Библиотечный урок для учащихся 3–4 классов «Международный день распространения грамотности»

13
5
Материал опубликован 16 December 2017 в группе

Библиотечный урок для учащихся 3,4 классов.

Международный день распространения грамотности.

 Цель: ознакомить детей с праздником «Международный день распространения грамотности».
Задачи: 
- ознакомить детей с праздником «День грамотности»;
- способствовать развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы;
-способствовать формированию потребности и стремления к знаниям. 
-развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.

Ход урока.

Международный день распространения грамотности отмечается по решению ЮНЕСКО с 1966 года 8 сентября. Отмечается он не только в России, но и во многих странах мира.
Общество прилагает все усилия по распространению грамотности в мире..Сегодня мы проводим урок , посвященный этой дате.

Угадайте загадку:
Пером сеют,
Глазами жнут. 
Головой едят. 
Памятью переваривают. 
(Грамота)
А что для вас значит быть грамотным?
(Ответы детей)

В письме электронном, или в обычном
Делать ошибки отнюдь неприлично!
Чтоб каждый запомнил правила эти
День грамоты есть на нашей планете!
С праздником этим я всех поздравляю
Писать без ошибок всем вам желаю!

Задание.Есть в русском языке слова, которые пишутся одинаково, но в зависимости от того, куда мы поставим ударение они имеют различное значение. Поставьте ударение и расскажите что это слово означает.

Итак, пишу на доске: замок-замок, дорога-дорога, искра-Искра, черти-черти, село-село, мука-мука, хлопок-хлопок, стоит-стоит, жила-жила, пропасть-пропасть, трусы-трусы, духи-духи и т.д.(офонимы).

А есть слова, в которых одно и тоже слово имеет различные значения: очки, коса, ключ, бабочка, ручка, лук и др.(омонимы).

В языке хороших слов
Очень даже много.
Портить их - большое зло.
"
ДорогА дорОга".
Одинаково слова
Пишутся порою.
А изменишь звук едва -
Слышится иное.

зАмок есть, а есть замОк.
Есть
искрА и Искра.
Если варит котелок -
Разберёшься быстро.
Запятые ставить враз
Научиться сложно.
Но без них значенье фраз
Потерять возможно!
Говорят: "
Казнить нельзя
Миловать
"... Решитесь.
С пунктуацией в друзьях -
Пригодится в жизни.

Автор Timas


Задание. Продолжите пословицы о грамотности.


Выбирай книгу, как выбираешь…( друга.)
Грамоте учиться – всегда… (пригодится.)
Золото добывают из земли, а знания …(из книг.)

Мир освещается солнцем, а мир …(знаньем.)
Неграмотный как слепой, а книга глаза …(открывает.)
Хорошая книга – лучший…( друг.)

А без чего невозможно стать грамотным? Что поможет нам в преодолении неграмотности? Ответы детей.

 

Задание.Отгадайте загадки.


Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
Стану я учиться в школе –
Разобраться в них смогу.
(Буквы.)

Какая водица для грамотных годится?
(Чернила.)

На странице букваря –
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит.)

У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.
(Книжный шкаф.)

Поселились мудрецы
В застеклённые дворцы, в тишине наедине
Открывают тайны мне.
(Книга.)

Сама молчит,
А сто друзей научить может.
(Книга.)

Большая проблема стоит перед миром. Это борьба с неграмотностью. Во многих странах неграмотными остаются 860 миллионов взрослых и более 100 миллионов детей.
Итак, что же такое грамотность?

Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке.

Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».

Почему важно быть грамотным? Ответы детей.
А множество детей и взрослых и посещают школу, но их грамотными назвать нельзя. Так как в современном мире не менее важным, чем письмо и чтение, стала и компьютерная грамотность.
День грамотности стал одним из главных в школах, и высших заведениях России. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным. . К такой личности будут тянуться люди. И сейчас у вас есть выбор: приложить все усилия, чтобы достичь этой высоты или остаться тем, над чьими словами будут смеяться.

Предлагаю вам показать свой уровень грамотности.
1.Конкурс..

1.Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?
а) коня;
б) бегуна;
в) сапожника;
г) 
волка.

2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?
а) соловей-разбойник;
б) президент;
в) 
рак;
г) милиционер.

3. Кто гладок оттого, что поел и на бок?
а) клоп;
б) волк;
в) медведь;
г) 
кот.

