12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ануфриева Елена Николаевна58
Россия, Саха (Якутия) респ., Нерюнгри
3

Библиотечный урок «Встреча в музыкально-поэтической гостиной «Наполним музыкой сердца»



Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №22

п. Беркакит Нерюнгринского р-на РС(Я)

Библиотечный урок

«Встреча в музыкально-поэтической гостиной

«Наполним музыкой сердца»

(для учащихся старших классов)

Ануфриева Елена Николаевна,

педагог-библиотекарь

2017

Авторская или бардовская песня – огромный пласт российской культуры. Появившаяся много лет назад, она и в ХХI веке остаётся очень популярной, т.к. эти песни учат любить поэзию, чувствовать её всем сердцем, чтобы в дальнейшем она стала частицей души и частицей биографии того, кто с ней знаком. Человек, познакомившийся однажды с этим видом творчества, становится духовно богаче, по-новому начинает ценить живое поэтическое слово, умеет сопереживать радости и боли другого человека, готов по зову сердца идти неизвестными дорогами. Возможно, здесь и кроется один из секретов актуальности выбранной тематики.

По словам одного из основателей бардовского движения Булата Окуджавы, «авторская песня – это особая форма духовного общения единомышленников». В нашей школе некоторые ребята старших классов занимаются гитарной песней, но практически не знают ни названия песен, ни имён авторов, чьи песни они исполняют. В коллективе педагогов есть учителя, которые интересуются и исполняют авторские песни под гитару, а так же знакомы с творчеством поэтов-бардов. Таким образом, чтобы познакомить учащихся с творчеством бардов, чтобы научить ценить поэтическое слово, а так же обогатить духовно учащихся старших классов, и возникла идея проведения данного мероприятия, посвящённого «духовному общению единомышленников».

Цель: познакомить учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня и с творчеством авторов-исполнителей.

Задачи:

- расширять кругозор учащихся;

- формировать представления об авторской песне;

- развивать интерес к творчеству поэтов-бардов;

- прививать нравственно-эстетические качества;

- побуждать к раскрытию своих способностей и талантов.

Форма проведения: музыкально-поэтическая гостиная.

Оформление: электронная презентация, включающая фотографии и материалы о творчестве авторов-исполнителей, записи и тексты бардовских песен.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, гитара, имитация костра (электрический огонь).

Ход мероприятия

Слайд 1

Библиотекарь: Сегодня мы собрались, чтобы поближе познакомиться с авторской песней. Что же такое авторская песня? Точного определения этому понятию дать невозможно. В разные времена эти песни именовались по-разному: туристскими, студенческими, самодеятельными, бардовскими. Но какое бы название они не имели – всё это песенный жанр, в котором и слова, и музыка, и исполнение, и музыкальное, чаще всего гитарное сопровождение, принадлежат одному человеку. Ни один фестиваль бардовской песни не обходится без костра. И сегодня у нашего имитированного костра мы познакомимся с некоторыми именами авторов-исполнителей и их песнями.

1 ученик

Сегодня в школьном нашем зале

О бардах поведём рассказ

И песни, что хоть раз слыхали,

А может видели, читали

Споём все вместе мы сейчас.

2 ученик

И кто участвовал в походах,

Сидел когда-то у костра,

Как космонавт без кислорода,

Без песни жить не может сроду.

Гитара – верная сестра!

3 ученик

Пусть струны звонкие гитары

Для всех сегодня прозвучат

И, может, песен этих старых

Мотивы просто как подарок

И в ваши души постучат!

Библиотекарь: Гимном авторской песни в России уже давно стала песня Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». И этой песней я предлагаю сегодня открыть нашу встречу.

Слайд 2. /На слайде текст песни. Все поют песню под гитарное сопровождение/. /Приложение 1/

Библиотекарь: История данного жанра началась ещё в 30-х годах 20-го столетия. Предшественником авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры А. Вертинского. А общепризнанными лидерами данного жанра по праву считаются Булат Окуджава и Владимир Высоцкий /Слайд 3/. Определяя сущность авторской песни, Б. Окуджава говорил, что это «поэзия под гитару», а В. Высоцкий говорил, что это «поэты, которые исполняют свои стихи под музыку. Таким образом, увлечение песенной поэзией, начавшееся с отдельных успехов, стало впоследствии ярким явлением нашей отечественной культуры.

Слайд 4

1 ученик. «Патриархом» авторской песни по праву стал Булат Шалвович Окуджава. Главные темы его творчества – Любовь, Вера, Надежда. Его песни вселяют веру в торжество Добра и Справедливости.

2 ученик. Булат Окуджава – один из тех, кто напомнил о первоначальном союзе слова и музыки. Его мелодии как бы живут внутри стихотворения, принадлежат ему изначально как выразительная интонация.

