Конспект логоритмического занятия на тему «Сбор грибов и ягод в осеннем лесу» (1 класс)

1
0
Материал опубликован 29 May 2019

Конспект логоритмического занятия

для 1 (дополнительного) класса

 

Тема: «Сбор грибов и ягод в осеннем лесу»

Цель: создать условия для преодоления речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, обогащение словарного запаса.

Планируемые результаты коррекционного занятия:

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): о технике безопасности на занятиях по логоритмике; приобретение  школьниками знаний  о окружающем мире; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы;  об организации коллективной творческой деятельности; развитие навыка правильного произношения звуков; развитие умения дифференциации звуков; развитие фонематического слуха и восприятия, чувства темпа и ритма, дыхания, голоса, артикуляции.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, воспитание интереса к занятиям, свободы движений, положительного эмоционального настроя.

Результаты третьего уровня (приобретение опыта самостоятельного социального действия): формирование здорового образа жизни, применение опыта на практике.

В результате у учащихся будут сформированы:

Личностные результаты:

1)Самоопределение.

Формирование личностных универсальных действий должно реализовываться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю…», «Я умею…», «Я создаю…», «Я стремлюсь…». Главной составляющей компетенции личности является осознание языка как основного средства человеческого общения.

2)Смыслообразование.

Второй блок связан со смыслами учебной деятельности, так как смысл и мотив играют решающую роль в обучении. Задача школы – формировать умение ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения, этому способствует широкое применение информационно-компьютерных технологий. На занятиях по логоритмике ставятся цели на понимание того, что правильная устная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.

3)Нравственно-этическое оценивание.

Третий блок – линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами. Школьники учатся взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установке на здоровый образ жизни. На занятии по логоритмике развивается способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и движениями, стремление к развитию интеллектуальных, нравственных и этических потребностей.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.
  • Познавательные: способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках; способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега; способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений. Улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической.
  • Коммуникативные: развитие умения произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата; расширение словарного запаса по лексической теме; умение ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ; модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.

Предметные результаты:

  • воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок;
  • четко прекращать движение по сигналу;
  • петь выразительно, чётко проговаривая и выговаривая все звуки и слова песни, стихотворения;
  • ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя несложные задания;
  • ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу, прекращать движение по сигналу;
  • согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе.
  • отличать начало и конец звучания музыкального произведения;
  • развитие зрительного и слухового внимания.
  • правильно сидеть и стоять при исполнении песен, правильно пользоваться дыханием;
  • определять марш, танец, песню, запев и припев в песня.

Оборудование: плоскостные диски-«кочки», разложенные по кругу; иллюстрации грибов: сыроежки, подосиновика, мухомора, опят, поганки; иллюстрации ягод — земляники, ежевики, клюквы, брусники, черники; фонограмма пьесы «Октябрь» П. Чайковского; проектор; музыкальные колонки.

 

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учеников

Дети входят в зал под звучание пьесы «Октябрь» из цикла «Времена года» П. Чайковского и встают в круг. На полу по кругу разложены плоскостные диски-«кочки»

Вот и осень к нам пришла,

Нас в дорогу позвала.

В лес отправимся гулять,   

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали  

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем,      

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке

Мы весело шагаем.

 

Дети маршируют.

 

Ходят «змейкой» между «кочками».

 

Бегут на носках.

 

 Ходят высоким шагом,

перешагивая через «кочки».

 

Маршируют.

Как хорошо в осеннем лесу! Так и хочется со всеми поздороваться!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

Дети пальцами правой руки

по очереди «здороваются» с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с больших пальцев.

Переплетают пальцы

«замочком» и поднимают руки над головой.

 

Давайте, ребята, посмотрим, что же делается в лесу. (Чистоговорка «С — С’)

Са-са-са — на траве лежит роса.

Су-су-су — в лесу увидели лису.

Си-си-си — в пруду живут караси.

Ся-ся-ся — мы поймали карася.

Дети встряхивают кистями рук.

Приставляют раскрытую ладонь к глазам.

Прижимают ладони друг к другу и качают ими вправо- влево.

Поднимают и опускают сложенные ладони.

Ребята, пойдемте искать в лесу друзей. Зашагали ножки прямо по дорожке,

Повстречали друга маленькие ножки.

Здравствуй, здравствуй, милый друг!

Посмотри вокруг!

Здравствуй, здравствуй, Мне ты улыбнись!

Здравствуй, здравствуй, Головкой поклонись! Побежали ножки прямо по дорожке,

Повстречали друга маленькие ножки.

Здравствуй, здравствуй, милый друг!

Посмотри вокруг!

Здравствуй, здравствуй, Мне ты улыбнись!

Здравствуй, здравствуй, Головкой поклонись!

Поскакали ножки прямо по дорожке,

Повстречали друга маленькие ножки. Здравствуй, здравствуй, милый друг!

Посмотри вокруг!

Здравствуй, здравствуй, Мне ты улыбнись!

Здравствуй, здравствуй, Головкой поклонись!

Дети врассыпную маршируют

по залу, к концу куплета встают в пары.

