Бинарный урок в коррекционной школе «Число и цифра 5» (1 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОВЕДЕНИЯ БИНАРНОГО УРОКА.
Предмет |
Математика |
||||||||||
Класс |
1 ( 8 вида, ограниченная умственная отсталость) |
||||||||||
Раздел |
Первый десяток |
||||||||||
Тема |
Число и цифра 5 |
||||||||||
Тип урока |
Урок по ознакомлению с новым материалом , продолжительность – 45 минут |
||||||||||
Цель |
Познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5, формировать умение сравнивать числа, научить писать цифру 5 |
||||||||||
Задачи |
Образовательные: Формировать знания о составе числа, умение писать цифру, считать в пределах 5; - складывать и вычитать на числовом отрезке, сравнивать числа. Развивающие: Развивать наблюдательность, зрительную слуховую память, внимание, логическое мышление, математическую речь; развивать навык рефлексии вычислительной деятельности. Воспитательные: Воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность, желание вести здоровый образ жизни. |
||||||||||
Коррекционно-развивающие: 1)коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении, 2)развитие и коррекция эмоциональной сферы через задания на понимание соответствия мимики эмоциональному состоянию человека, 3) коррекция и развитие воображения учащихся через задания с использованием сказочных героев |
|||||||||||
Планируемые результаты |
|||||||||||
Предметные Умение сравнивать число 9 с предыдущими числами и применять знания в ходе решения примеров и наглядных задач; писать цифру 9 |
Метапредметные УУД Познавательные: Уметь ориентироваться в собственной системе знаний: отличать новое от уже известного при помощи учителя; делать выводы о результатах совместной работы, ориентироваться в учебной книге, умение искать и выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности на уроке при помощи учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осушествлять пошаговый и итоговый самоконтроль и взаимоконтроль , самооценку и взаимооценку. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в группе, |
Личностные УУД Формирование целеустремлённости через потребности ставить перед собой цели и достигать их. Развитие заинтересованности в изучении математики |
|||||||||
Организация образовательного процесса |
|||||||||||
Специальные (коррекционные) приемы и технологии урока: предотвращения переутомления; - работа с таблицей для фронтальной демонстрации - сопровождение психологом работы по индивидуальным карточкам с алгоритмами сравнения; - игровые приемы - рефлексия деятельности на уроке; |
Ресурсы Информационный материал: учебник «Математика» 1 класс, авт. Т. В. Алышева для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида 2014 год Демонстрационный материал: цифра 5 для фронтальной демонстрации Оборудование : цифры 5 на столах у детей, , веера , счётные палочки, абак, герои мультфильмов : Винни Пух, Мудрая Сова , Пятачок , картинка с изображением 5 предметов, карточки для индивидуальной работы. |
Формы работы Групповая, в парах, дифференцированная, коллективная. |
|||||||||
Технология изучения темы |
|||||||||||
Взаимодействие в образовательном процессе |
|||||||||||
Этапы урока І. Организация начала урока. |
Цель этапа Приветствие учащихся. проведение психологической разминки. Создание ситуации готовности к уроку, успеха на предстоящем уроке. |
Деятельность учителя Приветствует учащихся. Представляет педагога-психолога. -Здравствуйте, сегодня на уроке математики нам будет помогать, педагог-психолог Татьяна Сергеевна..
|
Деятельность педагога- психолога -Здравствуйте! А чтобы у нас всё получилось , мы должны быть дружной командой. Давайте поприветствуем друг друга . Прикосновение всей ладонью с ладонью соседа по парте. -Мы пришли сюда учиться . Не лениться. а трудиться . Слушаем внимательно. Работаем старательно! |
Деятельность учащихся Ученики повторяют движения и фразу педагогов: Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) Хором повторяют слова. |
|||||||
II.Актуализацияопорных знаний. III. Постановка учебной задачи , целей урока
Физкультминут-ка
IV.Решение учебной задачи. Первичное закрепление а)
б)
в)
Физкультминутка
V.Работа по самостоятельному применению новых знаний
VI Оценка
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности |
Организация ситуации , в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания ( мотивация на изучение темы ). Определение границ знания и незнания.
Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
Смена видов деятельности
Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать цифру 5.
Смена видов деятельности
Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.
