12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шергина Светлана Алексеевна20

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №12»



















Методическая разработка урока по информатике

Блог-урок «В мире кодов. Кодирование информации»









Автор: Шергина Светлана Алексеевна, учитель информатики














2019 г


Блог-урок «В мире кодов. Кодирование информации»

5 класс ФГОС

Учащиеся 5 класса приглашаются к участию в сетевом взаимодействии на уроках информатики по теме «В мире кодов. Кодирование информации». 

   В ходе него вы сможете получить представление о кодировании информации, способах восприятия информации компьютеров, единицах ее измерения и двоичном кодировании. Цель темы: Научить различным способам кодирования и декодирования информации.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

метапредметные – умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую;

личностные – понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.

Решаемые учебные задачи: обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов; сформировать общие представления о роли кодирования информации; поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощью различных кодов.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке: код; кодирование; декодирование

Тип урока: Формирование новых знаний конструирования урока в современной информационной образовательной среде

Формы работы Фронтальная, коллективная, индивидуальная

Используемые на уроке средства ИКТ: Персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран

Методическое назначение средств ИКТ: Демонстрационное

Аппаратное и программное обеспечение: мультимедийный проектор, экран;

Microsoft Office PoverPoint 2010.


Ресурс: https://blog-urok12.blogspot.com/2014/05/blog-post_191.html


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА 1 этап. Мотивация к деятельности
Цель мотивировать учащихся на изучение темы «В мире кодов. Способы кодирования информации».
Длительность этапа 3-4минуты
Основной вид учебной деятельности Проблемно-поисковая беседа
Методы обучения метод проблемного обучения (проблемная ситуация)
Средства ИКТ
Формы организации деятельности учащихся Фронтальная
Основные виды деятельности учителя Учитель подводит к осознанию новой темы с помощью проблемной ситуации (работают с заранее подготовленные блогом, где размещены карточки с закодированным текстом). Нужно прочитать, что написано на карточке. Получилось ли у вас прочитать текст? Почему не получилось? Что же нам делать? Анализ ответов учащихся приводит к выводу: чтобы прочитать зашифрованный текст надо знать код, с помощью которого он был закодирован).
2 этап. Учебно-познавательная деятельность
Цель Сформировать представление о различных способах кодирования информации
Длительность этапа 15 минут
Основной вид учебной деятельности Просмотр и обсуждение презентации, наблюдение за демонстрациями учителя
Методы обучения Наглядный метод обучения: демонстрация презентации «Кодирование информации», словесный метод: объяснение
Средства ИКТ Мультимедийная презентация «Кодирование информации»
Формы организации деятельности учащихся Фронтальная, коллективная (выполнение задания на карточках, предложенных на сайте блога)
Основные виды деятельности учителя Учитель поясняет содержание слайдов, отвечает на вопросы учащихся

 3 этап. Преобразовательная деятельность

Цель установить степень усвоения учащимися изученного материала по теме «В мире кодов. Способы кодирования информации»: умения кодировать и декодировать информацию при изученных правилах кодирования
Длительность этапа 15 минут
Основной вид учебной деятельности Самостоятельная работа (или на ПК-электронная рабочая тетрадь): Задание 1 Раб. тетрадь стр.61 № 88 Задание 2 Раб. тетрадь стр.61 № 87 Задание 3 Задание 4 Учебник стр.53, № 8
Методы обучения самоконтроль
Средства ИКТ
Формы организации деятельности учащихся Индивидуальная
Основные виды деятельности учителя Учитель наблюдает за работой учащихся

4 этап. Оценивание результатов

Длительность этапа 2 минуты

Рефлексия
Учащиеся оценивают себя. Нужно обвести смайлик (приложение 4), в соответствии с образцом: Понял все, Понял, но не все, Ничего не понял. Карту со смайликами передать учителю. (демонстрация слайда с помощью проектора)
Домашнее задание §7(1,2), карточка (приложение 5)

5 этап. Итоги урока, домашнее задание

Длительность этапа 4 минуты
Виды учебной деятельности Регулятивные: оценка работы учащегося (взаимопроверка). Учитель озвучивает правильные ответы, учащиеся отмечают «+» верные ответы, а «- « неверные. и ставят оценку: «5» четыре «+», «4» - 3«+», 2«+» - «3» (по желанию).
Методы контроля Практическая работа
Способы коррекции взаимопроверка
Формы организации деятельности учащихся Индивидуальная работа
Основные виды деятельности учителя Учитель координирует работу по взаимопроверке

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Чтобы добиться хороших результатов на уроке, вы должны быть внимательны. Давайте настроим свой мозг на активную работу.

Проверка домашнего задания.

Сядьте те, кто создал электронный почтовый ящик и написал мне письмо.

Если есть учащиеся, не справившиеся с домашней работой, выяснить причину и назначить индивидуальную консультацию.

Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

На данном уроке будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Кодирование как изменение формы представления информации.

2. Как компьютер распознает информацию?

3. Как измерить информацию?

4. Единицы измерения информации.

Работа с блогом https://blog-urok12.blogspot.com/2014/05/blog-post_191.html

Прочитайте что написано на карточке. 

t1574682859aa.jpg

Ответы на вопросы запишите  на стене.

Для того, чтобы сделать запись, вам необходимо открыть Таблицу "Групповая работа"  найти свою Фамилию нажать по ссылке прикрепленной к вашей группе, далее на поле в любом месте сделайте запись на стене и создать пост /запишите Ф.И , ответьте на предыдущие вопросы и определите тему урока/


Таблица "Групповая работа"


Итак, мы выяснили тему нашего урока.


На данном уроке будут рассмотрены следующие вопросы:

 1. Что такое кодирование и декодирование информации?
 2. Как компьютер распознает информацию?

 3. Как измерить информацию?


Также вам предстоит выполнить несколько заданий по уроку: 

1 задание - Создать карту "Знаний" /Рефлексия, домашнее задание/
2 задание – Тренажёр №1 /Рефлексия, домашнее задание/

3 задание - Тренажёр №2 /Рефлексия, домашнее задание/

4 задание - Тренажёр №3 /Рефлексия, домашнее задание/

Пройти тест «В мире кодов. Кодирование информации» /Рефлексия, домашнее задание/


Заключение
 - заполнение Анкеты "успеха" учащихся 5 класса 

Все ваши результаты будут отражены в таблице мониторинга.

Зачем люди кодируют информацию? 
   1. Скрыть ее от других (зеркальная тайнопись Леонардо да Винчи, военные шифровки).   
    2. Записать информацию короче (стенография, аббревиатура, дорожные знаки).
3. Для более легкой обработки и передачи (азбука Морзе, перевод в электрические сигналы - машинные коды).
Кодирование - это представление информации с помощью некоторого кода.  
  Код - это система условных знаков для представления информации.

 Флэш презентация "В мире кодов"

     1. Просмотреть презентацию 
     2. Выполнить задания: 
         а) Флажковая азбука
         б) Морская семафорная азбука
         в) Азбука Морзе
         г) Алфавитное кодирование 
     3. Тест 
 /для просмотра флэш презентации и выполнения задания нужно навести курсор мыши на надпись   "В мире кодов" и нажать для открытия. Далее с правой стороны выбрать раздел
1. Презентация /просмотреть и ознакомиться с информацией/
2. Задания /выполнить 1.Флажковая азбука 2. Морская семафорная азбука 3. Азбука Морзе    
4. Алфавитное кодирование
3. Проверь себя. 
Решите тест /по желанию/. 


Материал 2 урока по теме Способы кодирования информации 

Графический (с помощью рисунков и знаков). 

t1574682859ab.png

Числовой (с помощью чисел). Например: 11001111 11100101.

Символьный (с помощью символов алфавита). Например: НКМБМ ЧГЁУ. 

Декодирование - это действие по восстановлению первоначальной формы представления информации. Для декодирования необходимо знать код и правила кодирования.
Средством кодирования и декодирования служит кодовая таблица соответствия. Например, соответствие в различных системах счисления - 24 - XXIV, соответствие алфавита каким-либо символам . 
t1574682859ac.png
Пример шифра. 
Примеры кодирования информации 
Примером кодирования информации является азбука Морзе

t1574682859ad.png

Азбука Морзе

В азбуке Морзе используется всего 2 символа - точка и тире (короткий и длинный звук).

Еще одним примером кодирования информации является флажковая азбука 

t1574682859ae.png
Флажковая азбука

Также примером является азбука флагов

t1574682859af.png
Азбука флагов


Всем известный пример кодирования - нотная азбука
t1574682859ag.png
Нотная азбука

Рассмотрим следующую задачу:
Используя таблицу флажковой азбуки , необходимо решить следующую задачу: 
t1574682859ah.png
Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующий текст: на сайте https://blog-urok12.blogspot.com/p/blog-page_5286.html


2. Кодирование информации

Представление информации происходит в различных формах в процессе восприятия окружающей среды живыми организмами и человеком, в процессах обмена информацией между человеком и человеком, человеком и компьютером, компьютером и компьютером. 
Кодирование - это операция преобразования знаков или групп знаков одной знаковой системы в знаки или группы знаков другой знаковой системы. 
Примером может служить язык жестов 

Азбука жестов


  3. Сигналы
Вокруг нас существуют преимущественно два сигнала, например:
- Светофор: красный - зеленый;
- Вопрос: да - нет;
- Лампа: горит - не горит;
- Можно - нельзя;
- Хорошо - плохо;
- Истина - ложь;
- Вперед - назад;
- Есть - нет;
- 1 - 0. 
Всё это сигналы, обозначающие количество информации в 1 бит.

t1574682859ai.png

1 бит - это такое количество информации, которое позволяет нам выбрать один вариант из двух возможных.


