Белобровина Д.Р. Тренинговое занятие Шаг в будущее
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА
Моя «РЖД» профессия
Автор: Белобровина Диана Романовна,
педагог-психолог РЖД лицея №21
Комсомольск-на-Амуре, 2024
Содержание
Ф.И.О. | Белобровина Диана Романовна, педагог-психолог |
сотовый телефон; | 8 (909) 898-21-71 |
адрес электронной почты; | dbelobrovina@bk.ru |
полное наименование организации (учебного заведения), адрес; | ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РЖД ЛИЦЕЙ №21», г. Комсомольск-на-Амуре пр. Ленина, 58/3 |
контактный телефон; | 8 (909) 898-21-71 |
адрес сайта. | http://licey21oaorzd.ru/about/ |
Опросник Е.А. Климова - дифференциально-диагностический опросник (ДДО) предназначен для отбора на различные типы профессий в соответствии с авторской классификацией типов профессий. Может быть использован при профориентации подростков и взрослых. Результаты опросника ДДО показывают, к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.
«Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
«Человек-техника» – все технические профессии.
«Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
«Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
«Человек - художественный образ» – все творческие специальности.
Профориентационное занятие с элементами тренинга «Моя «РЖД» профессия», нацелено на формирование представлений у старшеклассников о важных профессиональных качествах работников РЖД сферы, развить умение адекватно оценивать собственные возможности и личностный потенциал в соответствии с требованиями избираемой профессии.
Всего в мероприятии приняло участие 19 человек из 11 класса.
По своей сути, подобное профориентационное мероприятие в формате занятия с элементами тренинга позволяет организовать работу таким образом, чтобы каждый учащийся был включен в совместную творческую и поисковую деятельность. Во время занятия создаются условия физической активности, которая является здоровьесберегающим фактором.
В ходе занятия были задействованы все репрезентативные системы: при выполнении задания участники опирались на наглядные материалы, то есть был задействован визуальный канал восприятия информации. Аудиальный канал: участники слушали мини-лекцию ведущего, а также во время защиты наработанных материалов слушали друг друга. Кинестетический канал: проведение подвижных разминок, игр.
Задачи:
- познание участниками тренинга своей сферы профессиональных интересов;
- развитие навыков работы с сайтом ДВГУПС;
- развитие навыка работы в команде;
- практика навыков публичного выступления;
Результатами профориентационного занятия было то, что старшеклассники получили навык поиска информации на сайте ДВГУПС, изучили, к какой профессиональной сфере они относятся, определили, какие качества им понадобятся при реализации себя в конкретной профессиональной области, развили навыки работы в команде.
Название | « Моя «РЖД» профессия» | ||
Цель | Сформировать представления о важных профессиональных качествах работников РЖД сферы, развить умение адекватно оценивать собственные возможности и личностный потенциал в соответствии с требованиями избираемой профессии. | ||
Задачи | - познание участниками тренинга своей сферы профессиональных интересов; - развитие навыков работы с сайтом ДВГУПС; - развитие навыка работы в команде; - практика навыков публичного выступления; | ||
Возраст участников | 16–18 лет | Количество участников | 20–30 |
Оборудование | Помещение: занятие рекомендуется проводить в просторном помещении, где участники могут сидеть за столами по кругу на стульях. Это необходимо, чтобы участники в процессе обсуждений видели друг друга, были максимально включены в работу, оставались в контакте с ведущим и воспринимали занятие как неформальное. Техника: проектор и экран. Канцелярские товары: карточки с качествами личности, листы ватмана А2 — 5 штук, доска меловая или флипчарт, маркеры — 10 штук, цветные и простые карандаши, клей карандаш 5 штук, участники также при себе должны иметь телефоны с выходом в Интернет.. | ||
Требование к ведущему | Знания по теме «Моя РЖД профессия», умение модерировать групповое обсуждение и проводить рефлексию, умение проводить психогимнастические упражнения, направленные на включение в работу и сброс напряжения. Для проведения занятия необходим один ведущий. Однако по причине интерактивности и большого количества участников удобнее проводить занятие вдвоем. В таком случае один из ведущих может контролировать содержание и давать инструкции, а другой — следить за процессами и состоянием группы, вести фотоотчет. | ||
Подготовительная работа | С родителями. Немаловажную роль в профессиональном ориентировании учащихся играют родители. Можно ознакомить родителей с результатами профессиональной диагностики их детей методикой «ДДО Е.А. Климова» и раздать рекомендации. С детьми: если занятие проводится в группе, с которой ведущий не знаком, необходимо: провести знакомство — рассказать о себе, целях занятия, временном регламенте; принять правила работы в группе, например: Помогать друг другу. Не высмеивать и не оскорблять друг друга. Постараться не перебивать во время обсуждения. Быть активными. Каждый участник должен быть включен в работу. | ||
Хронометраж занятия | Вводная часть: 10 минут. Основная часть: 70 минут (10 минут просмотр презентации, 10 минут тестирование и подсчет баллов, 30 минут работа над заданием в группах, 20 минут презентация результатов). Рефлексия: 5 минут. Общее время — 85 минут. Время проведения каждого упражнения из основной части зависит от количества участников и их опыта работы в интерактивном формате. При подготовке к занятию ведущему необходимо рассчитать время и выбрать варианты упражнений, исходя из этих условий. |
Вводная часть
Ресурсное обеспечение: парты; стулья; 5 табличек на столах: «человек-человек», «человек-знак», «человек-природа», «человек-художественный образ», «человек-техника»; проектор и экран; презентация о профессиональных сферах по методике Е.А. Климова; Карточки с личностными качествами (+ пустые карточки); листы ватмана А2 — 5 штук; маркеры — 10 штук; цветные и простые карандаши; на меловой или маркерной доске написать ссылку на сайт для абитуриентов ДВГУПС. Участники также при себе должны иметь телефоны с выходом в Интернет.
