Билингвальный урок физики в 8 классе по теме «Агрегатные состояния веществ»

2
0
Материал опубликован 10 December 2019 в группе



Тема урока: Die Aggregatzustände der Stoffe.

Класс: 8

УМК: А. В. Перышкин, Физика. 7 класс. Дрофа, 2019.

Языковой компонент реализуется на основе немецкоязычных интернет-ресурсов.

Цели урока: - Расширение представлений о строении веществ посредством введения понятия агрегатное состояние и ознакомления с агрегатными превращениями, активизация знаний учащихся о физических особенностях в строении и свойствах различных веществ;

Задачи:

Образовательные - научить применять основные положения МКТ к объяснению различий в строении и свойствах различных агрегатных состояний вещества и их превращений.

-активизация предметной лексики на немецком языке; -развитие коммуникативных умений (характеристика состояний веществ)

-продолжить работу по формированию умения составлять таблицы при систематизации и обобщении знаний о строении вещества в различных агрегатных состояниях и агрегатных превращениях.

Развивающие - продолжить развитие познавательного интереса учащихся к предмету, используя ФЭЗ, демонстрационный эксперимент

- работая с таблицами развивать умения сравнивать и критически оценивать содержание информации.

Воспитывающие- в ходе проведения урока воспитывать у школьников уверенность в познаваемости окружающего мира;

- работая в группах при обсуждении проблемы воспитывать коммуникативную культуру школьников.

Результат урока. К концу урока учащиеся будут

-знать, что 3 агрегатных состояния вещества: твердое, жидкое и газообразное могут изменяться при определенных условиях

-понимать, как происходит переход из одного состояния в другое

-применять полученные знания на практике, изменяя агрегатные состояния некоторых веществ опытным путем

- характеризовать состояния веществ на немецком языке

Содержание: Физика. Три агрегатных состояния вещества.

Коммуникативные умения: слушать и отвечать на вопросы других, задавать вопросы, умение сотрудничать в группе, формулировать собственные мысли, формулировать определение понятий, приводить примеры, объяснять причинно-следственные связи, описывать картинку/схему, презентовать результат своей работы, оценивать свою работу и других

Когнитивные умения: умение осознавать познавательную задачу, актуализировать имеющиеся знания, извлекать нужную информацию, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, рассуждать, анализировать, сравнивать, сортировать, классифицировать, делать выводы

Культура: учащиеся вспомнят о греческом ученом Демокрите и его представлениях о строении вещества, обогатят свой словарный запас специальной предметной лексикой

Общеучебные умения:

-развитие теоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение)

-развитие навыков переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование, извлечение нужной информации, заполнение таблицы)

-развитие регулятивных умений (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность)

Языковые средства: специальная предметная лексика по теме урока (см.приложение)

Оборудование: компьютер, твердые тела различной формы, сосуды различной формы, мензурки, презентация, выполненная в MSPowerPoint, видео



Этап урока

Задача этапа урока

Деятельность учителей физики (УФ) и немецкого языка (УНЯ)

Ожидаемый результат учащихся (У)

Как оценивается результат

Средства обучения

Режим работы

Мотивационно-организационный этап


Организационный


Актуализация имеющихся знаний

УФ и УНЯ приветствуют учащихся, УФ демонстрирует видеофрагменты с различными веществами в разных агрегатных состояниях и спрашивает У о теме урока

Ответ на приветствие учителей.

У высказывают свои предположения о теме урока

Устная оценка учителем

Видеофрагменты, компьютерная презентация или QR кодирование

Фронтальный

Деятельностный этап


Предтекстовый этап

активизировать фоновые знания

УФ спрашивает У, что такое вещества и какие вещества они знают

Приводят примеры веществ

Устная оценка учителя о корректности примера


Фронтальный опрос

мотивировать учащихся на деятельность

УНЯ раздает У конверты с картинками и словами и просит соотнести картинки с веществами с их обозначениями на немецком языке и с типом состояния

Группируют вещества по группам: твердое, жидкое, газообразное. У называют вещества в каждой группе

Самопроверка, занесение своих результатов в лист самооценки.

Компьютерная презентация или QR кодирование, сигнальные карточки о выполнении задания (Ich bin fertig!)

