Урок по технологии в 6 классе «Блюда из круп. Каши»
Тема урока: Блюда из круп. Каши.
Орг. Момент: проверка готовности к уроку.
Актуализация опорных знаний:
-Что вы предпочитаете есть на завтрак?
-К сожалению многие из вас предпочитают есть на завтрак бутерброды. Вместо того, чтобы сварить кашу, которая очень полезна для здоровья. Да и времени для приготовления каши у вас уйдёт не многим больше, чем приготовить себе бутерброды. Но вот заряда бодрости от каши вы получите на целый день, ведь любая каша-это питательный и ценный продукт в отличие от хлеба с колбасой.
- Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: он мало каши ел? (так говорят о слабеньких). Каша-это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными.
-Какие крупы для приготовления каш вы знаете? (гречка, манка, пшено, рис…)
-Какие каши из этих круп можно приготовить? (манную, перловую, гречневую…)
Сообщение темы и целей урока:
-Сегодня на уроке мы познакомимся с пищевой ценностью круп, с видами и способами приготовления каш, а также с традициями и обрядами русского народа, связанными с зерновыми культурами и злаками, изучим технологию приготовления рассыпчатой каши.
-Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Объяснение нового материала:
Вводное слово учителя.
-Каша-одно из самых распространённых русских национальных блюд, второе после щей по-своему значению на русском столе. Как говаривали в старину «Щи да каша-пища наша».
-А какие пословицы и поговорки о каше вы ещё знаете?
Задание: в приведённых пословицах и поговорках соедините начало и конец высказывания.
Кашу маслом…… матушка наша
Каша на ложки, а молодец… сам и расхлёбывай
Гречневая каша… не испортишь
Без печки холодно… да мала чашка
Сам кашу заварил… на ножки
Хороша кашка… без каши голодно
-Во времена Древней Руси «пригожими к здравию» считались каши из круп ячневых, гречневых, овсяных и пшена.
-Крупы-универсальные продукты. Они поставляют организму углеводы(65-77%), растительные белки(7-12%), жиры(6%), минеральные вещества: фосфор, железо, калий, кальций, магний.
2) Знакомство с зерновыми культурами и крупами из них получаемыми:
-Разнообразие видов русских каш базировалось на многообразии сортов круп, привозимых в Россию. Больше всего любили и ценили крупы из гречихи.
Сообщение о гречихе.
Гречневая крупа считается наиболее ценной. В ней много клетчатки, витаминов, железа и белка. Очень долго русские крестьяне каждый год в один и тот же день-26 июня угощали друг друга гречневой кашей. А поедят, скажут: «Гречневая каша-кормилица наша».
На Руси гречиху сеяли и в тёплых южных районах, и в северных губерниях. Растение это было любимо крестьянами ещё и потому, что урожай гречихи поспевает очень скоро( через 2 месяца после посева) и бывает очень обильным.
-Про гречиху в народе ходила даже особая легенда.
Легенда:
Крупеничка, дочь королевская. Была красоты неописанной. Старые и молодые, богатые и бедные-все любили девушку. Но увы, грозная туча постигла землю русскую. Досталась дочь королевская в руки злым татарам. Что тут делать бедной Крупеничке? Погибла бы она в неволе, да вдруг явился перед девушкой какой-то человек. Обратил он дочь королевскую гречневое зёрнышко, принёс его на Святую Русь, бросил в землю несеянную и диво: Крупеничка опять приняла человеческий образ, а шелуха зерна, откинутая с превращённой, развела у нас до сей поры душистую и цветущую гречку.
-Гречку рекомендуют как общеукрепляющее средство. А гречишный мёд наряду с липовым считается самым душистым и целебным.
-Второе место по пищевой ценности занимает овсяная каша.
Сообщение.
Овёс был очень популярен у скифов, германцев и шотландцев. В нём много растительного белка, витаминов и минералов. В средневековой Шотландии даже к королевскому столу нередко подавали овсяную кашу, овсяный хлеб и овсяные лепёшки. Шотландская королева Мария Стюарт любила есть по утрам овсяную кашу.
-сейчас кроме крупы популярны овсяные хлопья быстрого приготовления, их не надо варить. Залил кипятком и готово. Такие хлопья рекомендуются для завтраков. Хлопья «Геркулес»-в честь кого названы?
Рисовая каша тоже популярна, но в ней меньше содержание белков.
Сообщение.
Рисом питается большая часть населения Земли, прежде всего в Азии. В Европу рис привёз А. Македонский. В Индии при обряде венчания жениха и невесту посыпают рисовой мукой, как символ благополучия и изобилия.
В Англии любят рисовый пудинг, в Болгарии-гювеч-рис с овощами, в странах Востока и Азии-плов.
Сообщение.
Пшеница занимает наибольшую площадь посевов. Основную часть зерна перемалывают на муку, выпекают хлеб. Из другой части делают крупы: пшеничную и манную.
