12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Орлова Ольга Александровна262
Учитель математики высшей квалификационной категории. Заслуженный работник просвещения Удмуртской Республики.
Россия, Удмуртская респ., Каракулино
10

Бинарный урок (математика + русский язык). Тема: «Подготовка к ОГЭ: работа с микротекстом на примере математических задач»



Бинарный урок (математика + русский язык)

Тема: «Подготовка к ОГЭ: работа с микротекстом на примере математических задач».

Цель урока: применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей.

Цели урока:

Образовательная: обобщение и систематизация ЗУН обучающихся по темам «Решение задач», «Языковой анализ текста»; закрепление языковедческого материала путем выполнения заданий к микротексту, аналогичных тем, что встречаются в демонстрационных материалах для подготовки к ОГЭ, отработка умений и навыков при решении задач.

Развивающая: развивать аналитическое и логическое мышление, сообразительность, внимательность, быстроту реакции, творческое воображение; развивать принципы мыслительной деятельности, развивать грамотность речи, правильность написания математических терминов; развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, культуру поведения; воспитывать интерес к русскому языку и математике; повышать интерес к предмету через нетрадиционные формы обучения.

Форма организации урока: урок-практикум.

Техническое оборудование урока:

компьютер,

мультимедийный проектор,

экран

раздаточный материал

Обозначение в конспекте урока: М- слова учителя математики

Р – слова учителя русского языка

Ход урока.

I. Организационный момент. 

Р: Урок русского языка и урок математики… «Что их может объединять?» … Перед началом урока у нас возник спор:

М.: Нет ничего важнее той науки,

Что люди математикой зовут.

Что людям могут дать пустые звуки?

Писать стихи… Но разве это труд?

Р.: Нет ничего ужасней чисел скучных,

Каких-то формул, множества нулей.

А слово нужное! Оно ведь лечит душу

И в трудный час нас делает сильней.

Р.: ОГЭ по русскому важней намного

Даст он им путевку в институт

15.3, союзы, подчиненья скоро

Придется вам, ребята проходить.

М.: И математика - экзамен важный:

3 модуля решать им предстоит

Системы, уравнения, графики

Порог ОГЭ помогут преступить

Р.: Мои друг, не надо ссор

Не разрешить нам этот спор

М.: Решение всего одно

И лишь в гармонии оно.

Р.: Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Наверное, вы ждёте, когда же из нас кто- нибудь начнёт урок математики или русского языка. Верно? Сегодня будет всё не так. Сегодня мы будем вести урок вместе! Неожиданно? Согласна! Конечно, это будет не совсем обычный урок: два учителя по разным предметам. А мы решили попробовать, что же из этого получится.

 

II. «Пирамида ожиданий»

М: А вы как думаете, что из этого получится? Я предлагаю вам поделиться своими ожиданиями об этом уроке на «Пирамиде ожиданий». На столах у вас есть «кирпичики», на которых вы должны записать ответ на вопрос «Что вы ожидаете от урока?». Сформулируйте ответ одним словом (дети записывают ответы, прикрепляют кирпичики на пирамиду и комментируют свой ответ).

-Отвечать будут ребята, у которых рабочий лист розового цвета.

III. Подведение к теме урока

Р.: На своих уроках мы редко говорим о других науках. А в жизни – наоборот, нам часто приходится решать вопросы разных областей знаний. Для того чтобы решить математическую задачу, нам нужны не только математические знания, но и определённая языковая культура, хорошее владение языком. Поэтому сегодня на уроке мы будем рассматривать математические задачи с позиции русского языка.

М.: Действительно, на уроках математики мы решаем уравнения, неравенства, текстовые задачи и т.д. Порой, не обращаем внимание на лингвистический разбор условия задания. А ведь даже запятая или слово, поставленное в другом месте, меняет условие.

Чем лучше человек умеет работать с текстом, тем лучше он умеет решать математические задачи. Поэтому тема нашего урока «Подготовка к ОГЭ: работа с микротекстом на примере математических задач».

-А эпиграфом нашего урока будут слова «Без слов и грамматики не учат математике».

