Доклад «Взаимодействие куратора группы с родителями в процессе воспитания студентов»
Взаимодействие куратора группы с родителями
в процессе воспитания студентов
Одной из форм учебно-воспитательной работы со студентами является кураторство. Кураторство – это незаменимая и эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов.
По отношению к группе, куратор выступает организатором, методическим руководителем, воспитателем, педагогом-психологом.
Чтобы совершенствовать личность студента, куратор должен быть профессионалом своего дела, быть коммуникабельным, иметь позитивное отношение к окружающей действительности, быть эрудированным и интересным человеком.
Сложность работы куратора в среднем профессиональном учебном заведении заключается в том, что студенты приходят уже сформировавшимися личностями и куратор должен строить свою работу исходя из данного обстоятельства.
Перед куратором стоит задача - сделать так, чтобы каждый студент чувствовал свою нужность, значимость в соответствии с реальными возможностями. Таким образом, при всем многообразии задач кураторской деятельности его главной целью является помочь студентам правильно организовать деятельность, найти свое место в жизни учебной группы и всего учебного заведения.
Важным направлением многогранной деятельности куратора является работа с родителями.
Куратор призван вместе с родителями создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований учебного заведения и семьи по отношению к личности студента. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:
- обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
- доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
- позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Деятельность куратора с родителями студентов должна идти по следующим направлениям:
- изучение семей и условий семейного воспитания;
- информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- взаимодействие с родителями по контролю успеваемости и посещения занятий.
Именно семья является самым мощным фактором формирования личности.
Семья - это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.
Можно выделить следующим основные особенности современной российской семьи:
- преобладание светских, гражданских браков, увеличение церковных браков;
- свобода заключения и расторжения брака;
- равноправие женщин и мужчин в браке;
- увеличение неполных семей, в которых воспитанием занимается только один родитель;
- преобладание семей с 1-2 детьми; многодетной считается семья с тремя или более детьми (по статистическим данным всего таких семей 7%).
Характеризуя современную семью, необходимо сказать, что сфера занятости родителей также существенно меняется.
Во многих семьях родители работают в коммерческих структурах. В таких семьях чаще всего главными ценностями являются деньги, материальное состояние.
Появилось довольно большое количество матерей-домохозяек. С одной стороны это положительное явление, так как у матери появляется больше возможностей для контроля за детьми, она больше внимания может уделять их образованию и развитию. С другой стороны, кругозор матери сужается, ее интересы замыкаются на домашних делах – все это не исключает потери авторитета матери. И если при этом отец не приобретает в таких условиях роль советчика, друга; чаще всего эту роль в жизни ребенка играет либо сверстник, либо взрослый человек, более значимый для него, чем собственные родители.
В этом случае роль семьи, как института социализации ребенка снижается.
Кризис современной российской семьи связан с резким изменением социального фона, в котором она находится.
Часто педагоги обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. Существует мнение, что «современные» родители – чаще пропитатели, а не воспитатели. Они сужают родительство до бытового обслуживания детей. Но, конечно же, не по своей воле, а в силу сложившихся экономических условий.
В то же время родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества.
В этом случае дети вынуждены приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности.
Для рассмотрения взаимодействия куратора с родителями студентов, прежде всего, приведу некоторые типичные варианты взаимоотношений семьи и учебного заведения в целом.
Первый вариант — формально-административные. «Позиция родителей такова: “Мы вам сдали детей, вот вы их учите и воспитывайте: вам за это деньги платят”. Позиция учебного заведения: “Вы обязаны контролировать учебу и поведение своих детей, в противном случае мы вызовем вас на административную комиссию, напишем письмо по месту работы”. Связь с семьей осуществляется по телефону и посредством вызова отца или матери в учебное заведение.
Второй вариант — терпимо-дружественный. Позиция родителей: надо участвовать в жизни группы, где учится ребенок, помогать преподавателю в организации мероприятий. Это хорошо во всем смыслах, но прежде всего для студента: к нему будут лучше относится преподаватели. Позиция учебного заведения: семья обязана помогать преподавателям в обучение и воспитании детей.
Третий вариант — товарно-денежный. Позиция семьи: знания - товар, который можно купить, если есть свободные деньги. В этом случае студент часто не заинтересован в получении знаний, а нацелен на получение диплома. Позиция учебного заведения: кто платит, тот и музыку заказывает.
