Разработка урока по алгебре в 9 классе «Относительная частота случайного события»
9 класс Алгебра Дата_________
Урок №
"Относительная частота случайного события"
Цели:
Рассмотреть основные понятия теории вероятностей: случайное событие, частота случайного события, относительная частота случайного события; научиться решать задачи на нахождение относительной частоты случайного события.
Развивать логическое мышление, сообразительность, творческую активность;
Воспитывать аккуратность; интерес к предмету.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Оргмогмент.
Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания (разбор нерешенных заданий).
2. Контроль усвоения материала (Самостоятельная работа)
Изучение нового материала.
Теория вероятностей - это раздел математики, который изучает закономерности случайных событий.
События можно считать случайными - это те, которые могут произойти, а могут и не произойти.
Примерами таких событий являются: выпадение орла или решки при подбрасывании монеты; поражение мишени или промах при стрельбе; выпадение того или иного количества очков при бросании игрального кубика.
Пример.
Провели испытания. 100 раз бросали игральный кубик и подсчитали, что 6 очков выпало 17 раз - частота рассматриваемого события, то есть выпадения очков.
Отношение частоты к общему числу испытаний называют относительной частотой этого события.
Пусть некоторое испытание проводилось многократно в одних и тех же условиях. При этом фиксировалось, произошло или нет некоторое интересующее нас событие А.
Если общее число испытаний - n, а число испытаний, при которых произошло событие А - m. То m называют частотой события А, частное m и n - относительной частотой.
Определение: Относительной частотой случайного события в серии испытаний называется отношение числа испытаний, в которых это событие наступило, к числу всех испытаний.
В ходе исследований выяснилось, что относительная частота появления ожидаемого события при повторении опытов в одних и тех же условиях, может оставаться примерно одинаковой, незначительно отличаясь от некоторого числа р.
Пример.
В непрозрачном мешке лежит 7 зелёных и 12 синих кубиков. За раз можно доставать только 1 из них. Какова вероятность того, что из мешка достанут синий кубик?
Всего в мешке 19 кубиков. Значит, n=19.
Синий кубик мы можем достать 12 раз. Получаем, что m=12.
Относительная частота равна:
Вероятность того, что из мешка достанут синий кубик, равна .
Пример.
Определить относительную частоту появления буквы «о» в слове «достопримечательность».
Общее число букв, то есть n=21. А количество букв «о», то есть m=3.
Значит относительная частота:
Закрепление изученного материала
Пример. Отмечая число попаданий в корзину в каждой серии из 40 бросков, которые совершал баскетболист, получили такие данные:
Какова относительная вероятность попадания мяча в корзину для данного баскетболиста?
Определим общее число бросков. Было 5 серий по 40 бросков, то есть n=200. Сосчитаем число попаданий в корзину:
Получили, что m=184. Относительная вероятность попадания в корзину будет:
Пример. Стрелок совершил 50 выстрелов. Относительная частота попадания в цель оказалась равной 0,88. Сколько раз он промахнулся?
Зная общее число выстрелов n=50 и относительную вероятность попадания p=0,88. Найдем число попаданий в цель:
Стрелок попал в цель 44 раза. Найдём число промахов
Стрелок промахнулся 6 раз.
Решение упражнений из учебника №787, 789, 792
Рефлексия
Итог урока
Домашнее задание: №788, 790а, б, 793