12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Швецова Анастасия Андреевна1198
КубГУ бакалавриат "Технология продукции и организация общественного питания" 2012-2016 КубГУ магистратура "Стандартизация, метрология и сертификация" 2016-2018 КИПО переподготовка "Преподаватель химии" КПК "Специальное дошкольное образование" 2019-2022
Россия, Краснодарский край, Краснодар

Доклад

По дисциплине: «Физическая культура и спорт»

На тему: «Биологические ритмы и работоспособность. Средства физической культуры и спорта в профилактике неблагоприятного воздействия на организм гиподинамии и гипокинезии»







СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3


1. Основные понятия биоритмологии 5


1.1. Особенности биоритмов и основные хронотипы 5


1.2. Воздействие биоритмов на физиологические процессы и работоспособность 7

2. Физкультура и спорт в профилактике неблагоприятного

воздействия гиподинамии и гипокинезии 10


2.1 Гиподинамия и гипокинезия, их влияние на организм человека 10


2.2 Средства и особенности физической культуры и спорта в

профилактике гиподинамии и гипокинезии 12


Заключение 14


Список литературы 15























Введение


Широкое применение сменных графиков работы и изменение временной организации процессов жизнедеятельности человека актуализировали проблемы хронофизиологической адаптации человека.

Взаимодействие организма с факторами окружающей среды стало рассматриваться в неразрывной связи с его циклическими эндогенными процессами, основными из которых являются биологические ритмы.

Наличие эндогенных биологических часов, детерминирующих периодичность сна и бодрствования, привело к возникновению концепции, в соответствии с которой психическое и физическое здоровье характеризуется как естественная синхронность процессов регуляции вегетативных, соматоповеденческих и информационных функций организма при их взаимодействии с окружающей средой.

Исследования, проведенные на организменном уровне, показали, что фазная структура биологических ритмов физиологических и психических функций у людей имеет значительные индивидуальные различия. При этом, действие биоритмов оказывает значительное влияние на работоспособность человека.1

Достаточная работоспособность и активность мышечного аппарата человека играет колоссальную роль в обеспечении нормальной жизнедеятельности организма.

Недостаточность движений приводит к нарушению работы всех систем организма и способствует появлению таких острых состояний, как гиподинамия и гипокинезия. Чтобы избежать подобных состояний, человеку необходимо прибегать к средствам физической культуры и спорта.2

Актуальность выбранной темы связана с огромным влиянием биологических ритмов на работоспособность организма человека, при недостатке которой, могут возникать пониженная двигательная активность и быстрая утомляемость.

Целью работы является рассмотрение особенностей и степени влияния биологических ритмов на работоспособность и организм человека в целом, а также факторов, приводящих к расстройствам, связанных со снижением работоспособность и меры их профилактики средствами физической культуры и спорта.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

- рассмотреть понятия биоритмологии и виды хронотипов;

- выделить особенности биоритмов и их влияние на работоспособность организма;

- провести анализ степени влияния гиподинамии и гипокинезии на организм человека;

- определить меры профилактики для борьбы с неблагоприятными факторами гиподинамии и гипокинезии.










1. Основные понятия биоритмологии


1.1 Особенности биоритмов и основные хронотипы


Биологическими (циркадными) ритмами называют циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений.

Данные процессы являются самоподдерживающими и, в известной мере, автономными. Биоритмы достаточно устойчивы и независимы от случайных воздействий и состояния организма, но при этом они в определенной мере и гибкие к конкретным условиям среды, позволяющие организму при минимальных затратах энергии сохранить свой гомеостаз и обеспечить свои текущие потребности.

Под влиянием внешних и внутренних факторов («временных ориентиров» или указателей времени) частота ритмов может ускоряться или замедляться, т.е. синхронизироваться. Основным органом, обеспечивающим синхронизацию всех процессов в организме человека, является эпифиз. В нем вырабатывается гормон мелатонин, отвечающий за синхронизацию биоритмов организма между собой и с ритмами окружающей среды. При нарушении цикличности процессов возникает внутренний или внешний десинроноз, который при длительном существовании ведет к формированию болезни.

