Конспект урока русского языка «Безличные предложения» в 8 классе

7
0
Материал опубликован 28 December 2020

Урок русского языка в 8 классе


Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

Тема: Безличные предложения

Автор: Кралина Е. Е.

Цели урока:

 1) знакомство с безличными предложениями, со способами выражения сказуемых в безличных предложениях;

2) формирование умений находить безличные предложения по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды, душевного состояния человека, отрицания чего-либо в разных стилях речи; преобразовывать двусоставные предложения в  односоставные безличные.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, анализ, классификация.

Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах

Раздаточный материал:

карточка № 1;

самостоятельная работа (карточка № 2);

эталон выполнения карточки № 2;

критерии оценки;

карточка № 3;

образец выполнения карточки № 3.


Ход урока

1. Мотивация

- Здравствуйте, садитесь. Рада видеть вас у себя на уроке.

- Какую тему мы изучаем в течение последних уроков?

(Односоставные предложения).

- Сегодня мы продолжим работу над ней. С чего начнем?

(С повторения).


2. Актуализация

- Что нам известно об односоставных предложениях? (Определение, виды предложений, способы выражения главного члена).

- Я прошу воспроизвести на доске общую графическую схему видов односоставных предложений, а потом мы озвучим её и таким образом вспомним изученный материал.

К доске выходит 1 ученик, чертит схему изученных видов односоставных предложений.

- Я предлагаю, пока ученик работает у доски, сделать задание на повторение.

На доске записаны предложения:

Ломали ст…ри…ый каме…ый дом.

(Не) сп…ши языком – т…ропись делом.

Обыч(?)ное перо в деревя…ой (не)краше…ой руч(?)ке.

Живописцы окуните ваши кисти в суету дворов арба…ких и в з…рю.

Просто мне (не)зд…ровилось в это время.

- Объясните правописание орфограмм в словах.

Класс списывает с доски предложения, объясняет устно/письменно орфограммы и знаки препинания (работа фронтальная).

- Итак, у нас на доске готова схема видов односоставных предложений. Есть замечания к ней?

Если в схеме будут ошибки, они исправляются. В результате схема будет выглядеть так:

Односоставные предложения

t1609151625aa.gift1609151625ab.gif

[ - ]                                                          [ = ]

(назывн.)                                             t1609151625ac.gift1609151625ad.gift1609151625ae.gif

                     1) сущ. И. п.;                               о/л             н/л

                             2) числ.+ сущ.          1) 1, 2 л.из. накл.     1) 3 л. мн. ч.   

                                                                    наст./буд. вр.;         из. накл.;

                                                     2) 2 л. пов. накл.        2) мн. ч. пр. вр.

- Озвучьте схему. (Односоставные предложения – это предложения с одним главным членом – подлежащим или сказуемым.

Односоставные предложения с главным членом подлежащим – это назывные предложения, в них сообщается о существовании какого-либо предмета, явления в настоящем или выражается отношение к нему. Чаще всего подлежащим может быть сущ. в И.п. или словосочетание числ. + сущ.

Определенно-личные предложения – это предложения с главным членом сказуемым, которое называет действие, совершаемое определенным лицом. Выражается глаголом в форме 1,2 л. изъяв. накл. наст./буд. вр., и 2л. повелит. накл.

Неопределенно-личные предложения – это предложения с главным членом сказуемым, которое называет действие, совершаемое неопределенным лицом. Глагол может быть употреблен в форме 3л. мн.ч. изъяв. накл.; мн.ч. пр. вр. изъявит./усл. накл.).

- Какой еще вид односоставных предложений с главным членом сказуемым мы выделили на прошлом уроке? (Обобщенно-личные предложения – предложения с главным членом сказуемым, которое обозначает действие, в равной мере относящееся к любому лицу, группе лиц, т.е. мыслится обобщенно. Такие предложения представляют собой пословицы, поговорки, крылатые выражения. Глагол в таких предложениях употреблен в форме 2л. ед.ч. изъявит./повел. накл., 3л. мн.ч. изъявит. накл.).

