Статья «Опыт разработки блочно-событийных погружений по математике»
Сведения об авторах
Холина Елена Евгеньевна, учитель 1 категории МБУ «Школа № 28» г.о. Тольятти Самарской области.
Жабина Ольга Александровна, учитель МБУ «Школа № 28» г.о. Тольятти Самарской области.
Тезис
Статья содержит примеры блочно-событийных погружений по математике (7 – 8 класс).
Опыт разработки блочно-событийных погружений по математике
Наш опыт пока очень маленький, но уже хочется им поделиться. Блочно-событийные погружения позволяют ребятам изучить тему или несколько тем за сравнительно небольшой период времени. При этом обучающиеся с самого начала понимают, зачем им те или иные знания и где их можно применить.
Самое сложное – это придумать событие, которое было бы связано с учебной темой и заинтересовало бы ребят. Предлагаем несколько вариантов подобных событий.
7 класс
Тема урока |
Темы БСП |
Выражения, тождества, уравнения (22 часа) |
Строительство теплицы для школьной столовой. Составление паспорта класса. |
Функции (11 часов) |
Закупка сладостей ко Дню Именинника. |
Степень с натуральным показателем (11 часов) |
Научная лаборатория по изучению бесконечно малых и бесконечно больших величин. |
Многочлены (16 часов) |
Восстановим поэтажный план старинного дома! |
Решение систем линейных уравнений (10 часов) |
Экскурсия в «Северную столицу» |
8 класс
Тема урока |
Темы БСП |
Четырёхугольники (14 часов) |
Найдём красоту симметрии вокруг нас! |
Площадь (14 часов) |
Создание и реставрация школьных клумб, операция «Цветочный ковер» |
Вот пример БСП на предмете «Алгебра» (7 класс) по теме: «Решение систем линейных уравнений». Событие, которое заинтересует детей - это экскурсия в «Северную столицу» всем классом. Мотивационным началом может служить показ презентации: «Санкт-Петербург – «северная столица». (Название города указывается в конце презентации после того, как было предложено угадать город по достопримечательностям).
Продуктивная деятельность может быть следующей: класс делится на группы по 5 человек для обсуждения маршрута и плана действий при организации поездки.
Задание «А» (актуализация знаний) - разместить членов группы в плацкартном вагоне и в гостинице.
Задание «Б» - решение задач, способствующих получению необходимых знаний.
Задание «В» - выяснить скорость течения реки Невы, если предусмотреть катание на теплоходе.
Задание «Г» - креативный подход к решению задач с использованием систем уравнений (индивидуальные задания).
При этом осуществляется обсуждение предложенных маршрутов и планов действий, различных вариантов идей, их уточнение и совершенствование, оценка слабых и сильных сторон, выбор наиболее креативных.
Аналитическим завершением являются схемы решения любых текстовых задач с помощью систем линейных уравнений различными способами, а так же рефлексия, где обучающиеся должны оценить свою работу, указать трудности, с которыми они сталкивались и т.д.
Вторым примером может служить БСП тоже на алгебре в 7 классе по теме: «Статистические характеристики». Событие, которое заинтересовало обучающихся – это «Составление паспорта класса».
Мотивационным началом является беседа на тему: «Что такое паспорт?» (Обсуждается что такое паспорт, какие сведения в нём находятся). Тут ребята выясняют, какие вообще бывают паспорта кроме гражданского, что можно найти в этих паспортах. Происходит обсуждение с одноклассниками возможности создания своего паспорта класса, который будет рассказывать о них как о классном коллективе.
Продуктивная деятельность содержит в себе следующие задания: класс делится самостоятельно на группы, в которых будут обсуждаться те критерии и показатели, которые предложены каждым в отдельности при индивидуальном опросе через гугл-форму.
Задание «А» - выбрать данные, которые будут вноситься в паспорт класса, выяснить с помощью какой статистической характеристики будет подсчитан тот или иной показатель.
Задание «Б» - решение задач, способствующих получению необходимых знаний.
Задание «В» - оформить паспорт класса, приветствуется креативность.
Каждое блочно-событийное погружения должно заканчиваться рефлексией и обратной связью (оценкой погружения и пожеланиями).
Список использованной литературы и источников:
https://drive.google.com/drive/folders/1MKhg76tUTvYMiQBVyyZN0hq7lb7hoDPF
https://моу41тольятти.росшкола.рф/vnedrenie-modeli-bsp/
http://xn--28-xlclcmc5acae7irb.xn--80atdkbji0d.xn--p1ai/prochee/metodicheskaya-kopilka/