Р.: Ребята, давайте запишем число и тему урока в ваши рабочие листы.

М.: Ребята, внимательно посмотрите на тему и попытайтесь сформулировать цель урока. (ответы ученики)

( Разберем текст по заданиям огэ на примере математических задач Потренируемся в решении отдельных заданий.)

IV. Словарная работа.

Р.: Начнем мы нашу работу со словарного диктанта. К доске пойдет ...

Вставьте пропущенные буквы

К..сательная к окружности, равн..бедре..ый треугольник, арифметическая прогре..ия, диагональ пара..елогра..а, выехали одновреме..о, координатная пр..мая, хорда ..кружности, пр..моугольный треугольник.

Проверьте и поставьте себе баллы за задание в Листе самооценки по 5-балльной системе.

Распределительный диктант.

В данных словосочетаниях определите способ связи, указав определенную цифру. (слайд 1 -, 2-, 3 -). Прежде чем мы приступим к выполнению этого задания, давайте вспомним способы связи. Какие способы вы знаете? (согласование – способ связи при котором при изменении формы главного слова изменяется и зависимое; управление – способ связи при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже; примыкание – способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу). Обменяйтесь тетрадями, проверьте (взаимопроверка). Поднимите руки те, кто сделал все правильно. Поставьте себе баллы за задание в Листе самооценке по 5 бальной системе.

- Какое задание мы повторили в рамках подготовки к ОГЭ (7)

V. Работа с терминами.

М.: Ребята, вы, наверное, сразу догадались, что все эти слова относятся к математике.

- Давайте вспомним определения всех этих понятий.

Задание: Установите соответствие

А. Касательная к окружности

1. прямая, имеющая с окружностью единственную общую точку.

Б. Равнобедренный треугольник

2. последовательность, каждый член который, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложному с одним и тем же числом.

В. Арифметическая прогрессия

3. Отрезок, соединяющий две точки окружности

Г. Диагональ параллелограмма

4.  треугольник, в котором один угол прямой

Д. Координатная прямая

5. это треугольник, у которого две стороны равны

Е. Хорда окружности

6. прямая, с выбранными на ней началом отсчета единичным отрезком и направлением.

Ж. Прямоугольный треугольник 

7.Отрезок, соединяющий две вершины, не лежащие на одной
стороне,

Правильный ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

1

5

2

7

6

3

4

Проверьте по слайду правильно ли вы сделали?. Поднимите руку, кто сделал верно.

Поставьте себе баллы за задание в Листе самооценке по 5 бальной системе.

VI. Работа с синтаксическими конструкциями.

Р.: Ребята, вы сейчас вспоминали математические определения слов. А если рассмотреть эти определения с точки зрения русского языка. Внимательно просмотрите определения и скажите, чем осложнены данные предложения? (Простые предложения осложнены обособленными определениями и обстоятельствами.) Задание 9.

- Выполнив это задание, мы повторили синтаксические конструкции, встречающиеся в 9 задании ОГЭ.

М: Давайте отдельно остановимся на прямоугольном треугольнике.

Расскажи все, что знаете о прямоугольном треугольнике

-В каких заданиях ОГЭ могут пригодиться эти знания? ( задания по геометрии )

 

М.: Без знаний теории мы не можем решать задачи, и следующее задание:

-Какое из следующих утверждений верно?

1. Гипотенуза прямоугольного треугольника меньше его катета(нет)

2. Середина гипотенузы прямоугольного треугольника равноудалена от всех его вершин(да)

3. Если квадрат большей стороны треугольника больше суммы квадратов двух других его сторон, то треугольник прямоугольный(нет)

4. Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90°(да)

5. Треугольник АВС, у которого АВ = 12, ВС = 5, АС = 13, является прямоугольным (да)

Проверьте и поставьте себе баллы за задание в Листе самооценке по 5 бальной системе.

Обоснуйте выбор пункта №2

Радиус описанной около прямоугольного треугольника окружности равен длине медианы, проведенной к гипотенузе.

- -В заданиях ОГЭ не только геометрические задания, но и задания из алгебры. Я сейчас мы предлагаем вам решить текстовую задачу, применив знания не только из области математики, но и русского языка.

