Статья «Бинарный урок по развитию речи, как форма коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР в начальной школе»
Форма проведения бинарного урока увлекательна и необычна. И это необязательно интеграция учебных дисциплин. Немалый опыт работы в образовательном учреждении коррекционного вида дал нам возможность (специалистам и педагогам) расширить представления об этом процессе и внедрить их в свою практику в «3D» - эффекте:
- интеграция учителя и учителя-логопеда,
- интеграция нескольких педагогических приёмов в одном этапе урока,
- интеграция учебных и коррекционно-развивающих эффектов.
В таком видении урок планируется интегрированным по содержанию и бинарным по своей форме. А использование современных АМО двумя специалистами на каждом его этапе, позволяет говорить об особенностях организации учебной деятельности с обучающимися с ЗПР. При этом создаётся модель учебного диалога не только между учащимися, но и педагогами, она демонстрирует широкий спектр средств и способов коммуникации. Таким образом, подготовка и проведение бинарного урока позволили увидеть ещё две грани «3D» - эффекта:
- содержание (интегрированный) – форма (бинарный) - инновационные методы (АМО),
- треугольник «учитель – специалист – учащиеся».
Практика показала, что бинарный, интегрированный урок, проведённый в 4 классе, расширил рамки обычного урока, увеличил коррекционно-развивающие возможности для каждого ученика, активизировал познавательную деятельность. А не это ли главное – увлечь, спровоцировать на познание? Именно поэтому мы решили поделиться с коллегами в этой области.
Обобщённой целью проведения бинарного урока стало желание смотивировать учащихся на практическое применение знаний, умений и навыков, дать им возможность увидеть результаты своего труда и получить от этого радость и удовлетворение. Обучая детей с ЗПР, мы не понаслышке знаем, что АМО дают возможность им поддерживать внимание на высоком уровне, стимулировать индивидуальную активность, формировать позитивную мотивацию, а это и есть коррекционно-развивающий эффект обучения. Поэтому, согласовав тему, мы обговорили цели и задачи планируемого урока, обсудили и сформулировали общие понятия, которые дети должны усвоить, согласовали время на их изучение, выработали тот единый «стержень», к которому мы должны подвести учащихся и подобрали необходимые методы и приёмы. Результатом совместного труда стала методическая разработка урока общеметодологической направленности по развития речи на тему «Подготовка к написанию сочинения по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».
Данный урок построен на АМО, он содержит несколько особенностей: игровая деятельность, высокая мотивация на интерес, практическая направленность используемых методов и приёмов, их коррекционно-развивающий подход, смена видов деятельности, наличие этапа музыкальной разминки для снятия напряжения, и обязательная рефлексия. Все это позволяет получить качественные результаты обучения. Урок направлен на формирование навыков подготовки к написанию сочинения по картине, через структурирование действий по изученному алгоритму. Неоднократное применение этого алгоритма вырабатывает у детей с ЗПР определённый набор пошаговых учебных действий для аналогичных учебных ситуаций. Ведь, несмотря на диагноз, ребята легко осваивают принципы выполнения алгоритма и в дальнейшем применяют эти принципы в работе над сочинением по другим картинам.
Центральное задание урока - создание опорного материала для написания сочинения, проходит в нетрадиционной форме. Ребята при помощи волшебных беретиков превращаются в живописцев осенних деревьев, помощников принцессы Осени. Они создают опорный материал, приклеивая разноцветные листочки-помощники на заготовленные наброски «Чудо-дерева». Этот приём мы придумали специально для данного урока, он является интерпретацией АМО «Дерево предсказаний». Но в данном случае он имеет практическое назначение, логопедический и коррекционно-развивающий смысл. Ствол дерева – тема сочинения, ветви – объекты для описания, а листья – это описание этих объектов. Под руководством педагогов ребята на нижних ветвях пишут название объектов переднего плана, а на верхних ветвях – заднего плана. Затем записывают слова на листочках-заготовках и наклеивают их к соответствующей веточке дерева. В конце урока на месте корней пишут выводы – моё отношение к картине. Таким образом, создаётся сюжетная линия будущего сочинения. Работа с «Чудо-деревом» даёт возможность проработать материал по описанию объектов картины учащимся с различными особенностями развития и разным видом восприятия - для аудилов и для визуалов (подключение зрительного и слухового восприятия).