Сформировать личную ответственность за результаты деятельности |
-На уроке нам будут помогать герои замечательного мультфильма. Угадайте первого:
-Он приготовил для вас задания : -Задание1.Расставить числа в числовом ряду. На доске числовой отрезок, под ним числа от 0 до 4 вперемежку. -Назовите число. следующее за числом 1, за числом 3? .Какое число идёт при счёте пред числом 4, 3. 1.? Какое число стоит между числами 1 и 3 ? Назовите соседей числа 3 Задание 2 . -Возьмите в руки веера . Я показываю картинку, вы считаете количество предметов, обозначьте их нужной цифрой. ( Предметные картинки с количеством предметов от1 до4 ) - Положите веера ; посчитайте сколько предметов на этой картинке ( 5 квадратиков ) – Каким числом нужно обозначить это количество предметов ? -Изучали мы это число ?- Сформулируйте ,чему будем учиться сегодня на уроке.
- Верно. Познакомимся с числом и цифрой 5;научимся писать цифру 5; будем учиться сравнивать числа . -Мы подуем высоко: - с-с-с (подняться на носочки). Мы подуем низко: - с-с-с (присесть). Мы подуем близко: - с-с-с (руки ко рту) Знакомство с числом и цифрой 5 – Винни Пух доволен вашей работой и приглашает к вам свою приятельницу – мудрую птицу. Какую ? ( Сову). Сова просит вас выполнить такое задание ( с абаком ). - Откройте 4 красных кружка. – Откройте 1 синий кружок .-Сосчитайте , сколько теперь кружков открыто ?Как получили 5 ? Что мы сделали ? –Положите абак. Пять любых предметов мы обозначаем числом 5. ( Показ таблицы с числом5 ) Работа с предметными картинками . --Сколько здесь кружков ?Палочек? Вагончиков ? А это цифра 5 – печатная и письменная ; так записывают число 5 ( Показ таблицы с числом 5 ) -.Найдите цифру 5 в кассе цифр Давайте найдём место числа 5 в числовом ряду. На сколько 5 больше 4? Почему ? Сосчитаем от 1до 5 по числовому ряду ; от 5 до 1. Анализ образца. ( цифра 5) . Посмотрите как пишется цифра 5 :начинаем писать линию немного правее середины верхней стороны клетки; ведём её наклонно вниз почти до центра клетки; пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки; сверху от линии пишем кривую линию, ведём её в правый верхний угол) -Напишите цифру в воздухе, на ладошке, на парте. Напишите цифру 5 три раза в тетради, сверьте с образцом и напишите строчку до конца -А теперь всем детям встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Отдохнули все немножко И отправились в дорожку Работа по учебнику стр. 107 .-Сколько всего домиков ?Сравни их по высоте .Аналогично рисунок с морковками . Как получили 5 домов, 5 морковок? Читаем вывод по учебнику . - Переверните страничку , найдите задание№ 2 .Практическая работа с прямоугольниками красного и зелёного цвета . - Выложите на парте 4 зелёных прямоугольника . Прибавьте ещё 1 красный прямоугольник . Сколько всего прямоугольником? - Уберите 1 красный прямоугольник. Сколько осталось ? Работа в тетрадях. Задание №3. Нарисуй те в тетради 4 синих флажка. Рядом нарисовать ещё 1 зелёный флажок. Сколько всего флажков ? .- Расскажите , как получилось 5 флажков? Верно. Пяточок приготовил для вас задание в тетради. Положите перед собой красный и зелёный карандаши. – Сколько квадратов нарисовано в 1-й строке? (4).Раскрасьте их красным карандашом. Сколько квадратов нужно дорисовать , чтобы их стало 5 ? - Нарисуйте его зелёным карандашом. Запишем выражение по этому рисунку. ( Аналогично : 3треугольника и 2 Треугольника ) -Цифры ходили гулять. Все они стояли по порядку- от меньшего числа к большему. В каком порядке стояли цифры? _ Когда они вернулись, то перепутали свои места. ( На доске карточки). 1,0,4,2,3.5 -Ниже запишите их по порядку 0.1,2,3,4,5. Работа на карточках: соотнести количество предметов с цифрой. - Оцените свою работу на уроке .Объясните свой выбор оценки.
Высказываю согласие- несогласие с самооценкой ребёнка, комментирую выбор Организация диалога, позволяющего ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, - Ребята, какова тема урока? Какую цель мы поставили перед собой ? Понравился ли вам урок ? |
-Медвежонок – проказник, очень любит полакомиться сладким, особенно мёдом. Педагог- психолог показывает картинку с изображением сказочного персонажа Винни- Пуха.
Помогает тем ученикам , которые затрудняются в выполнении данного задания
-Послушайте стихотворение и скажите . какое отношение оно имеет к нашему уроку? -Раз, два, три, четыре, пять!