VII. Языковой анализ текста.

Р.: Поработаем с текстом математической задачи.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Из А в В по течению реки отправился деревянный плот. (2)А через час вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А.  (3)К этому времени  плот удалился от А на расстояние 24 км. (4)Пристань А расположена в 120 км. от пристани В.  (5)Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. (6)Ответ дайте в км/ч.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет? (5)

Ответ:____________________

4. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «приближение»? (2)

Ответ:____________________

5. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».

Ответ: расположена

7. Замените словосочетание «деревянный плот», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «управление». Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: плот из дерева

8. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

Ответ: отправилась яхта, повернула и возвратилась

9. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 2

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

Ответ: 2

14. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 5

Р.: Проверим. Какие задания повторили? (Прикрепляем квадратики)

М.:. Текстовые задачи – наиболее трудный раздел математики. Для того, чтобы решить задачу необходимо:

понять смысл происходящего;

установить связь между объектами;

выбрать из текста задачи дополнительную информацию.

Прочитайте условие задачи и заполните таблицу известными данными.

Из А в В по течению реки отправился плот. А через час вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А.  К этому времени  плот удалился от А на расстояние 24 км. Пристань А расположена в 120 км. от пристани В.  Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. Ответ дайте в км/ч.

 

S (км)

v (км/ч)

t (ч)

Плот

 

 

 

Яхта (по течению)

 

 

 

Яхта (против течения)

 

 

 


Вспомогательный материал:

- Составьте и решите уравнение.

- Запишите ответ.

М.: Чтобы правильно решить такую текстовую задачу, нужно внимательно ее прочитать и понять смысл, чтобы не сделать ошибок.

VIII. Работа в группах. Решение задачи 2.

Р.: Сейчас решим 2 задачу по группам.

1,3 группы – будут выполнять задания по русскому языку

2,4 группы – по математике

А задача на нашем экране, она взята из Сборника ОГЭ 30 вариантов, страница 32, задание 21

 (1)Велосипедист выехал с постоянной скоростью из города А в город B, расстояние между которыми 224 км. (2)Отдохнув, он отправился обратно из А, увеличив скорость на 2 км/ч. (3)По пути он сделал остановку на 2 часа, в результате чего затратил на обратный путь столько же времени, сколько из А в В. (4) Найдите скорость велосипедиста из А в В.

-Каждая группа выполняет задание на своих рабочих листах.

Прочитайте текст и выполните задания.

4. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки не определяется общим правилом.

Ответ: сделал

7. Замените словосочетание «обратный путь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «примыкание». Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: путь обратно

8. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

Ответ: отправилась яхта, повернула и возвратилась

9. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 2

М.: Давайте проверим правильность выполнения заданий

( ответы заданий на доске)

М.: Давайте проверим правильность выполнения заданий

( ответы заданий на интерактивной доске)

Поставьте себе баллы за задание в Листе самооценке по 5 бальной системе.

Р.: Итак, ребята, сегодня мы с вами увидели, что такие, казалось бы, разные предметы как русский язык и математика, имеют точки соприкосновения….

IX. Подведение итогов урока.

М.: Давайте подведем итог урока. Ребята, обобщите, что мы повторили на нашем уроке? (Продолжили подготовку к ОГЭ, повторили задания ОГЭ)

- Пирамида ожиданий (подтвердились ли ваши ожидания?) – приклеивают кирпичики.

- Отвечать будут ребята, у которых рабочий лист желтого цвета (прикрепляют кирпичики)

X. Рефлексия урока.

Р.: В своих группах свое отношение, настроение к сегодняшнему уроку изложите в виде синквейна.

-Презентовать будут ребята, у которых рабочий лист голубого цвета. (презентация)

XI. Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания …. «Без слов и грамматики не учат математике».

Рабочие листы учащихся ( у каждого)

Тема урока_________________________________________________________

__________________________________________________________________

Терминологический и цифровой диктант.

 

Вставьте пропущенные буквы и объясните

К…сательная к окружности, равн…бедре...ый треугольник, арифметическая прогре...ия, диагональ пара…елогра…а, выехали одновреме…о, координатная пр..мая, хорда ... кружности, пр...моугольный треугольник

2. Установите соответствие

А. Касательная к окружности

1. прямая, имеющая с окружностью единственную общую точку.

