Урок-презентация по технологии «Блюда из яиц» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
5 класс. Тема урока. «Блюда из яиц»
Тип урока. Комбинированный.
Цель урока.
Дать представление о пищевой ценности яиц, их значении в питании человека и научить готовить блюда из яиц.
Задачи урока.
Образовательные.
Обеспечить восприятие и осмысление представлений о яйце и яичных продуктах. Сформировать навыки по определению доброкачественности яиц и научить технологии приготовления, оформлению и подачи блюд из яиц.
Развивающие.
Развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.
Расширять кругозор, развивать эстетический вкус, внимание, память, творческие способности.
Создать условия для выполнения самостоятельной деятельности.
Воспитательные.
Воспитывать аккуратность, опрятность в работе, навыки культурного поведения, взаимодействие в коллективе.
Необходимое оборудование и материалы.
Оборудование кухни – лаборатории, инструменты, приспособления, посуда.
Куриные яйца для лабораторной и практической работы.
Набор продуктов для практической работы.
Бумажные заготовки яиц (два цвета)
Компьютер, проектор, экран.
Слайдовая презентация.
Для учащихся:
тетрадь творческих работ,
учебники «Технология» 5 класс под редакцией Симоненко В.Д. (стр. 146-149),
письменные принадлежности.
Подробный конспект урока
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы урока.
Определение цели и постановка задач на урок.
Послушайте загадку:
Может и разбиться!
Может и свариться!
Если хочешь, в птицу может превратиться (ответ Яйцо)
Скажите, пожалуйста, о чем мы будем говорить на уроке?
Дети отвечают… (о яйцах)
Учитель: Откройте тетради. Запишите тему урока «Блюда из яиц»
Сформулируйте задачи на урок. Для этого используйте слова помощники, которые представлены на слайде: ВСПОМНИМ; УЗНАЕМ; НАУЧИМСЯ.
Немного истории. (Слайд №3)
Древние народы считали яйцо прообразом Вселенной - из него родился мир, окружающий человека. Древние греки, римляне, египтяне и многие другие народы относились к яйцу как к символу рождения.
В старину древние народы, считали, что яйцо – это символ вселенной и символ рождения.
Во многих странах мира во вторую пятницу октября отмечают Всемирный день яйца (World Egg Day) — праздник всех любителей яиц, омлетов, запеканок и глазуньи… (слайд №4)
Объяснение нового материала: (Слайд №5)
Учитель:
- Ребята, скажите, какие еще бывают яйца птиц? (дети отвечают)
Посмотрите на слайд – яйца бывают разные: утиные, гусиные, перепелиные и т.д. и все они очень полезные, но чаще всего мы употребляем в пищу куриные яйца.
(Слайд №6)
— Посмотрите на слайд «Питательная ценность яиц», назовите, - какие питательные вещества содержатся в яйце (учащиеся называют).
- Современная наука определила, что в состав яиц входят жизненно необходимые человеку вещества: белки, жиры, минеральные соли, витамины: А, D, Е и В (слайд №7).
Основная часть полезных веществ сосредоточена в желтке.
(Слайд №8)
- Давайте посмотрим на строение яйца. Яйцо покрыто скорлупой, под которой находятся две подскорлупные оболочки. Между ними образуется воздушная камера – пуга. В процессе хранения яиц пуга увеличивается. Под оболочками находится белок. В середине его на двух канатиках «подвешен» желток. Белок составляет около 60% содержимого яйца, а желток – около 40%.
(Слайд №9)
Согласно статистике, человек ежегодно употребляет в пищу около 200 куриных яиц.
—На яйцах, купленных в магазине, стоит штамп. Какую информацию он содержит? Учащиеся высказывают своё мнение
Маркированные яйца с указанной датой называются диетическими.
По истечении 7 суток они становятся столовыми (слайд №10).
Куриное яйцо |
||
1-й категории (45 – 60г) Диетическое 2-й категории (40г. и меньше) |
Столовое (срок хранения до 30 суток) |
Меланж - замороженная смесь белка с желтком |
Яичный порошок - высушенный меланж |
- Крупные яйца массой 45г. и более маркируют красной краской – это продукт 1-й категории.
- Яйца массой 40г. и меньше – синей краской – это продукт 2-й категории.
К яичным продуктам относятся меланж (замороженная смесь белка с желтком) и яичный порошок (высушенный меланж). Эти продукты особенно удобны для использования в пищевой промышленности и на предприятиях общественного питания (слайд №11).
Срок хранения яиц в холодильнике — 30 суток, при комнатной температуре — 12 суток (слайд №12).