Маленьких детей начинают кормить манной кашей, так как она хорошо усваивается организмом. Жидкие манные каши рекомендуют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
Сообщение.
Просо. Родина его-Китай. Лепёшка из проса-первая твёрдая еда, которую дают младенцу. Амбар, полный ржи-знак богатства и изобилия.
Пшенные каши и супы с пшеном включают в питание при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
Сообщение.
Ячмень. По своей питательности превосходит пшеницу, овёс и рожь. В его зерне много крахмала и белка. Из ячменя получают ячневую и перловую крупу.
Перловая каша была любимой у Петра 1. Очень полезна при заболеваниях кишечника.
-Найдите образцы круп у себя на столах. Рассмотрите их внешний вид, строение. Чем они отличаются друг от друга? (цветом, формой…)
3) Роль каши в русских обрядах.
-Большая роль отводится каше в старинных русских обрядах.
Сообщение.
В старину существовал обряд кормления гостей кашей в честь новорожденных. Повивальная бабка угощала гостей кашей, а они давали денег ей и новорожденному. Рождественские праздники, крестины, поминки и многие другие события в жизни народа не обходились без каши.
В 10 веке у русских князей был обычай для заключения мирного договора варить кашу. После этого мир считался восстановленным. «С ним кашу не сваришь»-невозможно договориться, сделать какое-либо дело. (когда так говорим?)
4) Технология приготовления каши.
-В русской кухне каши издавна делились на три основных вида: рассыпчатые, вязкие, жидкие. Каждый из перечисленных видов отличается соотношением количества жидкости и крупы.
-Запишите в тетрадях
Виды каш:
Жидкие-варят на молоке или молоко+вода из различных круп. Подают на завтрак или ужин.
Вязкие-варят из любой крупы на молоке или воде. Для них требуется меньше жидкости, чем для приготовления жидких каш. Используют для приготовления запеканок и котлет.
Рассыпчатые-варят на воде. Воды берут ровно столько, сколько поглощают набухшие зёрна до полного размягчения. Используют как гарнир.
Варить каши лучше в алюминиевой посуде (не пригорает)
-Чтобы вы не забывали, сколько жидкости и крупы надо положить при приготовлении определённого вида каши, я дам вам вот такую памятку. Вклейте её в тетрадь. Она поможет при выполнении д/з.
5) Работа по таблице «Первичная обработка крупы»
-А какую же первичную обработку должна пройти крупа?
Я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте найти ошибку в действиях мальчика:
Я насыпал в миску риса и залил его водой.
Рис поднялся, разварился
Дышит, пышет, как живой.
Из-под крышки пар клубится
Крышка прыгает, звеня
Приходите все учиться кашеварить у меня!
-Что забыл сделать мальчик? (помыть крупу)
-А какую ещё первичную обработку проходят крупы? Заполним таблицу.
Крупа |
Перебирают |
Просеивают |
Моют |
Замачивают |
манная |
- |
+ |
- |
- |
гречневая |
+ |
- |
- |
- |
рисовая |
+ |
- |
+ |
- |
перловая |
+ |
- |
+ |
+ |
овсяная |
+ |
- |
- |
- |
Перебирают: все, кроме манной
Просеивают: только манную
Моют: все, кроме манной, гречневой, овсяной
Замачивают: только перловую на 2-3 часа
6) Практическая работа:
-А сейчас давайте на практике освоим один из видов первичной обработки крупы-переборку.
-Как вы думаете, зачем это надо делать? (убрать сор)
(девочки перебирают крупу):пальчиковая гимнастика используется
7) Требования к качеству круп:
-А кто из вас знает, как надо хранить крупы? Как и где у вас в доме хранятся крупы?
1. Крупу хранят в сухом, хорошо проветриваемом помещении.
2. Для хранения используют полотняный мешочек или стеклянные и металлические банки.
3. Крупу время от времени необходимо проветривать, чтобы она не приобрела затхлого запаха и не прогоркла.
-Соблюдая эти правила, вы всегда сможете приготовить вкусную и ароматную кашу.
Закрепление полученных знаний.
-И в заключение урока тест.
1). При приготовлении каши крупу засыпают в
А) кипящую воду
Б) горячую воду
В) холодную воду
2). Какую крупу замачивают перед варкой?
А) гречневую
Б) перловую
В) рисовую
3). В чём варят крупы, чтобы получить рассыпчатые каши?
А) в бульоне
Б) в молоке
В) в воде
4). Как называются жидкие блюда из круп:
А) каши
Б) супы
В) пудинги
5). В какой посуде лучше варить каши?
А) в эмалированной
Б) в металлической
В) в алюминиевой
(Взаимопроверка: обменяться тестами, затем проверка на слайде)
Подведение итогов урока. Комментирование оценок.
Домашнее задание:
Пользуясь технологической картой приготовить дома рассыпчатую гречневую кашу
Подготовить сообщение на тему «Гурьевская каша»: чем знаменита, кто придумал, рецепт этой каши.