Урок по технологии в 6 классе «Блюда из круп. Каши»

2
0
Материал опубликован 5 February 2016

Тема урока: Блюда из круп. Каши.

Орг. Момент: проверка готовности к уроку.

Актуализация опорных знаний:

-Что вы предпочитаете есть на завтрак?

-К сожалению многие из вас предпочитают есть на завтрак бутерброды. Вместо того, чтобы сварить кашу, которая очень полезна для здоровья. Да и времени для приготовления каши у вас уйдёт не многим больше, чем приготовить себе бутерброды. Но вот заряда бодрости от каши вы получите на целый день, ведь любая каша-это питательный и ценный продукт в отличие от хлеба с колбасой.

- Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: он мало каши ел? (так говорят о слабеньких). Каша-это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными.

-Какие крупы для приготовления каш вы знаете? (гречка, манка, пшено, рис…)

-Какие каши из этих круп можно приготовить? (манную, перловую, гречневую…)

Сообщение темы и целей урока:

-Сегодня на уроке мы познакомимся с пищевой ценностью круп, с видами и способами приготовления каш, а также с традициями и обрядами русского народа, связанными с зерновыми культурами и злаками, изучим технологию приготовления рассыпчатой каши.

-Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Объяснение нового материала:

Вводное слово учителя.

-Каша-одно из самых распространённых русских национальных блюд, второе после щей по-своему значению на русском столе. Как говаривали в старину «Щи да каша-пища наша».

-А какие пословицы и поговорки о каше вы ещё знаете?

Задание: в приведённых пословицах и поговорках соедините начало и конец высказывания.


 

Кашу маслом…… матушка наша

Каша на ложки, а молодец… сам и расхлёбывай

Гречневая каша… не испортишь

Без печки холодно… да мала чашка

Сам кашу заварил… на ножки

Хороша кашка… без каши голодно


 

-Во времена Древней Руси «пригожими к здравию» считались каши из круп ячневых, гречневых, овсяных и пшена.

-Крупы-универсальные продукты. Они поставляют организму углеводы(65-77%), растительные белки(7-12%), жиры(6%), минеральные вещества: фосфор, железо, калий, кальций, магний.

2) Знакомство с зерновыми культурами и крупами из них получаемыми:

-Разнообразие видов русских каш базировалось на многообразии сортов круп, привозимых в Россию. Больше всего любили и ценили крупы из гречихи.

Сообщение о гречихе.

Гречневая крупа считается наиболее ценной. В ней много клетчатки, витаминов, железа и белка. Очень долго русские крестьяне каждый год в один и тот же день-26 июня угощали друг друга гречневой кашей. А поедят, скажут: «Гречневая каша-кормилица наша».

На Руси гречиху сеяли и в тёплых южных районах, и в северных губерниях. Растение это было любимо крестьянами ещё и потому, что урожай гречихи поспевает очень скоро( через 2 месяца после посева) и бывает очень обильным.

-Про гречиху в народе ходила даже особая легенда.

Легенда:

Крупеничка, дочь королевская. Была красоты неописанной. Старые и молодые, богатые и бедные-все любили девушку. Но увы, грозная туча постигла землю русскую. Досталась дочь королевская в руки злым татарам. Что тут делать бедной Крупеничке? Погибла бы она в неволе, да вдруг явился перед девушкой какой-то человек. Обратил он дочь королевскую гречневое зёрнышко, принёс его на Святую Русь, бросил в землю несеянную и диво: Крупеничка опять приняла человеческий образ, а шелуха зерна, откинутая с превращённой, развела у нас до сей поры душистую и цветущую гречку.

-Гречку рекомендуют как общеукрепляющее средство. А гречишный мёд наряду с липовым считается самым душистым и целебным.

-Второе место по пищевой ценности занимает овсяная каша.

Сообщение.

Овёс был очень популярен у скифов, германцев и шотландцев. В нём много растительного белка, витаминов и минералов. В средневековой Шотландии даже к королевскому столу нередко подавали овсяную кашу, овсяный хлеб и овсяные лепёшки. Шотландская королева Мария Стюарт любила есть по утрам овсяную кашу.

-сейчас кроме крупы популярны овсяные хлопья быстрого приготовления, их не надо варить. Залил кипятком и готово. Такие хлопья рекомендуются для завтраков. Хлопья «Геркулес»-в честь кого названы?

Рисовая каша тоже популярна, но в ней меньше содержание белков.

Сообщение.

Рисом питается большая часть населения Земли, прежде всего в Азии. В Европу рис привёз А. Македонский. В Индии при обряде венчания жениха и невесту посыпают рисовой мукой, как символ благополучия и изобилия.

В Англии любят рисовый пудинг, в Болгарии-гювеч-рис с овощами, в странах Востока и Азии-плов.

Сообщение.

Пшеница занимает наибольшую площадь посевов. Основную часть зерна перемалывают на муку, выпекают хлеб. Из другой части делают крупы: пшеничную и манную.