1 ученик. Окуджава в середине 20-го века стал создателем совсем нового жанра авторской песни, подхваченного многими и совсем нового представления о песенном поэтическом тексте. Нелёгкая эпоха, нелёгкая судьба вошли в песни Окуджавы, но они полны уверенности в превосходстве и конечной победе добра. Песенная поэзия этого яркого представителя авторской песни – упрямое объяснение в любви жизни, людям, добру.

2 ученик. Когда Окуджава выходил с гитарой на сцену, зал вставал. В своих песнях Булат обращался не к массе, не ко всем, а к каждому в отдельности. Да и сама манера его исполнения была спокойной и проникновенной. Он, скорее, не пел, а напевал свои песни, как будто тихо и искренне беседовал с вами.

Слайд 5 /Звучит песня «Пожелания друзьям» в исполнении Б. Окуджавы. На слайде текст песни, все присутствующие подпевают.) /Приложение 2/

Библиотекарь: Особое место в творчестве Булата Окуджавы занимает война, т.к. он сам принадлежал к фронтовому поколению и был участником Великой Отечественной. Булат написал много песен об этой бесчеловечной войне. И сегодня мы не можем не затронуть эту важную тему, т.к. в ней слились воедино скорбь и память, гордость и слава непобедимого русского народа.

Слайд 6 /Звучит песня Б. Окуджавы «Мы за ценой не постоим». Текст песни на слайде, все подпевают/ /Приложение3/

Библиотекарь: Много лет прошло с той романтической эпохи, сейчас мы живём другой жизнью, в которой нет с нами Булата Шалвовича Окуджавы, но почему-то каждый год, 9 мая, в день его рождения, на Трубную площадь к Театру современной пьесы в Москве приходят люди и поют его песни, но поют уже без него.

Слайд 7 /Звучит «Грузинская песня» Окуджавы. Текст песни на слайде, все желающие подпевают/ /Приложение 4/

Слайд 8

Библиотекарь: А теперь перейдём к другому лидеру авторской песни, поэту-песеннику – Владимиру Высоцкому. Он прожил всего 42 года, но вознесён всенародной любовью выше всех. Его по праву называют «сердцем» авторской песни. Высоцкий умел почувствовать образ изнутри, слиться с ним. Он был художником неповторимой индивидуальности. В своих песнях, стихах, кино, актёрских работах на сцене Высоцкий раньше других сказал людям правду. На его песнях выросло целое поколение.

1 ученик: Высоцкий-поэт не играл в жизнь, а жил по-настоящему. У него не слова ложились на бумагу, а сама душа. Он был неординарной личностью и ни на кого не похожим. Но именно таким его любили.

2 ученик: Нет, он никогда не был на войне, а ветераны войны писали ему письма и благодарили его за песни. Его творчество и сегодня помогает нам выжить своим оптимизмом, своей верой в собственные силы.

3 ученик. К песням Высоцкого можно относиться по-разному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или не принимать. Но мимо песен Владимира Высоцкого нельзя пройти. И нельзя сделать вид, что их просто-напросто не существует. Сами песни не дадут этого сделать!

Слайд 9 / Звучит «Песня о друге» В. Высоцкого/ /Приложение5/

Слайд 10

Библиотекарь: Одним из самых любимых бардов в народе был и остаётся Юрий Визбор. Он прожил недолгую, но очень яркую и интересную жизнь. Он пел свои песни и говорил в них о жизни. Рассказывал о своём понимании любви и ненависти, дружбы и предательства, трусости и мужества. Пел о своём, а люди в его песнях узнавали себя.

1 ученик:

Какая музыка была,

Какая музыка звучала!

Она совсем не поучала,

А лишь тихонечко звала.

2 ученик: О Визборе говорили: «Душа всякой хорошей компании. Не тамада, не кумир, а именно душа. Его обаяние действует само по себе, без усилий».

Библиотекарь: Визбор считал своей единственной профессией журналистику. Но, несмотря на его фанатичное отношение к единственной профессии, его творческая энергия расплёскивалась в самые неожиданные стороны:

Слайд 11

1 ученик: Визбор – альпинист и тренер по горнолыжному спорту.

2 ученик: Визбор – поэт, певец, автор трёхсот песен.

3 ученик: Визбор – актёр, драматург, написавший несколько пьес и киносценариев.

4 ученик: Визбор – художник, автор замечательных акварельных рисунков.

Библиотекарь: И всё же главное, за что его помнят и будут помнить всегда – это его песни.