Действия ведущего: поздоровайтесь с участниками. При необходимости обозначьте рамки занятия и правила (см. пункт «Подготовительная работа»). Проведите разминку на концентрацию внимания. Выберите вариант, исходя из условий проведения занятия.
Вариант 1. «Поменяйтесь местами те, кто…». Посадите участников в круг. Встаньте в центре и дайте участникам инструкцию: «Ведущий стоит в центре круга. Он должен сказать: «Поменяйтесь местами те…» и добавить какой-то признак, который есть у него самого. Например, “Поменяйтесь местами те, у кого есть домашние животные”. Участники, у которых есть данный признак, должны встать и поменяться местами. Задача ведущего — занять свободный стул. Тот, кому не хватило стула, становится ведущим». При необходимости покажите пример.
Вариант 2. «Антизеркало». Встаньте так, чтобы все участники вас видели. Позади вас и каждого из участников должен находиться стул. Дайте участникам инструкцию: «Я — ведущий. Я могу занимать два положения в пространстве, стоять или сидеть, и использовать два положения рук — они могут быть подняты или опущены. Ваша задача — повторять мое положение». Сделайте 4–5 смен положения в пространстве, убедитесь, что все участники поняли задачу и повторяют за вами.
Поменяйте задание: «Теперь ваша задача — делать все наоборот. Если я стою, вы должны сидеть, если сижу — стоять. Если мои руки подняты, у вас они должны быть опущены, и наоборот». Проводите это упражнение до 5 минут. После разминки попросите участников занять свои места.
Основная частьВедущий 1: «Целью нашего занятия будет определение вами той профессиональной сферы, которая будет соотноситься с вашими потребностями и возможностями, и в дальнейшем поможет с определением ряда подходящих вам профессий в РЖД области».
Далее, производим показ презентации на тему «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова», для ознакомления учащихся с содержанием опросника перед его прохождением.
После просмотра презентации, раздаем бланки опросника (см. Приложение 2) и проводим тестирование, дети сами подсчитывают результаты. По результатам делим участников на 5 групп:
«Человек-Человек»;
«Человек-Природа»;
«Человек-Художественный образ»;
«Человек-Техника»;
«Человек-Знаковая система»;
Рассаживаем группы за соответствующие столы по кругу.
Ведущий 1: «Перед тем, как начать задание, вам необходимо зайти на «Сайт абитуриенту ДВГУПС» по следующей ссылке: https://abiturient.dvgups.ru/ , и найти направление подготовки в соответствие с вашей профессиональной сферой интересов которую вы только что определили по методике «ДДО». Изучите внимательно направление подготовки и определите, а какие личностные качества и умения необходимы для человека, получающего профессию по выбранному вами направлению подготовки. Вам в помощь предоставлены карточки с личностными качествами (см. Приложение 4), некоторые из них пустые, по вашему желанию можно включить качества, которые вы также считаете необходимыми для профессионала. Вам необходимо на ватмане изобразить профессионала, его сферу деятельности (профессиональные обязанности) и личностные качества, которые вы посчитали необходимыми. По завершению задания вы выбираете представителей для выступления и делитесь результатами своей работы. При выполнении задания вы можете пользоваться как ресурсами сайта ДВГУПС, так и другими Интернет источниками на выполнение задания вам отводится 30 минут».
Ведущие 1 и 2 помогают участникам зайти на сайт, консультируют по возникающим вопросам в ходе выполнения задания, оказывают стимулирующую функцию, чтобы все члены групп были включены в работу.
После завершения задания, каждая группа выходит и презентует результаты коллективной работы.
ЗаключениеВедущий 1: «Сегодня вы узнали, к какой профессиональной сфере вы относитесь и какие существуют направления подготовки по данной сфере в ДВГУПС. В завершение нашего занятия мы раздадим вам рекомендации, в которых указаны направления подготовки, которые могут быть для вас актуальными».
После раздачи рекомендаций, ведущие раздают бланки обратной связи, для проведения рефлексии проведенного занятия.