Б. Равнобедренный треугольник

2. последовательность, каждый член который, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложному с одним и тем же числом.

В. Арифметическая прогрессия

3. Отрезок, соединяющий две точки окружности

Г. Диагональ параллелограмма

4.  треугольник, в котором один угол прямой

Д. Координатная прямая

5. это треугольник, у которого две стороны равны

Е. Хорда окружности

6. прямая, с выбранными на ней началом отсчета единичным отрезком и направлением.

Ж. Прямоугольный треугольник 

7.Отрезок, соединяющий две вершины, не лежащие на одной
стороне,

Ответ запишите в таблицу

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

             

3. Какое из следующих утверждений верно?

1. Гипотенуза прямоугольного треугольника меньше его катета

2. Середина гипотенузы прямоугольного треугольника равноудалена от всех его вершин

3. Если квадрат большей стороны треугольника больше суммы квадратов двух других его сторон, то треугольник прямоугольный

4. Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90°

5. Треугольник АВС, у которого АВ = 12, ВС = 5, АС = 13, является прямоугольным

         

 

Ответ:

 

4. Анализ текста

(1)Из А в В по течению реки отправился плот. (2)А через час вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А.  (3)К этому времени  плот удалился от А на расстояние 24 км. (4)Пристань А расположена в 120 км. от пристани В.  (5)Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. (6)Ответ дайте в км/ч.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет?

Ответ:____________________

4. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «приближение»?

Ответ:____________________

5. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».

Ответ:

7. Замените словосочетание «деревянный плот», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «управление». Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:

8. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

Ответ:

9. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

Ответ:

14. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

5. Решение текстовой задачи

Из А в В по течению реки отправился плот. А через час вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А.  К этому времени  плот удалился от А на расстояние 24 км. Пристань А расположена в 120 км. от пристани В.  Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. Ответ дайте в км/ч.

 

v (км/ч)

t (ч)

S (км)

Плот

 

 

 

Яхта (по течению)

 

 

 

Яхта (против течения)

 

 

 

Вспомогательный материал:

Х (км/ч)- ______________________

_____(км/ч)- скорость течения реки

2402 = 57600

59536 = 244

Ответ:

6. Работа в группах

Задания для групп 1, 3 – русский язык

Вствьте пропущенные буквыПрочитайте текст и выполните задания.

Вел…сипедист выехал с постоя…ой скоростью из города А в город B, ра…тояние между которыми 224 км. Отдохнув он отправился обратно из А ув…личив скорость на 2 км/ч. По пути он сделал остановку на 2 часа в результате чего затратил на обратный путь столько же времени, сколько из А в В. Найдите скорость велосипедиста из А в В.

4. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки не определяется общим правилом.

Ответ:

7. Замените словосочетание «обратный путь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «примыкание». Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:

8. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

Ответ:

9. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

Задания для групп 2,4 – математика

Решите задачу

Велосипедист выехал с постоянной скоростью из города А в город B, расстояние между которыми 224 км. Отдохнув, он отправился обратно из А, увеличив скорость на 2 км/ч. По пути он сделал остановку на 2 часа, в результате чего затратил на обратный путь столько же времени, сколько из А в В. Найдите скорость велосипедиста из А в В.

 

v (км/ч)

t (ч)

S (км)

Вело А В

х

 

224

Вело В А

   

224


Бинарный урок (математика + русский язык)
PPTX / 631.69 Кб

Опубликовано


Комментарии (2)

Устинова Валентина Ивановна, 11.10.16 в 23:53 1Ответить Пожаловаться
Ольга Александровна, рада "видеть" вас в наших рядах. Урок интересный, беру себе на заметку
Орлова Ольга Александровна, 12.10.16 в 20:21 1Ответить Пожаловаться
Валентина Ивановна, урок я делала не одна, идею и некоторые моменты взяли тоже в интернете, немного переделали, вставили свои задания, некоторые идеи внедрили новые. Спасибо, что оценили.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.