Разработка урока русского языка в 8 классе «Безличные предложения»
Разработка урока русского языка в 8 классе
Разработала Кузьмина Л.Н.
Тип урока: изучение нового материала
Тема: Безличные предложения
Цели урока: Цель: создать условие для закрепления умения определять вид односоставных предложений, научить определять, чем выражено сказуемое в безличном предложении.
Задачи урока: Образовательные
- формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его;
- обобщить и расширить знания обучающихся по теме «Односоставные предложения»;
- развитие орфографических навыков;
- закреплять умение составлять лингвистический рассказ по схеме.
Развивающие:- развитие навыков парной и групповой работы,
- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
- развивать память, речь, образное мышление учащихся.Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;
- воспитывать чуткое отношение к состоянию природы и окружающих нас людей
Формирование УУД
Планируемые личностные результатыУУД
-готовность и способность к саморазвитию;
- развита самооценка на основе критериев;
- сформированы навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты.
Предметные УУД
- закреплены теоретические сведения об односоставных предложениях;
- сформировано понятие "безличные предложения", умение определить способы выражения сказуемого в безличных предложениях;
- устранены пробелы в орфографии, развиты речь и творческие способности.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД:
- учащиеся могут самостоятельно выделять и формулировать цель, тему;
- сформировано умение осознанно строить сообщения, использовать схемы, извлекать информацию;
- учащиеся могут сравнивать и оценивать информацию.
Регулятивные УУД:
- сформировано умение осуществлять контроль по результату;
-обучающиеся могут выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
- учащиеся адекватно воспринимают предложения учителей, товарищей по исправлению ошибок.
Коммуникативные УУД:
-сформировано умение предлагать помощь и сотрудничество;
-учащиеся могут строить монологическое высказывание;
- сформировано умение вести диалог, слушать собеседника;
-учащиеся могут осуществлять взаимный контроль.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, анализ, классификация.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах
Раздаточный материал:
карточка № 1; самостоятельная работа (карточка № 2);
эталон выполнения карточки № 2; карточка № 3;образец выполнения карточки № 3
Ход урока
1. Мотивация
Приветствие
- Какую тему мы изучаем в течение последних уроков?(Односоставные предложения).
- Сегодня мы продолжим работу над ней. С чего начнем?(С повторения).
-Какова цель урока?
2. Актуализация
- Что нам известно об односоставных предложениях? (Определение, виды предложений, способы выражения главного члена).
- Я прошу воспроизвести на доске общую графическую схему видов односоставных предложений, а потом мы озвучим её и таким образом вспомним изученный материал.
К доске выходит 1 ученик, чертит схему изученных видов односоставных предложений.
- Я предлагаю, пока ученик работает у доски, сделать задание на повторение.
На доске записаны предложения:
Ломали ст…ри…ый каме…ый дом.
(Не) сп…ши языком – т…ропись делом.
Обыч(?)ное перо в деревя…ой (не)краше…ой руч(?)ке.
Живописцы окуните ваши кисти в суету дворов арба…ких и в з…рю.
Просто мне (не)зд…ровилось в это время.- Объясните правописание орфограмм в словах.
Класс списывает с доски предложения, объясняет устно/письменно орфограммы и знаки препинания (работа фронтальная).
- Итак, у нас на доске готова схема видов односоставных предложений. Есть замечания к ней?
Если в схеме будут ошибки, они исправляются. В результате схема будет выглядеть так:
Односоставные предложения
[ - ] [ = ]
(назывн.) опред.-лич. неопред. лич. Безлич.
1) сущ. И. п.; о/л н/л 2) числ.+ сущ. 1) 1, 2 л.из. накл. 1) 3 л. мн. ч.
наст./буд. вр.; из. накл.; 2) 2 л. пов. накл. 2) мн. ч. пр. вр.
