Урок алгебры в 8 классе «Благоприятствующие элементарные события»
Гбоу г. Москвы «Школа № 2093 им. А.Н. Савельева»
Сафонова Елена Владимировна, учитель математики
Теория вероятностей и статистика. По учебнику Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров, И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко
Педагогические технологии: Технология деятельностого метода обучения Л.Г. Петерсон, компьютерная технология, личностно-ориентированный подход в обучении.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тема: Благоприятствующие элементарные события
Автор: Сафонова Е.В.
Класс: 8 класс.
Основные цели урока:
<em>Предметные: </em>сформировать понятие благоприятствующих элементарных событий и умение находить элементарные события, при которых наступает событие А, закрепить понятие элементарные события.
<em>Развивающие:</em> развивать навыки поиска и обработки информации; умение сравнивать, анализировать, делать выводы; коммуникативные умения.
<em>Личностные:</em> воспитывать внимательность, умение выслушать мнение; формировать понимание значимости теории вероятности для формирования современного мировоззрения.
Оборудование урока: компьютер, мультимедиа, интерактивная доска Smart, карточки: желтого, зеленого, красного цветов), игральные кубики, планшетки .
Раздаточный материал:
файл таблица «Два бросания игральной кости»
1;1 |
1;2 |
1;3 |
1;4 |
1;5 |
1;6 |
2;1 |
2;2 |
2;3 |
2;4 |
2;5 |
2;6 |
3;1 |
3;2 |
3;3 |
3;4 |
3;5 |
3;6 |
4;1 |
4;2 |
4;3 |
4;4 |
4;5 |
4;6 |
5;1 |
5;2 |
5;3 |
5;4 |
5;5 |
5;6 |
6;1 |
6;2 |
6;3 |
6;4 |
6;5 |
6;6 |
Таблица для выполнения самостоятельной работы
|
Образец для самопроверки
|
Карточка рефлексии
1) Я знаю, какие события называются благоприятствующими ______________________________;
2) Я знаю, как выбирать благоприятствующие события______________________________________;
4) У меня сегодня на уроке все получилось___________________________________________;
5) Я допустил ошибки в самостоятельной работе (перечислить их)
_____________________________________________________________________________________
6) Я смогу самостоятельно справиться с домашним заданием____________________________
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
– Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, что вы изучали на прошлых уроках. Какие события нельзя разделить на более простые? (элементарные события)
– Вы поняли, сколько элементарных событий может наступить в результате случайного опыта? (только одно элементарное событие)
– Сегодня вы продолжите работать с элементарными событиями. С чего начнёте работу?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Сколько различных элементарных событий имеет случайный опыт - бросание игральной кости?
(6 элементарных событий).
Рассмотрим элементарные события при двухкратном бросании игральной кости.
Открываем файл программы "ЛогоМиры Вероятности" (Эта программа предназначена для моделирования различных статистических экспериментов).
Здесь будет изображение: /data/edu/files/j1459280461.jpg (317x228)
Как Вы видите событий 36. Что является элементарным событием при двух бросаниях игральных костей? (Пара чисел.)
Откройте файл таблица «Два бросания игральной кости».
1;1 |
1;2 |
1;3 |
1;4 |
1;5 |
1;6 |
2;1 |
2;2 |
2;3 |
2;4 |
2;5 |
2;6 |
3;1 |
3;2 |
3;3 |
3;4 |
3;5 |
3;6 |
4;1 |
4;2 |
4;3 |
4;4 |
4;5 |
4;6 |
5;1 |
5;2 |
5;3 |
5;4 |
5;5 |
5;6 |
6;1 |
6;2 |
6;3 |
6;4 |
6;5 |
6;6 |
Что Вы повторили? (Нахождение элементарных событий.)
Какое задание сейчас будем выполнять?
(Пробное, содержащее новое понятие)
-Сейчас вы рассмотрите практическое задание, воспользуйтесь таблицей элементарных событий.
Назовите благоприятствующие события, при котором выполняется “Выпало одинаковое число очков”.
- Что нового в данном задании?
- Выполните задание.
Ответы записываются на индивидуальных планшетках.
- У кого нет ответа?
- Что вы пока не смогли сделать? (Я не смог назвать благоприятствующие события.)