Характер организации суточных биоритмов человека называется хронотип.

Хронотип отражает суточную динамику функциональной активности различных органов и систем организма (время пробуждения и засыпания, работоспособность, 24-часовой ритм артериального давления, легочной вентиляции, секреции гормонов и др.). Еще в древности было замечено, что люди делятся на предпочитающих утреннюю и вечернюю активность; это закрепилось в соответствующих пословицах и поговорках («Рано вставать, рано в кровать – горя и хвори не будете знать»). Хронотип человека достаточно индивидуален, вместе с тем, существуют определенные закономерности. В зависимости от преимущественной активности человека в то или иное время суток выделяют 3 типа хронотипа (рисунок 1).

t1661888051aa.png

Рисунок 1 – Хронотипы

Каждому хронотипу свойственны специфические особенности жизнедеятельности, обусловливающие высокую устойчивость к одним факторам и выраженную чувствительность – к другим.3





1.2. Воздействие биоритмов на физиологические процессы и работоспособность


Сразу после рождения и на протяжении всей жизни человек находится в трех биологических ритмах – физическом, эмоциональном и интеллектуальном.

Физический биоритм показывает количество скрытой энергии в организме человека, выносливость, активность, скорость реакции. Физические биоритмы описывают особенности к восстановлению организма, инициативность, амбициозность. От этого зависит показатель эффективности метаболизма. Максимальный рост работоспособности замечен у людей примерно с 8 до 12 и с 17 до 19 часов, спад в период с 13 до 15 часов. Значительно ощущается снижение психофизиологических показателей ночью, особенно в 3-4 часа. В состав анализа физического состояния тела необходимо включить исследование этого биоритмического цикла. Спортсменам, у которых большие физические нагрузки, важно обращать внимание на эти циклы. Знания о положительных и отрицательных периодах, дадут шанс правильно распределить степень интенсивности тренировок. Это в свою очередь поможет избавиться от травм, наиболее эффективно использовать свой внутренний ресурс, предотвратить обострения хронических заболеваний.

Суточные ритмы – это постоянные изменения функционирования организма в течение дня и ночи. Утром активируется работа большинства физиологических процессов. Повышается чувствительность органов чувств (человек лучше слышит, точнее различает оттенки цветов). Ночью активность организма замедляется, происходит снижение активной деятельности. Системам органов, тканей, клеток необходим отдых и сон. Ритмичность физиологических процессов организма характеризуется в максимальной и минимальной активности, приуроченной к определенным часам суток. Подготовка к физиологической активности происходит даже, когда человек находится в состоянии сна и наоборот.

Однако характерна неповторимая изменчивость по хронотипам для большинства ритмов. «Жаворонки» бодрее и активнее в утреннее время суток, а «совы» — в вечернее. Более «физиологичен» суточный ритм утреннего. Повышение физической активности днем и уменьшение в ночные часы характерное для человека, когда падают показатели ЧСС, температура тела, потребление кислорода, содержание сахара в крови, артериальное давление.

Люди с утренним хронотипом обладают высоким тонусом в первой половине дня, в вечернее время физиологические показатели снижаются. В первую половину дня у людей с вечерним хронотипом работоспособность снижена. Они поздно ложатся спать, чаще не высыпаются.

Наблюдается следующая ритмика изменений работоспособности в течение недели: максимально положительными днями недели для деятельности являются вторник, среда, четверг (работоспособность на подъеме), в пятницу сказывается усталость (работоспособность снижается), отрицательными — понедельник и суббота.

Знания о разумном использовании биологических ритмов, может существенно помочь в рациональной организации занятий физической культурой и спортом, в правильном сочетании их с работой и учебой.4


2. Физкультура и спорт в профилактике неблагоприятного

воздействия гиподинамии и гипокинезии


2.1 Гиподинамия и гипокинезия, их влияние на организм человека


Гиподинамия – это длительное ограничение двигательной активности, в частности без нагрузки на нижние конечности (ходьба, бег, прыжки и пр.), наблюдается у людей, долгое время вынужденных находиться на постельном режиме, прервавшие на длительный промежуток времени тренировки спортсмены (по причине болезни, травмы), у космонавтов во время полетов, у инвалидов.

