Урок физики в 8 классе «Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация»
Физика 8 класс.
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Цели урока:
Обучающие: повторить и углубить известные учащимся сведения об особенностях строения твердых, жидких и газообразных тел,
рассмотреть процессы плавления и кристаллизации, дать понятие
температуры плавления и кристаллизации.
Развивающие: продолжить работу по развитию мышления, навыков самостоятельной работы, способствовать овладению методами научного исследования.
Воспитательные: продолжить работу по формированию у учащихся добросовестного отношения к учебному груду; положительных мотивов учения, коммуникативных умений.
Ход урока
Вы знаете, ребята, недавно я услышала историю об удивительной стране, в второй всего три города: Тверлоград, Жидкоград и Газгород. Они такие разные: в Твердограде царит строгий порядок, все жители сидят в своих домах и соблюдают строгую дисциплину, в Жидкограде всегда праздник и веселье, жители этого города любят путешествовать и заводить новые знакомства, в Газгороде каждый сам по себе, ни о каком порядке там нет и речи, жители этого города встречаются только для того, чтобы вновь разлететься в разные стороны. Правит этой страной королева Температура. Как вы думаете, а как же называется эта страна?
Тема урока: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.» Какие цели своей работы на уроке вы перед собой поставите?
Цель урока: повторить и углубить сведения об агрегатных состояниях веществ, рассмотреть процессы плавления и кристаллизации, ход графика при этих процессах, дать понятие температуры плавления и кристаллизации.
Сегодня на уроке мы будем 'работать с поурочной картой.
Назовите три агрегатных состояния вещества? Отличаются ли эти состояния друг от друга молекулами? Чем определяется то или иное агрегатное состояние вещества? (расположением, характером движения и взаимодействия молекул) Откройте учебник на стр. 101, рис 76. какой буквой на рисунке обозначено твердое состояние воды, жидкое, газообразное? В поурочной карте рассмотрите рис.1 и подпишите, как называются процессы, изображенные стрелочками (проверка, отметка о выполнении).
Обратите внимание на два новых для вас процесса. Попробуйте сформулировать, какой процесс называется сублимацией, десублимацией (проверка, отметка о выполнении). Где мы встречаемся с такими процессами? (любой запах, графит, десублимация - образование на окнах зимой узоров).
Сформулируйте, какой процесс называется плавлением, кристаллизацией? Что необходимо, чтобы превратить кристаллическое тело в жидкость? Если рассмотрим на молекулярном уровне, что необходимо, чтобы твердое вещество превратить в жидкость?
Сейчас класс разделим на 2 части: физики - теоретики и физики - экспериментаторы. Будете работать в группах по 4 человека. Задача: превратить лед с начальной температурой - 10° в воду температурой 10°. Физикам-теоретикам необходимо описать, как будет происходить этот процесс. Физики-экспериментаторы проведут опыт со льдом и построят график изменения температуры от времени.
Заслушиваем работы, сравниваем результаты. Какой процесс происходит на участках А В, ВС, СД.? Изменяется ли температура вещества при плавлении, при кристаллизации?
Поглощается или выделяется энергия при плавлении? На что расходуется энергия нагревателя, поглощаемая при плавлении?
Поглощается или выделяется энергия при кристаллизации? Что можно сказать о температуре плавления и кристаллизации одного и того же вещества?
Температура плавления и кристаллизации некоторых веществ можно найти в табл 9, стр 105.
Каждая группа сформулирует по одному вопросу к таблице.
(У каких веществ очень низкие температуры плавления? Самая высокая температура плавления? (такие металлы называют тугоплавкими).
Сравните температуры плавления твердой ртути и твердого спирта, (у ртути температура плавления выше)
Сегодня на уроке вы показали себя, как мелью экспериментаторы и мыслящие теоретики. Смогли описать процессы плавления и кристаллизации, построили графики этил процессов.
Тестовая (работа (5 мин) взаимопроверка а парах. Индивидуальные задания сильным учащимся.
Подведем итог урока. Продолжите фразу:
Сегодня на уроке мы повторили...
Сегодня на уроке мы узнали...
Сегодня на уроке мы описали процесс...
Сегодня на уроке мы провели эксперимент...
Оцените свою работу на уроке (оценку занесите в поурочную
карту).
Выставляю оценки за урок.
Домашнее задание п.37,38, задачи №154,160(а или б на выбор)
стр.144; задание по желанию на «5»: написать сказку, фанта-
стическую историю от лица молекулы воды, в которой необходимо
описать её приключения при повышении температуры
от- 10°С до 10°С.
Урок окончен. Желаю удачи.
Физика 8 класс.
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Поурочная карта.
Цель урока: повторить и углубить сведения об агрегатных состояниях веществ, рассмотреть процессы плавления и кристалли-зации, ход графика при этих процессах, дать понятие температуры плавления и кристаллизации.
Задание 1
Задание 2
Сублимация – это переход вещества из состояния в .
Десублимация – это переход вещества из состояния в .
Задание 3 Физики – теоретики (процесс кристаллизации)
Описать, что будет происходить с водой, имеющий температуру 200С, если её охладить до температуры - 200 С?
Рассмотреть три интервала температур: от 200С до 00 С, при 00 С,
от 00 С до -200 С.
Как меняется кинетическая энергия молекул вещества на каждом из интервалов?
Изобразить график зависимости температуры вещества от времени.
Оцените свою работу на данном этапе -
Задание 4 Тест ( вариант 1)
1.Чем определяется то или иное агрегатное состояние вещества?
А. отличием молекул;
Б. расположением и характером движения молекул;
В. наличием примесей.
2.Переход вещества из газообразного состояния в твердое называется:
А. конденсация; Б. десублимация; В. сублимация.
3. Температура плавления олова 2320 , какова температура его кристаллизации?
А. 00 ; Б. 2320 ; В. – 2320.
4. Что происходит с температурой при плавлении кристаллических тел?
А. температура увеличивается;
Б. температура не изменяется;
В. температура уменьшается.
5. На что расходуется энергия нагревателя, поглощаемая веществом при плавлении?
А. на увеличение скорости движения молекул
Б. на разрушение кристаллической решетки вещества;
В. на увеличение кинетической энергии молекул.
Оценка критерии оценки: все верно – 5;
1 ошибка – 4:
2 ошибки – 3;
Оцените свою работу на уроке -
Домашнее задание:
п.37,38, задачи №154,160(а или б на выбор) стр.144;
задание по желанию: написать сказку, фантастическую историю, от лица молекулы воды, в которой необходимо описать её приключения при повышении температуры от – 200 до 200.
Спасибо за работу!