парный/групповой

снять языковые трудности

обращает внимание на глоссарий по теме и возможность использования двуязычного словаря

самостоятельно и быстро находят значение неизвестных слов


двуязычный словарь, глоссарий

Индивидуально-групповой

поставить задачу для чтения/аудирования

УФ спрашивает У, могут ли они дать полную характеристику агрегатных состояний веществ, опираясь только на свой опыт

У получают текст и затем просматривают и понимают на слух видео о 3 агрегатных состояниях


Раздаточный материал -печатный текст, видеосюжет на немецком языке

Фронтальный, групповой (парный)

Текстовый этап

обеспечить основное понимание текста

УНЯ поясняет задание (прочитать, понять текст, внести нужную информацию в одну из колонок таблицы о 3 агрегатных состояниях веществ), обращает внимание на опору слов в глоссарии

УФ поясняет о возможности использования учебника физики

Каждая из 3 групп (деление по АС веществ – твердое, жидкое, газообразное) читает, обсуждает текст и заполняет свою часть таблицы

Устная оценка УНЯ, УФ

Раздаточный материал -печатный текст, рабочий лист с таблицей у каждого У

групповой

обеспечить понимание конкретной/нужной информации

УНЯ просит У заполнить таблицу о характеристиках агрегатных состояний веществ

Каждый У заполняет таблицу

устная оценка УНЯ

таблица

Индивидуально-групповой

Послетекстовый этап

(проект)


обеспечить использование полученной информации в устной/письменной речи

УНЯ приглашает каждую из 3 групп У для устной презентации информации, которую они внесли в свою часть таблицы

УНЯ задает вопросы о характеристиках веществ

Таблица заполнена полностью и корректно



Даны корректные ответы на вопросы

Самопроверка группы по ключу в компьютерной презентации или QR-коду

Устная оценка УНЯ

Раздаточный материал – рабочий лист с таблицей

групповой

Рефлексивно-оценочный этап:


Обратная связь

дать обратную связь

УНЯ оценивает работу каждой группы

Взаимодействие с учителем

УНЯ и УФ выражают свое отношение к работе У и выставляют оценки



взять обратную связь

УФ и УНЯ организуют оценочные высказывания У



Анализируют свою деятельность, формулируют оценочное высказывание об итогах своей работы на уроке.

Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала по методу Leistungstreppe «Лестница успеха». Каждый ученик с помощью магнита указывает свою фамилию на нарисованной на ватмане лестнице.




домашнее задание

УФ раздает на листочках, а УНЯ объясняет задание. УФ поясняет, что нужно подготовить индивидуальный мини-проект-исследование, опираясь на вопросы в карточке. Ответы на вопросы станут основой для оформления коллажа, презентацию можно подготовить на русском языке.

Домашнее задание понято





​​​​​​​ Приложение


1. Языковые средства (раздаточный материал)


der Zustand, die Zustände

der Aggregatzustand des Stoffes

fest

flüssig

gasförmig

der Stoff , -e

der Aufbau der Stoffe


das Teilchen, =

das Teilchenmodell, -e

die Anziehungskraft, -kräfte,

anziehen, sich, zieht an, zog an, hat angezogen

die anziehende Kraft

die Abstoßkraft, -kräfte

abstoßen, sich, stößt ab, stieß, hat gestoßen

die abstoßende Kraft

sich verändern, te, t

die Veränderung, -en (des Zustandes)

sublimieren, te, t

resublimieren, te,t

schmelzen, schmolz, hat/ist geschmolzen

erstarren, te, t

sieden, te, t

kondensieren, te, t



2. Раздаточный материал. Карточки-слова в конверте


металл

железо

пластмасса

бетон

золото

бумага

Metall

Eisen

Kunststoff

Beton

Gold

Papier

стекло

дерево

резина

морская вода

воздух

природный газ

Glas

Holz

Gummi

Meerwasser

Luft

Erdgas

нефть

ртуть

гелий

спирт

кислород

аммиак

Erdöl

Quecksilber

Helium

Spiritus (Alkohol)

Sauerstoff

Ammoniak

fest

flüssig

gasförmig

молоко

уксус

углекислый газ

твердое

жидкое

газообразное

Milch

Essig

Kohlendioxid


3. Раздаточный материал . Текст


Fest, flüssig oder gasförmig

Im Alltag macht man sich wenig Gedanken darüber, wie unterschiedlich Wasser aussehen kann – es kann flüssig aus der Leitung kommen, gasförmig, wenn Wasser verdampft oder im Sommer als Eiswürfel in der Cola.

Physikalisch gesehen sind das die verschiedenen Aggregatzustände von Wasser: Als Eis nimmt es einen festen,  als Wasser einen flüssigen und als Wasserdampf einen gasförmigen Zustand ein. Das sind auch die drei klassischen Aggregatzustände. Die meisten Stoffe kommen in verschiedenen Aggregatzuständen vor. Welcher gerade vorliegt, hängt dabei von verschiedenen Faktoren ab: vom Stoff selbst und seinen individuellen Eigenschaften, von der Temperatur und vom Umgebungsdruck.

Chemisch bleibt der Stoff derselbe – es ändern sich nur die physikalischen Bedingungen und damit der Aggregatzustand. Wie lassen sich die Unterschiede zwischen diesen drei Zuständen gut beschreiben? Das geht recht einfach mit den Begriffen Volumen und Form:

 Ein fester Stoff hat in der Regel ein nahezu festes Volumen und eine feste Form. Sie lassen sich nur schwer verformen.