Совокупность морфофункционных изменений в организме вследствие длительной гипокинезии – это атрофические изменения в мышцах, общая физическая детренерованность сердечно-сосудистой системы, понижение ортостатической устойчивости, изменение водно-солевого баланса, систем крови, деминерализация костей и т.д.

В конечном итоге всё сводится к снижению функциональной активности органов и систем и нарушениям функционирования регуляторных механизмов, обеспечивающих их взаимосвязь, ухудшению устойчивости к различным неблагоприятным факторам. Интенсивность и объём афферентной информации, связанной с мышечными сокращениями, уменьшаются, нарушается координация движения, снижается тонус мышц (тургор), падает выносливость и снижаются силовые показатели при различных формах дыхательной деятельности.

Наиболее устойчивы к развитию гиподинамических признаков мышцы антигравитационного характера (мышцы шеи, спины и др.). Мышцы живота атрофируются быстро, что неблагоприятно сказывается на функции органов кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д. В условиях гиподинамии снижается сила сердечных сокращений, в связи с уменьшением венозного возврата в предсердие уменьшаются минутный объём, масса сердца и его энергетический потенциал, ослабляется сердечная мышца, снижается количество циркулирующей крови в связи с застаиванием её в депо и капиллярах. Вследствие малоподвижности нарушается деятельность многих органов и их систем, страдает крово- и лимфообращение, появляются сбои в работе обменных процессов и т.п. Это влечет за собой детренированность и нарушения в функциональных системах, гомеостазе.

Гипокинезия уменьшает поток проприоцептивных влияний на вегетативные функции большинства органов и систем. Понижается венозное давление, мышцы ослабевают, ухудшается обмен веществ, что влечет за собой большие изменения в течении репаративных процессов. Ухудшаются главные параметры работы мышц: сократимость, способность поддерживать длительную активность, ограничивается объем движений в суставах и пр. Ограничение движения тормозит процессы репаративной регенерации тканей, ухудшает снабжение тканей кислородом, ведет к изменениям в сердечной мышце (по данным ЭКГ) и атрофии мышц нижних конечностей в послеоперационном периоде и при некоторых заболеваниях у пациентов, лечившихся стационарно.

По данным исследований доказано, что нет такого органа или системы, работа которых не ухудшалась бы при ограничении физической активности.5


2.2 Средства и особенности физической культуры и спорта в

профилактике гиподинамии и гипокинезии


Доказано, что на поддержании гомеостаза и функционального состояния организма значительно влияет состояние мышечной системы. При помощи скелетной мускулатуры осуществляется локомоторная (опорнодвигательная) функция, а также оказывается большое влияние на кровоток в мышцах и обменные процессы в тканях. Следовательно, ограничение либо отсутствие движений часто вызывает изменения физиологического воздействия организма с внешней средой и влечет за собой обратимые функциональные нарушения или серьезные патологии.

Для решения проблем с гипокинезией рекомендованы следующие профилактические меры:

необходимо увеличить физическую нагрузку, проявлять двигательную активность;

выполнять гигиенические рекомендации по распорядку дня;

наращивать динамическую составляющую в процессе занятий физической культурой и во время трудового обучения;

При гиподинамии, развившейся на фоне соматического заболевания, в первую очередь требуется лечение основного патологического процесса. Также необходимо устранить неблагоприятные факторы, которые способствовали развитию гиподинамии. Для восстановления функций органов и систем организма при гиподинамии рекомендуется ряд мер профилактики, описанные на рисунке 2.

t1661888051ab.gif

Рисунок 2 – Средства физической культуры, направленные на восстановление функций органов и систем организма при гиподинамии

При гиподинамии, развившейся на фоне психологических проблем, сначала рекомендуется работа с психологом или психотерапевтом.