Маленьких детей начинают кормить манной кашей, так как она хорошо усваивается организмом. Жидкие манные каши рекомендуют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Сообщение.

Просо. Родина его-Китай. Лепёшка из проса-первая твёрдая еда, которую дают младенцу. Амбар, полный ржи-знак богатства и изобилия.

Пшенные каши и супы с пшеном включают в питание при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

Сообщение.

Ячмень. По своей питательности превосходит пшеницу, овёс и рожь. В его зерне много крахмала и белка. Из ячменя получают ячневую и перловую крупу.

Перловая каша была любимой у Петра 1. Очень полезна при заболеваниях кишечника.

-Найдите образцы круп у себя на столах. Рассмотрите их внешний вид, строение. Чем они отличаются друг от друга? (цветом, формой…)

3) Роль каши в русских обрядах.

-Большая роль отводится каше в старинных русских обрядах.

Сообщение.

В старину существовал обряд кормления гостей кашей в честь новорожденных. Повивальная бабка угощала гостей кашей, а они давали денег ей и новорожденному. Рождественские праздники, крестины, поминки и многие другие события в жизни народа не обходились без каши.

В 10 веке у русских князей был обычай для заключения мирного договора варить кашу. После этого мир считался восстановленным. «С ним кашу не сваришь»-невозможно договориться, сделать какое-либо дело. (когда так говорим?)

4) Технология приготовления каши.

-В русской кухне каши издавна делились на три основных вида: рассыпчатые, вязкие, жидкие. Каждый из перечисленных видов отличается соотношением количества жидкости и крупы.

-Запишите в тетрадях

Виды каш:

Жидкие-варят на молоке или молоко+вода из различных круп. Подают на завтрак или ужин.

Вязкие-варят из любой крупы на молоке или воде. Для них требуется меньше жидкости, чем для приготовления жидких каш. Используют для приготовления запеканок и котлет.

Рассыпчатые-варят на воде. Воды берут ровно столько, сколько поглощают набухшие зёрна до полного размягчения. Используют как гарнир.

Варить каши лучше в алюминиевой посуде (не пригорает)

-Чтобы вы не забывали, сколько жидкости и крупы надо положить при приготовлении определённого вида каши, я дам вам вот такую памятку. Вклейте её в тетрадь. Она поможет при выполнении д/з.

5) Работа по таблице «Первичная обработка крупы»

-А какую же первичную обработку должна пройти крупа?

Я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте найти ошибку в действиях мальчика:

Я насыпал в миску риса и залил его водой.

Рис поднялся, разварился

Дышит, пышет, как живой.

Из-под крышки пар клубится

Крышка прыгает, звеня

Приходите все учиться кашеварить у меня!


 

-Что забыл сделать мальчик? (помыть крупу)

-А какую ещё первичную обработку проходят крупы? Заполним таблицу.


 

Крупа

Перебирают

Просеивают

Моют

Замачивают

манная

-

+

-

-

гречневая

+

-

-

-

рисовая

+

-

+

-

перловая

+

-

+

+

овсяная

+

-

-

-


 


 

Перебирают: все, кроме манной

Просеивают: только манную

Моют: все, кроме манной, гречневой, овсяной

Замачивают: только перловую на 2-3 часа

6) Практическая работа:

-А сейчас давайте на практике освоим один из видов первичной обработки крупы-переборку.

-Как вы думаете, зачем это надо делать? (убрать сор)

(девочки перебирают крупу):пальчиковая гимнастика используется

7) Требования к качеству круп:

-А кто из вас знает, как надо хранить крупы? Как и где у вас в доме хранятся крупы?

1. Крупу хранят в сухом, хорошо проветриваемом помещении.

2. Для хранения используют полотняный мешочек или стеклянные и металлические банки.

3. Крупу время от времени необходимо проветривать, чтобы она не приобрела затхлого запаха и не прогоркла.

-Соблюдая эти правила, вы всегда сможете приготовить вкусную и ароматную кашу.

Закрепление полученных знаний.

-И в заключение урока тест.

1). При приготовлении каши крупу засыпают в

А) кипящую воду

Б) горячую воду

В) холодную воду

2). Какую крупу замачивают перед варкой?

А) гречневую

Б) перловую

В) рисовую

3). В чём варят крупы, чтобы получить рассыпчатые каши?

А) в бульоне

Б) в молоке

В) в воде

4). Как называются жидкие блюда из круп:

А) каши

Б) супы

В) пудинги

5). В какой посуде лучше варить каши?

А) в эмалированной

Б) в металлической

В) в алюминиевой

(Взаимопроверка: обменяться тестами, затем проверка на слайде)

Подведение итогов урока. Комментирование оценок.

Домашнее задание:

Пользуясь технологической картой приготовить дома рассыпчатую гречневую кашу

Подготовить сообщение на тему «Гурьевская каша»: чем знаменита, кто придумал, рецепт этой каши.


 

Комментарии
Комментариев пока нет.