Публикация «Биология. В чём преимущества новых учебников для 5–9 и 10–11 классов?»
Какие учебники выбрать для преподавания биологии в школе? Если для вас этот вопрос актуален, то обратите внимание на новые завершённые линии учебников для 5–9 и 10–11 классов под редакцией доктора биологических наук, профессора биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, члена-корреспондента РАН Е.А. Криксунова. Ониподготовлены издательством «Русское слово» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандартаи включены в Федеральный перечень.
Линии включают следующие учебники для основной и средней школы:
― Биология. Авторы С.А. Баландин, Т.Ю. Ульянова, Н.И. Романова, С.Н. Михайловская. 5 класс;
― Биология. Авторы С.А. Баландин, Т.Ю. Ульянова, Н.И. Романова, Т.А. Исаева, С.Н. Михайловская. 6 класс;
― Биология. Авторы С.А. Баландин, Т.Ю. Ульянова, Н.И. Романова, Т.А. Исаева, С.Н. Михайловская. 7 класс;
― Биология. Авторы Е.Т. Тихонова, Н.И. Романова, С.Н. Михайловская.8 класс;
― Биология. Авторы М.Б. Жемчугова, Н.И. Романова. 9 класс;
― Биология. Авторы В.Б. Захаров, Н.И. Романова, Е.Т. Захарова. 10–11 классы (базовый уровень).
Новые учебники биологии – часть информационно-образовательной среды «Инновационная школа» издательства «Русское слово». При их создании авторыстремилисьне только сохранить лучшие традиции преподавания предмета, но и максимально учесть современные требования и тенденции.
Чёткая структура учебников и наличие в них разнообразных рубрик позволяет решить целый ряд задач. Например, познакомить школьников с основными методами научного познания,научить их объяснять результаты биологических экспериментов,развить творческие способности. Отличительная особенность учебников – возможность использовать технологию развития критического мышления. Ещё один важный момент – обеспечение активной и разносторонней самостоятельной деятельности учащихся.
«Учебники позволяют учителю организовывать самостоятельную работу на каждом уроке, реализовывать системно-деятельностный и практико-ориентированный подходы в преподавании предмета. Они обеспечивают подготовку к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Отдельно отмечу, что в учебниках много современных иллюстраций: рисунков, фотографий, графических объектов, наглядно демонстрирующих объекты, процессы и явления, описываемые в тексте», – говорит Юлия Фокина, методист издательства «Русское слово».
Рубрика «Запомните» фокусирует внимание учеников на ключевых понятиях, процессах и явлениях, изученных на уроке, а также развивает умение использовать научную терминологию. Расширить кругозор школьников, познакомив их с многообразием мира живой природы, и укрепить межпредметные связи позволят рубрики «Это интересно» и «Внимание!».
Методический аппарат учебников дифференцирован по уровням сложности и позволяет использовать науроках различные педагогические технологии. Рубрики «Вспомните» и «Как вы думаете», представленные перед основным текстом параграфа,призваны проверить степень готовности учеников к уроку имотивироватьих к изучению нового материала.
«Каждый урок начинается с актуализации знаний, которая осуществляется в два этапа. Вопросы рубрики “Вспомнитеˮ призваны проверить, насколько хорошо учащимися усвоен предыдущий материал, знание которого потребуется при изучении новой темы. Вопросы рубрики “Как вы думаетеˮ нужны для того, чтобы ученики могли продемонстрировать свои знания (или незнания) по теме, которую они ещё не изучали. Учитель получает возможность собрать своеобразную копилку идей и мнений, а дети – возможность высказаться. Дальнейшая работа с текстом позволяет определить, насколько они были правы или ошибались», – рассказывает Светлана Михайловская, один из авторов линии учебников для 5–9 классов.
Вопросы репродуктивного и продуктивного характера для проверки усвоения материала даны в рубриках «Проверьте свои знания» и «Подумайте!», а рубрика «Задания» обеспечивает применение полученных знаний на практике– в учёбе и повседневной жизни, а также развитие метапредметных умений.
Используя алгоритмы, помещённые в конце каждого учебника, школьники могут осуществлять исследовательскую ипроектную деятельность, самостоятельно выполнять лабораторные работы и летние задания.
Стоит отметить, что в линии учебников особый акцент сделан на пропаганде здорового образа жизни:отдельные параграфы учебника для 9 класса целиком посвящены способам сохранения и укрепления здоровья.Содержание учебников включает также правила оказания первой помощи при травмах, укусах животных, отравлениях растениями и грибами. Учебники «Биология» для 5–9 и 10–11 классовпредполагают воспитание у школьников ответственного отношения к окружающей среде и формирование у них основ экологической культуры, что особенно важно в современном обществе.
УМК включает:
― учебник в печатной форме;
― учебник в электронной форме;
― программу курса;
― рабочую программу;
― методическое пособия для учителя;
― интерактивную рабочую тетрадь (подготовка к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ);
― тетрадь для лабораторных работ;
― методические рекомендации по проведению лабораторных работ.
Подробнее ознакомиться с учебниками по биологии и другим предметам, выпущенными издательством «Русское слово», можно на официальном сайте, а также в интернет-магазине.
Трефилова Раиса Поликарповна