Повторение изученного в начальной школе по теме «Глагол как часть речи»
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Екатеринбургская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении" г. Екатеринбург, ул. Ферганская, 22 Христолюбова Юлия Андреевна, учитель русского языка и литературы
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: «Повторение изученного в начальной школе по теме: Глагол как часть речи»
Цель урока: повторение и закрепление изученного о глаголе как части речи формирование ценностного отношения к физическому и духовному здоровью.
Задачи:
- закрепить навык находить глаголы и определять их грамматические признаки, закрепить умение по заданному алгоритму определять спряжение глаголов.
- развивать способность самостоятельно находить и исправлять ошибки при выполнении заданий, развивать способность анализировать и оценивать собственную деятельность.
- воспитывать устойчивую здоровьесберегающую жизненную позицию, подкрепляемую формами поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья.
Планируемые результаты:
Предметные: умеют находить глаголы в предложении и определяют их грамматические признаки, умеют определять спряжение глаголов, применяют полученные знания о глаголе на практике, объясняют языковые явления.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всем классом, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности, проявляют способность к самооценке и взаимооценке.
Методы и формы обучения:
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.
Формы: фронтальная.
Тип урока: Урок актуализации знаний и умений.
Основные понятия: часть речи, морфологические признаки глагола, спряжение по числам и лицам.
План:
Проверка готовности к уроку. Психоэмоциональный настрой.
Актуализация прежних знаний.
Формулировка темы и целей урока.
Морфологические признаки глагола: постоянные и нестоянные.
Тренажер. Спряжение глагола.
Физкультминутка.
Самостоятельная работа.
Взаимооценивание и самооценивание.
Подведение итогов.
Сообщение домашнего задания.
Рефлексия.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска.
Ход урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Орг. момент 1 мин |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Слайд 1. - Здравствуйте, ребята! - Посмотрите на слайд. - Скажите, что значит классная работа? - Подберите синонимы к слову классная. - Совершенно верно! Я очень надеюсь, что наша сегодняшняя работа будет интересной и замечательной! А поможет нам в этот наш знакомый Зожик. Выключение проектора. |
Приветствуют учителя, готовятся к уроку.
Ответы учащихся: - Работа в классе. - Интересная, замечательный, чудесная, позитивная и т.п. |
Актуализация знаний 2 мин Формулировка темы и целей урока 2 мин |
- Ребята, давайте подумаем вместе с Зожиком, какое здоровье есть у человека кроме физического? - Отлично, сегодня на уроке мне бы хотелось обратить ваше внимание на эмоциональное здоровье человека. Чтобы быть здоровым, человеку совершенно необходимо испытывать положительные эмоции! Верно? - Но Зожик говорит нам, что радоваться одному совсем не весело. С кем же мы разделяем нашу радость? - Близкие люди всегда нас поддержат, выслушают, посмеются с нами от души и искренне будут рады нашим успехам! Давайте поддержим друг друга сегодня на уроке! Договорились? - Улыбнитесь друг другу! Начнем! Включение проектора. - Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью. «Интервью». – Что вы больше всего любите? – Люблю действовать. – Что вы больше всего не любите? – Не люблю предлоги и известную всем частицу. – Что бы вы пожелали ребятам? – Чтобы русский все ребята на "десятку" знали. На письме и в разговоре меня употребляли. Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду - Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт. (Н. Зиганшина) Слайд 2. - Ну что догадались у какой части речи брали интервью? - Совершенно верно! - Какая тема нашего сегодняшнего урока? - Какие цели мы поставим перед собой? Слайд 3. - А еще не забываем, мы договорились, что наша сегодняшняя работа будет классной, интересной и позитивной! |
- духовное, моральное, телесное, душевное и т.п.
- Конечно!
- С родными и друзьями.
- Да!
Выполняют учебную задачу.
Отвечают на вопросы: - Глагол. Формулируют тему урока и цель урока. - Глагол как часть речи. - Повторить знания о глаголе и его грамматических признаках. |
Работа по теме урока. Основной этап. Работа с определение глагола. 2 мин
Работа в парах 3 мин
Работа с морфологи-ческими признаками глагола. 2 мин
Работа над определением спряжения глагола 5 мин.
Работа с учебным тренажером. 3 мин |
- Для начала давайте вспомним, что такое глагол? Для этого соберите определение глагола: В предложении бывает чаще сказуемым Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Самостоятельная часть речи Обозначает действие Слайд 4. Выключение проектора. - Отлично, а теперь давайте поработаем в парах. За две минуты подберите глаголы-синонимы к слову «Дружить». - Ну что готовы? Теперь каждая пара прочитает глаголы, которые они подобрали, называйте по одному глаголу по очереди. - Видите, сколько положительных эмоций мы разделяем с нашими друзьями, сколько позитивных глаголов вы смогли подобрать! Молодцы!