Слайд 12 /Песня Ю. Визбора «Ты у меня одна»/ /Приложение 6/

Слайд 13

Библиотекарь: Авторские песни – это песни, рождённые дорогами и путешествиями, экспедициями и комсомольскими стройками, любимой работой, размышлениями о высоких чувствах, идеалах и стремлениях. Авторскую песню сочиняют люди самых разных занятий и профессий.

1 ученик: Жанр бардовской песни раскрыл великое множество абсолютно непохожих друг на друга талантов и индивидуальностей. Каждый из наших «больших» бардов создал свой могучий песенный и душевный мир.

Слайд 14

2 ученик: Среди них: Александр Галич, Юлий Ким, Александр Городницкий, Юрий Кукин, Олег Митяев, Виктор Берковский, Александр Розенбаум и многие другие авторы-исполнители.

3 ученик: Авторской песней движет романтика, заставляет мечтать, творить, стремиться крылатой мыслью туда, где ты ещё никогда не был… Горы, подъемы, перевалы, штурмы вершин, покорение и … возвращение домой, где всегда тебя помнят, ждут и верят в твою победу.

Слайд 15 /Песня «Дом»/ /Приложение7/

Слайд 16

1 ученик: Авторская песня и в ХХI веке продолжает своё существование, включая в понятие жанра студенческий, туристический и армейский фольклор. /Песню из армейского репертуара исполняют учащиеся 10-го класса)

Библиотекарь: У бардов существует такая традиция: когда не все песни ещё спеты, но есть желание их петь, то гитара идёт по кругу. Каждый, кто захочет что-то сыграть на гитаре, называет своё имя и название исполняемой песни. Итак, гитара отправляется в путешествие … (Гитара передаётся по кругу между ребятами и гостями, умеющими играть на гитаре)

Библиотекарь: За нашим имитированным костром мы познакомились с авторскими песнями и провели незабываемые минуты. Но время неумолимо движется вперёд, и каждая встреча всегда заканчивается расставанием.

Слайд 17 / Песня Ю. Визбора «Милая моя»/ /Приложение 8/

Библиотекарь: Сегодня мы познакомились с творчеством только некоторых авторов-исполнителей. Впереди ещё новые встречи и новые знакомства. Огромное спасибо всем за участие!

Слайд 18 До новых встреч!

Рефлексия

В наше время учащиеся старших классов теряют свои нравственные ориентиры. На примере авторских песен и творчестве бардов, думаю, ребята восполнят свои потери, получат массу положительных эмоций от встречи с поэтами-бардами, а также от прослушенных и исполненных ими самими песен. В результате проведённого мероприятия, учащиеся старших классов познакомятся с творчеством некоторых бардов, у ребят расширится кругозор по данной теме, сформируются представления об авторской песне. Думаю, что после мероприятия у учащихся возникнет интерес продолжить знакомство с творчеством уже известных бардов, а также появится желание познакомиться с творчеством других авторов-исполнителей. И надеюсь на то, что каждый участник данного мероприятия станет после этого духовно богаче и начнёт по-новому ценить живое поэтическое слово.

Приложение 1

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

Олег Митяев

1. Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,

Струна осколком эха пронзит тугую высь,

Качнется купол неба большой и звездно-снежный,

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Качнется купол неба большой и звездно-снежный,

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

2. Как отблеск от заката, костёр меж сосен пляшет,

Ты что грустишь, бродяга, а ну-ка, улыбнись.

И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет -

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет -

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

3. И всё же, с болью в горле мы тех сегодня вспомним,

Чьи имена, как раны, на сердце запеклись,

Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним,

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним,

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Приложение 2

Пожелания друзьям

Булат Окуджава

1. Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты –

Ведь это всё любви счастливые моменты.

2. Давайте горевать и плакать откровенно,

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не надо придавать значения злословью –

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

3. Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить во всём, друг другу потакая,

Тем более что жизнь короткая такая.

Приложение 3

Мы за ценой не постоим

Булат Окуджава

1. Здесь птицы не поют, деревья не растут.

И только мы, плечом к плечу, врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым.

И значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

П-в: Нас ждет огонь смертельный, но все ж бессилен он

Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный

Десятый наш, десантный батальон.

Десятый наш, десантный батальон.

2. Едва огонь угас, звучит другой приказ,

И почтальон сойдет с ума, разыскивая нас.

Взлетает красная ракета, бьет пулемет, неутомим.

Так значит, нам нужна одна победа.

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

П-в.

3. От Курска и Орла война нас довела

До самых вражеских ворот, такие, брат, дела.

Когда-нибудь мы вспомним это,

И не поверится самим.

А нынче нам нужна одна победа.

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

П-в.

Приложение 4

Грузинская песня

Булат Окуджава

1. Виноградную косточку в теплую землю зарою

И лозу поцелую и спелые гроздья сорву

И друзей созову, на любовь свое сердце настрою,

А иначе зачем на земле этой вечной живу.

