12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Мария Петровна90
Россия, Ростовская обл.

Беседа социального педагога 

«Стоп-кран. Туда дороги нет.»


Автор разработки: Кузнецова Мария Петровна, социальный педагог МБОУ Кагальницкой СОШ № 1. (При разработке беседы использовались материалы сети Интернет).

Тема: профилактика девиантного поведения подростков.

Цель: формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение, понимания.

Оборудование к беседе: компьютер с проектором, экран, аудиоколонки.



Ход беседы:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим об ответственности за принятые решения. Для начала кто может раскрыть значение понятия «свобода»? (Ответы учащихся).

- Хорошо. Спасибо за активность. Бернард Шоу, английский писатель, говорил, что свобода – это ответственность. Свобода — это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества. Можно ли быть свободным от общества, живя в нём? (Обсуждение).

- Одна из самых важных ценностей современного мира - свобода личности. Понятие свободы в современном понимании появилось в эпоху Ренессанса. Тогда человека провозгласили мерой всех вещей, а свободу личности неотъемлемым правом. Люди, стремясь к свободе, понимают, что абсолютной свободы не может быть. Например, желание человека включить громкую музыку ночью нарушает право и свободу других людей получить полноценный сон и отдых. Или курящий рядом человек лишает другого возможности дышать свежим воздухом. Это говорит о том, что абсолютно свободным человек быть не может. Главный ограничитель свободы - свобода других людей.

Немецкий философ Г. Гегель сказал, что свобода есть осознанная необходимость. Этими словами философ хотел сказать, что все в мире подчинено необходимости. Если человек осознает ее, то он становится свободным в принятии решения. В этом выражается свобода воли личности. Какова же природа необходимости? (Обсуждение).

- Ряд философов считают, что необходимость – это объективные законы природы и общества, независящие от сознания человека. Например, в сейсмоопасных зонах люди подвергаются опасности, чтобы уменьшить риск они должны строить сейсмоустойчивые здания. Об этом писал Ф. Энгельс, немецкий философ, что свобода не в независимости от законов природы, а в том, как их заставить работать в целях человека.

Сегодня человек находится в постоянном стрессе. И чтобы быть успешным человеку необходимо бороться со стрессом. Существуют разные средства, с помощью которых человек может расслабиться, например, алкоголь и наркотики. Иногда человек делает выбор, зная об опасности расплаты самым дорогим – собственным здоровьем. Правильный ли этот выбор? Его последствия? (Обсуждение).

- Вы правы. Подлинно свободный человек не станет рабом сиюминутных настроений и изберёт здоровый образ жизни. Отклонение поведения человека от принятых социальных норм вызывает негативную реакцию общества. А отклонение от норм поведения влечёт за собой санкции, т.е. наказание. Такое наказание называют ответственностью человека за свои поступки и их последствия. Это вид внешнего воздействия на человека. Но есть вид ответственности - внутренний регулятор наших действий – т.е. чувство ответственности и долга. Тогда человек поступает сознательно в соответствии с установленными нормами.

Бывает так, что чувство ответственности притупляется. Человек в толпе может повести себя совсем иначе. Это связано с влиянием массовости, чувства безнаказанности и потерей индивидуальности. Формируя свое чувство ответственности, мы защищаем себя от превращения в существо без самосознания.

Итак, рассмотрим внутренние ограничители свободы, которые человек устанавливает сам.

Христианский богослов Климент Александрийский (Тит Флавий), живший во II—III вв. правильно заметил, что ничто, ни похвала, ни порицание, ни просьбы не заставит человека сопротивляться, если его душа сама к этому не стремится и не сопротивляется.

Подлинная свобода в выборе поступка, принципов, действий, которые превращаются в убеждения. Такой человек даже при экстремальных общественных условиях, тоталитарном режиме не изменит своим принципам, веря в их торжество. Свобода означает состояние человека способного действовать на основе выбора.

- Давайте выполним небольшие задания:

Выберите верные суждения о свободе личности:

1) Одним из проявлений свободы личности является осознанный выбор в соответствии с принятыми нормами.