5. Лабораторная работа.
Очень важно, чтобы яйца были свежими.
Как определить свежесть яйца? (ребята высказывают своё мнение)
Для определения их доброкачественности можно использовать несколько способов.
Просвечивание (с помощью овоскопа). (Слайд №14)
По внешнему виду и запаху. (Слайд №15)
3. Погружение в воду. (Слайд №16)
Проведём опыт и определим качество яиц в подсолённой воде.
Ход работы.
Работа в группах: бумажные заготовки яиц (желтого и оранжевого цвета) раздаем учащимся, затем по цвету формируем группы.
1. В стакане с водой разведём столовую ложку соли.
2. Опустим в стакан яйцо и определим его качество в соответствии с рисунком на слайде.
3. Оформите результаты опыта в тетради творческих работ
Качество яйца |
Положение яйца |
Яйцо свежее |
Опустилось на дно стакана |
Недостаточно свежее |
Плавает чуть выше дна |
Недоброкачественное |
Находится на поверхности жидкости |
Учитель: работаем в парах. Раздать листы «Меры предосторожности при работе с яйцами». Прочитайте и обсудите.
«Меры предосторожности при работе с яйцами» (ОПРОС) (слайд №22)
1.Хранить яйца отдельно от других пищевых продуктов (в холодильнике – в специальных лотках острым концом вниз, чтобы не было давления на воздушную камеру).
2.Мыть руки после того, как брали в руки сырые яйца.
3.Перед приготовлением блюд из яиц вымыть их в теплой воде с пищевой содой при помощи щетки.
4.Не употреблять в пищу яйца с треснутой скорлупой.
Обсудили? Скажите, что же мы должны знать работая с яйцами? Что еще должны учитывать?
А еще есть правильный способ хранения яиц в холодильнике (слайд №24)
Яйца сохраняются лучше, если лежат тупым концом вверх.
-
При отсутствии холодильника яйца можно сохранить свежими, если смазать скорлупу тонким слоем сала или растительного масла, завернуть каждое яйцо в бумагу, уложить в корзинку и повесить ее в темном проветриваемом месте.
Учитель:
- Какие вкусные блюда можно приготовить из яиц? (слайд №25)
- Яйца используются в кулинарии очень широко (для приготовления десертов, изделий из теста, в начинках, при украшении, в салатах и в сыром, жареном и вареном виде) (Слайд №26)
В кухне народов мира можно найти около 3 тысяч рецептов блюд из яиц.
- Посмотрите какие существуют приспособления для приготовления блюд из яиц (для варки и жарки, для нарезки, для употребления) (Слайд №27)
Как же правильно варить яйца?
Рассмотрим способы варки яиц (Слайд №28-30)
Способ приготовления |
Время приготовления, мин |
Готовность |
Всмятку |
2 |
Белок свернулся наполовину, желток не свернулся |
«В мешочек» |
4 - 5 |
Белок свернулся, желток не свернулся |
Вкрутую |
7 - 10 |
Желток и белок свернулся |
«Пашот» |
3,5 |
Без скорлупы |
- Существуют некоторые тонкости яичного этикета.
Как культурно съесть яйцо (слайд №31, 32)
Вызвать 2 человека (вареные яйца, ложка или вилка)
Если вам подали яйца вкрутую, ни в коем случае не разбивайте их о краешек стола или тарелки. Согласно правилам этикета, надо взять яйцо в левую руку и ложкой сделать пару-тройку резких ударов по скорлупе. Затем очищаете ее и убираете на край тарелки.
Когда яйцо «освобождено», держите его для устойчивости левой рукой и разрезаете вдоль на две половинки – это можно делать ножом или вилкой.
.
- Давайте посмотрим. Какие существуют профессии, связанные с яйцами: птичница, оператор птицефабрики, повар, кондитер (слайд №33, 34).
Проверка знаний учащихся. (Слайд №35)
- ответьте на вопросы: 1. Какая наиболее ценная часть яйца? (желток)
2. как называются яйца, поступившие в продажу не позднее 7 суток? (диетические)
3. Как определить качество яйца? (на свет, в соленой воде, по запаху)
4. Какое яйцо варится 10 минут? (в крутую)
5. Как правильно хранить яйца в холодильнике? (тупым концом к верху)
Подведение итогов занятия. (слайд №36)
- Итак, что вы УЗНАЛИ нового на уроке?
- Что еще хотели бы узнать по теме?
Обобщение знаний учащихся. Объявление оценок
Домашнее задание: повторить изученный материал. Приготовить омлет или яичницу.
Урок окончен. (Слайд №37)