- В записанных предложениях выделите грамматические основы и определите вид предложения (работа фронтальная).

В последнем предложении вид односоставного предложения определить не могут. 

         3. Выявление места и причины затруднения.

- Можем мы определить тип односоставного предложения? (Нет.)

- Почему? (Материал еще не изучали.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Каким способом мы будем с вами действовать, чтобы попытаться определить этот вид односоставного предложения? На что обратим внимание? Как действовали в предыдущих случаях? (Мы должны обратить внимание на глаголы предложения, попытаться определить возможного исполнителя.)

- Верно. Давайте попытаемся определить лицо, исполняющее это действие.

У учеников это не получается. 

- А оно вообще возможно в этом предложении? (Нет.) Действие происходит само по себе, без лица, его исполняющего.

- Как могут называться такие предложения? (Безличные.)

- Тема урока? (Безличные предложения.)

Тема записывается на доске и в тетради

- Какова цель сегодняшнего урока? (Научиться распознавать безличные предложения, отличать их от других видов односоставных предложений.)

- А как вы это будете делать? Что ещё необходимо узнать? (Способы выражения сказуемого.)

- На доске записаны предложения. Определите, чем выражено сказуемое в безличных предложениях.

                               личн.гл.в безл. ф.

В глазах у меня потемнело.

         безл. гл.

Морозило сильнее, чем вчера.

                 кр. прич.

Уже послано в погоню.

                              кат. сост.

За окном холодно, ясно, бело.

        н.ф.гл.

Быть грозе великой!

         вспом. гл.                 н. ф.

Хотелось ещё раз убедиться в своём счастии.

                                       Р.п.

Сильнее кошки зверя нет.

                                      Р.п.

На небе ни звёздочки.

Работа фронтальная. По мере определения способов выражения сказуемого в данных предложениях учащиеся записывают их в тетради.

В результате появляется запись: 

Способы выражения сказуемого в б/л предложениях:

1. личн. гл. в безличн. ф.

2. безл. гл.

3. кр. прич.

4. категор. сост.

5. инфинитив

6. нет + Р.п.

7. ни + Р.п.

- Попробуйте теперь самостоятельно, опираясь на наши записи, дать определение безличного предложения. (Безличные предложения – это односоставные предложения, в которых не называется производитель действия, в них нет и не может быть подлежащего. Главный член может быть выражен … ).

5. Реализация построенного проекта.

- Как мы можем себя проверить? (По учебнику.)

- Откройте стр. 110, прочитайте правило.

- Дополните схему новыми знаниями.

Схема дополняется новыми знаниями на доске и в тетради.

- Вернёмся к последнему примеру на доске из задания №1. Докажите, что перед вами безличное предложение. (Сказуемое выражено категорией состояния, в предложении нет и не может быть подлежащего.)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

- Перед вами лежит текст (карточка №1). Все предложения в нём пронумерованы. Выделите грамматические основы, найдите безличные предложения. Выпишите только безличные предложения и укажите способы их выражения.

КАРТОЧКА №1

1) Какое сырое утро! 2) За окном мутно. 3) Каплет с крыши. 4) Окна залеплены сырым снегом. 5) Он сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает. 6) Как болят кости! 7) Но надо вставать и работать. 8) В деревне уже выходят на работу. 9) И мне надо работать. 10) Но как мне нездоровится! 11) Полежу ещё чуть-чуть. 12) Всё то же сырое утро.

Над первыми 6-ю предложениями работа ведётся коллективно, с последними 6-ю – работают в парах.

- Назовите мне №№ безличных предложений, основу, способы выражения сказуемых.

(№ 7 – надо вставать и работать(вспом. сл. + н.ф.);

9 – надо работать (вспом. сл. + н.ф.);

10 – нездоровится (категор. сост.).

- Какую роль выполняют безличные предложения в тексте? (Используются для описания чувств, обстановки, состояния человека и среды, пейзажа, придают лаконичность повествованию.)