- Те, кто записал ответ, вы уверены, что выполнили задание правильно?
- В чем ваше затруднение? (Я не могу с уверенностью сказать, что правильно выполнил задание.)
− Что сейчас надо сделать? (Остановиться и подумать.)
3. Выявление места и причины затруднения
- Какое задание вы должны были выполнить?
- Почему у вас пока возникло затруднение? (Мы пока не знаем определение понятия «благоприятствующие события», поэтому не смогли выполнить задание.)
− Что теперь необходимо сделать? (Поставить цель дальнейшей деятельности и построить план достижения цели.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
– Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности? Чтобы выполнить задание, что надо знать и уметь? (Знать, какие события называются благоприятствующими событиями)
− Сформулируйте тему урока. (Благоприятствующие события.)
− Чем вы можете воспользоваться для достижения цели? (Чтобы узнать о новом понятии, можно воспользоваться учебником, справочником.)
− Как вы будете работать с учебником? (Мы найдём в учебнике необходимый пункт, прочтём его, найдём определение искомому понятию, рассмотрим примеры, иллюстрирующие новое понятие.)
− Что дальше вы будете делать, и как вы будете работать?
5. Реализация построенного проекта
Дальше работу можно организовать в группах. Учащиеся читают п. 29, стр. 98-99.
– Дайте определение благоприятствующими событиями. (элементарные события, при которых наступает событие А, называются элементарными событиями, благоприятствующими событию А.)
В программе живая статистика откройте файл: «броски игральной кости» рассмотрите таблицу.
Назовите благоприятствующие события, при котором выполняется “Выпало одинаковое число очков”.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/f1459280513.jpg (581x344)
− Вы справились с затруднением?
− Какие знания вам в этом помогли?
− Что дальше вы должны сделать?
6. Первичное закрепление во внешней речи
Назовите благоприятствующие события, при котором выполняется «Сумма очков кратна трем»
Задание выполняется в парах с проверкой по образцу
Здесь будет изображение: /data/edu/files/v1459280551.jpg (496x241)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
− Какой следующий шаг необходимо сделать?
На доску выводится задание для самостоятельной работы.
Выделите благоприятствующие события, при котором выполняется «Сумма очков четное число»
Первая кость |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||||||
вторая кость |
1 |
||||||||||||
2 |
|||||||||||||
3 |
|||||||||||||
4 |
|||||||||||||
5 |
|||||||||||||
6 |
После выполнения работы учащиеся проверяют работу по образцу для самопроверки.
Первая кость |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||||||
вторая кость |
1 |
||||||||||||
2 |
|||||||||||||
3 |
|||||||||||||
4 |
|||||||||||||
5 |
|||||||||||||
6 |
− Какие задания у вас вызвали затруднение?
− В каком месте?
− Почему у вас возникли затруднения?
− Над чем вам необходимо ещё поработать?
8. Включение в систему знаний и повторение.
Откройте файл программы Логомиры Вероятности. Сравните по гистограме благоприятствующие события, при котором выполняется “Выпало одинаковое число очков”с другими событиями.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/p1459280593.jpg (411x299)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/i1459280620.jpg (387x283)
Рассмотрите полученную гистограмму.
Сколько встретилось бросков 3;3, а 3;4?
(3;3 встретилось 97 раз, а 3;4встретилось 183 раза)
Какой вывод можно сделать?
«Выпало одинаковое число очков» встречается реже, чем «выпало разное число очков».
9. Рефлексия деятельности на уроке
– Что нового вы узнали на уроке?
− Какую цель вы ставили перед собой?
− Вы достигли цели урока?
– Вы раньше работали с благоприятствующими событиями?
– Оцените свою работу на уроке.
Учащиеся работают с карточкой рефлексии.
1) Я знаю, какие события называются благоприятствующими ______________________________;
2) Я знаю, как выбирать благоприятствующие события______________________________________;
4) У меня сегодня на уроке все получилось___________________________________________;
5) Я допустил ошибки в самостоятельной работе (перечислить их)
_____________________________________________________________________________________
6) Я смогу самостоятельно справиться с домашним заданием____________________________
Домашнее задание:
П.29, выполнить два из упражнений на стр.100-101