Включение проектора. - А теперь давайте вспомним: какие грамматическими признаками обладает глагол?
- Что такое неопределенная форма глагола? Слайд 5.
Выключение проектора. - Замечательно, а как вы считаете, какой грамматический признак глагола самый сложный в определении? - Верно, спряжение – это постоянный признак глагола. Вспомним, как определить спряжение. Для этого послушайте лингвистическую сказку про спряжение: «Жили-были в королевстве II спряжения глаголы на -ить. Дружно жили, буква И в этом спряжении правила, во всех окончаниях стояла, только букве а или я (в одной форме) ненадолго место уступала. Пришли к глаголам II спряжения 7 глаголов на -еть и 4 — на -ать, стали просить принять их в это королевство. Согласилось II спряжение, но поставило условие, чтобы глаголы эти букву е и а в суффиксах только в неопределенной форме сохраняли, а во всех остальных вели бы себя, как остальные подданные глаголы королевства II спряжения, то есть писались бы с буквами и или а (я) в окончаниях. И решили глаголы-пришельцы, что не только они, а все их потомки, с помощью приставок и суффикса (-ся) образованные, также будут во власти II спряжения навсегда. Включение проектора. - Прочитайте стихотворение, которое вы видите на доске. Слайд 6. - Спасибо большое за выразительное прочтение! Запишите глаголы-исключения в свою тетрадь для правил!
- А теперь, для того, чтобы закрепить навык определения спряжения глагола, давайте выполним учебный тренажер! Электронная презентация. Приложение 1. |
Выполняют учебную задачу.
- Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?, в предложении чаще всего является сказуемым. По очереди зачитывают записанные глаголы. - Радоваться, веселиться, гулять, поддерживать, шутить, смеяться, помогать, ценить, беречь и т.п. Выполняют учебную задачу. Отвечают на вопросы. - Спряжение Лицо (если есть) Время (если есть) Число (если есть) Род (если есть) Нельзя определить никакие грамматические признаки, отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
- Спряжение.
Выполняют учебную задачу.
Чтение стихотворения одним учащимся вслух. Ко второму же спряженью
По цепочке определяют спряжение глагола.
|
Физкульт-минутка 3 мин |
Проводится через 20 минут после начала урока. - Ребята, давайте встанем со своих мест и немного потанцуем! Слайд 7. |
Выполняют задание. |
Самостоятельная работа. 5 мин
Самооценива-ние и взаимо-оценивание 4 мин.
|
Выключение проектора. - А теперь давайте поработаем на отметку. Работаем с карточкой. На карточке вы видите глагол, у 1 варианта - дружить, у 2 варианта – помогать, определите спряжение глагола, проспрягайте по лицам, выделите окончание. Приложение 2. Для учащихся с ОВЗ карточки с образцом выполнения заданий. Приложение 3. - А теперь обменяйтесь карточкой с соседом по парте. Включение проектора. - На экране вы видите образец выполнения задания и критерии оценивания. Слайд 8 - Поставьте отметку и верните карточку, пусть каждый посмотрит на свою работу, все согласны со своей отметкой? Выключение проектора. Выставление отметок за задание. |
Выполняют учебную задачу. Работают с карточками.
Проводят взамопроверку.
Проводят взаимооценку и самоценку.
|
Подведение итогов урока 4 мин |
- Ребята, вы молодцы! Отлично поработали сегодня! Давайте подведем тоги урока: - Что обозначает глагол? - На какие вопросы отвечает глагол? - Каким членом предложения является? - Что такое неопределенная форма глагола? - Какие грамматические признаки есть у глагола? - По какой теме мы еще работали сегодня вместе с Зожиком? - Напишите несколько рекомендаций на тему: «Каким должен быть настоящий друг?» У вас есть 1 минута, приступаем. - А теперь прочитайте свои рекомендации. - Замечательно! Я уверена, что каждый из вас обладает этими качествами, и каждый - хороший друг! |
Отвечают на вопросы.
- Дружба.
Составляют рекомендации.
Читают рекомендации по цепочке. 1. Честность. 3. Юмор. 5. Надежность. 6. Поддержка. |
Домашнее задание 2 мин |
Включение проектора. - А теперь откройте дневники, запишите домашнее задание: Написать мини-сочинение. Рассказ из одних глаголов: Опишите свой обычный день, используя только глаголы! Слайд 9. Для учащихся с ОВЗ отдельные карточки с образцом выполнения домашнего задания. Приложение 4. |
Записывают д\з в дневники |
Рефлексия 2 мин |
- Ребята, давайте поднимемся со своих мест и подойдем к доске, встанем в круг. - Если вам на уроке было комфортно, вы испытываете сейчас положительные эмоции, то погладьте друга по голове. - Если ваше настроение нейтрально, то пожмите другу руку. - Если вам грустно, вы чувствуете себя неуютно, то похлопайте друга по плечу. Слайд 10. - Мы с Зожиком благодарим вас за урок! Скажите: классная ли работа у нас сегодня получилась? - Спасибо еще раз! Желаю всем отличного настроения! Слайд 11. |
Анализируют свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников.