2) Политика государства не влияет на свободу выбора человека в обществе.

3) Свобода личности - неотъемлемое право на проявление его внутренней духовной жизни.

4) Понятие «свобода» не является философской категорией.

Правильные суждения: 1,3.

Восстановите смысловое значение предложения:

При осуществлении своих прав и ______ каждый человек должен подвергаться только таким ____________, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение ____ других.

Правильный ответ: свобод, ограничениям, прав.

- Здорово! Вот и подошла наша встреча к концу. В завершение я хочу рассказать вам притчу о выборе.


Уроки Соломона. О выборе (притча от Алексея Онегина)

Соломон – третий еврейский царь, правитель объединенного Израильского царства в период его наивысшего расцвета; персонаж множества легенд, в которых выступает как мудрейший из людей и справедливый судья.

Однажды некто пришёл к Соломону и сказал ему:

Царь, помоги мне! Каждый раз, когда мне приходится делать выбор, я не могу спокойно спать — мечусь и страдаю, и раздумываю, то ли я сделал, что должно. Что мне делать?

И ответил мудрый царь:

Выбора не существует.

И ещё спросил он:

Ты бы бросился в реку, увидев тонущего ребёнка?

Ответил ему проситель:

Конечно, царь!

Тогда изрёк Соломон:

И вчера, и сегодня, и завтра?

Да, — был ему ответ.

И сказал Соломон:

Вот видишь — выбора не существует. Из чего выбирать, если всякий раз ты знаешь, как поступил бы, ещё до того, когда приходит черёд действий? Представив себе в подробностях любое событие, ты сразу знаешь, что делать. Всякий раз ты будешь выбирать наилучшее для тебя, и при одинаковых обстоятельствах ты всегда будешь действовать одинаково — и вчера, и сегодня, и завтра.

И ещё сказал Соломон:

Единственное, где мы действительно можем делать выбор — это в своём сердце.
Источник: https://pritchi.ru/id_1381


- Спасибо за внимание! Делайте правильный выбор в своем сердце!

Приложение 1.


Учимся говорить «нет» (отказывать вежливо):


Показать своё отношение или выразить свои чувства к данной ситуации («Мне это не интересно», «Мне не нравится твоя настойчивость», «К сожалению, у меня сейчас нет на это времени» и др.).

Подобрать правильные слова. Советуют использовать «Я — сообщения» — это предложения, которые начинаются со слов «я», «мне», «для меня»: «Я хотел бы...», «Мне приятно, но...», «Для меня важнее сейчас...».

Привести факты, озвучить причины отказа. Не придумывать, не оправдываться. Если у тебя нет желания и времени, так и скажи, собеседнику следует уважать и твои интересы. «Я не буду этого делать, потому что считаю, это навредит моему здоровью и вообще я за ЗОЖ!»

Чётко, уверенно, твердо, но без агрессии, произнести слово «Нет». Если собеседник не совсем тебя понял, можно смело развернуться и просто уйти.

Старайся добиться взаимопонимания. Отказ может привести к конфликту в тех случаях, когда после слова «нет» появляется неясность, чувство недосказанности. Поэтому очень важно разъяснить свою позицию, и открыто говорить о том, почему ты не хочешь этого делать. Такая открытая прямая коммуникация — главный ключ к тому, чтобы научиться правильно отказывать и правильно принимать отказ другого.

Предложи альтернативу, так собеседник почувствует свою значимость для тебя и обид не будет.

Скажи комплимент, или похвали, это поможет избежать конфликта. Например, можно сказать: «Идея хорошая, но вечером в пятницу я собрался сходить в кино», или «Мне очень приятно, что ты мне доверяешь, но...». Меньше извиняйтесь, больше благодарите: «Спасибо, что пригласил, но...», «Спасибо, что рассказал, но...»

Если просящий начинает настаивать и уговаривать, выслушай его и повтори, почему не станешь выполнять то, что он хочет.​​​​​​​

         Будь уверен в себе и тогда твои слова будут звучать убедительно!


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.