12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ефремова Н.В.849
учитель начальных классов, методист, Отличник образования Украины, Заслуженный учитель Украины
Россия

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Ефремова Наталья Владимировна, учитель начальных классов МОУ «Лицей №12 города Донецка» учитель высшей квалификационной категории, учитель-методист.

Библиотечный урок

Класс: 1-Б

Тема урока: О братьях наших меньших. М. Пришвин «Ёж». Мы в ответе за тех, кого приручили. А. Шибаев «Без ужина».

Тип урока: библиотечный

Оборудование: учебник, проектор, индивидуальные карточки.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок: В классе 27 учащихся. Дети с достаточным и высоким уровнем подготовленности к школе. Большинство - с высокой школьной мотивацией. Дети слышат учителя, активно работают на уроке. За время обучения демонстрируют технику чтения выше нормы. Умеют аргументировать свою точку зрения, отвечать на небуквальные вопросы, работать в парах, осуществлять само- и взаимопроверку.

Цель: Формирование читательской компетентности на основе знакомства с рассказом М.М. Пришвина «Ёж» и стихотворением А. Шибаева «Без ужина».

Задачи:

Образовательные. Познакомить учащихся с произведениями М. Пришвина «Ёж» и А. Шибаева «Без ужина».

Развивающие. Совершенствовать навык выразительного, сознательного, правильного, беглого чтения. Развивать умения работать с текстом, четко и правильно отвечать на вопросы, составлять полные предложения; развивать речь читателей. Способствовать развитию ассоциативной, зрительной и слуховой памяти.

Воспитательные. Воспитывать любовь к окружающему миру, а также интерес к произведениям о природе и животных. Формировать мировоззрение учащихся.

Личностные результаты

формирование нравственно-этических ориентиров через восприятие и понимание содержания текста: не путем выводов, а путем размышлений над поступками персонажа;

развитие эмпатии (сопереживание герою) и эмоционально-личностной децентрации (отождествление себя с героями произведения);

развитие интереса к чтению на основе познавательной мотивации.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

ориентироваться в тексте произведения;

анализировать смысл заголовка;

анализировать произведение с целью характеристики персонажа;

выполнять действия анализа, выявляя идею произведения;

анализ особенности языкового оформления текста;

обосновывать свои утверждения.

Регулятивные УУД:

понимать и принимать учебную задачу;

прогнозировать события, сравнивать свое представление с авторским вариантом;

контролировать себя при чтении.

Коммуникативные УУД:

вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;

аргументировать высказывания;

сотрудничать в учебных целях.

Предметные результаты

совершенствовать технику чтения, прежде всего понимание читаемого, правильность и выразительность;

применять различные способы чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое);

отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

уметь прогнозировать содержание читаемого;

характеризовать персонаж;

выявлять мотивацию поступка персонажа;

выявлять и обосновывать своё отношение к персонажу;

находить главную мысль, сформулированную в тексте;

передавать эмоциональный тон персонажа;

выявлять авторское отношение к персонажам.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое обоснование

I. Организационный момент и постановка учебной задачи.

t1681582867aa.png



t1681582867ab.png

- Сегодня мы проведём урок в школьной библиотеке. Посмотрите, сколько книг вокруг. Давайте их поприветствуем:

Встало солнце рано-рано:

- Добрый день!

Плещут волны океана:

- Добрый день!

Поднимается пшеница

И звенят задорно птицы:

- Всем ребятам-малышатам –

Добрый день!

- Наше музыкальное приветствие и выставка книг помогут нам понять, о чём пойдёт речь на уроке. Кто уже догадался?

Тема урока: «О братьях наших меньших»

А помогать мне будет Мудрая сова.

- Кто эти «братья наши меньшие»?

- Зачем мы учим эту тему?

Приветствуют гостей песней «Добрый день»










Принятие учебной задачи.

Ответы детей:

- О природе, бережном к ней отношении.

- Они учили ребят любить животных и бережно к ним относиться.

Регулятивное УУД:

целеполагание -

постановка учебной задачи.










Познавательное общеучебное УУД:

формулирование

проблемы –

рассуждение о смысле темы.


II. Подготовка к восприятию.

1. Актуализация опорных знаний.

Фронтальная беседа.

t1681582867ac.png

Чтение «Эстафета»


2. Рассказ об авторе нового произведения

t1681582867ad.png

3. Рассуждение о содержании по заглавию.