4. Распознавание информации компьютером

Компьютер - это электрическая машина, работающая на электронных схемах. Чтобы компьютер распознал и понял вводимую информацию, ее надо перевести на компьютерный (машинный) язык.
Алгоритм, предназначенный для исполнителя, должен быть записан, то есть закодирован, на языке, понятном компьютеру.
Это электрические сигналы: проходит ток или не проходит ток.
Машинный двоичный язык - последовательность "0" и "1". Каждое двоичное число может принимать значение 0 или 1.
Каждая цифра машинного двоичного кода несет количество информации, равное 1 бит. 


5 Бит и байт

Двоичное число, которое представляет наименьшую единицу информации, называется бит. Бит может принимать значение либо 0, либо 1. Наличие магнитного или электронного сигнала в компьютере означает 1, отсутствие 0.

Строка из 8 битов называется байт. Эту строку компьютер обрабатывает как отдельный символ (число, букву).

Рассмотрим пример. Слово ALICE состоит из 5 букв, каждая из которых на языке компьютера представлена одним байтом . Стало быть, Alice можно измерить как 5 байт. 

t1574682859aj.png

Двоичный код


6. Единицы измерения информации

Кроме бита и байта, существуют и другие единицы измерения информации.
t1574682859ak.png


2. Флэш презентация "Способы кодирования информации"

      1. Просмотреть презентацию 
      2. Выполнить задания: 
           а) Декодирование по ключу
           б) Декодирование по слогам
           в) Лишние буквы
           г) Декодирование через слова
       3. Тест 
 /для просмотра флэш презентации и выполнения задания нужно навести курсор мыши на надпись   "Способы кодирования информации" и нажать для открытия. 

Далее с правой стороны выбрать раздел:
1. Презентация /просмотреть и ознакомиться с информацией/
2. Задания /выполнить 1.Декодирование по ключу 2. Декодирование по слогам 3. Лишние буквы  4.Декодирование через слова 
3. Проверь себя. Решите тест /по желанию/. 

Закрепление знаний полученных сегодня на уроке.
Чтобы поставить точку в нашем деле, вспомните пройденный материал:
- Что такое кодирование информации?
- Что надо знать для кодирования и декодирования информации?
- Как измерить информацию?
- Единицы измерения информации.
- Как компьютер распознает информацию?
Надеюсь, что полученные на этом уроке сведения показались вам очень важными, и вы обязательно будете применять их в дальнейшей профессиональной деятельности. 

Ребята, вам предстоит поработать с ментальной картой (её ещё называют "карта ума"), а потом обсудить итог урока с другими группами. 
Создать карту "Знаний " на сайте SpiderScribe. Прикрепить ссылку в раздел /Ссылка ментальной карты "Знаний"/ таблицы мониторинга "Веб-таблица"
Вопросы /на которые вам нужно ответить/:       
       1. Что включает в себя Кодирование
       2. Назовите цель кодирования
       3. Какие способы кодирования существуют
       4. Назовите виды кодирования информации  

Внимание!!!
Инструкция "Сервис создания ментальных карт SpiderScribe.net"

Образец создания карты.

Тест по теме «В мире кодов. Кодирование информации».
Тренажёр №1

Тренажёр №2

Тренажёр №3


Все ответы /Тест,  Тренажёр №1-3/ занесите в таблицу мониторинга "Веб-таблица"

Для этого вам нужно навести курсор мыши на надпись "Веб-таблица"  и нажать для открытия, далее записать ответы в таблице.

ЗаданиеСоотнесите таблицы кодирования с названиями кодировок. Наведите курсор мыши на слово Задание, нажмите на левую кнопку мыши и выполните задания. 

Рефлексия: Пожалуйста, заполните Анкету "Успеха" .
Внимание! Для этого вам нужно навести курсор мыши на надпись "УСПЕХ" и нажать для открытия, далее ответить на вопросы.

Предлагаю вам познакомимся с сервисом Облако слов.
Есть много ресурсов, которые позволяют создать Облако слов или как еще говорят Облако тегов. 

Познакомиться с ними вы можете здесь или здесь
   Для выполнения задания вам нужно внимательно прочитать инструкцию по созданию облака тегов на сайтах.
1. Инструкция для сайта Tagxedo-Creater 
2. Инструкция для сайта Word It Out

Задание: создать облако слов  "Мои впечатления одним словом..." и разместить готовую ссылку в комментариях к этому посту. Экспериментируйте.

Домашнее задание:1. §1.6, 1.7 (Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса).2. стр. 28, задания 1, 4; стр. 30, задания 1, 4, 5, 6 (Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса).

Все ваши результаты будут отражены в таблице мониторинга.


Поиграем?

Кодирование информации.
От всей души Благодарю! Спасибо за урок!


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.