- Да, конечно! |
Список информационных источников:
http://vmest.ru/nuda/interveyu-odnajdi-odnoj-chasti-rechi-predlojili-otvetite-na-vo/main.html
http://www.russisch-fuer-kinder.de/de_start/schule/texte.php%3Fauswahl%3Dzapominalki
https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-my-pojdem-nalevo.html
https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20
Приложение 2
Вариант 1 Определите спряжение глагола ДРУЖИТЬ, Проспрягайте по лицам, Выделите окончание.
Критерии оценивания: Верно написаны все глаголы 1 балл, верно выделены все окончания 1 балл, верно определено спряжение 1 балл. 3 балла – «5», 2 балла – «4», 1 балл – «3»
|
Я Ты Мы Вы Он (она, оно) Они |
Вариант 2 Определите спряжение глагола ПОМОГАТЬ, Проспрягайте по лицам, Выделите окончание.
Критерии оценивания: Верно написаны все глаголы 1 балл, верно выделены все окончания 1 балл, верно определено спряжение 1 балл. 3 балла – «5», 2 балла – «4», 1 балл – «3»
|
Я Ты Мы Вы Он (она, оно) Они |
Приложение 3
Вариант 1 Определите спряжение глагола ДРУЖИТЬ, Проспрягайте по лицам, Выделите окончание. Критерии оценивания: Верно написаны все глаголы 1 балл, верно выделены все окончания 1 балл, верно определено спряжение 1 балл. 3 балла – «5», 2 балла – «4», 1 балл – «3» Образец выполнения задания: РАДОВАТЬ – I спряжение
Ты радуешь Мы радуем Вы радуете Он (она, оно) радует Они радуют |
Я Ты Мы Вы Он (она, оно) Они |
Вариант 2 Определите спряжение глагола ПОМОГАТЬ, Проспрягайте по лицам, Выделите окончание. Критерии оценивания: Верно написаны все глаголы 1 балл, верно выделены все окончания 1 балл, верно определено спряжение 1 балл. 3 балла – «5», 2 балла – «4», 1 балл – «3» Образец выполнения задания: РАДОВАТЬ – I спряжение Я радую
Мы радуем Вы радуете Он (она, оно) радует Они радуют |
Я Ты Мы Вы Он (она, оно) Они |
Приложение 4.
Образец выполнения домашнего задания: «Зазвенел, проснулся, улыбнулся, умылся, почистил, потренировался, оделся, позавтракал, позвонил, встретился, смеялись, веселились, учились, думали, узнавали, обедали, готовились, гуляли, вернулся, умылся, поужинал, готовился, задумался, дружить – любить, мыслить, жить! Собрался, написал, улыбнулся, уснул…..» |
Образец выполнения домашнего задания: «Зазвенел, проснулся, улыбнулся, умылся, почистил, потренировался, оделся, позавтракал, позвонил, встретился, смеялись, веселились, учились, думали, узнавали, обедали, готовились, гуляли, вернулся, умылся, поужинал, готовился, задумался, дружить – любить, мыслить, жить! Собрался, написал, улыбнулся, уснул…..» |
Образец выполнения домашнего задания: «Зазвенел, проснулся, улыбнулся, умылся, почистил, потренировался, оделся, позавтракал, позвонил, встретился, смеялись, веселились, учились, думали, узнавали, обедали, готовились, гуляли, вернулся, умылся, поужинал, готовился, задумался, дружить – любить, мыслить, жить! Собрался, написал, улыбнулся, уснул…..» |
Образец выполнения домашнего задания: «Зазвенел, проснулся, улыбнулся, умылся, почистил, потренировался, оделся, позавтракал, позвонил, встретился, смеялись, веселились, учились, думали, узнавали, обедали, готовились, гуляли, вернулся, умылся, поужинал, готовился, задумался, дружить – любить, мыслить, жить! Собрался, написал, улыбнулся, уснул…..» |
Образец выполнения домашнего задания: «Зазвенел, проснулся, улыбнулся, умылся, почистил, потренировался, оделся, позавтракал, позвонил, встретился, смеялись, веселились, учились, думали, узнавали, обедали, готовились, гуляли, вернулся, умылся, поужинал, готовился, задумался, дружить – любить, мыслить, жить! Собрался, написал, улыбнулся, уснул…..» |
Стригачева Татьяна Николаевна