4. Постановка вопроса перед первичным восприятием.


- Вспомните, о чём шла речь на прошлом уроке?

- Какие чувства у нас вызвало это стихотворение?

(вывешивает слово «ТРЕВОЖНЫЕ»)

- Прочитайте наизусть стихотворение А. Яшина «Покормите птиц», постарайтесь с помощью интонации передать тревогу автора.


- Загадайте, кто будет читать после вас.




- Сегодня мы познакомимся с новым произведением, его автор – Михаил Пришвин.

1. Мудрая сова:

«Михаил Пришвин родился почти 150 лет назад. В его семье было пятеро детей. Когда Мише исполнилось 5 лет, умер отец, и мама с ребятами переехала в Германию. Там Пришвин получил образование, но жить и работать он вернулся на Родину – в Россию. В 30 лет Михаил решил стать писателем. Он был страстным охотником, очень любил бродить по лесам, лугам, полям. А главными героями пришвинских произведений были растения и животные».

- Прочитайте название произведения. О ком оно?

- Можем ли мы по названию, определить, какие чувства вызывал ёжик у автора?

- Ответить на этот вопрос мы сможем, прослушав это произведение.

Ответы детей:

- О том, как помочь птицам пережить зиму.

- Тревогу, волнение, печаль…



Чтение стихотворения ребятами по 4 строки с указанием следующего чтеца.















Чтение заголовка.

- О еже.




Личностные результаты:

смыслообразование

(познавательная

мотивация).











Познавательное общеучебное УУД:

поиск информации –

просмотровое восприятие.




Познавательное общеучебное УУД:

формулирование

проблемы –

рассуждение о смысле заглавия.


Регулятивное УУД:

планирующий самоконтроль –

предугадывание содержания.

III. Первичное восприятие с элементами антиципации.

t1681582867ae.png

t1681582867af.png

Выразительное чтение рассказа.

Остановка в тексте после вопроса: «Зачем это ёжику газета понадобилась?».

- Ребята, а вы как думаете?

- Слушайте дальше.

Чтение рассказа до конца.

Слушание текста.

-Чтобы завернуться в неё, лечь на неё, унести в угол, подцепить на спину…

Регулятивное УУД:

прогнозирование –

приём антиципации.

Регулятивное УУД:

планирующий самоконтроль – предугадывание содержания.

Личностные результаты:

смыслообразование

(познавательная

мотивация) –

эмоциональный отклик на содержание текста.

IV. Проверка качества первичного восприятия.

t1681582867ag.png

- Правы ли мы были в своих предположениях?

(вывешивает слово «НЕЖНЫЕ»)

- Можно ли предположить, что в этом произведении один из героев – сам М. Пришвин? Докажите.

- А где происходят события?

- Подумайте, это рассказ или сказка? Почему?


Свободные высказывания учащихся.

Обмен мнениями.



- В доме Пришвина.

- Всё, что здесь написано, произошло на самом деле с М. Пришвиным.

Личностные результаты:

самоопределение –

эмоциональный отклик на прочитанное.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме.

V. Анализ текста с включением заданий синтетического характера.

1. Постановка вопросов к тексту. Пропедевтика составления плана рассказа.

Вычитывание предложений учениками с показательной техникой чтения.






2. «Жужжащее» чтение.


3. Аудирование

t1681582867ah.png













4. Взаимопроверка.

Работа в парах.


- Прослушайте первую часть рассказа

1. Как хозяин зажёг свечу?

2. Куда спрятался ёж?

3. Что услышал Пришвин?

- Прослушайте вторую часть.

1. Где лежала газета?

2. О чём подумал хозяин?

- Прослушайте третью часть

1. Что делал ёжик с газетой?

2. Куда он её потащил?

Прослушайте четвёртую часть

1. На что была для ёжика похожа газета?

2. Что он сделал из неё?

- Прочитайте рассказ внимательно, подготовьтесь к аудированию.

Вопросы для аудирования

1. Что зажёг автор в комнате?

А) Свечу.

Б) Лампу.

2. Куда спрятался ёжик?

А) Под кровать.

Б) В норку.

3. Куда ёжик потащил газету?

А) Во двор.

Б) В угол.

4. Что напоминала газета ёжику?

А) Сухие листья.

Б) Домик.


- Обменяйтесь карточками.

- Возле каждого правильного ответа поставьте «+»

- Обменяйтесь карточками и просмотрите результаты.

- У кого 4 «+»? Молодцы!!!!