Рефлексия
Ресурсное обеспечение: бланки обратной связи (см. Приложение 3).
Действия ведущего: раздайте участникам анонимные бланки обратной связи для заполнения.
Бланки обратной связи позволят улучшить качество проведения профориентационного занятия.
Презентация на тему: «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова»
Приложение 2
«Дифференциально - диагностический опросник»
(ДДО)
Инструкция. Предположим, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится, какое занятие из двух возможных вы бы предпочли?
Опросник
1а. Ухаживать за животными | или | 1б. Обслуживать машины |
2а. Помогать больным людям, лечить их | или | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Участвовать в оформлении книг, плакатов, журналов | или | 3б. Следить за состоянием и развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и др.) | или | 4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать) |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | или | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Содержать животных | или | 6б. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | или | 7б. Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т. п. |
8а. Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведения (в справочном бюро, на экскурсии) | или | 8б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище | или | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | или | 10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений | или | 11б. Конструировать, проектировать новые виды изделий (машины, одежду, дома и т. п.) |
12а. Разрешать споры, предупреждать ссоры, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать | или | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности | или | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Налаживать медицинские приборы, аппараты | или | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т. п. |
15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.п. | или | 15б. Художественно описывать, отображать события (наблюдаемые или представляемые) |
16а. Выполнять лабораторные анализы в больнице | или | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены или помещения, поверхность изделий | или | 17б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов |
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т. п. | или | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | или | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | или | 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе и др.) |
Обработка результатов и интерпретация
Ч-П | Ч-Т | Ч-Ч | Ч-З | Ч-Х |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а |
| 6б |
| 7а |
| 7б | 8а |
| 8б |
| 9а |
| 9б |
|
10а |
|
| 10б |
|
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а |
| 16б |
| 17а |
| 17б | 18а |
| 18б |
| 19a |
| 19б |
|
20а |
|
| 20б |
|
Суммы положительных ответов считаются по вертикали по всем пяти графам. Первая графа отражает количество баллов по профессиональной сфере "человек - природа" (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством), вторая графа - по сфере "человек - техника" (технические профессии), третья графа - по сфере "человек - человек" (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением), четвертая - по сфере "человек - знак" (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности) и пятая по сфере - "человек - художественный образ" (все творческие специальности). В целом минимальное количество баллов по каждой графе - 0, максимальное - 8 баллов.
Если набрано 0-2 балла, то результат свидетельствует о том, что интерес к данной профессиональной сфере не выражен.
При результате 3-6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени, при результате 7-8 баллов - профессиональная направленность выражена довольно ярко и отчетливо.
Литература по методике:
Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. - СПб: Питер, 2004. - 224 с. (c. 152-154)
Приложение 3Бланк обратной связи
Пожалуйста, оцените тренинг, отвечая на предложенные Вам вопросы, по 5 бальной шкале, где 1 – соответствует минимальной оценке, а 5 – максимальной. Будем рады получить ваши комментарии к вопросам.
№ | Вопрос | Система оценки |
1. | Общая оценка тренинга? | 1 2 3 4 5 |
2. | Насколько материал тренинга был для вас полезным? | 1 2 3 4 5 |
3. | Насколько комфортно вы чувствовали себя на тренинге? | 1 2 3 4 5 |
4. | Какая информация на тренинге была наиболее интересной и полезной для Вас? | 1 2 3 4 5 |
5. | Опишите основной результат тренинга лично для Вас: | |
6. | Комментарии: |
Карточки с личностными качествами
АККУРАТНОСТЬ |
АМБИЦИОЗНЫЙ |
ВЕЖЛИВЫЙ |
ВОСПИТАННОСТЬ |
ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЙ |
ИНИЦИАТИВНЫЙ |
ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ |
КОММУНИКАБЕЛЬНЫЙ |
КРЕАТИВНЫЙ |
МНОГОЗАДАЧНЫЙ |
НАДЕЖНЫЙ |
НАСТОЙЧИВОСТЬ |
НЕЗАВИСИМОСТЬ |
ОБРАЗОВАННОСТЬ |
ОБУЧАЕМЫЙ |
ОРГАНИЗОВАННЫЙ |
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ |
ПОРЯДОЧНЫЙ |
ПОТРЕБНОСТЬ В САМОРАЗВИТИИ |
ПУНКТУАЛЬНЫЙ |
САМОКРИТИЧЕН |
СКРУПУЛЁЗНЫЙ |
СТРЕМЛЕНИЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ |
СТРЕССОУСТОЙЧИВ |
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
УМЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ САМОКОНТРОЛЬ |
УМЕНИЕ ОТСТАИВАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ |
УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ ОБДУМАННЫЕ, РАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ |
УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ |
УСИДЧИВЫЙ |
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ |
ЧЕСТНОСТЬ (ПРАВДИВОСТЬ, ИСКРЕННОСТЬ) |
ЧУВСТВО ЮМОРА |