наиболее употребительно нейтральное выражение «До свидания», допол­нительную эмоциональную нагрузку обретает использование уточняющих существи­тельных с предлогом до: «До встречи!», «До завтра!», «До лета!». Дополнением или самостоятельной формулой прощания может быть пожелание: «Всего доброго!», и «Будьте здоровы!», дополнением может быть пожелание-приглашение, адресованное уходящим: «Не забывайте нас!». «Заходите!». Ответной репликой в последнем случае будет повторение высказывания, начинающееся соединительным союзом и: «И вы то­же заходите!»

4. Поздравление, благодарность, извинение, приглашение. Основа речевых единиц этой группы - перформативы (слово-действие), например, «Поздравляю», «Благо­дарю» - это устойчивые формы глагола (единственное число, настоящее время). Разные по смыслу и мо­тивам употребления, они объединяются по своему назначению: это слова благопри­ятного, комфортного контакта. Внимательность - важное качество вежливого челове­ка, но еще важно умение правильно выбрать тот ситуативно-стилистический вариант из слов нужной тематической группы, который наиболее соответствует вашему ком­муникативному намерению и, одновременно, ожидаем вашим собеседником и пото­му обеспечивает желаемое воздействие.

Комплимент - это тоже речевое действие: одобрение вашего поступка, внешности, ума... Комплимент возможен в форме поздравления: «Поздравляю вас с блестящим завершением работы!», «Поздравляю: у вас прекрасный вкус!» Чаще одобрение-похвала возникает независимо от поздравления, главное при этом: не стесняться го­ворить комплименты и уметь находить добрые слова.

5. Просьба, совет, пожелание, предложение. Эта группа формул речевого этикета включает побудительные речевые акты и ответные речевые действия: согласия - несогласия.

Просьба - это обращение к кому-нибудь, призывающее выполнить определенное желание говорящего и побуждающее к действию. Формы просьбы и совета разграни­чиваются. При просьбе результат речевого действия направлен в пользу говорящего: «Прошу вас...», при совете результат направлен в пользу собеседника: «Советую вам», «Попробуйте сделать так...».

В русском языке исторически сложилась система средств выражения побужде­ния. К ним относятся конструкции с глаголами-сказуемыми в форме 2-го лица единственного и множественного числа повелительного наклонения («Напишите об этом», «Передай мне...»), форма гла­голов изъявительного наклонения 1-го лица множественного числа настоящего или будущего времени («Идемте, я вас провожу»), побудительные конструкции, выражающие прямое волеизъ­явления, направленное к самому себе («Пойду-ка я домой»); косвенное волеизъявление, которое относится к лицам, не участвующим в речевом акте («Пусть от группы высту­пит Иванов»).

Для выражения побуждения могут быть использованы функциональные сино­нимы: формы условного и изъявительного наклонения глагола «Ты не мог бы по­мочь маме», «Я прошу тебя помочь маме»; вопросительные конструкции «Ты помо­жешь маме?»

Конструкции, содержащие глаголы в форме условного наклонения, передают по­буждение в более мягкой форме, обладают более высокой степенью вежливости «Хо­телось бы вам посоветовать...», «Почему бы вам не пойти ...», «Не хотите ли вы при­нять участие...». Просьба или совет будут более благосклонно восприняты адресатом, если говорящий использует «актуализаторы» вежливости: пожалуйста, будьте любез­ны, если вас не затруднит и т.д.

Не меньшее значение в поведенческой культуре имеют принципы современ­ного этикета, которые, словно прочные опоры, держат на себе современную пове­денческую культуру.

Во-первых, разумность и необходимость соблюдения правил этикета. Каж­дое этикетное правило строится на целесообразности и необходимости его со­блюдения. Например, перебивая своего собеседника, мы не только проявляем се­бя плохо воспитанным человеком, но и можем упустить важную нить размышле­нии и не узнать что-то значительное для дела и для себя. Следовательно, нера­зумно перебивать собеседника, что и является важным правилом речевого этике­та.

Во-вторых, в основе любого поведенческого правила лежат такие нравствен­ные требования, как проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности. Действительно, такие качества необходимы для успешных дело­вых и личностных контактов. Человеколюбие помогает нам найти правильный выход из сложного положения, лучше понять человека и принять его таким, каков он есть.

В-третьих, при соблюдении этикета необходимо отрабатывать прочность ма­нер. Ошибочно думать, что нет необходимости во всех спорных ситуациях соблюдать правила эристики, не обязательно постоянно проявлять уважение к жен­щине или оказывать помощь нуждающемуся, не стоит тратиться на комплименты сотрудникам и друзьям, потому что при необходимости все это легко можно про­делать. Если нет привычки к поступку, в нужный момент он не получится.

В-четвертых, следует помнить, что в этикете нет мелочей. Они всегда нас под­водят. Нельзя считать себя серьезным профессионалом и не обращать внимания на свой внешний вид (цветовое сочетание костюма, обувь, аксессуары, прическу и др.), так как в деловом мире и внешность «работает» на дело. Съе­хавший набок галстук, расстегнутая под галстуком верхняя пуговица рубашки, руки в карманах, мятая одежда и т.п. — все это свидетельствует о небрежности человека в отношении к окружающим людям.

В-пятых, важно умение делать все красиво, вызывая своим поведением эстети­ческое наслаждение, как свое, так и других лиц. Необходима постоянная работа над собой в этом направлении. Эстетика речи, манер, поступков в сочетании с нравственными нормами лежит в основе этикетного поведения.

В-шестых, необходимо соблюдение национальных обычаев и традиций. Ува­жая человека, мы уважаем и его национальность. Соблюдение этого принципа особенно актуально из-за опасности возникновения межнациональных конфликтов.

Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире.

В заключении необходимо отметить, что основным принципом этики, морали и нравственности являются слова: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

 

Список источников.

 

Аксенова В.И., Черная Л.И. Живая этика. - Ставрополь, 1994.

Кругляница Т. Этика и этикет. - М., 2005

Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). - М, 1999.

Шрейдер Р. Лекции по этике. — М., 2008.

Энциклопедия этикета /Сост. Л. Рукавчук. — С-Пб, 1997.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.