В данный метод мы внедрили эффективный для обучающихся с ЗПР приём «Облака мыслей», автор Ш.А. Амонашвили. Приём сродни технике «лавинного опроса». Учащиеся приводят первые пришедшие в голову слова для описания объекта, не останавливаясь на них подробно. Суть подхода в том, что он позволяет отвечать на вопросы учителя не полными предложениями, а конкретными словами, что свойственно детям с ЗПР. После того, как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги (а у нас на листьях) и систематизируются в соответствии с заданными показателями (а у нас клеятся к соответствующей ветке дерева). Недостаток умственной деятельности данной категории обучающихся проявляется в сложности сформулировать ответ полным предложением, и даже у четвероклассников этот процесс всегда требует от них усилий. Учитывая такие психофизиологические особенности, приём «Облака мыслей» был выбран нами целенаправленно, чтобы «не перегружать» мыслительную деятельность учеников, а поставить на конкретном уроке в приоритет работу их творческого мышления, предоставив возможность продуктивнее работать при устном описании объектов картины.
С целью вырабатывания у обучающихся с ЗПР орфографической зоркости, при написании слов на листочках для «Чудо-дерева», мы использовали методику «Алгоритм правильного письма» - это основа методики П.С. Тоцкого «Орфографическое чтение и артикуляционная память». Она заключается в проговаривание каждой буквы так, как она пишется, это имеет коррекционный эффект в разноуровневом классе и вырабатывает одинаково у всех обучающихся устойчивый навык - орфографическую зоркость.
На уроке развития речи, на каждом его этапе педагоги бинарно использовали и другие инновационные методы и приёмы. На первом этапе мотивации использовался приём «Чистоговорка» - в качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков. Восприятие картин с осенними пейзажами, определение сходства красок и общей темы в них ребятам помогал определить метод «Визуальная опора». У детей с ЗПР он развивает положительную учебную мотивацию и интерес к познанию. Приём «Побуждение» используется для вызова мотивов получения новых знаний, вырабатывает умение прогнозировать предстоящую работу, умение определять и формулировать тему и цель урока, определять тематику деятельности на уроке. И даже танцевально-ритмическая пауза с осенними листьями занимает своё важное место в структуре урока по развитию речи. Потому что создание особого эмоционального фона и развитие музыкально-ритмических способностей у детей с ЗПР способствуют активному отдыху организма в процессе учебной деятельности.
На этапе актуализации и овладение учебными умениями используется фронтальный метод, который вырабатывает умение работать с ранее полученной информацией, умение отвечать на вопросы, используя знания, полученные ранее, участвовать в диалоге на уроке. Мы внедрили в него универсальный приём «Своя опора», который позволяет сворачивать информацию. Такой приём формирует у обучающихся навык выделять главную мысль, устанавливать связи между объектами, представлять информацию в «свернутом виде». Фронтальный метод украсило целесообразное применение дидактической игры «Подбери слова сравнения». Такой логопедический приём развивает у «особых» учеников умение говорить на заданную тему, обогащает словарный запас, развивает способность мыслить.
Этап закрепления умений в структуре описываемого урока включает коллективное составление плана сочинения. Чтобы выработать умение планировать свою работу, определять последовательности и в результате коллективно составлять план сочинения мы применили педагогический приём «Советуйтесь». Он предполагает работу по плану, сверяясь с целью урока, способствует развитию умения излагать свое мнение, аргументировать его.
Активная логопедическая работа проводится на этапе включения изученного в систему знаний. Во время составления устного текста, корректируется лексико-грамматический строй речи, контролируется связь составленного текста с содержанием картины. На этом этапе мы применяем АМО «Сообщи свое Я», который вырабатывает навык ценностного отношения к совместной деятельности, развивает рефлексивные умения, а также умения слушать и понимать речь других, высказывать свои мысли и предположения.
На заключительном этапе урока ребята заполняют лист самооценки, они самостоятельно выбирают предложенные утверждения, которые помогают оценить каждому свою работу. Этот приём уже в начальной школе формирует у обучающихся умение оценивать свои результаты, с заданным эталоном для обнаружения отклонений или отличий от эталона. Так как дети с ЗПР часто проявляют неуверенность в своих действиях, такой самоанализ – важный и необходимый элемент в структуре урока. Хочется заметить, что прием «Лист самооценки» при неоднократном применении позволяет обучающимся увидеть недостатки своей деятельности.
Все используемые методы и приёмы обеспечивали активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности на протяжении всего урока. Такая организация урока позволяет получить качественные результаты и обучающие, и коррекционно-развивающие, и в общем, социализации обучающихся.
Статья написана в соавторстве.
Авторы: учитель начальных классов Л.В.Дьяченко и учитель-логопед И.В. Журавлёва.