Взявшись за руки, выполняют «пружинку».

Разводят руки в стороны. Делают «пружинку». Улыбаются, качая головой вправо-влево.

Делают «пружинку». Кланяются друг другу. Бегут на носках врассыпную.

К концу запева находят себе другую пару.

Повторяют движения. Поскоками двигаются по залу врассыпную, встав в пару в конце куплета с новым товарищем.

Повторяют движения.

Только мы познакомились с новыми товарищами, как начался дождик.

(Массаж спины под песню «Дождик»)

Дождик бегает по крыше

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше. Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите. Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите. Бом! Бом! Бом! Почитайте, поиграйте. Бом! Бом! Бом!

А уйду — тогда гуляйте... Бом... Бом... Бом...

 

Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинкам друг друга.

Постукивают пальчиками. Поколачивают кулачками.

Растирают ребрами ладоней.

Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями.

Поглаживают ладонями.

Затем дети поворачиваются на 180° и повторяют массаж.

Где бы нам спрятаться от дождя? (Русская народная закличка «Дождик, лей!»)

Дождик, лей, лей, лей

На меня

И на людей.

Сядем мы под грушкой

И накроемся подушкой.

Дети рассказывают, сопровождая речь движениями.

Дети, стоя, поднимают руки вверх и встряхивают кистями. Прижимают ладони к груди. Протягивают ладошки вперед. Садятся.

Кладут ладони на голову.

После дождика, смотри,

В лесу выросли грибы.

(Двигательные упражнения «Грибы»)

Перед каждым упражнением воспитатель загадывает загадку и показывает соответствующую иллюстрацию.

Вдоль лесных дорожек Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай, не мешкай,

Это... (сыроежки).

Под осинкой

Стоит мальчик-с-пальчик,

На нем сер кафтанчик,

Шапка красненькая. (Подосиновик.)

А вот кто-то важный          

На беленькой ножке,

Он в шапочке красной,

На шапке — горошки. (Мухомор.)

Что за ребятки на пеньках 

Столпились тесной кучкой И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой? (Опята.)

Посмотрите-ка, ребята,

Прыгают на двух ногах.

Тут — лисички, там — опята,

Ну, а это на полянке Ядовитые... (поганки).

И.п. — основная стойка, руки на поясе. Дети наклоняют голову вправо-влево.

И.п. — основная стойка. Поворачивают корпус вправе влево.

И.п. — основная стойка.

На счет «1» дети наклоняются вперед, прикасаясь ладонями к голове; на счет «2» — возвращаются в и.п.

И.п. — основная стойка.

Приседают с хлопком над головой.

 

Грибы стояли строем на полянке. А под листочками спрятались ягоды. (Упражнение на развитие внимания «По ягоды»)

Мы шли, шли, шли.

Землянику нашли.

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идем искать опять.

Игра повторяется с названием других ягод: клубника, черника, малина, клюква, брусника, ежевика. 

Дети идут по кругу друг за другом.

Приседают и «собирают ягоды» в ладошку.

Встают.

Присели ребята отдохнуть, поели немножко ягодок.

Логопедическая гимнастика

1.Имитировать жевание (на выработку энергичного сокращения мускулов гортани, глотки).

2.Двигать нижней челюстью вправо, дышать через нос, язык пассивен.

3.Двигать нижней челюстью вправо, язык с силой упирать в челюсть, помогая движению.

4.Двигать нижней челюстью влево (так же, как и вправо).

5.Выполнять круговое движение нижней челюстью (рисовать подбородком букву «о») при открытом и закрытом рте.

Ягоды и грибы нужны лесным жителям. Лось, например, мухомором лечится. Белка грибы на зиму заготавливает, на веточках деревьев развешивает сушиться. А птицы зимой от голода ягодами рябины спасаются. Поняли грибы и ягоды, что нужны они и людям, и зверям, и птицам. Значит, не надо им спорить, кто красивее да нужнее, нужно жить в мире.

Мы за руки возьмемся,

Дети двигаются в одну

сторону, солисты за ведущим

идут в другую.

Мы за руки возьмемся,

Друг другу улыбнемся,

По кругу мы пойдем!

Привет ребятам нашим,

Привет ребятам нашим,

Споем для вас и спляшем,

Веселый мы народ.

Пойдемте с нами вместе,

Пойдемте с нами вместе,

Пусть звонче льются песни,

Растет наш хоровод.

Дети встают в большой круг; трое встают на середину, берутся за руки и становятся цепочкой. Все поют песню.

Все останавливаются. Солисты поворачиваются лицом к детям, около которых остановились, повернувшись спиной к центру круга, ставят руки на пояс.

Кланяются детям, напротив которых стоят, разводя руки в стороны, ладони вперед. Выпрямляются и ставят руки на пояс.

Повторяют движения.

Все дети притопывают одной ногой.

Танец повторяется, пока не будут приглашены все дети.

 

Как хорошо, что мы все в дружном хороводе! Спасибо всем большое за занятие.

До новых встреч.

Дети получают раскраски грибов и ягод. В парах идут в свой кабинет.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.