Статья «Психологически комфортный климат в классе»
“Только живой пример воспитывает ребенка,
а не слова, пусть самые хорошие,
но не подкрепленные делом”
А. Макаренко
Психологически комфортный климат в классе
В современной психологической науке под психологическим климатом понимается «качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе». И это так по научному, а мы попробуем разобраться и сформулировать обычным человеческим языком, чтобы сразу стало понятно как распознать и что делать педагогу для создания психологически благоприятного и комфортного климата в классе.
Современные дети будут учиться лучше, если им в классе будет уютно и комфортно, ведь в классном коллективе, как в большой семье, если есть взаимопомощь, чувство сплоченности и доверия между учениками и педагогами, результаты учебной деятельности будут намного выше.
Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.
Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания.
Хоть один детский коллектив чаще всего не похож на другой, и в одном классе могут подобраться дети дружные, внимательные друг к другу, вежливые, но и бывает, что класс вызывает беспокойство учителя: дети не принимают ошибки другого, высмеивают того или иного ученика. Наши дети проводят в школе достаточно много времени, и желание идти в школу с удовольствием часто зависит не только от выполненных или невыполненных домашних заданий, но и от того, как тебя встретят одноклассники, а самое главное, как тебя встретит учитель.
Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именами классных руководителей. И если учитель сочетает в себе качества наставника, психолога, воспитателя, психотерапевта, а иногда и “второй мамы”, то именно к нему обращаются дети со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликтные ситуации, и ему доверяются детские тайны.
Сплоченность и сформированность детского коллектива зависит не только от перечня запланированных мероприятий, психологических тренингов, а в первую очередь от личностных качеств учителя.
Прежде всего необходимо сформировать заповеди классного руководителя и не забывать про них. Их необходимо сформулировать и использовать в своей работе.
Примерный перечень предлагаю рассмотреть и нам:
Будь требователен к себе;
Владей грамотной речью;
Показывай пример во всём;
Не будь равнодушным;
Доверяй, но проверяй;
Пообещал – сделай;
Не раздражайся, будь терпелив и настойчив;
Будь добрым, но не добреньким;
Умей поставить себя на место другого;
11. Не заводи любимчиков
12. Не требуй от ребёнка больше, чем он умеет.
13. Давай воспитаннику посильные задания.
14. Сумей смотреть с родителями в одну сторону.
15. Люби детей, чего бы тебе это ни стоило
Также хотелось бы рассмотреть средства сплочения ученического коллектива:
1) Формирование традиций. Особенно важны так называемые ежедневные традиции - соблюдение определенных правил поведения в повседневной жизни (например, "в нашем классе не опаздывают" или " в нашем классе помогают друг другу "и другие). Такие традиции воспитывают у учащихся чувства долга, чести, гордости за коллектив, его успехи в учебе и труде.
2) Ещё способствует сплочению детского коллектива принцип параллельного действия, он обоснован и использовался А. Макаренко, согласно которому ученику предъявляют требование не прямо, а через коллектив, когда соответствует ответственность за каждого возлагается на коллектив и его самоуправления.
3) Разнообразная совместная деятельность делает жизнь детского коллектива интересным, способствует налаживанию отношений между первичными коллективами, общешкольным и первичными коллективами, сплачивает и первичные коллективы, и общешкольный объединяют коллектив интересные конкретные дела, требующие согласованных действий каждого. Если ученики самостоятельно начинают определенную деятельность, они распределяют обязанности между собой, охотно заниматься конкретной работой, переживают радость от достигнутых успехов.
4) Особая роль в сплочении ученического коллектива принадлежит общественному мнению, форме ее проявления является общее собрание коллектива, на которых решаются все и важные дела, проблемы, нарушения норм поведения (злоупотреблять таким обсуждением не следует).
5) Хорошо влияет на коллектив и школьное самоуправление. Педагоги могут укреплять его авторитет среди школьников, чаще обращаться за помощью к членам школьного самоуправления, советоваться с ними и тогда ученики тоже начинают прислушиваться к ним.
6) Продуманная организация досуга учащихся: организация экскурсий, турпоходов, подготовка и проведение школьных праздников или творческих вечеров, участие в конкурсах, коллективных соревнованиях и других мероприятиях - это тоже помогает объединить их в полноценный коллективе.
7) На сплоченности классного коллектива положительно сказывается и сплоченность в деятельности педагогов, единство требований к обучающимся. А. Макаренко считал, что в сплоченном педагогическом коллективе каждый педагог прежде всего заботится о сплоченности общешкольного коллектива, затем - о делах своего класса и лишь потом - о собственном успехе.
8) Важную роль в формировании классного коллектива и установлении взаимоотношений в классе играют классные часы. На первом организационном классном часе необходимо познакомить детей с правилами в школе, рассказать о предметах, учителях, провести экскурсию по школе, показать кабинеты и познакомить с учителями, спланировать ближайшую внутриклассную работу.
На следующем этапе необходимо спланировать работу класса, для этого необходимо принять и разработать законы классного коллектива.
Примерные правила класса:
Вовремя приходи на уроки.
Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе.
Приходи в школу подготовленным, с выполненным домашним заданием.
Будь вежлив, не груби, не дерись.
Бережно относись к школьному имуществу.
На уроках соблюдай тишину.
Во время перемены не бегай в классе.
Приходи в школу в форме, будь аккуратен и опрятен.
Помогай слабому.
Не бери чужие вещи без разрешения.
Не пользуйся мобильным телефоном в классе.
Бережно относись к чужим вещам.
Активно участвуй в общественной жизни класса и школы.
Следи за чистотой и порядком класса и своего рабочего места.
В работе по формированию психологически комфортного классного коллектива и выявлению личностных качеств детей, определению формальных и неформальных лидеров в классе удобно проводить ситуационные классные часы.
Формирование эффективного поведения для достижения согласия в классе помогают различные игры. Они позволяют сплотить коллектив, выявляют коммуникативный уровень детей, готовность к доминированию в группе. Кроме того, дети всегда активно отвлекаются на игровые формы общения.