1. Слушание отрывков с постановкой буквальных вопросов.















Самостоятельное чтение рассказа.

Выполнение задания на индивидуальных карточках.












Взаимопроверка.


Познавательное общеучебное УУД:

смысловое чтение –

фронтальная работа.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме.






Познавательное общеучебное УУД:

смысловое чтение;

самостоятельная работа.





Регулятивное УУД:

итоговый взаимоконтроль – средство обратной связи.





Личностные результаты:

адекватное оценивание личных достижений


VI Физкультминутка

(логопедическая)

t1681582867ai.png

Музыкальная физкультминутка с элементами логопедических упражнений

Ребята танцуют, проговаривая звуки.


VII. Первичное восприятие с элементами антиципации.

1. Рассказ об авторе.

t1681582867aj.png

2. Первичное чтение учителем. Постановка вопроса.

3. Элемент антиципации.

t1681582867ak.png

t1681582867al.png

4. Беседа по содержанию

t1681582867am.png

5. Чтение стихотворения «цепочкой»

- Сейчас мы познакомимся с произведением Александра Шибаева «Без ужина». Но для начала узнаем кое-что об авторе.

Мудрая сова: «Александр Шибаев – храбрый солдат, он защищал нашу землю от фашистов в годы войны, испытал голод, холод и страх! Но не сломался, не озлобился! Он был весёлым человеком, написал много поучительных стихотворений для ребят»


Чтение учителем

- Прослушайте, какие чувства у вас вызовет произведение этого автора.


«Предвидение» (После 1й части)

- Как вы думаете, что было дальше?


- Какие чувства вызвало это стихотворение?

(вывешивает слово «ГРУСТНЫЕ»)

- Почему же стихотворение вызывает у нас грустное настроение?

- Каково маленькому щенку одному на улице?

- Почему щенок не может громко залаять, позвать кого-нибудь?

- Почему поэт поставил в конце многоточие?

- Может ли у этого стихотворения быть счастливый конец?

- Александр Шибаев выстоял в страшной войне потому, что верил в Победу, он верил во всё светлое, радостное. Во всех его произведениях должен обязательно быть счастливый конец!

Сегодня и наши защитники ДНР верят, что обязательно на нашей земле будет мир! Главное – любить эту землю и верить в победу!












Ребята слушают чтение учителя



Свободные высказывания учащихся.

Обмен мнениями.

- Грусть, сострадание. печаль..


(ответы детей)

























Ребята читают «Цепочкой»

Познавательное общеучебное УУД:

поиск информации –

просмотровое восприятие.










Регулятивное УУД:

планирующий самоконтроль –

предугадывание содержания.

Личностные результаты:

смыслообразование

(познавательная

мотивация) –

эмоциональный отклик на содержание текста.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме.





VIII. Работа над основной мыслью произведений.

1. Беседа.

2. Просмотр социального ролика

t1681582867an.png

1. Беседа

- Посмотрите на табличку – все авторы, о которых мы говорили помогли нам испытать совершенно разные чувства: тревожные, нежные, грустные.

- А для чего они заставили нас их испытывать?



Высказывания детей.


Познавательное логическое УУД:

умозаключение –

определение основной мысли текста.

Личностные результаты:

эмоционально-личностная децентрация –

работа над идеей произведения.

Личностные результаты:

эмпатия –

обмен мнениями.

IX. Подведение итогов. Домашнее задание.

1. Подведение итогов. Рефлексия

t1681582867ao.png



2.Домашнее задание (на выбор).

t1681582867ap.png

Ребята, поднимите симофорчики.

- Кто сам считает, что работал на уроке отлично?

- Кому было сложно отвечать на некоторые вопросы?

- А что нужно ученику, чтобы всегда уверенно отвечать, ничего не бояться?

- Выберите одно из заданий:

«Прочитать рассказ и сделать иллюстрацию к рассказу»,

«Выучить стихотворение».

(Использование приёма ассоциативного запоминания)


Каждый вспоминает сам.

Поднимают руки, если хотят.





Личностные результаты:

нравственно-этическое оценивание –

подведение итогов.

Познавательное общеучебное УУД:

рефлексия –

подведение итогов.

Регулятивное УУД:

прогностическая самооценка –

домашнее задание на выбор.


Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (1)

Кучумова Ирина Викторовна, 08.05.23 в 16:25 0Ответить Пожаловаться
Интересный библиотечный урок. Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.