- Озвучьте схему. (Односоставные предложения – это предложения с одним главным членом – подлежащим или сказуемым.Односоставные предложения с главным членом подлежащим – это назывные предложения, в них сообщается о существовании какого-либо предмета, явления в настоящем или выражается отношение к нему. Чаще всего подлежащим может быть сущ. в И.п. или словосочетание числ. + сущ.
Определенно-личные предложения – это предложения с главным членом сказуемым, которое называет действие, совершаемое определенным лицом. Выражается глаголом в форме 1,2 л. изъяв. накл. наст./буд. вр., и 2л. повелит. накл.
Неопределенно-личные предложения – это предложения с главным членом сказуемым, которое называет действие, совершаемое неопределенным лицом. Глагол может быть употреблен в форме 3л. мн.ч. изъяв. накл.; мн.ч. пр. вр. изъявит./усл. накл.).
- Какой еще вид односоставных предложений с главным членом сказуемым мы выделили на прошлом уроке? (Обобщенно-личные предложения – предложения с главным членом сказуемым, которое обозначает действие, в равной мере относящееся к любому лицу, группе лиц, т.е. мыслится обобщенно. Такие предложения представляют собой пословицы, поговорки, крылатые выражения. Глагол в таких предложениях употреблен в форме 2л. ед.ч. изъявит./повел. накл., 3л. мн.ч. изъявит. накл.).
- В записанных предложениях выделите грамматические основы и определите вид предложения (работа фронтальная).
В последнем предложении вид односоставного предложения определить не могут.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Можем мы определить тип односоставного предложения? (Нет.)
- Почему? (Материал еще не изучали.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Каким способом мы будем с вами действовать, чтобы попытаться определить этот вид односоставного предложения? На что обратим внимание? Как действовали в предыдущих случаях? (Мы должны обратить внимание на глаголы предложения, попытаться определить возможного исполнителя.)
- Верно. Давайте попытаемся определить лицо, исполняющее это действие.
У учеников это не получается.
- А оно вообще возможно в этом предложении? (Нет.) Действие происходит само по себе, без лица, его исполняющего.
- Как могут называться такие предложения? (Безличные.)
- Тема урока? (Безличные предложения.)
Тема записывается на доске и в тетради
- Какова цель сегодняшнего урока? (Научиться распознавать безличные предложения, отличать их от других видов односоставных предложений.)
- А как вы это будете делать? Что ещё необходимо узнать? (Способы выражения сказуемого.)
- На доске записаны предложения. Определите, чем выражено сказуемое в безличных предложениях.
личн.гл.в безл. ф.В глазах у меня потемнело.
безл. гл.Морозило сильнее, чем вчера.
кр. причУже послано в погоню.
кат. сост.За окном холодно, ясно, бело.
н.ф.гл.Быть грозе великой!
вспом. гл. н. ф.Хотелось ещё раз убедиться в своём счастии.
Р.п.Сильнее кошки зверя нет.
Р.п.На небе ни звёздочки.Работа фронтальная. По мере определения способов выражения сказуемого в данных предложениях учащиеся записывают их в тетради.
В результате появляется запись:
Способы выражения сказуемого в б/л предложениях:
1. личн. гл. в безличн. ф.2. безл. гл.3. кр. прич.4. категор. сост.5. инфинитив
6. нет + Р.п.7. ни + Р.п.
- Попробуйте теперь самостоятельно, опираясь на наши записи, дать определение безличного предложения. (Безличные предложения – это односоставные предложения, в которых не называется производитель действия, в них нет и не может быть подлежащего. Главный член может быть выражен … ).
5. Реализация построенного проекта.
- Как мы можем себя проверить? (По учебнику.)
- Откройте стр. 110, прочитайте правило.
- Дополните схему новыми знаниями.
Схема дополняется новыми знаниями на доске и в тетради.
- Вернёмся к последнему примеру на доске из задания №1. Докажите, что перед вами безличное предложение. (Сказуемое выражено категорией состояния, в предложении нет и не может быть подлежащего.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Перед вами лежит текст (карточка №1). Все предложения в нём пронумерованы. Выделите грамматические основы, найдите безличные предложения. Выпишите только безличные предложения и укажите способы их выражения.