К основным методам профилактики гиподинамии относятся:

- достаточная физическая активность;

- длительные прогулки на свежем воздухе;

- чередование физической и умственной нагрузки;

- своевременное лечение соматических заболеваний;

- коррекция избытка или недостатка веса;

- сбалансированное и правильное питание и отказ от вредных привычек.

Упражнения будут гораздо эффективнее, если заниматься в исходном положении стоя (при этом работает опорная функция нижних конечностей), так как когда задействована опорно-двигательная система с нагрузками на рефлексогенные зоны стопы (бег по резиновой дорожке, воздействие на стопы игольчатыми вибраторами, применение игольчатых аппликаторов - ходьба по ним, использование иглорефлексотерапии на биологически активные точки стоп).

Лечебная гимнастика в этот период больше состоит из общеразвивающих упражнений, упражнений в изометрии мышц нижних конечностей и тренировке их опорной функции. Таких как: исходное положение стоя, держась за стул, ходьба на месте, приседания и иные упражнения с применением с дыхательными упражнениями с небольшими нагрузками (следить за пульсом и артериальным давлением). Количество и усложнение упражнений увеличиваем постепенно.

Большое профилактическое значение имеют и самостоятельные занятия физическими упражнениями в режиме дня. Ежедневная утренняя зарядка, прогулка на свежем воздухе благоприятно влияют на организм, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен, а это положительно влияет на повышение умственной работоспособности.6



Заключение


Жизнедеятельность человека зависит от влияния повторяющихся через определенное время изменений окружающей среды. Циклические изменения состояния организма (физические, эмоциональные, интеллектуальные) находятся в прямой зависимости от биоритмов.

В работе отмечено, что биоритмы влияют на все аспекты жизни человека – эмоциональный, интеллектуальный и конечно же физический, который отвечает за мышечную силу, выносливость и общее самочувствие. В связи с чем, важно уметь прислушиваться к своему организму и выбрать наиболее оптимальное индивидуальное время для занятий спортом.

Благодаря двигательной деятельности увеличивается образование тепла и энергопродукция, а также повышается функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и других важных систем организма человека. При недостатке движений происходит нарушение нормальной работы всех систем организма человека и порождает появление таких состояний, как гипокинезия и гиподинамия.

В работе рассмотрены меры, направленные на профилактику негативных воздействий на организм гиподинамии и гипокинезии, к которым можно отнести: соблюдение гигиенического режима и распорядка дня, силовые упражнения и упражнения на растяжку мышц и связок, отказ от вредных привычек.

Регулярные физические тренировки резко снижают заболеваемость населения, благотворно влияют на психику человека – на его внимание, память, мышление, способствуют эффективному воспитанию ценных личностных качеств.7

Список литературы


1. Авдеева, В.С. Основные механизмы адаптации человека / В.С. Авдеева, Е.М. Бурцев, Л.С. Горожанин. – М.: Наука, 2006. – 467 с.

2. Джолиев И.М., Грошева Л.Ф., Шинкарюк Л.А., Каримов Н.М., Сосновских Д.С. Физическая культура как средство формирования здорового образа жизни студентов ВУЗА // Молодежь и наука. 2019. № 3. С. 10-12.

3. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура: учеб.для студ. высш. учеб, заведений. - 2-е изд., стер. - М.: ВЛАДОС, 2001. – 268 с.

4. Емельянов, И.П. Форма колебаний в биоритмологии. – Новосибирск: Наука, 1976. – С. 50.

5. Зыкова Е.А., Сапаров Б.М. Здоровый образ жизни и факторы, его определяющие // Молодёжь и наука. 2018. № 2. С. 46.

6. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта. – М.: ВЛАДОС Пресс, 2002. – 422 с.

7. Федорова О.И., Подкорытова Е.В., Бургардт Т.А. Экзогенные и эндогенные факторы, влияющие на внутреннюю синхронизацию суточных ритмов вегетативных функций человека в обычных и субэкстремальных условиях среды // Физиология человека., 2009. № 2. С. 96.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.