Статья «Разнообразие форм и методов взаимодействия педагогов ДОУ с родителями»
Разнообразие форм и методов взаимодействия педагогов ДОУ с родителями.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда актуальна, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с повышением уровня требований родителей к развитию детей. Это длительный процесс, долгий, кропотливый труд, требующий терпеливого и неуклонного следования выбранной цели.
Цель педагогов дошкольного учреждения: профессионально помочь семье в воспитании детей.
Задачи:
воспитание уважения к детству и родительству;
взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Взаимодействие с родителями воспитанников - это одно из важных и наиболее приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения. Организация взаимодействия педагогов с родителями имеет большое значение. Наряду с родителями в образовательном процессе участвуют также воспитатели. В целом от заинтересованности обоих сторон при грамотном взаимодействии зависит полноценное развитие гармоничной личности ребёнка.
Есть много различных форм взаимодействия с родителями. К традиционным относятся: дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, анкетирование, домашние задания и другие.
К нетрадиционным относятся: родительские гостиные, тренинги, вернисажи, конференции, круглые столы, деловые игры, семинары-практикумы, КВН, диспуты, семейные досуги. Называть их все нет смысла, так как их много. Остановлюсь подробнее на тех методах, которые мы использовали в работе с родителями в своём детском саду.
Как показывает практика, родители не очень любят собрания; анкеты и опросники тоже не пользуются у них популярностью. Организовать что-то интересное возможно, только если удаётся достичь взаимного понимания, доверия, побудить в родителях интерес к своему ребёнку как личности.
Многие педагоги не раз наблюдали, что на праздниках родители преображаются: появляются улыбки, загораются глаза, меняется настроение. Это происходит, когда праздник проходит неформально, по-домашнему, когда дети чувствуют себя естественно.
В нашем ДОУ взаимодействие с родителями строится на позиции диалога и партнёрства, взаимопомощи, доверия друг к другу и открытости. Позиция педагогического коллектива отразилась в желании стать профессиональным помощником семьи. Зная, как дети и родители хотят уделять больше времени общению друг с другом педагоги пошли на встречу этому порыву. "Семья - ребёнок - педагог" - такой творческий союз стал основой взаимодействия участников образовательного процесса.
Метод проектной деятельности привлёк многие семьи. Мама, папа, ребёнок - все участвуют в защите проекта! Вместе готовят материал, решают как его преподнести. Проекты под названием "Мой котёнок", "Аквариумные рыбки" и другие.
Чтобы родители проявляли больший интерес к воспитанию своих детей, они должны иметь возможность приобщиться к делам детского сада, видеть результаты творчества детей и доброе отношение воспитателей. Атмосфера творчества, добра, сплочённости, инициативы положительно влияет на родителей. Она во многом способствовала объединению детей и родителей группы в «Семейный клуб», где инициативные родители нашли возможность быть с детьми больше выступая на праздниках и развлечениях.
На праздниках используются театрально-игровые методы и приёмы. Если кто-то из родителей пока не готов выступать он может помочь в изготовлении реквизита. В непосредственной и весёлой обстановке дети, родители, педагоги всё ближе знакомятся, узнают друг друга. Это всех очень сблизило и позитивно отозвалось на детях. Родители вместе с детьми активно участвовали в постановке спектаклей и музыкальных представлениях, роли главных героев исполняют как дети, так и родители; вместе они создают декорации и костюмы. Так, была признана продуктивной формой сотрудничества совместных театральных досугов.
Родительские собрания в детском саду стали проводиться в нетрадиционной форме: "Творческая семья", "Руки мастера боятся" и так далее. Показ кукольного театра вместе с родителями закончился совместной весёлой пляской.
Спортивной развлечение "Буду как папа!", приуроченное к дню защитника Отечества вызвало бурю эмоций, как со стороны пап, так и со стороны детей.
Для укрепления связей между родителями и педагогами в группах стали выпускаться семейные тематические сненгазеты; организуются выставки фотографий из семейных альбомов. Проводятся ежемесячные встречи с интересными людьми: мамы и папы с удовольствием рассказывают детям о своей работе, службе, своих увлечениях.
Свои таланты дети и родители проявляют в ежегодном конкурсе "Лучше всех!". Родители с детьми активной участвуют в выставках "Щедрая осень", "Новогодние чудеса", "Цветочные фантазии".
Ещё одна форма взаимодействия - участие родителей в работе педагогического совета. Родители, участвуя в различных видах совместной деятельности, приобретают опыт педагогического сотрудничества как со своим ребёнком, так и с педагогами.
Постоянное и тесное сотрудничество ДОУ с семьёй привело к тому, что родители перестали быть зрителями и наблюдателями, - они стали активными участниками многих мероприятий; большинство начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания. Возросло взаимопонимание родителей и сотрудников детского сада; родители стали проявлять искренний интерес к жизни ДОУ; между родителями и педагогами сформировались отношения партнёров, одинаково понимающих цели и задачи общего дела.
Все эти мероприятия подтвердили, что многообразие отношений между членами семьи и формы проявления чувств создают благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности ребёнка.
Счастливые, дружные семьи - главный ресурс и опора крепкого государства, поэтому все мы заинтересованы в том, чтобы было как можно больше хороших семей, чтобы в них вырастали дети, которые станут опорой не только для собственных родителей, но и для своей малой Родины, для всей страны.
Список литературы:
Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12. — С. 88—94.
Антипова, Е. В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей / Е. В. Антипова // Вектор науки ТГУ. — 2012. — № 1(8). —С. 34—37.
Березина, Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников /Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. — 2016. — № 8. — С. 104—112.
Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / Т. Н. Доро- нова [и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2006. — 191 с.
Гуз, А. А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. А. Гуз. — Минск : Белый Ветер, 2007. — 191 с.
Зверева, О. Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О. Л. Зверева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2009. — № 4. — С. 74—83.
Касимова, Т. Н. Организационно-педагогические условия построения взаимодействия семьи и образовательных учреждений как социально-педагогических партнеров / Т. Н. Касимова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2008. — № 2. — С. 60—64.
Сидорова, А. А. Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО / А. А. Сидорова // Управление ДОУ. — 2015. — № 2. — С. 64—84.