7. Самостоятельная работа.

- Проверьте, как вы усвоили сегодняшний материал. Найдите карточку № 2. Обведите №№ безличных предложений, укажите способы выражения сказуемого. Время выполнения – 4 минуты.

КАРТОЧКА № 2

1. Деревья так сумрачно странно безмолвны.

2. Всю ночь лежишь и не смыкаешь глаз.

3. Нет меры нашему познанию.

4. Кому-то не сидится в такую погоду дома.

5. Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды и не искать следы.

6. Люблю дымок спалённой жнивы, в степи кочующий обоз.

7. Тише едешь – дальше будешь.

8. За сравнительно небольшой срок построили новый спортивный комплекс.

9. Не хотелось вновь встречаться с людьми генерала Хвостова.

10. От её голоса повеяло теплотой.

- Время вышло. Найдите в папке эталон выполнения задания, критерии оценивания и поставьте себе оценку.

КАРТОЧКА № 2

ЭТАЛОН

                 Р.п.

3. Нет меры нашему познанию.

                               б/л гл.

4. Кому-то не сидится в такую погоду дома.

                н.ф.                 н.ф.                                                      н.ф.

5. Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды и не искать следы.

                  вспом. гл.                  н.ф.

9. Не хотелось вновь встречаться с людьми генерала Хвостова.

                                      личн.гл.

10. От её голоса повеяло теплотой.



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

5 (+) - «5»

4 (+) - «4»

3 (+) - «3»

< 3 – материал доработать дома

- У кого «5»? «4»? Молодцы!

8. Введение знаний в систему.

- А сейчас я предлагаю выполнить задания на выбор, в которых новое знание включено в изученный ранее материал.

* Карточка № 3. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Сделайте графические обозначения. Определите виды односоставных предложений.

** упр. № 203. Из упражнения выберите предложения, которые можно использовать при составлении текста на тему «Летняя гроза». Составьте такой текст  из 5-7 предложений. Используйте безличные предложения. Если нужно, двусоставные предложения из упражнения замените односоставными безличными.

Время выполнения 8 минут.

КАРТОЧКА № 3

    К ночи ст…новит(?)ся очень холодно и р…систо.     Надышавшись …р…матом новой соломы, бодро идёш(?) к ужину мимо с…дового вала. Г…л…са на деревне или скрип ворот разд…ют(?)ся по студё…ой з…ре (не)обыкнове…о ясно. Т…мнеет. Крепко тянет душистым дымом в…шнёвых сучьев.

      Поз(?) ней ночью когда на деревне погаснут огни когда в небе уже высоко блещет бр…л(?)иантовое созвездие Стожар ещё раз проб…жиш(?) в сад. Там над г…ловой б…леет Млечный Путь.

- Время вышло. Кто работал над заданием на карточке № 3, может себя проверить по образцу (см. в папке). А мы послушаем ребят, выполнявших творческое задание.

КАРТОЧКА № 3

ОБРАЗЕЦ

                     гл.-св.                   кат. сост.         кат. сост.

        К ночи  стАновиТСя очень холодно и рОсисто. (б/л) Надышавшись

                                                    1 л. наст. вр.

АрОматом новой соломы, бодро идёшЬ к ужину мимо сАдового вала. (о/л) ГОлОса на деревне или скрип ворот раздАются по студёНой зАре НЕобыкновенно

            личн.гл.                        личн.гл. 

 ясно. ТЕмнеет.  (б/л) Крепко тянет душистым дымом вИшнёвых сучьев. (б/л)

        ПозДней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко

                                                                                          1 л. наст. вр. (о/л)

блещет брИлЛиантовое созвездие Стожар, ещё раз пробЕжишЬ в сад. Там над гОловой бЕлеет Млечный Путь.

         9. Рефлексия

- Какую вы поставили цель сегодня на уроке?

- Достигли результата?

- Как это сделали? Что помогло?

- Оцените себя.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.