Методические указания на тему «Технологии логопедического массажа»

4
2
Материал опубликован 19 January 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Технологии логопедического массажа
PPT / 12.13 Мб

СЛАЙД 1

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми возможностями здоровья.


Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. К ним относятся хорошо известные специалистам:

Технология логопедического обследования.

Технология коррекции звукопроизношения.

Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Технология развития интонационной стороны речи.

Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

Технология логопедического массажа.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда.

СЛАЙД 2

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

Логопедический массаж – это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Многочисленные исследования показывают, что под воздействием массажа повышается эластичность мышечных волокон, объем, сила и сократительная функция, работоспособность мышц.

СЛАЙД 3

Логопедический массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, массаж в конечном счете опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.

СЛАЙД 4

Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно важно его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет возможности выполнять определенные артикуляционные движения.

Дифференцированный логопедический массаж могут осуществлять логопед, дефектолог, инструктор ЛФК, который прошел специальную подготовку.

СЛАЙД 5

Различают следующие виды логопедического массажа:

Ручной, называющийся классическим, выполняется рядом с проблемной зоной или прямо на ней при помощи поглаживаний, разминаний, растираний и вибрации. При проведении ручного массажа логопед применяет шпатель, соску, зубную щетку.

Аппаратный массаж выполняют при помощи предназначенных для этого приборов (вибрационных, вакуумных и не только).

Точечный массаж оказывает на ребенка стимулирующее и расслабляющее влияние, отдельно воздействуя на биологически активные точки, имеющие наибольшее количество нервных окончаний и сосудов.

Зондовый массаж – это вид массажа, принцип которого был разработан Новиковой Е. В. Он рекомендован для применения детям с нарушением речевой моторики. При помощи зондов массируются такие участки ротовой полости, как: мягкое небо, язык и губы.

Самомассаж. Название этого вида говорит само за себя. Это действия, которые ребенок делает самостоятельно. Он представляет собой упражнения, при которых необходимо выполнять движения руками и массаж языка при помощи зубов.

Необходимо принять во внимание, что при изолированном использовании какого-то одного вида массажа его курс будет дольше, чем при комплексном. Кроме того, логопедический массаж целесообразно использовать вместе с другими видами лечения: сказкотерапия, постановка звуков, ароматерапия.

СЛАЙД 6

Противопоказаниями для проведения массажа являются любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез резко выраженная пульсация сонных артерий. Перед проведением курса массажа необходимо заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.

СЛАЙД 7

Без логопедического массажа не обойтись детям с нарушениями речи, особенно тем, у которых ее коррекция педагогическими методами не приносит значительного результата. Есть следующие показания для проведения такой процедуры:

нечеткое произношение звуков речи;

заикание, имеющее невротическую природу появления;

нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;

неясное происхождение задержки речевого развития до 3 лет;

алалия (полное отсутствие или недостаточное развитие речи без отклонений в умственном развитии);

ускорение результативности занятий с логопедом;

непроизвольное слюноотделение;

напряжение при произношении звуков;

ринолалия (дефект звукопроизношения, который характеризуется излишним или недостаточным резонированием в полости носа);

дислалия (нарушение произношения при отсутствии нарушения слуха), возникающая вследствие короткой подъязычной уздечки.

СЛАЙД 8

Логопедический массаж ни в коем случае не может быть назначен самостоятельно. Он проводится только после тщательного обследования мышц речевого аппарата. Во время этой процедуры логопед ставит предварительную оценку работы всех мышц, необходимых для правильной работы артикуляции. Результаты такого исследования помогают установить характер нарушения произношения.

СЛАЙД 9

В идеале логопедический массаж назначается врачом-специалистом. Однако не у каждого есть возможность его посетить, поэтому легкие упражнения можно выполнять на дому самостоятельно. Для начала необходимо создать благоприятные условия – покой и тишину, чтобы ребенок не отвлекался. Помещение должно быть светлым и проветриваемым. Руки массирующего теплыми и чистыми.

Цикл массажа состоит из 10-20 сеансов. Проводить их необходимо 2-3 раза в течение недели. Первое занятие не более пяти минут, ребенок должен привыкнуть к необычной для него процедуре. Первое время массаж должен составлять не более 10 минут, через неделю время можно увеличить до 25-30 минут. Время варьируется в зависимости от возраста: самые маленькие детки могут выдержать только 10 минут, дошколята до 15-20, а вот школьники полноценно могут протерпеть 25- 30 минут.

СЛАЙД 10

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.

Основными способами традиционного массажа являются поглаживание, растирание, движение поврежденных участков или рядом с ним. Для расслабления мышц, участвующих в артикуляции, используются легкие поглаживающие движения. Для приобретения активного мышечного тонуса и его укрепления нужно применять быстрые и энергичные движения.