Ein flüssiger Stoff hat auch ein festes Volumen, aber keine feste Form. Vielmehr passt er sich immer der Form der jeweiligen Umgebung an.

Ein gasförmiger Stoff hingegen hat weder ein festes Volumen noch eine feste Form – er verteilt sich immer komplett in dem Raum, der zur Verfügung steht.

Prinzipiell lässt sich sagen: Wenn ein Stoff seinen festen Zustand hat, ist auch die Dichte am größten – und als Gas ist die Dichte am niedrigsten.

Veränderung des Aggregatzustandes

Um von einem in den anderen Aggregatzustand zu wechseln, ist die Aufnahme oder die Abgabe von Energie notwendig.

Beispiel:
Wird eine Wachskerze angezündet, wird Energie zugeführt – das Wachs wechselt seinen Aggregatzustand und wird flüssig. Überhaupt spielt die Temperatur eine wichtige Rolle bei diesem Thema.

  t1576001426aa.jpg


Die verschiedenen Aggregatzustände

Am Beispiel des Wassers lassen sich die einzelnen Vorgänge gut erfassen (Achtung: Alle Werte in der Tabelle gelten für normalen Luftdruck von einem bar. Steigt man auf hohe Berge, sinkt der Luftdruck und das Wasser siedet früher, in Mexiko City auf 2 300 Meter Höhe etwa bei 93 Grad Celsius (°C)):

schmelzen
Eis schmilzt, wenn die Temperatur über 0 °C steigt (= Schmelztemperatur). Diese Wärme ist als Energie notwendig.

erstarren
Wasser wird zu Eis, wenn die Temperatur unter 0 °C sinkt – Energie wird abgeführt und das Wasser gefriert.
Übrigens, kennst du die „Dichteanomalie“ des Wassers? Diese ist der Grund dafür, dass sich Wasser beim Frieren ausdehnt.

verdampfen
Wasser verdampft, wenn genügend Energie zugeführt wird. Dies passiert, wenn die Temperatur unter Normaldruck 100 °C erreicht (= Siedetemperatur). Das sieht man hervorragend, wenn Wasser in einem Kochtopf erhitzt wird.

kondensieren
Trifft Wasserdampf auf eine kalte Oberfläche, bilden sich Tropfen – das Wasser wechselt zurück in den flüssigen Zustand.

resublimieren
Der Aggregatzustand wechselt vom gasförmigen in den festen Zustand, ohne zwischendurch flüssig zu werden. Ein Beispiel dafür ist Raureif (fester Niederschlag), der sich an einem kalten Wintermorgen in der Natur bildet, denn aus dem in der Luft enthaltenen Wasserdampf werden sofort Eiskristalle.


sublimieren
Das ist der Übergang vom festen in den gasförmigen Aggregatzustand. Ein Beispiel ist Wäsche, die bei Frost draußen trocknet. Das enthaltene Wasser wird zuerst zu Eis und sublimiert dann zu Wasserdampf. So wird die Wäsche im Winter draußen auch trocken!


3. Ссылка для видеосюжета об агрегатных состояниях веществ https://www.youtube.com/watch?v=PTQicV7sg7Q


4. Таблица для заполнения учащимися после прочтения текста и ключ для учителя и самопроверки учащихся

В зависимости от языкового уровня учащихся можно им предложить сложить данную заполненную таблицу из ее разрезанных частей, в т.ч. с использованием интерактивной доски.



Aggregatzustände


FEST

FLÜSSIG

GASFÖRMIG

Teilchenmodell (Malt an!)







Ordnung der Teilchen









Abstand zwischen Teilchen







Teilchenbewegung






Anziehungskräfte zwischen Teilchen









Eigenschaften eines Stoffes








t1576001426ab.png

4. Домашнее задание (раздаточный материал)


Hausaufgabe

Bereite dein Miniprojekt vor. Fertige eine Collage an. Folgende Fragen helfen dir bei der Vorbereitung:

Welchen Stoff kann man in den Händen schmelzen? Warum?

Kann man im Löffel aus Blei/ aus Zinn Zink schmelzen? Warum?

Welchen Stoff kann man im Bleilöffel schmelzen?

Überlege dir die Beispiele, wo wir die Aggregatzustandsübergänge in der Umwelt und unserem Alltag treffen und beobachten können?

Wo werden die schwer schmelzbaren Metalle angewendet?


5. Оценочные высказывания для этапа рефлексии


Leistungstreppe (Лестница успеха)


Название ступеней лестницы:


1-я ступень – урок трудный, я совсем не уверен в своих силах, нужна помощь.

2-я ступень – урок трудный, я не со всем справился, нужна помощь.

3-я ступень – урок трудный, но я почти со всем справился, не нуждаюсь в помощи.

4-я ступень – урок не трудный, я справился почти со всем, помощь не нужна.

5-я ступень – урок не трудный, я уверен в своих силах, помощь не нужна


Закончите предложение:


сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…




10



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.