Статья «Психологически комфортный климат в классе»
Психологически комфортный климат в классе
Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Стахановская средняя школа имени Валерия Болотова»
Учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР
Гордиенко Наталья Анатольевна
Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому.
В. А. Караковский
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ – это трудный процесс познавательно активной деятельности, который осуществляется при взаимодействии педагогов и учащихся, одноклассников между собой. Одним из ключевых элементов данного процесса считается психологическая комфортность образовательного процесса.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ – межличностные отношения, типичные для трудового или учебного коллектива, которые определяют его основное настроение.
Педагог должен помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться за пределами урока. Отношение учащихся к учителю – это важный показатель комфортности в школе. С какой ответственностью наставник относится к работе, как умело ведет беседу с детьми, их родителями, коллегами, радуется ли успехам учащихся, как выражает собственные эмоции – это всё оказывает влияние педагога на его учащихся и на их отношение к нему.
К.Д. Ушинский писал: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а начатки дурных наклонностей, приобретенные, быть может, прежде, понемногу изгладятся».
Основными показателями благоприятного эмоционально-психологического климата являются: хорошее настроение учащихся в течение всего дня; доброжелательность по отношению к педагогам и одноклассникам; отсутствие детей-аутсайдеров и изолированных детей; высокая степень взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из детей; отсутствие давления со стороны педагогов; желание учащихся участвовать в коллективной деятельности.
Когда ученик делится собственными эмоциями, чувствами, впечатлениями и находит понимание учителя и своих одноклассников, то возрастает вероятность, что он будет с удовольствием посещать школу. Смена видов деятельности и темпа работы на уроках, психологический комфорт учащихся, вера в таланты детей обязательно принесут благоприятные плоды. Сохранить душевное равновесие учащихся – вот что становится в нынешней жизни ключевой задачей педагога.
Педагогам необходимо знать, что создание благоприятного психологического климата в коллективе помогает ребенку чувствовать себя комфортно и уверенно на уроках и вне его; помогает раскрыть таланты и личностные качества учащихся; адаптироваться детям в сложнейших жизненных ситуациях.