СЛАЙД 11

Массаж при пониженном мышечном тонусе

Акценты в проработке касаются тех мышц, которые не позволяют ребенку совершить артикуляционные определенные движения. Например, нарушение движений могут локализоваться в области жевательной мышцы, скуловых мышц, щечной мышцы. В этих областях необходимо достаточно активно проводить движения.

Направление массажных движений от центра к периферии. Сила давления должна нарастать постепенно. Давление не должно вызывать болезненных ощущений у детей.

СЛАЙД 12

Расслабляющий логопедический массаж назначают детям с повышенным тонусом артикуляционной мускулатуры. При выполнении ребенку выбирают позу, в которой тонические рефлексы проявлялись бы в меньшей степени.

Расслабление мышц достигается легкими массажными движениями от периферии к центру с небольшой силой давления. Все движения скользящие. Слегка прижимающие. Повторяют каждое по 8 раз. Медленные движения снижают возбудимость тканей.

СЛАЙД 13

Для проведения зондового массажа требуется использование специальных приспособлений, разработанных автором методики. При этом каждый зонд из комплекта уникален и выполняет свою функцию. Используя эти приспособления в определенной очередности,  логопед может эффективно воздействовать только на те участки и области, которые нуждаются в коррекции.

Также во время сеанса логопедического массажа при заикании или иной причине задержки речевого развития специалист варьирует силу нажатий в области языка, щек, мягкого неба, губ, мимических и жевательных мышц. Все это создает оптимальные условия для речевого развития ребенка. Метод Новиковой также помогает справиться и с более серьезными дефектами речи, которые вызваны дизартрией или ДЦП.

СЛАЙД 14

Стоит отметить, что зондовый массаж практически безболезненный. Только у ребенка с повышенным тонусом мышц возможен некоторый дискомфорт. Именно поэтому очень важно, чтобы малыш перед сеансом занял наиболее комфортную позу, которая позволит ему максимально расслабиться.

СЛАЙД 15

Для аппаратного логопедического массажа характерно применение специальных приспособлений, в том числе вакуумных и вибрационных массажеров.

СЛАЙД 16

Обычно вибромассажер состоит из ручки, в которую помещается батарейка, и трех насадок, которые можно использовать для выполнения упражнения «вибрация» в логопедическом массаже.

СЛАЙД 17

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

СЛАЙД 18

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации (аутогенной тренировки), дневного сна. Самомассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 – 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 – 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня.

СЛАЙД 19

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна). Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его.

Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу.

Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

СЛАЙД 20

Ложки – эффективный, интересный и доступный помощник для логопедического самомассажа

Итак, почему же ложки – это эффективный, интересный и доступный помощник для логопедического самомассажа? Начнем ответ на этот вопрос с истории.

Металлические ложки стали применяться не по прямому назначению Рене Кохом в косметологии в качестве косметического массажа ложками. Затем,  метод массажа с использованием ложек стали применяться и в логопедии.

В применении ложек в логопедии выделяют следующие направления работы:

Упражнения с ложками.

Цель – запоминание частей ложки; закрепление различных положений ложки в руке; освоение движений массажа; развитие мелкой моторики, синхронизации работы рук.

Самомассаж ложками.

Цель – обучение самостоятельному выполнению массажных движений лица, языка, неба, щек.

Упражнения с сопротивлением (изотонические).

Цель – укрепление мышц губ, щек, языка, нижней челюсти; выработка более точных движений.

СЛАЙД 21

Более подробно рассмотрим применение ложек для самомассажа. Для него потребуется две ложки плюс еще 1-2 на случай падения. Ложки должны быть из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке и круглым, не острым кончиком.

В зависимости от возраста  и комплекции используются следующие виды ложек: для взрослых – десертная, чайная ложка. Для старшего дошкольника и крупного ребенка – чайная ложка. Для младшего дошкольника и мелкого ребенка – кофейная ложка.

СЛАЙД 22

Для лица используется чайная ложка. Для выполнения движений во рту, на языке, за щекой и др. – кофейная ложка.

При гипертонусе мышц следует периодически опускать ложку в стакан с теплой водой. А при гипотонусе мышц – в стакан с холодной водой.        

Проведение самомассажа проходит в несколько этапов. На начальном этапе взрослый помогает ребенку выполнять массажные движения сидя перед зеркалом, что помогает ребенку контролировать движения. В самомассаже ложками используется классическая схема проведения логопедического массажа: та же последовательность зон, те же направления движений.

Далее движения производятся самостоятельно. Ребенок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно. Движения ложками достаточно просты и быстро усваиваются. Следует отметить, что площадь воздействия ложки, значительно больше, чем площадь воздействия пальца, а значит такое воздействие более продуктивно.

СЛАЙД 23

Реакция детей на ложки, как правило, положительная, самомассаж вызывает интерес и вовлеченность ребенка, тем самым повышает эффективность занятий.Подведем итог. Преимущества логопедического самомассажа ложками:

Ложки просты в применении и безопасны, они не требуют стерилизации – достаточно их помыть.

