Библио-обзор детской литературы на тему «Полярная сказка»
Библио-обзор детской литературы на тему «Полярная сказка».
На современном этапе развития общества одна из важных задач педагога – это привить подрастающему поколению любовь к литературе и чтению. Как известно, именно на этапе дошкольного детства закладывается фундамент, на котором зарождается интерес к последующему знакомству с удивительным миром книги. Согласно ФГОС ДО в дошкольном возрасте дети знакомятся с книжной культурой, а на этапе завершения дошкольного детства ребенок должен быть знаком с произведениями детской литературы.
Бесспорно, в XXI веке, который стал прорывом новых информационных технологий, интерес к художественной литературе снизилась, любовь к чтению уменьшается.
По данным многих исследований, уже в дошкольном детстве ребенок отдает свое предпочтение не художественной литературе, а иным источника информации, таким как телевидение, интернет, компьютерная техника. Последствия снижения интереса к детской художественной литературе заметны: у детей низкий уровень развития речи и других психических функций, недостаточные коммуникативные навыки и .т.д.
Итак, перед нами встал вопрос: как помочь детям полюбить художественную литературу?
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее. Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов, с их композиционными и языковыми особенностями.
Именно поэтому мы решили провести обзор детской художественной литературы, посвященной Кольскому полуострову, так как в старшем дошкольном возрасте дети все больше интересуются малой Родиной, родным краем.
Необходимо отметить, основных представителей поэтов Кольского Севера, наиболее интересных для детей старшего дошкольного возраста: И.Ю. Ядринцева, О.С. Бундур, Н. Колычев, В. Сидорин, С. Дорохов, Е. Двинин.
И.Ю. Ядринцева пишет для детей дошкольного возраста, в ее книгах «Здесь родился и живёт атомный подводный флот», «Волшебный полуостров», которые написаны в стихотворной автор рассказывает детям об истории возникновения северных городов, а иллюстрации к книгам И.Ю. Ядринцевой раскрывают перед детьми всю красоту природы северного края.
У детей вызывают большой интерес стихотворение Н. Колычева «Мурманские лестницы», в котором дети узнают о столице Заполярья – Мурманске и его окрестностях:
«Здесь лестницы, здесь лестницы
Пересчитать непросто.
Все в лестницах окрестности —
От Колы и до Росты».
В стихотворении этого автора «На рыбалке» дети больше узнают о природе Заполярья, знакомятся с заливом, видами рыб, которые водятся на севере.
В рассказах Е. Двинина «В Мурманских лесах», «Лесная аптека», «Звери» раскрывается все богатство природы Кольского полуострова: «В лесах - не только деревья, есть и цветы, и кустарники, и травы. Посреди ягельного ковра там и сям разбросаны куртинки вороники, кустики черники и брусники. Зеленеет травянистая полянка, желтеют и голубеют цвета. Вся эта пёстрая мозаика придает мурманским лесам особую прелесть».
Книга Станислава Ивановича Дорохова «Если ты на Севере живешь» знакомит ребят с северной полярной ночью, природой, красотой Кольского полуострова.
В своей книге «На краю земли стою» О. Бундур рассказывает о море, жизни на корабле. Детям перед прочтением стихотворений необходимо рассказать о том, что автор посвятил стихи экипажу теплохода «Клавдия Еланская». Это поможет заинтересовать детей, так как они поймут, что автор рассказывает им о том, что знакомо, о том, что они видели.
Мы пришли к выводу, что творчество поэтов и писателей Кольского Заполярья способствует воспитанию любви к родному краю, воспитанию бережного отношения к природе.
Таким образом, наш библио-обзор позволяет сделать вывод, что детская художественная литература о Кольском полуострове отличается своим многообразием. Следует отметить, что современные авторы привлекают внимание детей, так как пишут о знакомых для детей местах и событиях, но книги авторов 1970 – 1990г. не менее привлекательны детям, в них есть свои особенности…они раскрывают все богатство и разнообразие природы, знакомят детей с историей родного края, поэтому способствуют привлечению интереса и внимания подрастающего поколения к чтению и помогает привить любовь к художественной литературе.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Арзамасцева, И.Н. Детская литература / И.Н. Арзамасцева. – М.: Академия, 2012. – 576 с.
3. Минералова, И.Г. Детская литература: учебник и практикум для СПО / И.Г. Минералова. – М.: Юрайт, 2016. – 333 с.