4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?
а) земляника;
б) 
малина;
в) вишня;
г) крыжовник.

4. Какое растение существует?
а) Петька-и-Василий Иванович;
б) Том-и-Джерри;
в) Саша-и-Маша;
г) 
Иван-да-Марья.

5. Какие берега обычно бывают у молочных рек?
а) творожные;
б) сметанные;
в) 
кисельные;
г) масляные.

6. Какой зайка скакал под елочкой?
а) беленький;
б) маленький;
в) 
серенький;
г) шоколадный.

4. Какой породы овчарок не существует?
а) шотландская;
б) немецкая;
в) кавказская;
г) 
антарктическая.

2.Игра-хоровое проговаривание.

Есть в русском языке слова, в которых если отнять по одной букве с начала или конца, то остаток слова также имеет смысл.

Например, слово- ПОБЕДА.

-В какой гостинице вы жили?

ПОБЕДА».

-Чего вы ждали?

-ОБЕДА.

-Что случилось?

-БЕДА.

-Что пропало?

-ЕДА.

-Вы кричали?

-ДА.

-Что кричали?

-А!

3.Игра «Собери слово»

След + опыт= следопыт

Зал + ежи= залежи

Газ +ель= газель

Фа +соль=фасоль

Град+ус=градус

Банк + рот=банкрот

Буй +вол=буйвол

4.Игра «Буквы заблудились».

Сейчас я прочитаю стихотворение, в котором заблудились буквы. Вы должны исправить ошибку , назвать правильное слово и сказать, какая же буква заблудилась.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И – хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла

Буква – озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Закричал охотник:- Ой!

Двери гонятся за мной! (звери)

На виду у детворы

Крысу красят маляры. (крышу)

Посмотрите-ка, ребятки:

Раки выросли на грядке. (маки)

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

-Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами!

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом. (сом)

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей. (грачей)

Мы собрали васильки,

На головах у нас –щенки. (венки)

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом. (коне)

Жучка будку не доела: (булку)

Неохота . Надоело.

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву. (лес)

Мама с бочками пошла (дочками)

По дороге вдоль села.

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил. (щепками)

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами. (чайки)

А.Шибаев

4.Задание.

Называю слово в единственном числе, а вы должны сказать его во множественном.

Кот- коты

Плот- плоты

Беда- беды

Мука-

Крот- кроты

Грот- гроты

Дуга- дуги

Рука- руки

Еда-

Слива-сливы

Грива- гривы

Диво-

Итог: не всякое слово имеет множественное число.

И в завершить наш урок хотелось бы следующим стихотворением:

Пусть грамота ошибки исправляет,
И ты не прекращай её учить,
Кто учится, тот многое познает,
И проще будет нам в России жить.
Работай с пунктуацией и чаще
За книгу вечерком садись, читай,
Пусть будет жизнь твоя разнообразней,
Лишь знания, не бойся – поглощай.

Приложение.

Чтение по ролям. Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».

Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».

- Здравствуй!
- Привет!
 
- Что ты несешь? 
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел...
 
- Что не сумел? 
- Отстань.
- Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?
 
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет. 
- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь? 
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит. 
- Вот оно что...
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
 
- Тамарка? 
- Ага.
- И ничего, симпатичная?
 
- Красивая! Зеленая такая. 
- То есть как? 
- Зеленого цвета.
- Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
 
- У кого волосы? 
- Да у Тамарки-то. 
- Что-о?!
- Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил!
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
- Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
- А ну тебя...
- Да! Стой, стой!
- Ну, что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.


 

Используемый материал:

1.http://kladraz.ru/blogs/vera-valerevna-ljapina/klasnyi-chas-k-mezhdunarodnomu-dnyu-rasprostranenija-gramotnosti-dlja-nachalnoi-shkoly.html

2. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/553050/

3.Календарные, фольклорные, тематические праздники 1-4 классы, Москва. «ВАКО»,2006г.Серия «Мозаика детского отдыха».

4.Развитие памяти детей.Л.В.Черемошкина.Популярное пособие для родителей и педагогов.,Ярославль: «Академия развития»,1997г.Серия «Вместе учимся, играем».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересный урок!!! Спасибо!!!

16 December 2017

Отличная работа! Профессионально!

16 December 2017

Очень интересные задания!

22 December 2017

Задания интересные, но это не библиотечный урок...

22 January 2018

Полностью согласна с Марией Береговой. Не библиотечный урок.

23 January 2018