Блог группы ДОУ в сети Интернет как форма взаимодействия с родителями и включения их в образовательный процесс
БЛОГ ГРУППЫ ДОУ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ И ВКЛЮЧЕНИЯ ИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Одним из основных принципов дошкольного образования, прописанных в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, является сотрудничество Организации с семьей. В числе требований к психолого-педагогическим условиям успешной реализации Основной Образовательной Программы дошкольного образования должна быть обеспечена «поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность» [1, С. 15].
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества, а оно во многом зависит от взаимодействия между педагогами детского сада и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
В 2017 году Указом Президента РФ № 203 утверждена «Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017 – 2030 годы» [2], согласно которой актуальным становится использование информационных и коммуникационных технологий в различных сферах жизнедеятельности человека, в первую очередь, в сфере образования. А в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в стране нам, педагогам, приходится искать новые удобные и безопасные формы работы с воспитанниками и их родителями, которые позволят значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, привлечь их в воспитательно-образовательный процесс, расширить представления детей по различным образовательным областям, а также обеспечат открытость работы детского сада.
Поэтому наряду с традиционными формами сотрудничества ДОУ с семьей в настоящее время активно используются и инновационные. Одной из таких форм поддержки образовательных инициатив семьи можно назвать ведение блога группы в сети интернет.
Блогом (от англ. blog, от web log – «интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник») называют «веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху)» [3]. Блог предусматривает возможность публикации комментариев посетителями, в этом заключаются его преимущества перед электронной почтой, веб-форумом или чатом.
Блог можно сделать мультимедийным, то есть использовать кроме стандартных текстовых сообщений и видео, фотографии, аудио, презентации, ссылки на другие интернет-ресурсы.
Вопрос по созданию блога группы следует начать с его обсуждения с семьями на родительском собрании. Следует обговорить, какую информацию можно представить на страницах блога, например, режим дня группы, расписание непосредственно-образовательной деятельности, информацию о воспитателях группы, фото с различных мероприятий, советы специалистов по воспитанию и развитию детей и т.д.
На главной странице блога рекомендуется представить краткую информацию о группе: ФИО воспитателей и помощника воспитателя, адрес ДОУ, полезные интернет-ресурсы для родителей. Здесь же отражается так называемая «лента новостей» (события, происходящие в группе).
В рамках блога группы используются следующие направления взаимодействия с родителями: наглядно-информационное, познавательное и информационно-аналитическое.
Наглядно-информационное направление обеспечивает ознакомление родителей с нормативными документами, с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с режимом дня, с правилами посещения детского сада, с расписанием непосредственно-образовательной деятельности, с объявлениями о тематических неделях, конкурсах, выставках, проводимых в группе. Здесь же возможно размещение приглашений на утренники или родительские собрания.
Одной из форм данного направления является «виртуальная экскурсия», которая позволяет познакомиться с группой и получить достаточно полное впечатление об её интерьере. «Посетив» группу посредством виртуальной экскурсии, родители могут предложить обогатить развивающую предметно-пространственную среду, изготовив для детей различные игры и пособия и т.д.
В рамках наглядно-информационного направления можно использовать фотоотчёты с непосредственно-образовательной деятельности, праздников, прогулок, родительских собраний и проведенных выставок. Посредством фотоотчётов родители могут посмотреть, чем живет и занимается детский сад.
Познавательное направление. В соответствии с ФГОС ДО в целях эффективной реализации Основной Образовательной Программы дошкольного образования должны быть созданы условия для «консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации)» [1, С. 18]. Поэтому в блоге уместно представить для родителей статьи по вопросам воспитания, развития, здоровья и безопасности дошкольников, например, «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге», «Игра в жизни ребёнка-дошкольника», «Как укрепить иммунитет» и т.д. При помощи комментариев родители могут задавать вопросы по интересующей их теме, а также поделиться своим опытом по проблеме.
В рамках данного направления можно использовать и мастер-классы по изготовлению поделок с детьми (например, мастер-класс «Приди, весна!» по изготовлению солнышка в рамках тематической недели «Весна идет», по аппликации «Космические просторы» в рамках тематической недели «Космос» и т.д.)
Для реализации информационно-аналитического направления блог предусматривает создание различных опросов, анкет и тестов, получая ответы на которые воспитатель может запланировать индивидуальную работу как с воспитанниками, так и с родителями, выяснить, какие у них имеются проблемы и постараться их разрешить.
Чтобы привлечь родителей к такой форме взаимодействия, рекомендуем провести на родительском собрании «рекламу» блога, разместить на информационном стенде в раздевалке группы адрес блога в сети Интернет, раздать визитки с адресом блога и краткой информацией о регистрации.
В заключении хочется отметить преимущества использования данной формы во взаимодействии с семьями дошкольников:
- минимизация времени доступа родителей к информации;
- возможность воспитателя продемонстрировать актуальные документы, новости, рекомендации или фотоматериалы;
- оперативное получение информации родителями.
Блог группы помогает не только наладить общение с родителями, но и дает им возможность иметь постоянное место для получения нужной информации, а также для обсуждения важных проблем. Конечно, такая форма работы не отменяет стандартных (родительских собраний, тематических консультаций, совместных досугов и др.), а предоставляет дополнительное пространство для реализации поставленных целей по работе с семьями детей. Единственное требование к такой форме взаимодействия: чтобы воспитатель ответственно относился к возлагаемым на него задачам, и информация в блоге постоянно бы обновлялась.
Список литературы
1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.
2. «Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017 – 2030 годы»// Режим доступа: http://test.safe-work.ru/Bibl/BibOT/z170509_203.html
3. Блог// https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%B3
4. Прохорова, Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду/ Г.А. Прохорова. – М.: Айрис-Пресс, 2009. – 64 с.
5. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. – 2011. – № 12. – С. 88 – 94.