-Мудрейшая
Помогает тем ученикам , которые затрудняются в выполнении данного задания .
-Молодцы! А теперь Мудрая Сова просит вас научиться писать цифру 5 .
Посмотрите на доску.(открывает строчку прописанных правильно и неправильно цифр) - Мудрая Сова просит вас выбрать клеточки, где цифра 5 написана правильно . Помогает тем ученикам , которые затрудняются в выполнении данного задания
Помогает тем ученикам, которым трудно справляться с заданием
Помогает тем ученикам, которым трудно справляться с заданием.
Мы выполнили все задания Совы. А теперь нас ждёт встреча с поросёнком, который очень любит воздушные шарики. Кто это ?
Помогает тем ученикам, которым трудно справляться с заданием. Молодцы! Давайте сделаем приятное Пятачку: он очень любит воздушные шарики, подарим ему эти красивые шары.
- Помогите цифрам встать на свои места . Помогает тем ученикам , которые затрудняются в выполнении данного задания.
Подводит итог урока , проводит упражнения на рефлексию с релаксацией .( Закроем глаза ладошками. Сделаем вдох и выдох. Проведём кончиками пальцев по лбу. Глаза закрыты. Помассируем мочки ушей. Откройте глазки. |
Дети хором отгадывают героя мультфильма Винни Пуха. - Это Винни Пух. К доске выходит ученик и расставляет числа по порядку, остальные в это время считают до 10 под руководством учителя Дети отвечают на вопросы учителя. Дети работают с веерами и показывают нужную цифру. Считают количество предметов, изображённых на картинках. Дети пересчитывают предметы на картинке и отвечают на вопрос учителя. -На этой картинке 5 предметов Дети отвечают на вопросы учителя , что они не изучали это число. Рассматривают картинку с изображением 5 предметов. . - Мы будем считать до 5 , познакомимся с цифрой 5, научимся её писать. Дети повторяют это стихотворение за педагогом – психологом. - В стихотворении счёт до5, а мы сегодня знакомимся с цифрой 5 и числом 5. Все дети выполняют упражнения под руководством учителя Дети отвечают на поставленный вопрос учителя и называют персонажа. - Это Сова . Работают с абаком, открывают кружки нужного цвета, отвечают на вопросы учителя -Открыто4красных круж-ка, 1 синий кружок.-Мы открыли 4 и ещё 1 кружок, а всего получилось 5. Дети рассматривают таблицу с числом 5. Пересчитывают изображённые предметы. Дети выходят по одному к доске и выполняют задания учителя. -На наборном полотне выставлено4красных кружка и 1 зелёный кружок. Всего выставлено 5 кружков. Мы к 4 прибавили 1 и получилось 5 Дети отвечают на вопросы учителя , считают от 1 до5,затем от 5 до 1. Дети следят за объяснением учителя, как пишется цифра 5 Дети прописывают цифру 5 в воздухе, на ладошке. на парте. Затем пишут цифру 5 в тетрадях, сверяют её с образцом, дописывают всю строчку до конца Внимательно следят за учителем, задают вопросы Дети у доски выбирают клеточки. где цифра 5 написана правильно . Дети пишут цифру 5 в тетрадях , сверяют с образцом. Все дети встают и выполняют упражнения. -На рисунке изображено 5 домиков . -Низких домиков 4., а высокий -1дом , всего домиков 5 .Четыре и ещё 1, получается 5домиков. 4 морковки длинные и 1 короткая. А всего 5 морковок. Выкладывают на парту4 зелёных прямоугольника, добавляют ещё 1 красный прямоугольник. -Стало5 прямоугольников. Мы к 4 прибавили 1 и получилось 5. -Осталось 4 прямоугольника. Дети рисуют в тетрадях 4 синих флажка, затем рисуют ещё 1 зелёный флажок. - Мы к 4 прибавили 1 и получилось 5 Это поросёнок Пятачок . -В первой строке нарисовано 4 квадрата. -Нужно дорисовать ещё 1 квадрат. Чтобы их стало 5. Записывают выражение 4+1=5 в тетрадях - В первой строке нарисовано 3 зелёных прямоугольника, -Нужно дорисовать ещё 2 , чтобы получилось 5 прямоугольников. Записывают выражение 3+2=5 в тетрадях. Чтение записанных выражений хором. Выполняет один ученик у доски, остальные проверяют . Затем дети пишут цифры в тетради по порядку. Дети работают на карточках : соотносят количество предметов с цифрой. -Всё получилось, потому что мы дружно работали, нам очень помогал педагог – психолог .Урок нам понравился. |
Пестовская Елена Владимировна