Повторение изученного в начальной школе по теме «Глагол как часть речи»

6
1
Материал опубликован 26 July 2019 в группе

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Екатеринбургская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении" г. Екатеринбург, ул. Ферганская, 22 Христолюбова Юлия Андреевна, учитель русского языка и литературы

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема: «Повторение изученного в начальной школе по теме: Глагол как часть речи»

Цель урока: повторение и закрепление изученного о глаголе как части речи формирование ценностного отношения к физическому и духовному здоровью. 

Задачи:

- закрепить навык находить глаголы и определять их грамматические признаки, закрепить умение по заданному алгоритму определять спряжение глаголов.

- развивать способность самостоятельно находить и исправлять ошибки при выполнении заданий, развивать способность анализировать и оценивать собственную деятельность.

- воспитывать устойчивую здоровьесберегающую жизненную позицию, подкрепляемую формами поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья.

Планируемые результаты:

Предметные: умеют находить глаголы в предложении и определяют их грамматические признаки, умеют определять спряжение глаголов, применяют полученные знания о глаголе на практике, объясняют языковые явления.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всем классом, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности, проявляют способность к самооценке и взаимооценке.

Методы и формы обучения:

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.

Формы: фронтальная.

Тип урока: Урок актуализации знаний и умений.

Основные понятия: часть речи, морфологические признаки глагола, спряжение по числам и лицам.

План:

Проверка готовности к уроку. Психоэмоциональный настрой.

Актуализация прежних знаний.

Формулировка темы и целей урока.

Морфологические признаки глагола: постоянные и нестоянные.

Тренажер. Спряжение глагола.

Физкультминутка.

Самостоятельная работа.

Взаимооценивание и самооценивание.

Подведение итогов.

Сообщение домашнего задания.

Рефлексия.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска.

 

 

Ход урока.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

1 мин

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Слайд 1.

- Здравствуйте, ребята!

- Посмотрите на слайд.

- Скажите, что значит классная работа?

- Подберите синонимы к слову классная.

- Совершенно верно! Я очень надеюсь, что наша сегодняшняя работа будет интересной и замечательной! А поможет нам в этот наш знакомый Зожик.

Выключение проектора.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку.

 

Ответы учащихся:

- Работа в классе.

- Интересная, замечательный, чудесная, позитивная и т.п.

Актуализация знаний

2 мин

Формулировка темы и целей урока

2 мин

- Ребята, давайте подумаем вместе с Зожиком, какое здоровье есть у человека кроме физического?

- Отлично, сегодня на уроке мне бы хотелось обратить ваше внимание на эмоциональное здоровье человека. Чтобы быть здоровым, человеку совершенно необходимо испытывать положительные эмоции! Верно?

- Но Зожик говорит нам, что радоваться одному совсем не весело. С кем же мы разделяем нашу радость?

- Близкие люди всегда нас поддержат, выслушают, посмеются с нами от души и искренне будут рады нашим успехам! Давайте поддержим друг друга сегодня на уроке! Договорились?

- Улыбнитесь друг другу! Начнем!

Включение проектора.

- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

«Интервью».

Что вы больше всего любите?

Люблю действовать.

Что вы больше всего не любите?

Не люблю предлоги и известную всем частицу.

Что бы вы пожелали ребятам?

Чтобы русский все ребята на "десятку" знали.

На письме и в разговоре меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду - Всё в действие придёт.

Летит ракета. Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

(Н. Зиганшина) Слайд 2.

- Ну что догадались у какой части речи брали интервью?

- Совершенно верно!

- Какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Какие цели мы поставим перед собой?

Слайд 3.

- А еще не забываем, мы договорились, что наша сегодняшняя работа будет классной, интересной и позитивной!

 

 

- духовное, моральное, телесное, душевное и т.п.

 

 

- Конечно!

 

 

- С родными и друзьями.

 

 

 

 

 

- Да!

 

 

Выполняют учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы:

- Глагол.

Формулируют тему урока и цель урока.

- Глагол как часть речи.

- Повторить знания о глаголе и его грамматических признаках.

Работа по теме урока. Основной этап.

Работа с определение глагола.

2 мин


 


 

Работа в парах

3 мин


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Работа с морфологи-ческими признаками глагола.

2 мин


 


 


 


 


 


 

Работа над определением спряжения глагола

5 мин.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Работа с учебным тренажером.

3 мин

- Для начала давайте вспомним, что такое глагол? Для этого соберите определение глагола:

В предложении бывает чаще сказуемым

Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

Самостоятельная часть речи

Обозначает действие

Слайд 4.

Выключение проектора.

- Отлично, а теперь давайте поработаем в парах. За две минуты подберите глаголы-синонимы к слову «Дружить».

- Ну что готовы? Теперь каждая пара прочитает глаголы, которые они подобрали, называйте по одному глаголу по очереди.

- Видите, сколько положительных эмоций мы разделяем с нашими друзьями, сколько позитивных глаголов вы смогли подобрать! Молодцы!


 


 

Включение проектора.