КАРТОЧКА №1
1) Какое сырое утро! 2) За окном мутно. 3) Каплет с крыши. 4) Окна залеплены сырым снегом. 5) Он сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает. 6) Как болят кости! 7) Но надо вставать и работать. 8) В деревне уже выходят на работу. 9) И мне надо работать. 10) Но как мне нездоровится! 11) Полежу ещё чуть-чуть. 12) Всё то же сырое утро.Над первыми 6-ю предложениями работа ведётся коллективно, с последними 6-ю – работают в парах.
- Назовите мне №№ безличных предложений, основу, способы выражения сказуемых.
(№ 7 – надо вставать и работать(вспом. сл. + н.ф.);
№ 9 – надо работать (вспом. сл. + н.ф.);
№ 10 – нездоровится (категор. сост.).
- Какую роль выполняют безличные предложения в тексте? (Используются для описания чувств, обстановки, состояния человека и среды, пейзажа, придают лаконичность повествованию.)
7. Самостоятельная работа.
- Проверьте, как вы усвоили сегодняшний материал. Найдите карточку № 2. Обведите №№ безличных предложений, укажите способы выражения сказуемого. Время выполнения – 4 минуты.
КАРТОЧКА № 2
1. Деревья так сумрачно странно безмолвны.
2. Всю ночь лежишь и не смыкаешь глаз.
3. Нет меры нашему познанию.
4. Кому-то не сидится в такую погоду дома.
5. Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды и не искать следы.
6. Люблю дымок спалённой жнивы, в степи кочующий обоз.
7. Тише едешь – дальше будешь.
8. За сравнительно небольшой срок построили новый спортивный комплекс.
9. Не хотелось вновь встречаться с людьми генерала Хвостова.
10. От её голоса повеяло теплотой.- Время вышло. Найдите в папке эталон выполнения задания, критерии оценивания и поставьте себе оценку.
КАРТОЧКА № 2 ЭТАЛОН
Р.п.3. Нет меры нашему познанию. б/л гл.4. Кому-то не сидится в такую погоду дома.
н.ф. н.ф н.ф.5. Не бродить, не мят в кустах багряных лебеды и не искатьследы.
вспом. Гл н.ф.9. Не хотелось вновь встречаться с людьми генерала Хвостова.
личн.гл.10. От её голоса повеяло теплотой.
8. Введение знаний в систему.
- А сейчас я предлагаю выполнить задания на выбор, в которых новое знание включено в изученный ранее материал.
* Карточка № 3. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Сделайте графические обозначения. Определите виды односоставных предложений.
** упр. № 256. Из упражнения выберите предложения, которые можно использовать при составлении текста Составьте такой текстиз 5-7 предложений. Используйте безличные предложения. Если нужно, двусоставные предложения из упражнения замените односоставными безличными.Время выполнения–8 минут.
КАРТОЧКА № 3
ОБРАЗЕЦ гл.-св. кат. Сост кат. сост.
К ночи стАновиТСя очень холодно и рОсисто.(б/л) НадышавшисьАрОматом новой соломы, бодро идёшЬ к ужину мимо сАдового вала. (о/л) ГОлОса на деревне или скрип ворот раздАются по студёНой зАре НЕобыкновенно ясно. ТЕмнеет.(б/л) Крепко тянет душистым дымом вИшнёвых сучьев. (б/л)
ПозДней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высокоблещет брИлЛиантовое созвездие Стожар, ещё раз пробЕжишЬв сад. Там над гОловой бЕлеет Млечный Путь . Кто работал над заданием на карточке № 3, может себя проверить по образцу (см. в папке
9. Рефлексия- Какую вы поставили цель сегодня на уроке?- Достигли результата?- Как это сделали? Что помогло?- Оцените себя.