2. Собирайтесь-ка, гости мои, на мое угощенье,

Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву.

Царь небесный отпустит прощение за пригрешенья,

А иначе зачем на земле этой вечной живу.

 

3. В темно-красном своем будет петь для меня моя Дали,

В черно-белом своем преклоню перед нею главу

И заслушаюсь я и умру от любви и печали,

А иначе зачем на земле этой вечной живу.

4. А когда заклубится закат по углам заметая,

Пусть опять и опять проплывут предо мной наяву

Белый буйвол и синий орел и форель золотая

А иначе зачем на земле этой вечной живу.

Приложение 5

Песня о Друге

Владимир Высоцкий

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг — а так…

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош,

Парня в горы тяни — рискни! —

Не бросай одного его,

Пусть он в связке одной с тобой —

Там поймешь, кто такой.

Если парень в горах — не ах,

Если сразу раскис — и вниз,

Шаг ступил на ледник — и сник,

Оступился — и в крик,

Значит рядом с тобой — чужой,

Ты его не брани — гони,

Вверх таких не берут, и тут

Про таких не поют.

Если ж он не стонал, не ныл,

Пусть он хмур был и зол, но шел,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал;

Если шел он с тобой, как в бой,

На вершине стоял хмельной,

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

Приложение 6

Ты у меня одна

Юрий Визбор

Ты у меня одна,

Словно в ночи луна,

Словно в степи сосна,

Словно в году весна.

Hету другой такой

Ни за какой рекой,

Hи за туманами,

Дальними странами.

В инее провода,

В сумерках города.

Вот и взошла звезда,

Чтобы светить всегда,

Чтобы гореть в метель,

Чтобы стелить постель,

Чтобы качать всю ночь

У колыбели дочь.

Вот поворот какой

Делается с рекой.

Можешь отнять покой,

Можешь махнуть рукой,

Можешь отдать долги,

Можешь любить других,

Можешь совсем уйти,

Только свети, свети!

Приложение 7

Дом

Мимо текла, текла река, плыли куда-то облака,

Шёл человек, была дорога нелегка, нелегка.

И человек мечтал о том, что он построит где-то дом

И поселится счастье с ним в доме родном.

Если случалось, он сдавал, то неизменно напевал

Песню любимую свою, ту, что пою, ту, что пою.

Дом, как известно всем давно, это не стены и окно

Даже не стулья со столом - это не дом.

Дом - это там, куда готов ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым, еле живым, еле живым.

Дом - это там, где вас поймут, там, где надеются и ждут,

Там, где забудешь о плохом - это твой дом...

Мимо текла, текла река, плыли куда-то облака,

Шёл человек, была дорога нелегка, нелегка.

И человек мечтал о том, что он построит где-то дом

И поселится счастье с ним в доме родном.

Приложение 8

Милая моя

Юрий Визбор

1. Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.

Тих и печален ручей у янтарной сосны.

Пеплом несмелым подернулись угли костра.

Вот и окончилось все расставаться пора.

Припев: Милая моя,

Солнышко лесное,

Где, в каких краях

Встретишься со мною?

2. Крылья сложили палатки – их кончен полет.

Крылья расправил искатель разлук – самолет,

И потихонечку пятится трап от крыла,-

Вот уж, действительно, пропасть меж нами легла.

Припев.

3. Не утешайте меня, мне слова не нужны,

Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны,-

Вдруг сквозь туман там краснеет кусочек огня

Вдруг у огня ожидают, представьте, меня!

Припев.

4. Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены,

Тих и печален ручей у янтарной сосны.

Пеплом несмелым подернулись угли костра

Вот и окончилось все – расставаться пора.

Припев.

Список литературы

1. Встречи в школьной библиотеке: тематические вечера, литературно-музыкальные композиции, уроки мужества / авт.-сост. Н.Г. Растегаева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 158 с.

2. Окуджава Б.Ш. Стихотворения / Булат Окуджава; [сост. О.В. Окуджава, С.С. Бойко; предисл. В. Куллэ; комм. С. Бойко]. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с. – (Всемирная библиотека поэзии).

3. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд. – Волгоград : Учитель, 2011. – 135 с.

4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная. – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Ольга Витальевна Щербакова, 28.11.17 в 18:47 0Ответить Пожаловаться
Музыкально-поэтическая гостиная удалась. Если бы еще и книги порекомендовали.

Отредактировано 28-11-2017 18:47

Ходокова Наталья Евгеньевна, 20.09.18 в 13:51 0Ответить Пожаловаться
А где презентация? Или я не найду где ее скачать или вы забыли прикрепить.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.