- А теперь давайте вспомним: какие грамматическими признаками обладает глагол?


 


 


 

- Что такое неопределенная форма глагола?

Слайд 5.


 


 

Выключение проектора.

- Замечательно, а как вы считаете, какой грамматический признак глагола самый сложный в определении?

- Верно, спряжение – это постоянный признак глагола. Вспомним, как определить спряжение. Для этого послушайте лингвистическую сказку про спряжение:

«Жили-были в королевстве II спряжения глаголы на -ить. Дружно жили, буква И в этом спряжении правила, во всех окончаниях стояла, только букве а или я (в одной форме) ненадолго место уступала. Пришли к глаголам II спряжения 7 глаголов на -еть и 4 — на -ать, стали просить принять их в это королевство. Согласилось II спряжение, но поставило условие, чтобы глаголы эти букву е и а в суффиксах только в неопределенной форме сохраняли, а во всех остальных вели бы себя, как остальные подданные глаголы королевства II спряжения, то есть писались бы с буквами и или а (я) в окончаниях. И решили глаголы-пришельцы, что не только они, а все их потомки, с помощью приставок и суффикса (-ся) образованные, также будут во власти II спряжения навсегда.

Включение проектора.

- Прочитайте стихотворение, которое вы видите на доске.

Слайд 6.

- Спасибо большое за выразительное прочтение! Запишите глаголы-исключения в свою тетрадь для правил!


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- А теперь, для того, чтобы закрепить навык определения спряжения глагола, давайте выполним учебный тренажер!

Электронная презентация. Приложение 1.

Выполняют учебную задачу.

 

- Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?, в предложении чаще всего является сказуемым.

По очереди зачитывают записанные глаголы.

- Радоваться, веселиться, гулять, поддерживать, шутить, смеяться, помогать, ценить, беречь и т.п.

Выполняют учебную задачу. Отвечают на вопросы.

- Спряжение

Лицо (если есть)

Время (если есть)

Число (если есть)

Род (если есть)

Нельзя определить никакие грамматические признаки, отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

 


 


 

- Спряжение.


 


 

Выполняют учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение стихотворения одним учащимся вслух.

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя!      (В.Волина).

 

По цепочке определяют спряжение глагола.

 

 

 

Физкульт-минутка

3 мин

Проводится через 20 минут после начала урока.

- Ребята, давайте встанем со своих мест и немного потанцуем!

Слайд 7.

Выполняют задание.

Самостоятельная работа.

5 мин

 

 

 


 


 


 

Самооценива-ние и взаимо-оценивание

4 мин.

 

Выключение проектора.

- А теперь давайте поработаем на отметку. Работаем с карточкой. На карточке вы видите глагол, у 1 варианта - дружить, у 2 варианта – помогать, определите спряжение глагола, проспрягайте по лицам, выделите окончание.

Приложение 2.

Для учащихся с ОВЗ карточки с образцом выполнения заданий.

Приложение 3.

- А теперь обменяйтесь карточкой с соседом по парте.

Включение проектора.

- На экране вы видите образец выполнения задания и критерии оценивания.

Слайд 8

- Поставьте отметку и верните карточку, пусть каждый посмотрит на свою работу, все согласны со своей отметкой?

Выключение проектора.

Выставление отметок за задание.

Выполняют учебную задачу. Работают с карточками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводят взамопроверку.

 

 

 

Проводят взаимооценку и самоценку.

 

Подведение итогов урока

4 мин

- Ребята, вы молодцы! Отлично поработали сегодня!

Давайте подведем тоги урока:

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения является?

- Что такое неопределенная форма глагола?

- Какие грамматические признаки есть у глагола?

- По какой теме мы еще работали сегодня вместе с Зожиком?

- Напишите несколько рекомендаций на тему: «Каким должен быть настоящий друг?» У вас есть 1 минута, приступаем.

- А теперь прочитайте свои рекомендации.

- Замечательно! Я уверена, что каждый из вас обладает этими качествами, и каждый - хороший друг!

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дружба.

 

Составляют рекомендации.

 

 

Читают рекомендации по цепочке.

1. Честность. 
2. Преданность.

3. Юмор. 
4. Прощение. 

5. Надежность. 

6. Поддержка. 
7. Умение выслушать. 
8. Забота. 
9. Принятие недостатков
.
10. Уважение. 

Домашнее задание

2 мин

Включение проектора.

- А теперь откройте дневники, запишите домашнее задание:

Написать мини-сочинение.

Рассказ из одних глаголов:

Опишите свой обычный день, используя только глаголы!

Слайд 9.

Для учащихся с ОВЗ отдельные карточки с образцом выполнения домашнего задания.

Приложение 4.

Записывают д\з в дневники

Рефлексия

2 мин

- Ребята, давайте поднимемся со своих мест и подойдем к доске, встанем в круг.

- Если вам на уроке было комфортно, вы испытываете сейчас положительные эмоции, то погладьте друга по голове.

- Если ваше настроение нейтрально, то пожмите другу руку.

- Если вам грустно, вы чувствуете себя неуютно, то похлопайте друга по плечу.

