Конспект занятия на тему «Берёзки в осеннем хороводе»
Тема: «Берёзки в осеннем хороводе».
Задачи:
Образовательные: расширить представления детей о белоствольной красавице, как о яркой представительнице растительного мира, как дереве, ставшем легендой, символом. Учить правильным способам действий полусухой жесткой кистью при рисовании вертикальных мазков, изображая листву и горизонтальные штрихи для изображения чёрных пятен на стволе берёзы.
Развивающие: развивать у ребят внимание, наблюдательность. Закреплять навыки рисования концом кисти тонких изогнутых линий. Побуждать детей вносить в рисунок дополнения, обогащающие его.
содержание.
Поддерживать самостоятельность, творчество детей.
пятнами», «тонкие изогнутые ветки», «лёгкая крона».
Поддерживать самостоятельность, творчество детей. Развивающая: Развивать плавность линий, зрительное внимание, зрительную память.
содержание.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость, неторопливость. Воспитывать любовь к природе. Воспитывать умение видеть красоту в образе березы, в поэзии, музыке, в изобразительном искусстве, детском изобразительном творчестве.
пятнами», «тонкие изогнутые ветки», «лёгкая крона».
Воспитывающая
Предварительная работа:
Средства:
Картины с пейзажем осенних берёз, фонограмма П.И. Чайковского «Времена
года».
У детей: ленты голубого насыщенного цвета в виде вытянутого
прямоугольника, дополнительные листы белой бумаги для упражнения в
рисовании тонких линий и разных способах работы жёлтой кистью, кисточки
мягкие и щетинные, краски, гуашь, карандаши, восковые мелки.
Способы:
Практические: рисование берёз.
Наглядные: рассматривание иллюстраций с изображением берёз.
Словесные: игра «Деревья».
Предшествующая работа:
Рассматривание репродукции картин И. Левитана «Березовая роща», «Золотая осень», иллюстраций с изображением берёз в осеннем убранстве. Составление описательных рассказов по данной теме. Дидактические игры: «Узнай и назови деревья», «Угадай по описанию». Наблюдение за осенней берёзой во время прогулок.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением берёзы, лист бумаги для показа отдельных способов изображения, две кисти — мягкая и жесткая, краски, аудиозапись «Во поле береза стояла», «Разбросала косы русые берёза».
У детей голубая бумага насыщенного цвета в виде вытянутого прямоугольника, дополнительные листы белой бумаги для упражнений в рисовании тонких линий и разных способах работы жесткой кистью; кисточки мягкие и щетинные, краски гуашь, вода, салфетки.
Ход занятия:
1.Вводная часть.
(В руках учителя конверт. На конверте девушка в осеннем наряде. В конверте – письмо и сухие берёзовые листочки.)
Ребята, кто-то бросил к нам в окошко
Посмотрите - письмецо
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо.
Может это воробьишко,
Пролетая обронил?
- Ребята, вы догадались кто нам написал письмо?
- На конверте изображена девушка. Какое у нее нарядное платье, оно из осенних листьев.
- Как вы думаете кто это? (Осенняя фея…)
-А здесь в конверте стихотворение.
Послушайте:
Осень начинается,
Листья осыпаются.
Их весёлый хоровод
Ветер кружит и несёт.
-А вот и листочки. С какого дерева они? (Берёзки)
-Да, конечно, листочки берёзы.
-Какой они формы, какого цвета, на что похожи?
-Осенняя фея предлагает вам нарисовать осеннюю берёзу.
- Ребята, а вы согласны? (Предложить рассмотреть репродукции знаменитого художника: И. Левитана «Золотая осень», «Березовая роща».)
-Давайте и мы с вами подарим березке красивое слово или сравним с чем-то прекрасным. Какая она, наша березка? (Ответы детей)
(Учитель читает строки стихотворений.)
Белая берёза косы распустила.
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают
И на землю тихо, тихо опадают. (А. Кулагина)
Всем береза нравится.
Ведь она – красавица.
Белый ствол, густая крона.
Рассылает всем поклоны.
Листья тихо шелестят.
Меж собою говорят. (Н. Субботина)
-Так с любовью говорили о берёзке поэты.
2. Основная часть.
(Показ изображения берёзы.)
-Какую берёзу изобразил художник?
(Перечисляем вместе с детьми все признаки, которые они будут отражать в своих рисунках: белый прозрачный ствол с чёрными пятнами, тонкие изогнутые ветки, полупрозрачная крона с пожелтевшими листьями.)
-Сегодня вы нарисуем осенние берёзки такими, какими их изобразили поэты, какими вы их видели на прогулках, на иллюстрациях.
- А чтобы они такими получились, надо сначала поучиться изображать некоторые их части на белом листе бумаги. Начнём с рисования тонких, гибких, изогнутых веток.
(Предложить нарисовать концом мягкой кисти несколько веток, наклонённых вправо и влево. Упражнение можно провести под слова «вверх и закругляем вниз» Произносится протяжно.
Учитель упражняет детей в изображении листвы приёмом вертикального мазка жесткой кистью. Сначала показывает, как набрать немного зелёной и желтой краски, убрать лишнюю о черновую бумагу и быстрыми движениями, держа кисть вертикально к бумаге, нарисовать листву так, чтобы были видны просветы между мазками. Следующим упражнением поможем детям овладеть приемом рисования полусухой жесткой кистью штрихов, которыми изображают пятна на стволе берёзы.
Предлагает ещё раз посмотреть на иллюстрацию с изображением берёзы и приступить к рисованию.
Работа детей сопровождается спокойной музыкой. (Фонограмма).
В процессе рисования, если нужно, напоминаем приёмы изображения ствола, начиная работать кончиком кисти и постепенно опуская её до положения плашмя. Спрашиваем о длине ветвей вверху и внизу дерева. Цвет листвы у берёзы в начале осени может быть частично желтым. Обращаем внимание детей на очертания кроны берёзы. Поощряем детей за внесение в рисунки интересных дополнений. Спрашиваем, можно ли изобразить штрихами жесткой кистью траву под берёзой.
3. Заключительная часть:
В конце занятия поощряем все работы.
-Какие все молодцы! У всех прекрасные работы! Давайте вспомним, что мы сегодня делали? Что вам больше всего понравилось? Что было самым сложным, а что самым простым? (Ответы детей.)
-Осенняя фея очень довольна вашими работами и предлагает вам устроить хоровод ваших берёз. (Звучит песня «Во поле береза стояла».)