Наконец последний вариант - конфликтный. Позиция семьи: учебное заведение – это источник неприятностей, преподаватели – ограниченные и тупые деспоты, творящие произвол над детьми. Позиция учебного заведения: если семья смотрит на преподавателей как на обслуживающий персонал, своих обязанностей выполнять не хочет, ну, тогда пусть пеняет на себя.
Конструктивное взаимодействие педагогов и родителей необходимо на всех этапах учебно-воспитательного процесса, но особенное значение оно приобретает в первый год обучения. Именно, в первые дни пребывания студентов в учебном заведении крайне важно создать положительный эмоциональный фон для взаимодействия с родителями.
Прежде всего, необходимо наладить постоянный обмен информацией о студентах, что позволит предотвратить отклонения в их поведении.
Что касается искусства взаимодействия куратора и родителей, то традиционно выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы работы с родителями студентов.
Самой распространенной массовой формой остается родительское собрание. Наиболее эффективными являются комбинированные собрания, на которых осуществляется педагогическое просвещение родителей, подводят итоги учебно-воспитательной работы за определенный промежуток времени, намечают задачи на последующий период.
Родительские собрания – это один из немногих моментов истины, от которых зависит так много, что лучше не проводить родительское собрание вообще, чем проводить его формально, не подготовившись.
Чего нельзя делать на родительском собрании:
- нельзя необоснованно захваливать детей;
- нельзя сравнивать детей, хвалить одних, а ругать других;
- нельзя упрекать родителей;
- нельзя обещать родителям больше, чем можно реально сделать для детей;
- нельзя требовать от родителей денег, помощи, участия без выяснения отношений к учебному заведению, группе, без выявления возможных родительских инициатив;
- нельзя зачитывать и комментировать оценки студентов;
- нельзя требовать от родителей, чтобы они угодно учебному заведению или куратору ни с того ни с сего меняли культурный уклад семьи;
- нельзя требовать обязательного прихода родителей на собрание;
- ни в коем случае нельзя на родительском собрание (или частных беседах) сообщать любую информацию, касающуюся той или иной семьи или тех или иных детей – как присутствующих, так и отсутствующих на собрание;
- нельзя выказывать свое почтенное отношение к одним родителям и безразличия к другим;
- нельзя затягивать родительские собрания;
- нельзя приглашать на родительское собрание преподавателей-предметников для скандального выяснения отношений;
- нельзя превращать собрание в скандал, перепалку, конфликт, если кто либо из родителей ведет себя вне приятных в обществе культурных норм;
- нельзя куратору набирать авторитет за счет других педагогов или администрации учебного заведения, распространяя сведения, порочащие их, нельзя намекать о своей бедности и безысходности;
- нельзя на собрании и в частной беседе доносить родителям о поступках их детей, не зная точных событий и не подозревая возможные последствия этих событий (причинами могут стать избиения, запугивания, оскорбления) и др.
Что можно и нужно делать на родительском собрании:
- часть родительских собраний проводить вместе с детьми;
- дать возможность каждому родителю в письменном или устном виде изложить свою позицию по разным вопросам жизни группы;
- быстро решить организационные вопросы и отпустить родителей;
- на собрании хорошо выслушать рассказы родителей об устоях и традициях жизни в их семье, важно из числа родителей и родственников находить тех специалистов, которые могли бы поделиться специальными знаниями;
- важно проводить родительские собрания в форме решения или поиска решения конфликтных и проблемных ситуаций.
Распространенной групповой формой сотрудничества с родителями является работа с родительским комитетом.
Родительский комитет должен непосредственно, вместе с куратором намечать задачи на очередной учебный период, разрабатывать планы сотрудничества преподавателей, студентов и родителей, обсуждать результаты совместной работы.
Индивидуальными формами сотрудничества с родителями являются:
- индивидуальные беседы и консультации;
- переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей;
- для осуществления быстрой связи с родителями используется разговор по телефону.
Во взаимодействии куратора с родителями групповые и индивидуальные формы работы являются очень эффективными, так как каждая семья имеет свои особенности, свои жизненные ценности. Именно поэтому неформальные отношения с родителями могут принести больше пользы. Куратор вправе сам определять содержание и формы его деятельности по отношению к каждой семье.
Для того, чтобы связи с родителями были дружескими, надо делать эти отношения в первую очередь взаимно уважительными. И пример должны подать преподаватели.