Слайд 10.

- Мы с Зожиком благодарим вас за урок! Скажите: классная ли работа у нас сегодня получилась?

- Спасибо еще раз! Желаю всем отличного настроения!

Слайд 11.

Анализируют свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да, конечно!

 

 

 

 

Список информационных источников:

http://vmest.ru/nuda/interveyu-odnajdi-odnoj-chasti-rechi-predlojili-otvetite-na-vo/main.html

http://www.russisch-fuer-kinder.de/de_start/schule/texte.php%3Fauswahl%3Dzapominalki

https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-my-pojdem-nalevo.html

https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20

 

Приложение 2

Вариант 1

Определите спряжение глагола ДРУЖИТЬ,

Проспрягайте по лицам,

Выделите окончание.


 

Критерии оценивания:

Верно написаны все глаголы 1 балл, верно выделены все окончания 1 балл, верно определено спряжение 1 балл.

3 балла – «5», 2 балла – «4», 1 балл – «3»

 

Я

Ты

Мы

Вы

Он (она, оно)

Они

Вариант 2

Определите спряжение глагола ПОМОГАТЬ,

Проспрягайте по лицам,

Выделите окончание.


 

Критерии оценивания:

Верно написаны все глаголы 1 балл, верно выделены все окончания 1 балл, верно определено спряжение 1 балл.

3 балла – «5», 2 балла – «4», 1 балл – «3»

 

Я

Ты

Мы

Вы

Он (она, оно)

Они


 

 

Приложение 3

Вариант 1

Определите спряжение глагола ДРУЖИТЬ,

Проспрягайте по лицам,

Выделите окончание.

Критерии оценивания:

Верно написаны все глаголы 1 балл, верно выделены все окончания 1 балл, верно определено спряжение 1 балл.

3 балла – «5», 2 балла – «4», 1 балл – «3»

Образец выполнения задания:

РАДОВАТЬ – I спряжение


Я радую

Ты радуешь

Мы радуем

Вы радуете

Прямоугольник 5 Он (она, оно) радует

Они радуют

Я

Ты

Мы

Вы

Он (она, оно)

Они

Вариант 2

Определите спряжение глагола ПОМОГАТЬ,

Проспрягайте по лицам,

Выделите окончание.

Критерии оценивания:

Верно написаны все глаголы 1 балл, верно выделены все окончания 1 балл, верно определено спряжение 1 балл.

3 балла – «5», 2 балла – «4», 1 балл – «3»

Образец выполнения задания:

РАДОВАТЬ – I спряжение

Я радую


Ты радуешь

Мы радуем

Вы радуете

Прямоугольник 11 Он (она, оно) радует

Они радуют

Я

Ты

Мы

Вы

Он (она, оно)

Они

Приложение 4.

Образец выполнения домашнего задания: «Зазвенел, проснулся, улыбнулся, умылся, почистил, потренировался, оделся, позавтракал, позвонил, встретился, смеялись, веселились, учились, думали, узнавали, обедали, готовились, гуляли, вернулся, умылся, поужинал, готовился, задумался, дружить – любить, мыслить, жить! Собрался, написал, улыбнулся, уснул…..»

Образец выполнения домашнего задания: «Зазвенел, проснулся, улыбнулся, умылся, почистил, потренировался, оделся, позавтракал, позвонил, встретился, смеялись, веселились, учились, думали, узнавали, обедали, готовились, гуляли, вернулся, умылся, поужинал, готовился, задумался, дружить – любить, мыслить, жить! Собрался, написал, улыбнулся, уснул…..»

Образец выполнения домашнего задания: «Зазвенел, проснулся, улыбнулся, умылся, почистил, потренировался, оделся, позавтракал, позвонил, встретился, смеялись, веселились, учились, думали, узнавали, обедали, готовились, гуляли, вернулся, умылся, поужинал, готовился, задумался, дружить – любить, мыслить, жить! Собрался, написал, улыбнулся, уснул…..»

Образец выполнения домашнего задания: «Зазвенел, проснулся, улыбнулся, умылся, почистил, потренировался, оделся, позавтракал, позвонил, встретился, смеялись, веселились, учились, думали, узнавали, обедали, готовились, гуляли, вернулся, умылся, поужинал, готовился, задумался, дружить – любить, мыслить, жить! Собрался, написал, улыбнулся, уснул…..»

Образец выполнения домашнего задания: «Зазвенел, проснулся, улыбнулся, умылся, почистил, потренировался, оделся, позавтракал, позвонил, встретился, смеялись, веселились, учились, думали, узнавали, обедали, готовились, гуляли, вернулся, умылся, поужинал, готовился, задумался, дружить – любить, мыслить, жить! Собрался, написал, улыбнулся, уснул…..»
Презентация "Повторение изученного в начальной школе Глагол"
PPTX / 14.48 Мб

Приложение 1_Учебный тренажер_Спряжение глагола
PPTX / 5.22 Мб

Физкультминутка
MP4 / 12.6 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Юлия Андреевна, интересный приём - интервью с частью речи

29 August 2019