Бинарный урок по физике и географии "Законы физики и географии"
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Подмосковный политехнический колледж»
«Политех «Дубна»» (филиал)
Согласовано Утверждаю
Председатель ЦМК Зам. руководителя колледжа по УМР
___________Лозинская М.А. _________________И.С.Уличкина
«__ » ______________2025 г. «__» _______________ 2025 г.
Методическая разработка проведения бинарного урока по физике и
географии на тему «Законы физики и география»
Разработали:
преподаватель физики Легович С.И.,
Дубна, 2025 г.
Интегрированный урок «Законы физики + география»
Цели: 1. Создать условия для усвоения учащимися основных понятий и законов физики, повторить учебный материал по географии через актуализацию теоретических вопросов географии и решение задач по физике.
2. Закрепить знания основных законов и понятий двух наук: волны и сейсмические исследования; звук и свет в геофизических приборах; электромагнитные явления в основе принципиальных схем современного геофизического оборудования.
3. Сформировать коммуникативную и исследовательскую компетенции учащихся посредством групповой деятельности.
Задачи:
Обучающие: ввести понятие сейсмических волн и их источников, познакомить с сейсмическими исследованиями; вспомнить из курса географии понятия: землетрясение, виды движения земной коры. Решить типовые задачи на расчет периода колебаний, частоты и амплитуды; рассмотреть устройство и принцип действия эхолота и перископа на примере решения задач с применением законов отражения звука и света. Показать применение электромагнитных явлений в геофизических исследованиях и конструкциях приборов. Решить задачи на расчет силы тока, электроемкости и вектора магнитной индукции.
Развивающие: научить учащихся анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы в ходе работы с таблицами, схемами; уметь строить ответ с помощью обобщенных планов; формировать приемы критического мышления, уметь применять знания при решении качественных задач; развивать коммуникативную и учебно-познавательную компетенции в процессе групповой работы; определять цели, задачи, этапы своей деятельности, уметь анализировать свою работу и работу своей учебной группы, создать условия для развития мышления, мировоззрения, умения передавать информацию другому человеку, четко формулировать свои мысли.
Воспитательные: способствовать формированию у учащихся чувства коллективизма, ответственности за общее дело в ходе групповой работы, создать условия для воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах, развития у учащихся исследовательских навыков, коммуникативной культуры, рефлексивной деятельности.
Познавательные: научить выделять и формулировать конкретную цель своей деятельности, определять количественные и качественные характеристики объектов изучения, показать неразрывную связь теории и практики.
Ход занятия
1. Создание комфортной образовательной среды (5мин.)
1.1 Приветствие учителей.
1.2 Входя в класс, учащиеся разбиваются на две рабочие группы.
1.3 Вступительное слово преподавателя с пояснением формы занятия.
2. Активное включение в образовательный процесс, формулировка цели и плана урока (2 мин.)
3. Оба преподавателя рассказывают об единстве всех законов природы, о роли науки в познании окружающего мира (3мин.)
4. Преподаватель географии показывает слайды грандиозных землетрясений и их последствий, описывает современные приборы регистрации землетрясений, способы их предупреждения и классификации (5 мин.)
5. Преподаватель физики говорит о волновых процессах, напоминает формулы расчета периода, частоты и амплитуды колебаний, рассказывает о принципе действия сейсмоприборов (5мин.)
6. Обе команды, состоящие из двух учебных групп, получают по три задачи на вычисление периода, частоты и амплитуды колебаний. От каждой группы выделяется по два ассистента для проверки результатов решения задач и выставления оценок (10мин.)
7. Преподаватель географии рассказывает об акустических явлениях в атмосфере на нашей планете и «глухоте» в космосе, в частности, на Луне, и показывает слайды грозовых явлений на нашей планете и высадку американцев на Луну, где никакие звуки не могут быть услышаны (5мин.)
8. Преподаватель физики напоминает понятие скорости звука в различных средах, и командам предлагается решить три задачи на расчет скорости звука. Ассистенты проверяют и выставляют оценки (10мин.)
9. Преподаватель географии предлагает посмотреть слайды о миражах в пустынях, радугу на небе и говорит об оптических явлениях на Земле (5мин.)
10.Преподаватель физики напоминает учащимся законы отражения и преломления света. Обе команды получают по три задачи на законы оптики. Ассистенты проверяют и выставляют оценки (10мин.)
11.Преподаватель географии говорит о магнитных аномалиях на нашей планете и демонстрирует слайды Саргассова моря, Марианской впадины, Курской области (5мин.)
12.Преподаватель физики рассказывает о магнитном поле и его характеристиках. Учащиеся получают три задачи на расчет вектора магнитной индукции, магнитного потока и на закон электромагнитной индукции. Ассистенты проверяют решение задач и выставляют оценки (10мин.)
13. Этап рефлексии.
Преподаватель географии задает вопросы по темам, освещенным на уроке:
Что такое землетрясение, чем оно вызвано и способы его предупреждения
Что такое эхо? Как устроен эхолот и его применение? Почему еще в древние времена прикладывали ухо к земле, чтобы услышать приближение вражеской конницы?
Чем объясняются миражи, радуга?
Роль магнитного поля Земли в зарождении и продолжении жизни на нашей планете. Чем характеризуется магнитное поле? (15мин.)
14.Во время опроса обеих групп начисляются баллы за активность и правильность ответов. За время опроса идет подсчет баллов за решение задач в обеих группах.
15.Подведение итогов занятия и объявление индивидуальных оценок (5мин.)
Блок задач № 1
1. Найти частоту колебаний груза массой 400 г, подвешенного к пружине жесткостью 160 Н/м
2. Какое значение ускорения свободного падения получится, если маятник длиной 80 см совершил за 3 минуты 100 колебаний?
3. Рыболов заметил, что за 10 с поплавок совершил на волнах 20 колебаний, а расстояние между соседними горбами волн 1,2 м. Какова скорость распространения волн?
Блок задач № 2
1. Во время грозы человек услышал гром через 15 с после вспышки молнии. Как далеко от него произошел разряд?
2. Расстояние до преграды, отражающей звук, 68 м. Через сколько времени человек услышит эхо?
3. Частотный диапазон рояля от 90 до 9000 Гц. Найти диапазон длин звуковых волн в воздухе.
Блок задач № 3
1. Угол падения луча равен 250. Чему равен угол между падающим и отраженным лучами?
2. Угол между зеркалом и падающим на него лучом составляет 300. Чему равен угол отражения луча? Чему равен угол падения луча?
3. При каком угле падения луча на зеркало падающий и отраженный лучи совпадают?
Блок задач № 4
1. Какая сила действует на протон, движущийся со скоростью 10 Мм/с в магнитном поле с индукцией 0,2 Тл перпендикулярно линиям индукции?
2. Протон в магнитном поле с индукцией 0,01 Тл описал окружность радиусом 10 см. Найти скорость протона.
3. Электрон движется в однородном магнитном поле с индукцией 4 мТл. Найти период обращения электрона.