С ложкой связаны приятные ощущения и ассоциации, что вызывает положительный настрой у детей.

Ложки есть в каждом доме, а значит, проведению такого массажа можно научить родителей.

СЛАЙД 24

В заключении хочется отметить положительную динамику после проведения даже одного сеанса логомассажа, в результате которого увеличивается кровоток к пораженному участку, и мышцы становятся активными, эластичными, способными растягиваться и сжиматься в нужном направлении. Кроме того, детям нравится массаж, он приятно щекочет, расслабляет мускулатуру и приносит положительные эмоции.

Предварительный просмотр презентации

Массаж артикуляционного аппарата не только улучшает двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекает в работу близлежащие мозговые системы.   М. Е. Хватцев Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка» Оксана Евгеньевна Стрижевская

Логопедический массаж — это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата Логопедический массаж — это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата

сокращение периода логопедического воздействия (постановки, автоматизации, дифференциации звуков) нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений В задачи логопедического массажа входят формирование произвольных координированных движений органов артикуляции уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата активизация групп мышц речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность

Физиологическое обоснование применения логопедического массажа . Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм: улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо- и кровообращение, изменяется состояние мышечной системы; повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Точечный Зондовый Аппаратный Самомассаж В современной логопедической практике используются несколько видов массажа: Ручной

1 Кожные заболевания: грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, а также гематомы, онкологические заболевания 2 Инфекционные: ангины, острые лихорадочные состояния, детские инфекции, другие инфекционные заболевания 3 Стоматологические: стоматиты, любые оперативные вмешательства, удаления или выпадения зубов Противопоказания к массажу делятся на 3 группы:

Использование приемов логопедического массажа при различных речевых нарушениях

О тонусе мышц Перед массажем главное, что нужно сделать, это определить тонус мышц речевого аппарата. Он может быть нормальным, повышенным (тогда он называется «гипертонус») и пониженным (гипотонус). Определение тонуса лучше проводить в положении лёжа, когда мышцы ребёнка максимально расслаблены. В норме мышцы находятся в состоянии некоторого напряжения. Здоровая мышца мягкая, упругая, эластичная, ее ощупывание безболезненно.

Нарушения артикуляционной моторики Гипертонус (повышенный) — отмечается спастичность артикуляционных мышц. Гипотонус (пониженный) — мышцы вялые, излишне мягкие, повисшие: язык распластан в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания. Дистония — меняющийся характер мышечного тонуса: в покое — низкий, при попытках речи — тонус резко нарастает. Состояние тонуса мышц является исходной точкой (критерием) при выборе приемов массажа.

Приёмы классического массажа

Комплекс массажных движений, направленных на укрепление мышц артикуляционной мускулатуры

Комплекс массажных движений, направленных на расслабление мышц артикуляционной мускулатуры

Зондовый массаж Зондовый массаж Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее. Разработчики наборов зондов для логопедического массажа: Новикова Е. А., Крупенчук О.И, Воробьева Т.А; Микляева Ю.В.; Томилина С. В.

Лоток (контейнер) для стерилизации логопедических зондов. Используется для предварительной стерилизации инструментов в дезинфицирующих средствах типа «Аламинол», «Лизетол» и т д. Обработка и хранение логопедических зондов ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства, режимы»; Сухожаровый шкаф для обработки логопедического инструмента.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов

Вибромассажер для логопедического массажа. В комплект входит ручка-вибратор и 12 палочек-массажеров. Палочки не обрабатываются, они индивидуальны, т.к сделаны из поролона. Выполнять прием прерывистой и не прерывистой вибрации. Вибромассажер состоит из ручки, в которую помещается батарейка, и трех насадок, которые можно использовать для выполнения упражнения «вибрация» в логопедическом массаже.

Самомассаж Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией,  это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Процедура самомассажа проводится по схеме: массаж головы; мимических мышц лица, губ; языка. Во время выполнения движений у ребёнка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребёнку удовольствие.

Самомассаж мышц языка. Простой приём самомассажа: Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок. Язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами. Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой). Перекатывать во рту виноградинку, стараться не раздавить её.

Металлические ложки стали применяться не по прямому назначению Рене Кохом в косметологии в качестве косметического массажа ложками. Ложки – эффективный, интересный и доступный помощник для логопедического самомассажа Металлические ложки стали применяться не по прямому назначению Рене Кохом в косметологии в качестве косметического массажа ложками. Затем,  метод массажа с использованием ложек стали применяться и в логопедии.

Требования к выбору ложек

Преимущества самомассажа ложками

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Первый раз услышала про самомассаж ложками! Спасибо, просветили!

19 January 2019

Интересная информация. Спасибо!!!

19 January 2019