Блочно-событийное погружение «Мы+Они»
Блочно-событийное погружение «Мы+Они»
Автор:
Дубовицкая Елена Васильевна, преподаватель КГБ ПОУ «Дивногорский техникум лесных технологий», первой квалификационной категории, г. Дивногорск, Красноярский край, dub200282@yandex.ru
Описание статьи:
Данная разработка представлена в формате блочно-событийного погружения по обществознанию для 1 курса по разделам «Начало философских и психологических знаний о человеке и обществе», «Основы знаний о духовной культуре человека и общества», «Социальные отношения», которые рассчитаны на 75 часов. Эксклюзивность данного блочно-событийного погружения в том, что в нем объединены главные содержательные линии разделов в качестве способов формирования толерантности, осознания и принятия жизненных ценностей, ориентация обучающихся в нравственных нормах и правилах, так и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Главными элементами данной разработки – развитие дивергентного мышления и формирования эмпатии у обучающихся.
Событие: «Мы+Они»
Идея блочно-событийного погружения «Мы+Они» возникла благодаря участию автора статьи в проектировании блочно-событийных погружений в рамках Школы прогрессивного мышления.
Актуальность данной разработки заключается в погружении обучающихся в определенную событийную действительность, в которой они должны примерить социальные роли, увидеть способы выхода из сложных ситуаций и принять решение для осуществления своих действий.
Методической основой урока-погружения являются использование следующих техник и технологий:
теория и технология Способа диалектического обучения - усвоение студентами информации посредством работы с текстом. Главными умениями обучающихся - выявление главной мысли при использовании изучающего чтения, формулирование вопросов-понятий и вопросов-суждений для блиц-опроса групп;
теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – ситуативные задачи даются студентам в готовом виде, а также вводятся элементы по их построению. Обучающиеся сначала должны разрешить их индивидуально, а затем обсудить решения в группах продемонстрировать их решение;
«материализация оценки» как элемент СДО, которая состоит из оценивания индивидуального труда, простой и сложной кооперации; предварительно в начале урока дается заявка на оценку:
В результате данного погружения студенты смогут самостоятельно проанализировать динамику своего толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты. Так у обучающихся первого курса формируется и развивается комплекс универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных).
Цели:
Предметная (П)– применение знаний и умений, полученных в результате .
Надпредметные:
а) развитие дивергентного мышления (ДМ) - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
б) формирование эмпатии (Э): формирование толерантности; осознание, исследование и принятие жизненных ценностей; ориентация в нравственных нормах и правилах.
№ п/п | Основные разделы | Описание содержания | Дивергентное мышление (ДМ) | Эмпатия (Э) |
Вхождение в блок и 1 тему «Сложение десятичных дробей» | ||||
1. | Мотивационное начало «Включение интереса» к деятельности на учебных занятиях у разных групп обучающихся | Учитель показывает несколько коротких роликов (или один) на военную тему, помощи обездоленным и нуждающимся и другую тематику, позволяющих выйти на проблемные вопросы, которые учитель формулирует вместе с обучающимися: Что общего во всех увиденных роликах? (если их несколько) Какие качества людей преобладают? Почему у людей возникает потребность в помощи другим? и др. | ДМ 100% мозговой штурм, ДМ 100% | Э80% |
2. | Продуктивная деятельность Максимальное вовлечение детей в продуктивную деятельность (интеграция двух видов деятельности: групповой и индивидуальной) | Задание1 (индивидуальная работа) Каждому обучающимся предлагается текст. Задание: выявить главную мысль при использовании изучающего чтения, сформулировать 3 вопроса-понятий и вопроса-суждений (используя образец вопросов). Задание 2 (групповая работа) Обсудить в группе главную мысль текста, выбрать 3 вопроса-понятий и вопроса-суждений для блиц-опроса групп. Задание 3 (групповая работа) Блиц-опрос групп. Одновременно учитель фиксирует на доске баллы студентов. Задание 4 (групповая работа) Каждая группа вытягивает конверт с ситуативной задачей, решает коллективно. Презентует полученные результаты. Задание 5 (групповая работа) Каждая группа вытягивает конверт, в котором только часть условий для ситуативной задачи. Задание: совместно в группе составить полное условие задачи, поменяться с группами и решить их. Продемонстрировать полученные результаты. Обсудить решения групп. | мозговой штурм, ДМ 100% ДМ 100% ДМ 100% ДМ 100% | Э 70% Э 100% Э 100% Э 100% |
3. | Аналитическое завершение: | | | |
а) конструирование итоговой обобщающей опорной схемы | Изобразите схему качеств человека, которые ему необходимы для жизни в обществе. | ДМ 100% | | |
б) рефлексия ребенком собственной деятельности | Личностные достижения обучающиеся формулируют в раздаточном материале: Я выяснил что __________ Я принял для себя_____________ Я буду развивать в себе____________ | ДМ 100% | | |
| в) материализация оценки | «Отличник» - 10-15 б. «Талант» - 15-20 б. «Гений» - 20-25 б. | | |
Выводы:
Эффективность данного блочно-событийного погружения заключается в системном использовании деятельностного подхода. Яркие события, происходившие на уроках, способствуют положительной динамике мотивации обучения обществознанию. Девизом автора данного блочно-событийного погружения - «Учить играя».