12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
лукашенко галина николаевна1333
Живу в сельской местности, работаю в Кварсинской СОШ 43 год
Россия, Удмуртская респ., поселение Кварса Воткинский район
Материал размещён в группе «Учителя физики»

Удмуртская Республика

 Воткинский район

МБОУ Кварсинская СОШ

Лукашенко Галина Николаевна

 

Статья «Мои инновации в обучении физики »

 

Инновационное обучение  (от англ. innovation — нововведение...) — новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, сущностный и акмеологическии подходы, профессионализм, синтез двух культур (технической и гуманитарной), использование новейших технологий.

  Инновационный подход к обучению создает условия для полноценного развития всех своих участников. Учитель должен не только вести уроки, но и помогать школьникам всесторонне развиваться.

Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

        Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации.

 Можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.  Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) имеют ключевое значение на всех уровнях образовательной системы. На каждом этапе познавательной деятельности, научных исследований и практических приложений во всех отраслях знаний информационно-коммуникационные технологии выполняют одновременно функции инструментов и объектов познания.

Особенность информационно-коммуникационных технологий – их универсальность, они являются инструментом, который применяется во всех отраслях знаний: гуманитарной, естественнонаучной, социально-экономической. Следовательно, инновационный характер развития ИКТ непосредственно влияет и на другие отрасли знаний, формирующих мировоззрение молодого специалиста, совершенствуя дидактическое и методическое представление знаний, повышая способность к восприятию и порождению знаний, тем самым, внося инновационный элемент во всестороннее развитие личности.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд.

Опыт применения показал:

а) информационная среда школы, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; 

б) информатизация обучения привлекательна для ученика тем, что повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы;

в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

 

2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета

ставят в центр всей школьной  образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, без конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных  потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных  образовательных  программ  в соответствии с их возможностями и потребностями.

3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьника

Применение такой инновационной технологии позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно-обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

4. Мониторинг интеллектуального развития.

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.

Воспитательные технологии реализуются в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, обучение в театральных студиях, центрах детского творчества и др.

6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др.

7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.

 Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.

      Положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития обучаемого.

Информатизация обучения привлекательна для ученика тем, что повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

    В этой статье, я хочу поделиться опытом работы с использованием  информационно-компьютерной технологии на уроках физики и внеклассной работе.

 

При проведении своих уроков применяю следующие приемы использования ИКТ:

-на уроках использую электронные учебники: « Открытая физика», «Живая физика», «Физика» и т.д. Электронные учебники использую при объяснении нового материала, исследовательских и лабораторных работ, при актуализации знаний, при решении задач и т.д.

- видеоклипы: экспериментальные домашние задания, опыты по теме урока и по внеклассной работе;

- тематические уроки «Интернет-конференция»

- фотографии для урока;

- использование фрагментов из мультфильмов;

- использование на уроках смартфонов и планшетов;

- создание анимации, презентаций учащимися на кружке для уроков физики.

- создание совместно с учащимися электронных страниц для урока « Окружающий мир»;

Для примера предлагаю раздел рабочей программы в 10 классе по теме «Молекулярная физика. Термодинамика».

Урок по теме «Изотермический, изобарный и изохорный процессы». Работа в группах, по электронному учебнику. Применяется методический прием «Зигзаг», вся работа проходит с опорой на анимационную лабораторную работу, под №2.3 Изотермический процесс 2.4 Изохорный процесс. № 2.5 Изобарный процесс.

Урок по теме «Внутренняя энергия и способы ее изменения. Первый закон электродинамики» Работа в парах. Методический прием «Инсерт», работа с электронным учебником. Конспект №2.3 «Первое начало термодинамики»

Урок « Физика вокруг нас»- урок экспедиция « Наблюдение за узорами оконных стекол». Методический прием «Видеосюжет» с заданием до просмотра. Выбрали морозные окна, сделали снимки узоров, замерили температуру, влажность. Затем на своих планшетах нашли видео  о снежинках и снежинки. Обобщили и оценили свою работу.

Тематический урок «Интернет-конференция». Докладчики подготовили презентации по темам: облака,  кристаллы, туманы, аморфные тела. На таких уроках учащиеся получают большую информацию межпредметного характера. Работают с Интернет – ресурсами и научно-популярной литературой. Познавательно, так как словесный рассказ сопровождается иллюстрациями электронного вида.

Одной из форм внеклассной работы является кружок. На кружке совместно с учащимися создаем электронных страниц для урока « Окружающий мир». Например,  урок «Тундра»

 Для методического приема «Аукцион», готовят сюжеты из мультфильмов и озвучивают вопросом или качественной задачей.

 

 

Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. И опыт использования ИКТ на уроках и внеклассной работе в моей практике   является одним  из видов данной деятельности.

Использованный материал.

https://moluch.ru/archive/108/25653/

Статья «Современные технологии обучения как средство повышения качества образования» Т.Н.Ходунова

/http://festival.1september.ru/articles/617883/

http://inf.1september.ru/2006/02/03.htm

http://iyazyki.ru/2014/04/presentations-googletool/

https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9554/

https://www.sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuski-zurnala/vypusk-16-sentabr-2012

 

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (1)

Старшов Михаил Александрович, 02.03.20 в 07:52 0Ответить Пожаловаться
Ах, как это свежо, оригинально и гениально, завидую этим деткам. Хочу сам посидеть на трёх таких уроках из будущего.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.