Статья на тему «Инновациям в лицее быть!»
Инновациям в лицее быть!
«Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему образования» - такой видел современную ему школу Дмитрий Иванович Менделеев. Столетие минуло с той поры, но и сегодня…инновационная школа, какой она должна быть?
Ответов на этот вопрос будет много. Ученики представят инновационную школу по-разному. Одни в ней увидят возможности для самосовершенствования и самореализации на пороге профессионального и жизненного пути, другие – место общения и социальной адаптации. Немногие скажут, что в школе можно весело и беззаботно провести время.
Учителя, отвечая на такой вопрос, определят инновационную школу, как возможность обеспечить получение комплекса базовых умений и навыков в таком объеме, в каком их запрашивает общество через учеников.
Современная нам российская школа функционирует в условиях технологически развивающегося общества, когда без технических инноваций в сфере материального производства не обойтись.
Приоритетом деятельности учителя в условиях таких нововведений становится тьюторское сопровождение школьников в совершенствовании интеллектуальной и творческой одаренности каждого ребенка, как во время уроков, так и вне их.
Не сомневаюсь в том, что каждый учитель имеет собственную методическую систему, позволяющую наиболее эффективно осуществлять педагогическую деятельность. Позволю представить собственную систему организационно – методической деятельности, получившую название «Система «5Д».
Она создавалась на основе анализа и присвоения лучших (на мой взгляд) педагогических идей и технологий, рекомендаций ведущих методистов и практического опыта коллег. Система «5Д» реализуется более десяти лет, она охватывает все стороны деятельности учителя.
В условиях внедрения образовательных стандартов второго поколения совершенствуются формы и методы образовательной и воспитательной работы, апробируются и внедряются такие методы мотивации школьников, которые активизируют готовность личности подростка к саморазвитию и профессиональному самоопределению. [1]
Можно ли считать лицей современным общеобразовательным учреждением, в стенах которого осуществляется, в том числе и мною, инновационная деятельность? Безусловно, можно, ведь по всем оценочным критериям показатели и результаты таковы, что лицей находится в семерке лучших школ города. Ежегодно лицеисты – победители и призеры предметных олимпиад муниципального и регионального уровней, интеллектуальных, творческих, исследовательских и проектных конкурсов российского уровня еще и потому, что в лицее, эффективно использующем материально-техническую базу, созданы все условия для развития и самосовершенствования школьников.
В рамках реализации национального проекта «Современная школа», как решение одной из задач Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204, в прошедшем году лицей стал обладателем инженерного класса – материального - технического образовательного оборудования нового поколения.
Инженерный класс существенно повысил материально-техническое оснащение кабинета физики, так как именно здесь получило свое «место приписки» современное оборудование: демонстрационное, лабораторное и общеразвивающего назначения, которое я вместе с коллегой уже активно используем не только на уроках физики, но и во внеурочной, и проектно-исследовательской деятельности школьников.
От меня, учителя, появление нового оборудования потребовало активного изучения его характеристик, установки программного обеспечения и приложений на каждый из 15 ноутбуков инженерного класса, внесение корректировок и дополнений в технологические карты уроков физики в старших классах.
Не мог не проявиться воспитательный эффект процесса совершенствования материально-технической базы лицея. Старшеклассники, многие из которых своими учебными результатами внесли вклад в высокий рейтинг лицея, активно посещают внеурочные занятия, мы провели уже несколько ознакомительно-интеллектуальных дискуссий, обсуждая возможности максимально эффективного использования нового оборудования. Чувствуется, как приятно и важно для них участие во внеурочной образовательной деятельности, и это радует меня, как учителя.
Реализации планов по активизации проектно-конструкторского направления внеурочной деятельности теперь помогут многочисленные датчики и контролирующие устройства, входящие в состав инженерного класса. Что это, как не инновационные формы и методы педагогической деятельности учителя, направленные на рост эффективности процессов воспитания, развития и образования? [2]
При выполнении практических заданий к использованию цифровой обработки результатов экспериментов переходят ученики профильных классов старшей школы, а лабораторные работы в профильном классе теперь проходят вот так, с помощью датчиков и работающих в ноутбуках программ.
Результаты работ в виде графиков процессов предъявляются к обсуждению, оно проходит в классе, используется демонстрация полученных графиков на интерактивной доске.
Учебные конференции, подготовка к ним и представление результатов групповой деятельности – еще одна инновация в освоении профильной физики в лицее.
Совсем недавно подготовили и провели конференцию «Двигатели внутреннего сгорания глазами будущих инженеров». Свои проекты представили группы историков и химиков, экологов и механиков.
Один из фрагментов подготовки презентации к защите – на фото.
Восьмиклассники приступили к выполнению обязательных лабораторных работ, активно изучая новые учебные ФГОС-комплекты, измерительные приборы и устройства.
Инновационной составляющей обучения в среднем звене стали комплексные лабораторные работы, методические пособия для выполнения которых разрабатываю в нынешнем году. Отрадно, что результативность и качество выполнения лабораторных лишь возросло.
Элементы восторга и неожиданности от огромных возможностей привнесли в процесс обучения современная многофункциональная сенсорная панель и интерактивная доска! Теперь можно устраивать вот такие формульные состязания прямо во время урока.
Еще много можно было бы говорить о тех нововведениях, которые активно внедряются в образовательный процесс в лицее. Считаю, главное – изменение отношения к образовательному процессу, обновление методики подготовки и ведения его, апробация новых форм и методов работы в классах профильных и общеобразовательных, использование новых приемов и методов актуализации знаний во внеурочной деятельности школьников.[3]
Горжусь тем, что ежегодно в лицее появляются новые звездочки - способные, талантливые дети, в которых вложен труд мой и коллег.
Все это, являясь элементами моей инновационной профессиональной деятельности, совершенствует качество труда учителя, приносит высокие результаты школьникам, успех - лицею. А это означает лишь одно: инновациям в лицее – быть!
Литература
1.Бекетова О.А. Инновация в образовании: понятие и сущность//Теория и практика образования в современном мире: материалы V Международной научной конференции . г. Санкт_Петербург, 2014. – СПб, СатисЪ, 2014.
2. Иванченко В.Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие _ Ростов н/Д; Феникс, 2011, 341 с.
3. Лазарев В.С. Понятие педагогической инновационной системы школы/ В.С. Лазарев//Сельская школа – 2003 - №1 – с.4.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Спицына Любовь Ивановна
Синяк Татьяна Ивановна
Спицына Любовь Ивановна
Трефилова Раиса Поликарповна
Спицына Любовь Ивановна
Панов Егор Игоревич
Спицына Любовь Ивановна
Елена Владимировна